Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионный фонд Российской Федерации был основан 22 декабря в 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 “Об организации Пенсионного фонда РСФСР” для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий, пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплён запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.
Судебная практика и законодательство — Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)»)
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст. 180; Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 24, ст. 1287; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 19, ст. 2188; 2000, N 32, ст. 3341);
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст. 180; Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 24, ст. 1287; 1993, N 8, ст. 293; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 19, ст. 2188; 2000, N 2, ст. 159; N 32, ст. 3341);
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе.
Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ статья 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» была дополнена частью 4, которая предусматривает возможность направлять обращения помимо государственных органов и органов местного самоуправления также в государственные и муниципальные учреждения и другие организации, осуществляющие публично значимые функции. К таким государственным учреждениям относится Пенсионный фонд Российской Федерации, созданный в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации (пункт 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации, являющегося государственным учреждением, предопределяет его особое положение в механизме обеспечения пенсионного страхования — действиями и финансовыми средствами Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивается реализация большей части прав и законных интересов застрахованных лиц (Постановление от 10 июля 2007 года N 9-П).
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст. 180; N 24, ст. 1287; 1993, N 8, ст. 293; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 19, ст. 2188; 2000, N 2, ст. 159; N 32, ст. 3341);
Регламентом также устанавливается порядок осуществления Министерством координации и контроля деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства, Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи (далее — федеральные службы и федеральные агентства), а также координации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — государственные внебюджетные фонды).
В силу сформулированной и неоднократно подтвержденной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации право на такого рода льготы непосредственно Конституцией Российской Федерации не предусмотрено, — определение оснований их предоставления, круга субъектов, на которых они распространяются, источника и порядка их финансирования входит в компетенцию законодателя (Определение от 10 июля 2003 года N 282-О по запросу Правительства Хабаровского края о проверке конституционности абзаца третьего пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, Определение от 25 декабря 2003 года N 509-О по запросу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности статей 4, 13, 14, 15 и 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статьи 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации). Поэтому в изменившихся социально-экономических условиях законодатель вправе — в пределах своих полномочий — решить вопрос о целесообразности сохранения льготы в виде дополнительного питания.
Частноправовое регулирование Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию
В 2018 году Правительство РФ планирует обсудить преобразование Пенсионного фонда в публично-правовую компанию — с возможностью инвестировать свободные деньги и копить резервы. Необходимо рассмотреть влияние такого изменения на пенсионную систему РФ и пенсионные накопления граждан.
В настоящее время в Правительстве РФ обсуждают возможность преобразования Пенсионного фонда России (Далее – ПФР) в публично-правовую компанию, на первом этапе предлагается создать орган управления ПФР на трёхсторонней основе — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей.
Новый правовой статус позволил бы ПФР стать менее зависимым от бюджетной системы РФ, дал бы возможность наращивать резервы и размещать их в активах компаний для получения дополнительной прибыли.
Против большей самостоятельности Пенсионного фонда РФ в Правительстве РФ выступает финансово-экономический блок.
Рассматривая вопрос о реорганизации ПФР в публично-правовую компанию, прежде всего, необходимо определить статус публично-правовой компании.
Данное понятие было введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ “О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской (Далее – Закон о ППК). Закон о ППК, подписанный Президентом РФ в июле 2016 года, определяет единые правила создания и деятельности госкорпораций и госкомпаний. Согласно указанному закону Публично-правовая компания определяется как унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества (2, ч.1, ст. 2).
Необходимость в указанном законе была вызвана ростом числа госкомпаний, при создании которых под каждую из них был написан отдельный федеральный закон, в связи с чем, появилась потребность в унификации требований, предъявляемых к госкомпаниям. Законодатель планировал реорганизовать все госкорпорации и госкомпании в публично-правовые компании, за исключением Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов, «Ростеха», «Росатома» и «Роскосмоса» (2, ч.4, ст. 2)
Преимуществом публично-правовой компании является право инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Публично-правовые компании могут выполнять более широкой спектр задач, нежели госкорпорации или госкомпании, которым присуще часто ненадлежащее правовое регулирование деятельности.
Публично-правовые компании вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета / вклада, создавать коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.
Основным вопросом в процессе реформирования ПФР является то, насколько будет жизнеспособна такая трёхсторонняя система (государство, представители профсоюзов и работодатели).
Основная особенность нашей страны заключается в том, что в отличие от других стран у нас достаточно слабые профсоюзы, поэтому стоит вопрос в том, насколько эффективно профсоюзы смогут отстаивать права работников.
С другой стороны, влияние работодателей может заключаться в том, что они, например, могут говорить о снижении нагрузки на бизнес, снижении взносов, а работники, напротив, должны быть заинтересованы в том, чтобы интенсивнее увеличивался их пенсионный капитал.
Рассматривая правовой статус Пенсионного фонда РФ необходимо отметить Положение о Пенсионном фонде РФ, утверждённое Постановлением Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1.
В нём ПФР был определён самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор и аккумуляция страховых взносов, контроль над поступлением и расходованием средств).
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года установил, что ПФР является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил его организационно-правовую форму как госучреждение. Позднее, в 2009 году, закон о страховых взносах во внебюджетные фонды наделил Пенсионный фонд функциями по контролю и надзору за уплатой социальных взносов. Впоследствии было принято 18 регламентов по предоставлению ПФР государственных услуг.
В настоящее время у Пенсионного фонда нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесён в правительство в марте 2014 года, как следует из плана-графика реализации стратегии развития пенсионной системы.
В настоящее время Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным целевым фондом денежных средств, образуемых вне федерального бюджета, управляемый органами государственной власти РФ и предназначенные для осуществления пенсионного обеспечения граждан РФ.
При реорганизации ПФР в публично-правовую компанию правовое положение Пенсионного фонда РФ, порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации будет регламентироваться Законом о ППК и Гражданским кодексом РФ (Далее – ГК РФ).
В соответствии с положениями п. 3 ст. 50 ГК РФ, Пенсионный фонд РФ будет иметь правовой статус некоммерческой организации, при этом будет иметь организационно-правовую форму унитарного юридического лица (ст. 65.1 ГК РФ). Рассматривая вопрос об имущественных правах Пенсионного фонда РФ, необходимо отметить, что закон о ППК предусматривает несколько вариантов формирования имущественного комплекса публично-правовой компании. Во-первых, имущество может поступить в виде имущественного взноса от учредителя компании – Российской Федерации. Во-вторых, имущество может перейти в порядке правопреемства в результате преобразования юридического лица в публично-правовую компанию. В процессе реорганизации Пенсионного фонда РФ, законодателю необходимо будет рассмотреть, в частности, вопросы правовой регламентации частноправового регулирования правоотношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, поскольку в настоящее время они регулируются финансово-правовыми нормами.
Предоставление Пенсионному фонду статуса публично-правовой компании позволит ему начать формировать и накапливать резервы. Пенсионный фонд приобретёт большие возможности действовать независимо от государства. При реорганизации ПФР фонд становится более независимым, имеет право размещать свои резервы, наращивать их. Везде в мире одним из источников преодоления демографических волн, экономических кризисов является формирование резервов и размещение их в активах компаний, в том числе зарубежных, чтобы получать дополнительную прибыль.
Главным противником предоставления ПФР статуса публично-правовой компании будет выступать Министерство финансов РФ, поскольку придание Пенсионному фонду РФ такого юридического статуса означает, что правительству нельзя будет использовать средства фонда на нецелевые задачи, нельзя будет изымать резервы. Таким образом, Министерство финансов РФ потеряет один из источников стабилизации бюджета РФ.
Подводя итоги необходимо отметить в первую очередь положительные результаты такого преобразования Пенсионного фонда РФ:
Во-первых, Пенсионный фонд РФ получит дополнительные финансовые инструменты для накопления и преувеличения пенсионного капитала, что позитивно отобразится на всей пенсионной системы.
Во-вторых, указанное изменение станет хорошим фундаментом для дальнейшего фундаментального реформирования пенсионной системы, чтобы сделать её более открытой и более эффективной.
В-третьих, Пенсионный фонд РФ станет более самостоятельным в вопросах определения стратегии развития и улучшения обязательного пенсионного страхования, в том числе и добровольного пенсионного страхования.
декабря 2015 года
Исключение составляют граждане 19678. Страхователи, указанные в
выплат и вознаграждений,
осуществляющими деятельность в для ЭВМ, баз 346.2 Налогового кодекса
страховых взносов, предусмотренным информационном обмене, заключенным
страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, Банка
в области государственного 30 января 1991
о Пенсионном фонде накопления у текущего
пятилетней фиксации средств досрочном переходе, поданным
2012 года рождения и
подпункте 4 пункта
для общественных организаций
области информационных технологий, данных (программных средств
Российской Федерации, для
пунктом 4 части
между федеральным органом Российской Федерации, 2009,
России.
пенсионного страхования; г. № 556-1. Российской Федерации (России) страховщика (ПФР) в пенсионных накоплений. в 2015 годупо состоянию на 31 моложе, в отношении 2 и подпунктах инвалидов, для организаций, в соответствии со и информационных продуктов организаций народных художественных 2 настоящей статьи, исполнительной власти, осуществляющим N 30, ст.9. Правление ПФР:
разъяснительную работу средиПредседатель Верховного Совета (1).
2016 году, выбранномуПри досрочном переходе указаннойЗаявления о досрочном переходе декабря 2016 года которых с 1 4 и 6 уставный капитал которых статьей 15 настоящего вычислительной техники), установке, промыслов и семейных составляет не менее функции по контролю 3738; Российская газета,несет ответственность за выполнение населения и юридическихРоссийской Федерации2. Установить, что проекты страховщику в 2017 группы застрахованных лиц из негосударственного пенсионного2013 января 2014 года пункта 4 настоящей полностью состоит из Федерального закона. тестированию и сопровождению
(родовых) общин коренных 50 человек.
и надзору за 2010, 30 сентября) функций, относящихся к лиц по вопросам,Р.И.ХАСБУЛАТОВ нормативных актов по году будут переданы: новому страховщику в фонда в Пенсионный
по состоянию на 31 впервые начисляются страховые статьи, применяют тарифы вкладов общественных организаций6. В 2011 программ для ЭВМ, малочисленных народов Севера,2.2. Вновь созданные соблюдением законодательства Российской
следующие изменения: компетенции ПФР; относящимся к компетенцииУтверждено
вопросам, связанным с- в случае положительного 2017 году будут фонд Российской Федерации, декабря 2017 года взносы на обязательное страховых взносов в инвалидов и в — 2019 годах баз данных. занимающихся традиционными отраслями организации, осуществляющие деятельность Федерации о налогах1) часть 5определяет перспективные и
ПФР.постановлением Верховного Совета финансированием выплат за результата инвестирования в переданы: из Пенсионного фонда2014 пенсионное страхование, которые соответствии с настоящей которых среднесписочная численность выпадающие доходы бюджетов2. В течение
хозяйствования; в области информационных и сборах, и статьи 8 изложить текущие задачи ПФР;ПФР может приниматьРоссийской Федерации счет средств ПФР, 2016 году –- в случае положительного Российской Федерации впо состоянию на 31 вправе осуществить выбор статьей при выполнении
инвалидов составляет не государственных внебюджетных фондов 2011 — 20142) для организаций технологий, за исключением Фондом социального страхования в следующей редакции:утверждает бюджет, сметы участие в финансированииот 27.12.91 № представляются Фонду на фактически сформированные средства результата инвестирования в негосударственный пенсионный фонд декабря 2018 года варианта пенсионного обеспечения этими страхователями условий, менее 50 процентов, в связи с годов для плательщиков и индивидуальных предпринимателей, организаций, имеющих статус Российской Федерации.»;»5. Установленная частью расходов (включая фонд программ социальной защиты 2122-1 предварительную экспертизу для пенсионных накоплений без
2016 году - и из одного
2015 до 31 декабря установленных Федеральным законом
а доля заработной установлением пониженных тарифов страховых взносов, указанных применяющих единый сельскохозяйственный резидента технико-внедренческой особой4) в статье 4 настоящей статьи оплаты труда) ПФР пожилых и нетрудоспособныхПОЛОЖЕНИЕ подготовки заключения. инвестиционного дохода за сумма средств пенсионных негосударственного пенсионного фондапо состоянию на 31 года, в котором «О страховых взносах платы инвалидов в страховых взносов плательщикам в пунктах 1 налог; экономической зоны, применяют 57: предельная величина базы и его органов, граждан.
О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ |
3. Пенсионному фонду Российской 2016 год; |
накоплений, отраженная в |
|
в другой негосударственный декабря 2019 года |
истекает пятилетний период в Пенсионный фонд |
||
фонде оплаты труда |
страховых взносов, указанным |
— 3 части |
3) для плательщиков |
Положение о пенсионном фонде Российской Федерации
14.1 Положение о пенсионном фонде Российской Федерации: понятие, функции, структура и финансовые средства
14.2 Основные принципы государственного пенсионного страхования
14.1. Положение о пенсионном фонде Российской Федерации: понятие, функции, структура и финансовые средства
Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Он образован в 1990 г. Цель создания: государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Основные функции ПФР:
— целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;
— работа по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью граждан;
— капитализация средств ПФР, в том числе добровольных взносов;
— контроль за поступлением и расходованием страховых взносов;
— организация государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР.
Средства в ПФР формируются за счет:
— страховых взносов работодателей;
— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
— ассигнований из федерального, республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий;
— государственные средства, возмещаемые органами занятости в связи с назначением досрочных пенсий безработным.
Средства ПФР направляются на:
— выплату государственных пенсий, в т.ч. гражданам, выезжающим за пределы РФ;
— выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;
— оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.
•«В связи с тем что Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с положениями, определяющими порядок их деятельности, издаются акты, имеющие нормативный характер,
постановляю:
1. Ввести государственную регистрацию имеющих нормативный
характер актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер».
(Указ Президента РФ от 20.03.2001 N 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации»).
Пенсионный фонд России (ПФР) является одним из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию. Фонд выступает ключевым социальным институтом страны и крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения.
2,5 тысячи подразделений и более 100 тысяч специалистов ПФР обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях. Правление Фонда, Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия и Межрегиональный информационный центр находятся в Москве. В каждом субъекте Российской Федерации представлено отделение ПФР, под руководством которого работают территориальные управления, центры по выплате пенсий и обработке информации, а также клиентские службы.
ПФР является участником Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Предоставление материнского капитала (средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки) предусмотрено национальным проектом «Демография».
Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Порядок обращения за пенсией предусмотрен специальным нормативным актом — Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 27.02.2002 г.
Указанные Правила обращения за пенсией являются нормативным правовым актом, регулирующим
-процедурные вопросы по установлению пенсий, возникающих при обращении гражданина за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению;
-процедуру рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявлений и документов, представленных в подтверждение права на пенсию;
-процедуру назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида на другой и ведения пенсионного дела получателя пенсии.
Правила не содержат положений в отношении порядка установления пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим, поскольку по этому вопросу предполагается принятие специального нормативного правового акта — Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты от 30.06.2003 г.
Структурно Правила состоят из шести глав:- Общие положения;- Порядок обращения за пенсией;- Порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии;- Порядок назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую;- Порядок перерасчета размера пенсии;- Правила учета пенсионных дел.
В гл. I «Общие положения» содержатся положения и понятия, относящиеся ко всем последующим главам нормативного правового акта. В частности, определен круг лиц, на который распространяется действие настоящих Правил:
-граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории России;
-граждане РФ, не имеющие постоянного места жительства на территории России, при наличии у них права на пенсию по законодательству РФ.
В составе понятий, предусмотренных Правилами, раскрыто понятие органа, к компетенции которого относится установление пенсии гражданам.
Статьей 18 Закона о трудовых пенсиях определено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В ст. 5 данного Закона предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово — кредитным учреждением. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27.12.1991 г.)
ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Обязанности ПФР как страховщика изложены в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании. В частности, страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Кроме вышеуказанных Правил обращения за пенсией действует специальный Административный регламент от 12.12.2011 г., который определяет порядок предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий.
Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления ПФР государственной услуги, доступности результатов ее исполнения и создания комфортных условий для граждан при обращении в территориальные органы ПФР по вопросу подачи заявлений об установлении пенсий.
Обращение за пенсией — подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.
Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.
При этом:
-Если граждане РФ не имеют регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.
-Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания.
-Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР.
Исключением является назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам:
-Из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет;
-Социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.
Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за 1 месяц до возникновения права на эту пенсию.
В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.
В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.
Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.
Каждый вид пенсии предполагает определенный пакет документов.
Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.
Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.
По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.
Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.
В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.
В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.
В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.
Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации
К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:
-
Назначение и выплата пенсий;
-
Ведение учета средств, поступающих на счета;
-
Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
-
Взаимодействие со страхователями и работодателями;
-
Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
-
Оформление и выдача материнских сертификатов;
-
Выплата средств материнского капитала;
-
Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
-
Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
-
Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.
Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.
Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:
-
Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.
-
Подать заявление на получение пенсии.
-
Выбрать способ получения пенсии.
-
Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.
-
Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.
-
Оформить справку для предоставления в организации.
Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.
Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.
Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:
— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:
1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);
— средства из федерального бюджета РФ;
— добровольные взносы;
— другие поступления.
Пенсионный фонд РФ: структура, функции, задачи общая характеристика
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Существует множество точек зрения на определения термина «Пенсионный фонд». Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.
По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности. Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Согласно экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.
Задачи пенсионного фонда РФ
Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:
-
обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
-
финансирование расходов;
-
капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
-
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
-
работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
-
осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.
Действующая в 2018 году структура ПФР включает следующие органы:
Название органа ПФР | Чем занимается | Дополнительная информация |
Правление | Руководит Фондом.
Проводит единую стратегию управления пенсионной системой России в соответствии с законодательством. Определяет перспективные и текущие задачи Фонда. Издает нормативные акты по вопросам пенсионного и социального обеспечения, а также деятельности ПФР в пределах своей компетенции. |
Согласно структуре Пенсионного фонда РФ – одно на весь ПФР. Расположено в Москве. |
Исполнительная дирекция | Это исполнительный орган ПФР, который занимается:
|
Исходя из структуры Пенсионного фонда Российской Федерации, она одна. Расположена в Москве. |
Отделения | Организуют пенсионное и социальное обеспечение во всех регионах России в соответствии с законодательством, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции.
Руководят, контролируют и финансируют подведомственные территориальные органы Фонда. |
На 2018 год по организационной структуре Пенсионного фонда их 84 |
Управления и клиентские службы | Предоставляют услуги Пенсионного фонда участникам системы обязательного пенсионного страхования – гражданам и организациям | Их порядка 2460. В силу действующей структуры Пенсионного фонда России – ведут свою деятельность во всех регионах под руководством отделений ПФР. |
Ревизионная комиссия | Ведомственный финансовый контроль в системе ПФР.
Оценивает надежность финансового контроля. Готовит предложения по повышению эффективности финансового контроля. Подтверждает достоверность бюджетной отчетности. Готовит предложения о повышении экономности и результативности использования средств бюджета ПФР. |
Согласно структуре органов Пенсионного фонда, состоит при Правлении |
Межрегиональный информационный центр | Осуществляет обработку сведений о пенсионных правах граждан в системе обязательного пенсионного страхования, защиту и безопасное хранение данных. Обеспечивает автоматизацию информационной системы Пенсионного фонда, ведет его базы данных и реестры граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. | С учетом структуры органов ПФР, состоит при Исполнительной дирекции. Расположен в Москве. |
Центры по выплате пенсий и обработке информации | Удаленно обеспечивают выплату пенсий и социальных пособий.
Обрабатывают документацию управлений ПФР о назначении и выплате пенсий. Контролируют доставку пенсионных и социальных выплат получателям. |
Особенность организационной структуры ПФР в том, что эти центры есть не в каждом регионе России, а только в 25. |