Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 5. Органы валютного регулирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовые акты в России достаточно точны. В законе № 173 четко разграничены два понятия. Первое – «валютный контроль». Второе – близкое по смыслу, но не тождественное «валютное регулирование». В самом общем значении валютный контроль – это деятельность, направленная на осуществление надзора за четким соблюдением правил, установленных законодательными актами требований. Это первое определение. Также валютное регулирование заключает в себе издание нормативно-правовой базы и законов, устанавливающих правила при проведении валютных операций. Это второе определение.
Правовой статус органов валютного регулирования
В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.
Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ.
Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.
Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.
Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.
Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.
Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.
Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.
В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.
Агенты валютного контроля
В п. 3 ст. 22 закона № 173 в числе агентов ВК называются уполномоченные банки. Под этими организациями подразумеваются кредитные учреждения, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
- образованы согласно нормам и законам России;
- получили в установленном порядке лицензию Центробанка;
- вправе проводить операции с иностранной валютой.
В законе № 173 не раскрывается, кто относится к не являющимся уполномоченными банками профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Вместе с тем такие лица описываются в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.
В ст. 2 указанного документа определено, что этими участниками являются организации, сформировавшиеся согласно законам РФ, которые занимаются следующей деятельностью:
- по управлению реестром собственников ценных бумаг;
- депозитарной;
- по управлению ценными бумагами;
- дилерской, в т. ч. форекс-дилеры;
- брокерской.
Какие операции подлежат валютному контролю
Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):
- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
- ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
- перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
- перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.
Агенты, осуществляющие валютный контроль
Перечень этих структур довольно обширен. Основные агенты валютного контроля, согласно п. 3 ст. 22 закона №173, это банки и любые кредитные учреждения, подходящие под следующие требования:
1. Созданы согласно нормативно-правовым актам и законам РФ.
2. Имеют лицензию на осуществление банковской деятельности, выданную в установленном законом порядке.
3. Уполномочены осуществлять операции с привлечением дензнаков иностранных государств.
К органам валютного регулирования в РФ, или агентам, осуществляющим подобный контроль, относятся и профессиональные юридические лица – участники рынка ценных бумаг. В законе №173 они полностью не закрываются, уточнения даны в ФЗ №39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг».
В ст. 2 уточнено, что участниками могут быть все организации, созданные согласно нормативно-правовым актам, которые осуществляют следующую деятельность:
1. Управление реестром собственников акций и ценных бумаг.
2. Депозитарная.
3. Управление ценными бумагами.
4. Дилерскую (форекс-дилеры включены).
5. Брокерскую.
Мощная государственная корпорация «Внешэкономбанк» – это третий агент валютного контроля за денежными операциями. Компетенция и полномочия определены в ФЗ №82-ФЗ от 17 мая 2007 «О банке развития». Нормы, регламентирующие статус ВЭБ как агента ВК, установлены в п. 5 п. 3 ст. 3 Закона «О ВЭБ».
Права, а также обязанности органов и агентов валютного контроля, и их должностных лиц
И органы, и агенты, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в пределах собственной компетенции и в точном соответствии с актуальным законодательством страны имеют полное право на то, чтобы:
- Проводить необходимые проверки точного соблюдения резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
- Проводить в случае необходимости проверки полноты, а также реалистичности учета и отчетности касательно валютных операций резидентов, а также лиц, не являющихся резидентами.
- Проводить запрос, а также получать документацию и данные, напрямую связанные с проведением операций валютного характера, открытием, а также ведением счетов. Обязательный период для предоставления документации по подобным запросам не способен быть меньшим, нежели семь рабочих суток с момента подачи такового запроса.
Органы, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в рамках собственной компетенции имеют полное право на следующее:
- Выдача предписаний касательно устранения найденных ранее нарушений актов актуального валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
- Применение законодательно установленных мер ответственности за любое нарушение актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
Точный порядок предоставления лицами, являющимися и не являющимися резидентами, подтверждающей документации, а также данных во время осуществления операций валютного характера агентам, осуществляющим валютный контроль, устанавливается строго:
- Для своевременного предоставления агентам, осуществляющим валютный контроль, кроме уполномоченных банков, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, – российским Правительством.
- Для предоставления уполномоченным банкам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг, – российским Центробанком.
С целью осуществления грамотного валютного контроля агенты, которые осуществляют валютный контроль в рамках собственной компетенции, обладают правом запрашивать и затем получать от лиц, являющихся и не являющихся резидентами, такие документы либо их копии, которые связаны с проведением валютных операций, открытием, а также ведением счетов:
- Документация, которая удостоверяет личность физлица.
- Документация о государственной регистрации физлица как ИП (индивидуального предпринимателя).
- Документация, которая удостоверяет статус юрлица, – конкретно для нерезидентов, а также документация о государственной регистрации юрлица, – непосредственно для резидентов.
- Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в определенном налоговом органе.
- Документация, которая удостоверяет права индивидов на некое недвижимое имущество.
- Документация, которая удостоверяет права лиц, не являющихся резидентами, на проведение валютных операций, открытие любых счетов (вкладов), которые оформляются и выдаются органами страны места проживания (либо же места регистрации) лица, не являющегося резидентом, в том случае, если получение нерезидентом данного документа предусматривается актуальным законодательством зарубежного государства.
- Уведомление налогового органа строго по месту учета лица, являющегося резидентом, касательно открытия счета (вклада) в банке, расположенном не на территории России.
- Регистрационная документация в ситуациях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в согласии с Законом о валютном регулировании.
- Документы (либо же проекты документов), которые являются основанием для проведения любых валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания либо прочих органов управления юрлица; документация, которая содержит данные о результатах торгов (если они были проведены); документация, подтверждающая имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), информации, а также результатов интеллектуальной деятельности, в частности, исключительных прав на них, акты государственных органов.
- Документация, которая оформляется и выдается кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля, банковские выписки; документация, которая подтверждает осуществление валютных операций.
- Таможенные декларации, документация, подтверждающая ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ товаров, российской валюты, зарубежной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг строго в документарной форме.
- Паспорт сделки.
- Документация, которая подтверждает, что физлица являются супругами либо же близкими родственниками, в том числе документы, которые были выданы органами записи актов гражданского состояния (свидетельства о браке и о рождении), уже вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных либо же родственных отношений, касательно усыновления (либо удочерения), об установлении отцовства, записи в паспортах о детях, о супругах, прочие документы, которые предусматриваются актуальным законодательством страны.
- Документация, подтверждающая факт непрерывного проживания физлиц, являющихся гражданами России, в зарубежном государстве в строгом соответствии с актуальным законодательством данного государства.
Органы, а также агенты валютного контроля имеют право требовать предоставления исключительно той документации, которая напрямую относится к осуществляемой валютной операции.
Абсолютно все документы обязаны быть действительными на момент предоставления органам и агентам, осуществляющим валютный контроль. По запросу такого органа или агента представляются правильным образом заверенные переводы на русский язык тех документов, которые исполнены полностью либо в какой-то определенной части на зарубежном языке. Документы, которые исходят от госорганов зарубежных государств, подтверждающие статус юрлиц, не являющихся резидентами, обязаны быть легализованными строго в установленном порядке. Зарубежные официальные документы могут предоставляться без легализации только в тех случаях, которые предусмотрены международным договором России.
Документы необходимо представлять органам либо агентам, осуществляющим валютный контроль, строго в оригинале либо же в форме правильным образом заверенной копии. Если к проведению конкретной валютной операции либо же к открытию счета имеет непосредственное отношение только некая часть документа, то достаточно предоставить заверенную выписку из него.
Уполномоченные банки могут отказать в проведении конкретной валютной операции в ситуации непредставления индивидом всех нужных документов либо же предоставления им неправдивых документов.
Подлинники документов принимаются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, только для ознакомления, и после возвращаются обратно представившим их индивидам. В материалы валютного контроля в таком случае помещаются заверенные непосредственно органом либо же агентом валютного контроля копии.
Одинаковые документы должны предоставляться лицами, являющимися и не являющимися резидентами, органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту, осуществляющему валютный контроль, территориальному подразделению агента валютного контроля, прямо истребовавшего определенные документы, однократно, и при этом они не подлежат еще одному представлению до перемен в сведениях, которые указаны в данных документах. Указанное положение не имеет распространения на случаи утери данных документов из-за непреодолимых сил. Если сведения, содержащиеся в данных документах, изменились, лицо, являющееся либо же не являющееся резидентом, должно сообщить об этом определенному органу, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного органа, агенту, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного агента, предъявив все нужные документы, в которых есть подтверждение произошедшим изменениям. Для того чтобы подтвердить факты, у лиц, являющихся и не являющихся резидентами, допустимо истребовать исключительно те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, к примеру, для учета собственных хоз. операций в соответствии с точными правилами бухучета, а также обычаями делового оборота.
В данном случае составления новых отдельных документов специально для целей данного валютного контроля совершенно не требуется, если прочее не указано в актуальном законодательстве страны.
Агенты валютного контроля, а также их должностные лица, должны:
- Производить контроль над строгим соблюдением лицами, являющимися и не являющимися резидентами, актов актуального законодательства России, а также актов органов валютного регулирования.
- Представлять соответствующим органам валютного контроля данные касательно валютных операций, осуществляемых с их непосредственным участием, в том порядке, который установлен актами валютного законодательства России, а также актами соответствующих органов валютного регулирования.
Органы, а также агенты, осуществляющие валютный контроль, и их должностные лица должны соблюдать согласно актуальному законодательству России банковскую, коммерческую, налоговую, прочую охраняемую законодательно тайну, защищать прочие данные, в отношении которых установлено требование об обеспечении им обязательной конфиденциальности и которые, при этом, стали им известны в рамках осуществляемых полномочий.
Уполномоченные банки и государственная корпорация «Внешэкономбанк» как непосредственные агенты, осуществляющие валютный контроль, передают налоговым и таможенным органам по их прямым запросам с целью осуществления валютного контроля над осуществляемыми резидентами валютными операциями, а также открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии правильным образом заверенных документов, среди которых:
- Документы, которые удостоверяют личность физлиц.
- Документы о государственной регистрации физлица как ИП.
- Документ о государственной регистрации юрлица, являющегося резидентом.
- Документы либо проекты документов, которые выступают в качестве основания для осуществления валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним.
- Документы, которые подтверждают имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), данных и результатов деятельности интеллектуального характера, в том числе и исключительные права на них.
- Документы, которые оформляются и выдаются кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля и банковские выписки.
- Паспорт сделки.
- Таможенные декларации.
Регулирование валюты в России сегодня
С тех пор как произошёл распад СССР, систематизация регулирования валютной сферы претерпела массу перемен. При могущественном Советском союзе определяющим фактором было наличие единой государственной монополии. Поэтому ничего удивительного в том, что все права на проведение операционных действий с валютой, в том числе и сам факт владения ею, были только у государства. Ни один платёж или поступление не проходило мимо валютного плана республик. Как и любую другую державную собственность, валюту продавали или покупали у граждан и организаций по официальному установленному курсу, фиксированному Госбанком СССР. К тому же оборот иностранного капитала и ценностей внутри Союза вне государственного контроля преследовался законом. Ответственностью за совершение этого экономического преступления определялись меры по Уголовному кодексу.
После перехода страны к новому этапу развития рыночных отношений в России изменения произошли и в области регулирования валюты. Например, власти предприняли множественные попытки отстранения административных методов. Между тем отойти от них полностью до сих пор не удалось.
Агенты валютного контроля
Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.
В своей деятельности агенты ВК имеют право:
- оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
- проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
- регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
- закрывать операции, если это предусмотрено договором;
- составлять отчеты по всем проведенным расчетам.
Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2016–2017 годах
Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.
Правительство и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:
- Правительство РФ, находясь на уровне I контроля, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
- ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
- Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.
Методы валютного регулирования
Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:
- управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
- валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
- защита национальной экономики и валюты;
- введение ограничений по операциям с валютой;
- девальвация и ревальвация;
- управление золотовалютными резервами;
- реализация и приобретение золота;
- внесение изменений в режим обратимости валюты;
- диверсификации резервов валюты;
- регулирование баланса.
Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:
- импортных и экспортных;
- ценных бумаг;
- по обмену валютных ценностей;
- реализация доли валютной выручки.
Права и обязанности субъектов
Итак, из всего вышесказанного можно прийти к такому выводу, что каждый государственный орган, а также агент валютного контроля, выполняет свои функции, которые в общем итоге позволяют эффективно отслеживать движение иностранной и отечественной валюты. При этом каждый участник данного процесса имеет некоторые права и обязанности:
- В полномочия контролирующих органов входит проверка документов, с целью выявления нарушений в отношении действующего законодательства.
- Задача контролирующих органов проверить подлинность документов и оценить достоверность и всесторонность проведенных операций.
- Обязательство контролирующих органов заключается в том, чтобы проверить все документы и договора на соответствие действующим законодательным актам.
Обратите внимание, что за нарушение закона о валютном контроле предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Задача агентов валютного контроля состоит в следующем:
- следить за счетами и операциями, проводимыми по ним в иностранной валюте, как резидентами, так и нерезидентами РФ;
- передавать информацию в вышестоящие уполномоченные органы при обнаружении действующего законодательства;
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.
Эта система, будучи введенной в действие сравнительно недавно, уже привела к ощутимым результатам: к снижению сокрытой выручки предприятий, уменьшению незаконных валютных операций, осуществляемых резидентами РФ. Достичь этого удалось посредством двустороннего валютного контроля, с одной стороны контроля за поступлением валютной выручки, а с другой контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары.
Валютный рынок играет важную роль в современной рыночной экономике. Валютная политика и политика обменного валютного курса оказывают непосредственное, хотя и избирательное, воздействие на развитие национальной экономики. Особенно наглядным стало воздействие валютной политики и политики обменного валютного курса на национальное хозяйство в условиях развертывания процессов глобализации как рынков отдельных товаров, так и финансовых рынков. Валютная политика способна как стимулировать устойчивый экономический рост в стране, так и стать его серьезным ограничителем. Выбор оптимальной с точки зрения долгосрочных целей национального развития валютной политики в настоящее время выступает одной из приоритетных задач государственного регулирования экономики.
В современной России влияние валютной политики на развитие национальной экономики значительно, но ее последствия двояки. Высокая зависимость федерального бюджета от доходов, поступающих от экспортно-ориентированных отраслей, определяет значение политики валютного обменного курса для поддержания как финансовой, так и социально-экономической стабильности в стране. В то же время, с одной стороны, в нашей стране государственная валютная монополия была отменена только в начале 1990-х годов, и еще не сформировались институты, способные регулировать валютный обменный курс исключительно рыночными методами. С другой стороны, значительная часть национальной экономики по большей части ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей. Для этого сегмента национальной экономики колебания валютного курса выступают как экзогенные шоки, подавляющие (в случае ревальвации национальной валюты) или стимулирующие (в случае девальвации) его конкурентоспособность. Противоположно действующие факторы определяют избирательное воздействие валютной политики на национальную экономику.
Постепенная интеграция российской экономики в международное разделение труда, выход национальных компаний на мировые рынки товаров, ресурсов и капиталов порождают необходимость в прогнозируемой и стабильной валютной политике, соответствии требований национального валютного регулирования общепринятой мировой практике с учетом национальных интересов страны.
Вопросы, связанные с формулированием валютной политики, определением ее социально-экономических последствий, находятся в центре острых теоретических и политических дискуссий. В частности, в нашей стране продолжается дискуссия по вопросу о том, следует ли ужесточить валютное регулирование и контроль или же продолжить валютную либерализацию. Постепенный курс на либерализацию валютного регулирования, проводимый в нашей стране со второй половины 2000 г., хотя и находит отражение в изменении действующего законодательства, поддерживается далеко не всеми российскими специалистами.
Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.
В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и квалифицированным персоналом уполномоченных банков. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.
На валютном рынке любой экономический субъект (государство, хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей.
В связи с этим возникает необходимость валютного регулирования и валютного контроля внутри государства, что также является немаловажным фактором для успешного сотрудничества на внешнем валютном рынке.
В процессе создания эффективно работающего и контролируемого внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов: Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики государства. Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Субъекты хозяйственной деятельности очень чутко реагируют на любые изменения в области валютного регулирования, поэтому любые непродуманные действия в этой сфере, могут привести к разрушительным последствиям, что подтверждает мировой опыт. В-третьих, валютное законодательство в РФ еще далеко от своего полного становления, оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, а зачастую и противоречиво. В целом же оно достаточно сложно даже для специалистов, не говоря о работниках предприятий и банков, поэтому, чем меньше будет исключений из единых правил и норм валютного регулирования, тем эффективнее будет валютная политика государства.
В современных условиях очевидна масштабность и значимость валютного контроля для российской экономики. Совершенствование механизма его осуществления способно дать положительные результаты, а именно снижение уровня «бегства» капитала за границу, создание благоприятного климата для инвестиционного производства, укрепление российской валюты, превенция нарушений валютного законодательства, борьба с нелегальной экономикой.
Система валютного регулирования ориентируется на достижение общеэкономических целей, среди которых стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьба с инфляцией и другие. Валютная политика является мощным экономическим рычагом, который регулируется с помощью права. Это явление многослойное, со сложной структурой, отличающееся разнообразием форм своего выражения, а также большим количеством средств, способов, методов регулирования.
Валютная политика в РФ определяется тем, что наша страна является основным сырьевым экспортером, и валютный курс играет очень большую роль в развитии всего сектора нашей экономики. Поэтому детального изучения требуют вопросы валютного регулирования и валютного контроля, которые необходимо совершенствовать для укрепления национальной экономической безопасности и развития всей экономики. Потому как до настоящего времени, и кризис это проявил, существует проблема долларизации российской экономики. Текущая валютная политика России базируется на регулировании валютного курса с помощью интервенций Банка России на валютном рынке, установления нормы обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров и услуг, а также ограничении международного движения капитала, включая валютный контроль.
Тема на данный момент актуальна, т.к. современные экономические условия в России, привели к активизации внешнеэкономической деятельности предприятий, путем роста ответственности за нарушения российского законодательства, а также за несоблюдением резидентами и нерезидентами нормативных требований валютного законодательства и валютного регулирования Российской Федерации.
Понятие валютного регулирования внешнеэкономической деятельности
Определение 1
Внешнеэкономическая деятельность – это деятельность по импорту и экспорту товаров, продукции и услуг. Во внешнеэкономической деятельности контрагентами отечественного поставщика или покупателя, являются иностранные субъекты хозяйствования. Расчеты по внешнеэкономическим операциям осуществляются в иностранной валюте и такие операции в обязательном порядке регламентируются на законодательном уровне.
Валютное регулирование в РФ преследует такие основные цели как:
- обеспечение устойчивости российской национальной валюты (рубль);
- ограничение перемещения и обращения иностранной валюты.
Валютное регулирование повышает ликвидность отечественной валюты на территории Российской Федерации. Нормативно-правовых актов в части валютного регулирования действует множество, но основным их них является Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10. 12. 2003. Данный документ раскрывает основные понятия, положения и правила обращения валюты на территории Российской Федерации.