Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за непроведения обязательного аудита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Кому необходимо проходить проверку
Независимый аудит весьма целесообразен с точки зрения владельца бизнеса, так как затраты на ее проведение компенсируются следующими моментами:
- подтверждение достоверности данных, которые используются при анализе финансового положения компании;
- проверка качества работы бухгалтерии как важного подразделения;
- выявление имеющихся рисков.
Однако к отдельной категории организаций предъявляется законодательное требование по обязательному аудиту. К таким организациям относятся:
- акционерные (включая закрытые) общества;
- выходящие со своими ц/б на биржу;
- организаторы торгов;
- профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
- застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
- негосударственные (включая пенсионные) фонды.
Обязанность предоставить аудиторское заключение возникает и у любой другой организации, если ее финансовые показатели которой достигли определенных значений (от 400 млн. руб. по выручке и от 60 млн. руб. по валюте баланса).
- Руководство ООО МФК «ИнкассоЭксперт» выражает благодарность Аудиторской компании «Камертон-АК» за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты «Камертон-АК» обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»
- Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности. Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»
- При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности. Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»
- Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»
- В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности. Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»
- В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах. Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»
- Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта
- В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»
- Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности Домогарова Т.В. ФГБУ «ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи»
- В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета. Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина
Обязательный финансовый аудит: критерии, особенности и штрафы в 2022 году
Часто компании сталкиваются с ситуацией, когда по документам бизнес прибыльный, а по факту — есть финансовые трудности. Это действительно возможно. Но для того, чтобы понять истинные причины возникшей ситуации необходимо провести контрольные меры. Компания может поручить такое задание своим работникам, но практика показывает, что аудиторская проверка эффективнее, ведь аудиторы — независимые лица.
Это лучше разобрать на примере.
Компания работала с прибылью. Но свободных денежных средств было мало. Руководство поручило аудиторам выяснить причины.
Анализ бухгалтерской отчетности, расчет финансовых показателей, которые характеризуют эффективность бизнес-процессов, а также проверка документов позволили аудиторам установить главные источники проблемы. Это:
- несоблюдение сроков погашения дебиторской задолженности;
- закупка сырья «про запас» (несоответствие потребностям производственного процесса);
- невыгодные условия работы с покупателями (соглашения предусматривали отсрочку оплаты).
После аудиторской проверки руководство компании приняло важные меры. В частности:
- наняли на работу юриста, который стал работать с должниками (контролировать оплату, составлять претензии, обговаривать сроки оплаты и др.);
- стали закупать сырье по производственной необходимости;
- поменяли условия работы с покупателями на более выгодные.
Результат: разница от поступления и оттока денежных средств составила более 100 млн руб.
Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении – до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.
Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических – от 3000 до 5000 рублей.
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:
- либо вместе с бухгалтерской отчетностью
- либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:
- на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
- на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.
С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
В этой связи проведение аудита может оказать руководству дополнительную помощь в управлении компании: проведение аудита даст достоверную информацию о положении организации и, возможно, поможет избежать ответственности.
Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:
- Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
- Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
- Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
Ответственность за нарушение ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «Обязательный аудит»
Нарушение | Последствия нарушения | Ссылки |
Не проведение обязательного аудита отдельными организациями Отсутствие обязательного аудиторского заключения | административная ответственность должностных лиц: штраф дисквалификация | ст. 15.11 КоАП РФ |
проведение проверок направление предписаний применение иных мер Банком России (в случае не проведения обязательного аудита кредитной организацией) | ст. ст. 73, 74 ФЗ «О ЦБ РФ» | |
Непредставление или представление недостоверных сведений о результатах обязательного аудита в ЕФРСФДЮЛ | административная ответственность должностных лиц: штраф дисквалификация | ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП РФ |
проведение проверок направление предписаний применение иных мер Банком России (в случае непредставления сведений кредитной организацией) | ст. ст. 73, 74 ФЗ «О ЦБ РФ» | |
Заключение договора о проведении обязательного аудита без проведения открытого конкурса в предусмотренном 44-ФЗ порядке и/или реже чем каждые 5 лет | признание сделки недействительной, применение последствий недействительной сделки возврат неосновательного обогащения с уплатой процентов (при не равноценности взаимных предоставлений сторон по недействительной сделке) | ст. 168 ГК РФ ст. 167 ГК РФ п. 55 ПП ВС РФ от 24.03.2016 N 7 ст. 1102 ГК РФ ст. 395 ГК РФ |
обжалование неправомерных действий | ч. 15.1 ст. 99, ч. 1 ст. 105 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ) ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» (для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ) п. 4 Письма Минфина N 24-04-06/3691, ФАС N РП/4072/18 от 24.01.2018 | |
проведение внеплановой проверки | ч. 15 ст. 99 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ) п. 11 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» (для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ) | |
выдача предписания об устранении нарушений | п. 2 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ) пп. «а» п. 3.1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» (для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ) | |
приостановка заключения контракта (для заказчиков по 44-ФЗ) | ч. 7 ст. 10644-ФЗ | |
приостановка процедуры закупки: для заказчиков по 223-ФЗ лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ и 44-ФЗ | ч. 11 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» | |
проведение прокурорской проверки |
|
Аудит и обязательный аудит
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.
Представление аудиторского заключения в ГИР БО
Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).
ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.
Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:
Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.
Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.
Когда аудит становится обязательным
Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:
— акционерные общества (в том числе ЗАО);
— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
— жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);
— организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
— негосударственным пенсионным или иным фондом;
Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.
Кроме того, в общем случае, аудит обязателен, если финансовые показатели организации достигли следующих значений:
— выручка превышает 400 млн. рублей;
— валюта баланса превышает 60 млн. рублей.
Финансовые показатели берутся за год, предшествующий отчетному. То есть необходимость проведения аудита за 2019 год определяется по результатам анализа финансовых показателей за 2018 год.
Последствия непроведения обязательного аудита
Федеральный Закон № 307-ФЗ, в частности, статья 5, гласит, что определенные категории компаний обязаны проводить обязательный аудит независимой стороной минимум один раз в год. Отказ или несоблюдение сроков проведения процедуры грозит штрафными санкциями в отношении организации. Список штрафов перечислен в законе «Об аудиторской деятельности».
Кроме штрафов для компании, для руководителя или управляющего состава организации может также иметь место дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность. Руководитель компании несет ответственность за правильность подготовки финансовой отчетности и ее обязательный аудит. В случае если он также является сотрудником этой организации (например, членом правления, нанятым на основании трудового договора), невыполнение обязательства по представлению финансовой отчетности на обязательный аудит может рассматриваться как серьезное нарушение обязательств и являться основанием для расторжения трудового договора без уведомления.
Кроме того, в организациях, на которых распространяется установленное законом обязательство по аудиту финансовой отчетности, непроведение проверки затрудняет выполнение других обязательств, возложенных на организацию положениями Закона, а именно:
- невозможно оценить состояние бухгалтерской документации, что может иметь место только после утверждения финансовой отчетности независимым аудитором;
- невозможно представить заключение партнерам или акционерам организации без отчета внешнего аудитора;
- утвержденная финансовая отчетность не может быть представлена в государственные органы из-за необходимости проведения аудита;
- невозможно опубликовать финансовую отчетность без заключения внешнего аудитора.
Непроведение обязательного аудита предусматривает штрафы:
- для физических лиц – от 2 до 4 тыс. рублей;
- для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей;
- для юридических лиц – от 500 до 700 тыс. рублей.
В случае повторного правонарушения относительно проведения обязательного аудита ответственные должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на срок 1-3 года. Непредоставление результатов проверки в налоговый орган не предусматривает юридической ответственности, но представители государственной службы могут составить протокол об административном правонарушении на руководителей организации.
Штраф за отсутствие аудиторского заключения в 2021 году для ао
История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2021 № Ф03-1384/2021 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2021 № 06АП-7142/2021 Шестого арбитражного апелляционного суда).
- за прошлый год величина выручки составила больше 400 млн. рублей;
- размер активов бух. баланса к концу года был больше 60 млн. рублей;
- ценные бумаги предприятия допущены к торгам на бирже;
- компания раскрывает консолидированную бухгалтерскую отчетность;
- в других законодательно установленных случаях.
Аудитор не следователь. Он будет искать доказательства добросовестности компании, а не преступления. Читайте подробно в статье Как изменился аудит: о каких секретах компаний расскажут аудиторы, как и о чем с ними можно договориться, как изменились проверки и их стоимость, как подготовиться к встрече с аудитором.
- кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
- организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
- компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
- участники рынка ценных бумаг.
В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в отечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).
Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.
- Модифицированное. Формируется, если проверка выявила серьезные неточности в представляемых финансовых отчетах, или аудиторы не имеют возможность получить доказательство того, такие неточности в них отсутствуют.
- Немодифицированное. Составляется, когда проверенная отчетность, соответствует всем законодательным нормам.
Кому необходимо проходить проверку
Независимый аудит весьма целесообразен с точки зрения владельца бизнеса, так как затраты на ее проведение компенсируются следующими моментами:
- подтверждение достоверности данных, которые используются при анализе финансового положения компании;
- проверка качества работы бухгалтерии как важного подразделения;
- выявление имеющихся рисков.
Однако к отдельной категории организаций предъявляется законодательное требование по обязательному аудиту. К таким организациям относятся:
- акционерные (включая закрытые) общества;
- выходящие со своими ц/б на биржу;
- организаторы торгов;
- профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
- застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
- негосударственные (включая пенсионные) фонды.
Обязанность предоставить аудиторское заключение возникает и у любой другой организации, если ее финансовые показатели которой достигли определенных значений (от 400 млн. руб. по выручке и от 60 млн. руб. по валюте баланса).
Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2022 году
Санкции и административная ответственность со стороны Росстата не так критичны и ощутимы для предприятий. Максимальная сумма – до 5 тыс. рублей. На должностное лицо могут выписать штраф максимум до 500 рублей. Норма закреплена в ст. 19.7 КоАП РФ.
Также важно понимать, что сам штраф и его уплата – это только санкция, но ее выполнение не освобождает субъекта от предоставления самого аудиторского заключения. И даже если заплатить 5 000 рублей за отсутствие документа, все равно нужно предъявить и саму бумагу (п. 4. ст. 4.1 КоАП).
- 4 факта об обязательном аудите
- Цена вопроса или сколько потеряет компания
- Чем компания рискует без качественного аудита?
- Сроки привлечения руководителя к ответственности
В настоящее время продолжается обсуждение увеличения санкций и штрафов по отношению к компаниям, не прошедшим обязательный аудит, предусмотренный законом, и не предоставившим аудиторское заключение. Кроме того, ответственность за отсутствие аудиторского заключения распространяется и на контролирующих должника лиц (КДЛ) — собственников, руководителей и бухгалтеров. В материале рассказываем, что необходимо помнить об ответственности за непроведенный аудит, а также чем рискует компания без качественного аудита?
Сейчас за непредоставление АЗ штрафы небольшие: 3-5 тыс. руб. для юрлица, а на руководство могут наложить штраф и вовсе в 300-500 руб.
При этом рассматривается проект изменений в КоАП, по которому штраф для юрлиц за отсутствие аудиторского заключения составит минимум 700 тыс. руб.
АО же уже сегодня придется заплатить существенно больше, чем иным юрлицам: для них штрафы за неопубликованное в установленный срок аудиторское заключение от 700 тыс.руб. до 1 млн руб., а руководителям — штраф от 30 до 50 тыс. руб. Такой же штраф взимается и за раскрытие информации не в полном объеме, или недостоверной, вводящей в заблуждение информации, в том числе и в отношении публикуемой бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).
За 2021 год АО должно опубликовать аудиторское заключение на специальной странице в сети Интернет, предоставляемой одним из аккредитованных агентств, не позже 3 дней с даты составления, но не позднее 30 апреля 2022 года (п. 1.6, 58.2, 58.3 Положения Банка России № 714-П от 27.03.2020).
Аудиторское заключение необходимо предоставить в ИФНС в течение десяти дней с даты его получения и до 31 декабря следующего года, после отчетного периода.
Судебная практика:
-
Общество опубликовало бухгалтерскую отчетность без аудиторского заключения. Результат: Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 700 тыс. руб. Общество оспорило данный штраф, который судом был снижен до 350 тыс руб. с учетом финансового состояния Общества, отсутствия информации о привлечении Общества к административной ответственности за аналогичные правонарушения и иных обстоятельств. Апелляция оставила данное решение без изменений (Постановление Пятнадцатого ААС от 01.06.2020 г. N 15АП-2374/2020).
-
Обществом опубликована годовая бухгалтерская отчетность без аудиторского заключения, которое было опубликовано отдельно за пределами установленных сроков. За данное нарушение Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 тыс. руб., который был оспорен и снижен судом до 350 тыс. руб. Апелляционная инстанция решение суда оставила в силе (Постановление Семнадцатого ААС от 16.01.2020 г. N 17АП-18443/2019-АК).
За искажение данных бухгалтерской отчетности предусмотрены санкции по статье 120 НК РФ — от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. и по статье 15.11 КоАП — от 5 тыс. руб. до 20 тыс. руб. с возможностью дисквалификации ответственных должностных лиц на срок до 2 лет.
Ответственность за непрохождение обязательного аудита
Дата публикации 21.01.2020
В соответствии с п. 5 Закона № 307-ФЗ об аудите организация обязана его проводить. Какая ответственность ждет организацию, если она не будет проводить обязательный аудит?
Случаи проведения обязательного аудита установлены в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
В настоящее время российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Вместе с тем напомним, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организация указывает информацию о том, подлежит ли она обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения налоговый орган будет налагать штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Кроме того, на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей. При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Штраф за непроведение аудита в 2021 году для ооо
- Обязательный аудит — это общепринятая международная практика. Он необходим для проверки достоверности бухгалтерской отчетности. Кстати, весьма полезен и для самого бизнеса, так как при правильном подходе помогает выявить и предотвратить риски и даже найти скрытые финансовые резервы.
- На сегодняшний день обязательный аудит актуален для любых акционерных обществ, а также компаний, чья выручка превышает 400 млн. руб. в год, и фирм, чьи активы свыше 60 млн. руб.
- Аудиторское заключение для отчетности за 2019 год представляется в налоговую инспекцию для формирования единого государственного информационного ресурса. Однако идеально проводить аудит в течение года: системно и комплексно, максимально расширив полезные свойства из пункта 1.
- Обязательный аудит делают аудиторские организации, и в ограниченных случаях — индивидуальные аудиторы, являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов.
Текущая ситуация такова, что законодательство весьма лояльно относится к нарушителям, не представившим аудиторское заключение в нужные сроки: штраф для юридического лица составляет всего 3 000-5 000 руб. и 300-500 руб. — для должностного лица. Сдать же аудиторское заключение нужно в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчётным года. Здесь работает требование, установленное ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а мера ответственности прописана в статье 19.7 КоАП РФ.
Обратите внимание, что не сдать заключение и не сделать его — совершенно разные вещи. Для тех, кто решил проигнорировать требования законодательства и в течение 5 лет потерял или не получил аудиторское заключение предусмотрена более жесткая классификация — «грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчётности». Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.
Надо помнить, что даже если вы заплатили штраф, то аудиторское заключение придется все равно сделать. Эти требования можно подробно изучить в последнем абзаце Примечания 1 к ст. 15.11 КоАП, а меры ответственности — соответственно в п. 1 и п. 2 ст. 15.11 КоАП.