Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог для юридических лиц в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
Новые сроки для бюджетных платежей с 2023 г. – подытоживаем
№ п/п |
Налог |
Новый срок |
1 |
НДФЛ |
|
2 |
Налог на прибыль |
|
3 |
НДС |
после завершения квартала до 28 числа 1-го, 2-го, 3-го месяца |
4 |
УСН |
|
5 |
ЕСХН |
|
6 |
Имущественный, транспортный, земельный |
|
Порядок расчёта и уплаты транспортного налога
С 1 января 2021 года ФНС России от ГИБДД или Гостехнадзора получает информацию о всех транспортных средствах зарегистрированных юридическими лицами На основании полученных данных налоговики формируют сообщения (уведомление) об исчисленном транспортном налоге и отправляют налогоплательщикам одним из 4 способов:
- по электронным каналам связи — через оператора ЭДО;
- через личный кабинет на сайте ФНС;
- по почте на адрес компании;
- передают лично руководителю под подпись.
При этом сроки, в течение которых ИФНС должна это сделать, зависят от ситуации:
- от 10 дней со дня формирования уведомления, но не позже 6 месяцев со дня истечения срока его уплаты (1 марта следующего года) — когда налог считают по отчётному году;
- до 2 месяцев со дня получения данных — если необходимо пересчитать налог за предыдущие годы;
- до 1 месяца со дня получения информации из ЕГРЮЛ — если организация находится в стадии ликвидации.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Льготы для физических лиц
Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:
- Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы;
- ветеранам;
- инвалидам I, II групп инвалидности;
- бывшим несовершеннолетним узникам фашистского режима;
- опекунам в многодетных семьях или семьях с ребенком инвалидом (льготой может воспользоваться один родитель);
- граждане, чье здоровье пострадало в результате воздействия радиации при аварии в Чернобыле, на ПО «Маяк», а также во время испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.
Как рассчитать транспортный налог для юридических лиц
Порядок исчисления транспортного налога для юридических лиц регламентируется ст. 363 НК РФ. В отличие от физлиц, у которых нет необходимости рассчитывать размер транспортного налога самостоятельность, на организации такая обязанность возложена. Расчет транспортного налога для юридических лиц в 2023 году производится для каждого ТС путём отнесения его к соответствующей категории и умножения значения ставки на величину налоговой базы.
Еще одно отличие порядка исчисления налога для физ- и юрлиц заключается в том, что размер налога для юрлиц определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Физлица оплачивают транспортный налог единовременным платежом.
При расчёте налога для легковых автомобилей применяются повышающие коэффициент Кп (ч. 2 ст. 362 НК РФ):
- 1,1 при стоимости машины от 3 млн до 5 млн руб и возрасте до 3 лет;
- 2,0 при стоимости машины от 5 млн до 10 млн руб и возрасте до 5 лет;
- 3,0 при стоимости машины от 10 млн до 15 млн руб и возрасте до 10 лет;
- 3,0 при стоимости машины от 15 млн руб и возрасте до 20 лет.
В общем случае формула расчета транспортного налога для одного ТС выглядит следующим образом:
Сн = Нс х Нб х Кв х Кп – Нл – Ап, где
- Сн – сумма налога к уплате;
- Нс – налоговая ставка;
- Нб – налоговая база, выраженная в л.с. или других единицах измерения;
- Кв – коэффициент владения (рассчитывается по числу месяцев, в течение которых ТС находилось во владении юрлица в налоговом периоде);
- Кп – повышающий коэффициент;
- Нл – размер налоговых льгот;
- Ап – сумма авансовых платежей.
Порядок расчёта и уплаты транспортного налога
С 1 января 2021 года ФНС России от ГИБДД или Гостехнадзора получает информацию о всех транспортных средствах зарегистрированных юридическими лицами На основании полученных данных налоговики формируют сообщения (уведомление) об исчисленном транспортном налоге и отправляют налогоплательщикам одним из 4 способов:
- по электронным каналам связи — через оператора ЭДО;
- через личный кабинет на сайте ФНС;
- по почте на адрес компании;
- передают лично руководителю под подпись.
При этом сроки, в течение которых ИФНС должна это сделать, зависят от ситуации:
- от 10 дней со дня формирования уведомления, но не позже 6 месяцев со дня истечения срока его уплаты (1 марта следующего года) — когда налог считают по отчётному году;
- до 2 месяцев со дня получения данных — если необходимо пересчитать налог за предыдущие годы;
- до 1 месяца со дня получения информации из ЕГРЮЛ — если организация находится в стадии ликвидации.
Кто обязан выплачивать авансовые платежи по транспортному налогу
Ежегодно выплачивать транспортный налог обязаны как юридические, так и физические лица, на которых зарегистрированы ТС, облагаемые транспортным налогом по статье 357 НК РФ. Различие между отчислением налога физическими лицами и юридическими лицами заключается в том, что за первых сумму сбора вычисляет налоговая служба, руководствуясь при этом данными ГИБДД, тогда как вторые вычисляют и уплачивают налог собственными силами.
Что касается авансовых платежей, то это требование распространяется исключительно на организации, в имуществе которых значатся транспортные средства, и не затрагивает граждан, обязанность которых перечислить всю сумму сбора сразу по получении налогового уведомления.
Авансы на транспорт различаются по регионам России, а есть и такие регионы, которые своими законами не признали авансовые платежи необходимыми, так что организации, зарегистрированные на их территории, оказались освобожденными от уплаты авансов.
Пониженные ставки транспортного налога
1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).
Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.
Транспортный налог на авто в России, несмотря на свою «региональную прописку», регулируется и федеральным законодательством, и нормативно-правовыми актами субъекта Федерации. Основу законодательства о ТН, безусловно, составляет Налоговый кодекс РФ. В частности, глава 28 НК определяет круг налогоплательщиков и транспортные средства, с владельцев которых взимается ТН, налоговую базу, общие ставки (которые, к слову, могут быть изменены) и сроки уплаты для граждан, а также ряд других общепринятых нормативов, относительно порядка внесения платежей.
В это же время, конкретный налог на транспорт согласно ст. 356 НК устанавливается законодателями в регионах самостоятельно. Правда, в пределах общей налоговой ставки, установленной НК и зависимой от мощности двигателя. Когда вопрос касается уплаты ТН юридическими лицами, регионы также определяют порядок и сроки внесения налоговых платежей. Мало того, местным законодателям предоставлено право установки дополнительных налоговых льгот для своих граждан и оснований для их использования.
Отмена дорожного налога на транспорт в России – тема, актуальная для большинства автовладельцев. Действующая сегодня модель расчета ТН подвергается множественной критике со стороны не только владельцев ТС, но и представителей экспертного сообщества. Основной претензией считается несовершенство привязки размера платежей и дифференциации ставок в зависимости от мощности двигателя самых распространенных видов транспорта. В контексте этого на протяжении последних нескольких лет в правительстве РФ активно обсуждался ряд идей, касающихся:
- заложения транспортного налога в стоимость топлива или введения акциза на топливо;
- замены ТН на экологический налог, привязанный к объему вредных выбросов;
- привязки ставок по ТН к классу экологичности авто по евростандартам;
- привязки ставок по ТН к объему двигателя;
- введения возрастных повышающих коэффициентов;
- полной отмены налога в целях снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Объект налогообложения и налоговая база
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.
Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:
-
в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);
-
в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);
-
в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).
Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).
Подробнее про авансовые платежи
Процедуру уплаты налога или сбора регламентирует статье 58 Налогового кодекса (НК). Часть 1 этой статьи гласит, что налог уплачивают единовременно, одной суммой. Однако закон допускает предварительную оплату в течение периода, за который начисляют сумму налога. Она носит название «авансовый платеж».
Российское законодательство предусматривает случаи, в которых вносить аванс обязательно. Например, это налог на доходы физлиц для иностранцев, работающих в Российской Федерации, или налог на прибыль юридического лица. По транспортному налогу платить предварительно не нужно. Однако собственник авто может сделать это по собственной инициативе.
Причинами такого порядка выполнения обязанности по внесению сборов выступают:
- Предположительное отсутствие средств в будущем году;
- Наличие свободных денег в настоящее время;
- Невозможность оплаты в установленный срок по другим обстоятельствам.
Пример № 1.
Вводная: Организация по финансовым причинам продала часть автомобилей, которые находились у нее в собственности. Однако руководство планирует купить аналогичный транспорт, когда дела фирмы пойдут лучше. Сложность в том, что налог за проданные авто уже уплачен.
Решение ситуации: Представитель юрлица может написать в ФНС заявление о том, чтобы лишние деньги были учтены в следующем году. Возврат разницы в этом случае неразумен, так как фирма хочет расширить автопарк, поэтому в скором времени размер ее обязательств перед государством станет прежним.
Пример № 2.
Вводная: Юридическое лицо платило аванс ежемесячно. В связи с увеличением оборота и повышением прибыли в середине года руководство приняло решение оплатить аванс за все оставшиеся месяцы.
Решение ситуации: Организация совершает авансовый платеж за весь год и не вносит средства до его конца. В следующем году налог начисляется исходя из имеющегося в собственности компании транспорта.
Авансовый платеж по транспортному налогу – удобное средство его уплаты, позволяющее сделать ее не в конце года, следующего за отчетным, а прямо в течение налогового периода.
Подойдет такой способ исполнения фискальных обязанностей организациям. Для физических лиц он менее актуален. Однако нужно помнить о трудностях, которые возникают, когда аванс уже внесен, а размер налоговой базы изменился.