Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата труда в организациях, финансируемых из бюджетов разных уровней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Систему используют с советских времен. Применяют тарификационную сетку для бюджетников и в коммерческих организациях. Тарифная сетка — связь между разрядом работника и тарифной ставкой, ее оформляют в виде таблицы. С помощью этих показателей вычисляют размер заработной платы работника.
Заработную плату персоналу по тарифу начисляют по правилам ст. 143–145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности.
Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. Все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, заработную плату устанавливают на уровне не ниже МРОТ.
Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права. В ЕТКС новая тарификационная сетка для педагогов не приводится. Оклады и ставки устанавливают региональные и местные власти локальными нормативными актами.
Стандартные налоговые вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц
Категории налогоплательщиков |
Размер |
Ликвидаторы аварии и лица, подвергшиеся радиационному |
В размере |
Герои Советского Союза или Российской Федерации, а |
В размере |
Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами |
В размере |
Родители, супруги родителя, опекуны, попечители, на |
В размере |
Читателям журнала следует иметь в виду, что налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
Законодательные обоснования
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
- учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
- в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
- на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Порядок формирования проводок по зарплате в бюджетной организации
В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления (сокращенно — КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок следует добавлять код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией.
В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру нужно использовать следующие коды КОСГУ:
- 211 — «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ, возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);
- 212 — «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату не относящихся к зарплате дополнительных выплат, компенсаций (например, суточных при служебных командировках, компенсаций за использование автомобиля и пр.);
- пособия, например, те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.).
Также для корректного распределения видов движения денежных средств нам понадобятся следующие КОСГУ:
- 730 — «Увеличение прочей кредиторской задолженности»;
- 830 — «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»;
- 610 — «Выбытие со счетов бюджета».
О том, как номер счета бюджетного учета увязан со значением КОСГУ, читайте здесь.
Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.
Разъяснения по формированию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков приведены Минфином в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998. В частности, чиновники обратили внимание:
- на детализацию резервов предстоящих расходов (пример детализации плана счетов приведен в приложении 1 к настоящему письму);
- на корреспонденцию счетов по формированию и расходованию резервов предстоящих расходов (пример отражения в бухгалтерском учете операций по формированию и использованию резервов, в частности на оплату отпусков за фактически отработанное время, при-веден в приложении 2 к данному письму);
- на порядок и методы формирования оценочного значения по резервам предстоящих расходов (пример определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (создаваемому резерву расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведен в приложении 3 к этому письму).
Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:
- школ;
- детских садов;
- средних и высших учебных заведений;
- медицинских учреждений;
- библиотек, музеев и других культурных учреждений;
- научных институтов.
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 49 348 рубллей (данные за июнь 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
23 июля Росстат опубликовал данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-июнь 2020 года.
Оклады бюджетников в 1-м полугодии 2020 года, таблица:
Для сравнения: данные Росстата по заработным платам чиновников различного уровня (за 2018 год).
Среднемесячная з/п гражданских (муниципальных) служащих |
Справочно: среднемесячная з/п работников организаций а субъекте РФ |
|||||||
Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти |
органов исполнительной власти субъектов РФ |
органов местного самоуправления |
||||||
рублей |
% к 2017 г. |
рублей |
% к 2017 г. |
рублей |
% к 2017 г. |
рублей |
% к 2017 г. |
|
Российская Федерация |
105,3 |
112,2 |
111,2 |
|||||
Центральный федеральный округ |
103,8 |
118,8 |
106,2 |
111,7 |
||||
Белгородская область |
103,2 |
147,5 |
116,1 |
108,7 |
||||
Брянская область |
106,2 |
105,3 |
105,2 |
110,6 |
||||
Владимирская область |
106,9 |
107,4 |
110,9 |
109,9 |
||||
Воронежская область |
104,6 |
111,8 |
106,6 |
111,6 |
||||
Ивановская область |
107,6 |
104,6 |
||||||
Калужская область |
105,6 |
131,7 |
122,4 |
110,7 |
||||
Костромская область |
100,5 |
111,4 |
105,3 |
|||||
Курская область |
102,8 |
118,9 |
110,3 |
|||||
Липецкая область |
103,5 |
114,2 |
107,3 |
110,1 |
||||
Московская область |
102,1 |
102,6 |
109,8 |
|||||
Орловская область |
103,5 |
99,3 |
103,9 |
|||||
Рязанская область |
105,6 |
108,9 |
106,4 |
109,9 |
||||
Смоленская область |
102,5 |
116,3 |
104,9 |
111,2 |
||||
Тамбовская область |
104,5 |
105,6 |
106,4 |
109,1 |
||||
Тверская область |
102,6 |
99,4 |
99,8 |
110,9 |
||||
Тульская область |
103,2 |
109,3 |
109,3 |
|||||
Ярославская область |
105,6 |
100,3 |
102,5 |
110,4 |
||||
г.Москва |
101,3 |
125,8 |
105,4 |
110,8 |
||||
Северо-Западный федеральный округ |
103,8 |
107,6 |
106,6 |
111,6 |
||||
Республика Карелия |
105,8 |
135,7 |
110,1 |
111,9 |
||||
Республика Коми |
102,7 |
108,3 |
110,2 |
|||||
Архангельская область |
107,3 |
107,3 |
||||||
в том числе: |
107,5 |
104,8 |
96,5 |
109,5 |
||||
Ненецкий авт.округ |
||||||||
Архангельская область без авт.округа |
110,1 |
108,5 |
108,3 |
111,3 |
||||
Вологодская область |
105,4 |
109,8 |
108,7 |
111,1 |
||||
Калининградская область |
105,4 |
107,4 |
105,7 |
110,2 |
||||
Ленинградская область |
108,6 |
114,2 |
106,9 |
109,8 |
||||
Мурманская область |
105,1 |
104,7 |
106,9 |
111,2 |
||||
Новгородская область |
107,4 |
106,2 |
||||||
Псковская область |
103,7 |
111,7 |
||||||
г.Санкт-Петербург |
97,5 |
103,7 |
101,6 |
111,9 |
||||
Южный федеральный округ |
106,2 |
104,7 |
106,6 |
110,7 |
||||
Республика Адыгея |
104,6 |
109,8 |
108,8 |
111,1 |
||||
Республика Калмыкия |
112,1 |
100,6 |
106,4 |
112,3 |
||||
Республика Крым |
104,4 |
101,8 |
113,1 |
|||||
Краснодарский край |
103,6 |
104,3 |
106,7 |
110,2 |
||||
Астраханская область |
108,5 |
128,6 |
106,7 |
113,2 |
||||
Волгоградская область |
103,6 |
105,4 |
110,4 |
|||||
Ростовская область |
105,8 |
103,7 |
105,9 |
109,8 |
||||
г.Севастополь |
108,5 |
101,9 |
110,9 |
|||||
Северо-Кавказский федеральный округ |
104,7 |
110,4 |
||||||
Республика Дагестан |
106,6 |
116,7 |
107,7 |
112,7 |
||||
Республика Ингушетия |
108,6 |
103,3 |
104,8 |
110,5 |
||||
Кабардино-Балкарская Республика |
104,8 |
102,9 |
104,2 |
111,1 |
||||
Карачаево-Черкесская Республика |
108,3 |
111,9 |
108,9 |
112,1 |
||||
Республика Северная Осетия – Алания |
104,6 |
101,4 |
102,9 |
110,1 |
||||
Чеченская Республика |
96,9 |
104,4 |
102,2 |
110,9 |
||||
Ставропольский край |
106,9 |
109,5 |
108,7 |
|||||
Приволжский федеральный округ |
105,7 |
112,2 |
109,1 |
109,8 |
||||
Республика Башкортостан |
114,8 |
120,5 |
123,6 |
|||||
Республика Марий Эл |
100,3 |
105,9 |
105,9 |
|||||
Республика Мордовия |
103,2 |
120,2 |
108,6 |
108,7 |
||||
Республика Татарстан |
101,7 |
120,8 |
115,7 |
109,1 |
||||
Удмуртская Республика |
105,7 |
110,5 |
103,7 |
|||||
Чувашская Республика |
106,1 |
107,5 |
109,7 |
|||||
Пермский край |
103,3 |
104,2 |
108,8 |
|||||
Кировская область |
107,3 |
104,9 |
105,6 |
109,7 |
||||
Нижегородская область |
105,9 |
104,9 |
108,1 |
|||||
Оренбургская область |
104,9 |
103,3 |
112,4 |
|||||
Пензенская область |
108,1 |
104,1 |
105,5 |
111,1 |
||||
Самарская область |
98,9 |
112,2 |
107,2 |
110,2 |
||||
Саратовская область |
113,6 |
103,3 |
110,2 |
|||||
Ульяновская область |
104,1 |
110,9 |
111,9 |
110,2 |
||||
Уральский федеральный округ |
106,2 |
109,8 |
109,1 |
108,3 |
||||
Курганская область |
104,6 |
97,2 |
106,7 |
109,7 |
||||
Свердловская область |
109,2 |
111,6 |
107,4 |
108,6 |
||||
Тюменская область |
106,3 |
109,9 |
109,3 |
|||||
в том числе: |
||||||||
Ханты-Мансийский авт.округ – Югра |
106,3 |
104,7 |
||||||
Ямало-Ненецкий авт.округ |
111,9 |
112,3 |
107,5 |
|||||
Тюменская область без авт.округов |
105,9 |
109,5 |
115,6 |
110,1 |
||||
Челябинская область |
103,1 |
108,4 |
109,2 |
|||||
Сибирский федеральный округ |
107,4 |
112,7 |
110,4 |
111,6 |
||||
Республика Алтай |
103,5 |
109,7 |
109,8 |
116,3 |
||||
Республика Тыва |
109,9 |
112,4 |
114,6 |
|||||
Республика Хакасия |
104,2 |
98,8 |
110,5 |
109,6 |
||||
Алтайский край |
106,4 |
110,4 |
112,2 |
|||||
Красноярский край |
105,9 |
112,3 |
109,8 |
|||||
Иркутская область |
108,3 |
106,8 |
110,5 |
|||||
Кемеровская область |
106,5 |
120,9 |
121,1 |
114,7 |
||||
Новосибирская область |
110,2 |
126,7 |
110,2 |
111,6 |
||||
Омская область |
110,1 |
113,7 |
106,6 |
112,8 |
||||
Томская область |
103,7 |
106,4 |
103,8 |
110,2 |
||||
Дальневосточный федеральный округ |
106,2 |
109,3 |
107,8 |
111,5 |
||||
Республика Бурятия |
105,3 |
112,8 |
111,5 |
|||||
Республика Саха (Якутия) |
106,4 |
109,7 |
105,9 |
109,4 |
||||
Забайкальский край |
104,6 |
99,7 |
||||||
Камчатский край |
104,8 |
124,3 |
107,3 |
111,6 |
||||
Приморский край |
108,8 |
123,2 |
108,5 |
111,1 |
||||
Хабаровский край |
106,2 |
107,7 |
111,2 |
|||||
Амурская область |
101,6 |
107,5 |
115,2 |
|||||
Магаданская область |
109,6 |
104,3 |
102,9 |
|||||
Сахалинская область |
107,2 |
106,6 |
106,7 |
108,7 |
||||
Еврейская авт.область |
112,1 |
110,9 |
||||||
Чукотский авт.округ |
105,3 |
99,8 |
101,7 |
107,1 |
Расчет фонда заработной платы
Часто бухгалтерам и кадровикам предприятия необходима величина фонда заработной платы (ФЗП). Данная цифра может понадобиться для заполнения многих форм статистической, налоговой, бухгалтерской и управленческой отчетности.
ФЗП представляет собой размер всех произведенных в организации начислений в пользу коллектива в денежной и натуральной формах. Он включает в себя следующие пункты:
- Зарплата по окладам и тарифам сотрудникам на повременной системе .
- Зарплата, начисленная по нормам выработки на сдельной системе.
- Зарплата, выданная в натуральной форме. Такие выплаты учитываются в рублевом эквиваленте по среднестатистическим ценам рынка.
- Все виды поощрительных и стимулирующих надбавок и премий.
- Компенсационные выплаты за сверхурочное время или особые условия труда, а также все прочие компенсации, начисленные персоналу.
- Денежные выплаты в виде компенсаций за неиспользованные отпуска .
- Оплаты топлива, питания, жилья, если они носят систематических характер. Стоимость подарков сотрудникам и членам их семей, акций, путевок. Эти выплаты учитываются по рыночным ценам.
Порядок формирования проводок по зарплате в бюджетной организации
В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления (сокращенно — КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок следует добавлять код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией.
В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру нужно использовать следующие коды КОСГУ:
- 211 — «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ, возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);
- 212 — «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату не относящихся к зарплате дополнительных выплат, компенсаций (например, суточных при служебных командировках, компенсаций за использование автомобиля и пр.);
- пособия, например те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.).
Также для корректного распределения видов движения денежных средств нам понадобятся следующие КОСГУ:
- 730 — «Увеличение прочей кредиторской задолженности»;
- 830 — «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»;
- 610 — «Выбытие со счетов бюджета».
Законы, регулирующие порядок установления поощрений сотрудникам бюджетных организаций, закреплены в Трудовом Кодексе России (статьи 129, 135, 144 и 191). Система оплаты труда, включающие стимулирующие выплаты, устанавливаются в виде коллективных соглашений в соответствие с законами РФ в сфере трудового права.
Ежегодно утверждаются рекомендации по установлению систем оплаты труда сотрудникам государственных организаций на федеральном, региональном и местном уровнях.
Решение это принимает Российская трехсторонняя комиссия (состоящая из членов Правительства РФ, работодателей и профсоюзов), чьей задачей является регулирование социально-трудовых отношений граждан страны.
Также существуют отдельные рекомендации для каждой сферы труда.
Размер стимулирующих выплат имеет строгие ограничения, которые прописываются в местных нормативных актах.
Заработная плата руководителей и их заместителей.
Как следует из п. 21 – 24 Единых рекомендаций, заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, как и любых работников, состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.
В качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):
- показатель роста средней заработной платы работников учреждения в 2021 году по сравнению с 2021 годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов;
- выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством РФ).
Следующим моментом, на который обращено внимание в Единых рекомендациях, является размер зарплаты руководителей. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель.
Оплата труда в учреждениях здравоохранения.
Основные направления, касающиеся оплаты труда в учреждениях здравоохранения, названы в п. 37 Единых рекомендаций. Особое внимание следует обратить на порядок установления стимулирующих выплат медицинским работникам, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период и новорожденным, а также участвующим в проведении профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни. Выплаты должны быть предусмотрены положением об оплате труда работников учреждения. Размер выплат устанавливается в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с утвержденными показателями и критериями.
Оплату труда медицинским работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, надо осуществлять в повышенном размере только по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4 % оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
При проведении специальной оценки условий труда в медицинских организациях необходимо учитывать особенности ее проведения, закрепленные в нормативных правовых актах. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, производится независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений.
При оценке воздействия биологического фактора на рабочих местах медицинских и иных работников следует руководствоваться совместными разъяснениями Минтруда РФ № 15‑1/10/В-7756, Минздрава РФ № 16‑6/10/2-6553, Профсоюза работников здравоохранения РФ № 01‑А/475 от 09.10.2018.
Федеральные стандарты 2021 года: важные детали для бюджетного учета
Минфин выпустил методические рекомендации по применению федерального стандарта бухучета госфинансов «Выплаты персоналу». В них обобщены правила учета выплат персоналу, в том числе за счет резервов предстоящих расходов.
В учетной политике предусмотрите, на какую дату будете впервые начислять резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам. Это новый вид резерва. Он включает суммы государственного пенсионного обеспечения (кроме выплат из ПФР), а также суммы, которые назначаются на основании локального акта организации по достижении работником установленного законом пенсионного возраста или стажа работы.
Порядок первоначального признания резерва согласуйте с учредителем и финорганом. В стандарте этот вопрос не урегулирован. При этом требования к учету нового вида резерва применяются с 1 января 2021 года. Показатель по счету 401.60 будете отражать в том числе в промежуточной отчетности следующего года. Полагаем, что показатели такой отчетности должны учитывать информацию о новом виде резерва.
В силу п. 4 СГС «Выплаты персоналу», данный стандарт применяется одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы».
Порядок признания в бухгалтерском учете выплат персоналу зависит от их классификации.
Текущие выплаты персоналу признаются в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по факту их начисления за период, когда персонал исполнял трудовые функции (возлагаемые на него отдельные полномочия), должностные обязанности.
Объекты учета текущих выплат признаются в сумме денежных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в размере, установленном законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом) (п. 8 СГС «Выплаты персоналу»).
После первоначального признания стоимостная оценка объектов учета текущих выплат персоналу изменению не подлежит (п. 11 СГС «Выплаты персоналу»).
Отложенные выплаты персоналу признаются в составе резерва предстоящих расходов на выплаты персоналу в том отчетном периоде, когда работники исполняли свои трудовые функции (должностные обязанности), в следующих размерах (п. 10 СГС «Выплаты персоналу»):
- в части предстоящих расходов на оплату отпусков — в сумме предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время и (или) компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование. Порядок расчета резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу устанавливается учреждением в рамках учетной политики;
- в части предстоящих расходов на пенсионные и иные аналогичные выплаты — в сумме бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) или в сумме показателей, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения и предусмотренных на соответствующие цели на очередной финансовый год и плановый период (п. 10 СГС «Выплаты персоналу»).
Стоимостная оценка объектов учета отложенных выплат персоналу подлежит пересмотру и (при необходимости) корректировке не реже чем на годовую отчетную дату (п. 12 СГС «Выплаты персоналу»).
Выбытие с учета текущих выплат осуществляется по мере их исполнения. Прекращение признания отложенных выплат происходит по мере их признания текущими выплатами за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов.
Прекращение признания объектов учета отложенных выплат персоналу осуществляется по мере их признания за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу. В случае избыточности суммы признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) размер резерва корректируется (уменьшается) с отнесением на расходы текущего отчетного периода (п. 14 СГС «Выплаты персоналу»).
Сведения о выплатах персоналу подлежат раскрытию в годовой отчетности учреждения. В частности, раскрывается следующая информация (п. 15 СГС «Выплаты персоналу»):
1) сумма задолженности по текущим выплатам персоналу на начало и конец отчетного периода;
2) сумма резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) на начало и конец отчетного периода по каждому виду обязанностей по выплатам персоналу;
3) сумма корректировок (увеличений, уменьшений) величины резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) по каждому виду таких выплат в структуре оснований. К данным операциям относятся:
- признание объектов учета отложенных выплат персоналу;
- признание объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу;
- корректировка резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в части избыточно начисленных сумм.
Дополнительно в составе бюджетной информации учреждения указывается информация о пенсионных и иных аналогичных выплатах на плановый период (п. 16 СГС «Выплаты персоналу»).
Обратите внимание: при первом применении стандарта сопоставимая сравнительная информация за предыдущие отчетные периоды по отложенным выплатам в части пенсионных и иных аналогичных выплат в бухгалтерской отчетности не приводится (п. 17 СГС «Выплаты персоналу»).
Для целей применения стандарта связанными сторонами являются следующие лица (п. 5 СГС «Информация о связанных сторонах»).
Связанные стороны |
|||
Аффилированные лица субъекта отчетности в соответствии с законодательством РФ |
Лица, которые являются заинтересованными в заключении субъектом отчетности сделок в соответствии с законодательством РФ |
Лица, хозяйственные решения которых субъект отчетности на основании законодательства РФ, учредительных документов и соглашений имеет право определять или в принятии решений которых он может участвовать |
Иные лица, имеющие право на основании законодательства РФ, учредительных документов и соглашений определять хозяйственные решения, принимаемые субъектом отчетности, или имеющие возможность участвовать в их принятии |
Операцией между субъектом отчетности и связанной стороной (далее — операции со связанными сторонами) считается любая операция по передаче (получению) активов, выполнению работ (оказанию услуг), их получению или факт хозяйственной жизни, ведущий к возникновению (прекращению) обязательств, независимо от того, являются ли указанные операции и (или) факты хозяйственной жизни обменными либо необменными операциями (п. 6 СГС «Информация о связанных сторонах»).
Суть стандарта сводится к тому, что субъект отчетности должен сформировать по состоянию на отчетную дату факты хозяйственной жизни, осуществляемые в рамках отношений со связанными сторонами. В состав (перечень) связанных сторон также включаются лица, которые являлись связанными сторонами субъекта отчетности на начало и (или) в течение отчетного периода, даже если на отчетную дату они уже не были его связанными сторонами (п. 7 СГС «Информация о связанных сторонах»).
С целью своевременного формирования годовой отчетности информация о составе (перечне) связанных сторон формируется субъектом отчетности не позднее первого рабочего дня года, следующего за отчетным.
Повышение зарплат в бюджетной сфере. Кому ждать наибольшей прибавки в 2021 году
В 2021 году ряд отчетов в ФНС и ПФР необходимо сдавать по обновленным формам:
- 6-НДФЛ за I квартал — не позднее 30 апреля;
- РСВ за 2020 год не позже 1 февраля;
- декларацию по НДС за IV квартал 2020 года – не позже 25 января;
- декларацию по налогу на прибыль за 2020 год – до 29 марта включительно.
- Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
- Изменения с 1 января 2021 года
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.
Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.
С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:
- в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
- действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
- внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.
Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
- Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
- Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н
В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.
Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.
- Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
- Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
- Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
- Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
- Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н
В 2021 году ряд отчетов в ФНС и ПФР необходимо сдавать по обновленным формам:
- 6-НДФЛ за I квартал — не позднее 30 апреля;
- РСВ за 2020 год не позже 1 февраля;
- декларацию по НДС за IV квартал 2020 года – не позже 25 января;
- декларацию по налогу на прибыль за 2020 год – до 29 марта включительно.
- Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
- Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
- Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
- Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
- Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
- Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря
Тем самым закрепление применения кода 281 в корреспонденциях будет узаконено не только N 174н, но и порядком по применению КОСГУ. Если передача основных средств осуществляется государственным (муниципальным) организациям (к ним мы относим, как правило, унитарные предприятия), то применяются следующие корреспонденции счетов: Дебет 2 401 20 282 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета; Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 401 20 282 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.
Была введена новая группа 0 101 90 00 000 «Основные средства – имущество в концессии» и счета аналитического учета:Счет аналитического учетаНаименования счетов0 101 91 000«Жилые помещения = имущество в концессии»0 101 92 000«Нежилые помещения (здания и сооружения) – имущество в концессии»0 101 94 000«Машины и оборудование – имущество в концессии»0 101 95 000«Транспортные средства – имущество в концессии»0 101 97 000«Биологические ресурсы – имущество в концессии»0 101 98 000«Прочие основные средства – имущество в концессии»3. Исключены группа счетов учета 0 101 40 000 «Основные средства – предметы лизинга» и аналитические счета к ней (0 101 (41 – 48) 000).4.
При выплате (возмещении) учреждением денежных средств командированным лицам они признаются подотчетными лицами. Для отражения в бухгалтерском учете расчетов с ними предназначен счет 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» (п. 212 Инструкции № 157н).
Максимальный срок выплаты зарплаты – пять рабочих дней от даты, установленной для ее выдачи, включая день получения денег. Если сотрудник не получил деньги в кассе учреждения вовремя, например, по причине болезни, бухгалтеру придется депонировать заработную плату. При этом храниться в кассе сверх лимита она не может.
Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2021 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
На какой КПС относить расходы по списанию материалов и начислению амортизации в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» Д-т 040913Я0002110244 1.105.36 340, К-т 040913Я0002110244 1.302.34 730 (согласно Приложению 2 к Инструкции 162н).
Какими бухгалтерскими проводками в 2021 году учитывается заработная плата? На любом предприятии бухгалтер ежемесячно сталкивается с начислением заработной платы рабочим.
В то же время данные приказы и, соответственно, изменения в инструкции применяются при формировании учетной политики и показателей бюджетного (бухгалтерского) учета, начиная с 2021 года. Об этом сказано в преамбуле каждого из названных приказов.
План счетов бюджетного учета разработан для сопоставления данных бюджетов различных организаций, входящих в бюджетную сферу.
Казенным учреждениям законодатель разрешил с 2021 г. по остаткам нефинансовых активов указывать «нулевые» КПС, а КПС для списания затрат при списании материалов и начислении амортизации определяются в прежнем порядке. Полный (26-разрядный) счет отнесения расходов по списанию материалов, в том числе для остатков номенклатуры, сложившихся на начало года и учитываемых по «нулевому» КПС, указывается в шапке документа и должен включать актуальный КПС типа «КРБ».
Полагаем, использовать приведенную ниже корреспонденцию нужно при целевом назначении поступлений. Такой вывод можно сделать из ФСБУ «Доходы».
Счет 104 00 000 «Амортизация» для учета амортизационных начислений был в скорректирован в значительной степени:
1. Исключены счета:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 104 18 000 | Амортизация прочих основных средств – недвижимого имущества учреждения |
0 104 21 000 | Амортизация жилых помещений – особо ценного движимого имущества учреждения |
0 104 23 000 | Амортизация сооружений – особо ценного движимого имущества учреждения |
0 104 31 000 | Амортизация жилых помещений – иного движимого имущества учреждения |
0 104 43 000 | Амортизация сооружений – предметов лизинга |
2. Изменилось название группы учета счета 0 104 40 000. Сейчас наименование «Амортизация прав пользования активами», ранее было «Амортизация предметов лизинга».
3. Была введена новая группа учета счета 0 104 40 000 «Амортизация имущества в концессии».
Блиц-ответы на распространенные вопросы по оплате труда
1. Может ли произойти увеличение зарплаты руководителя автономного учреждения, если учитывать дифференцированные особенности организации?
Ответ. В соответствии с установленными нормами, расчет оплаты труда руководителей учреждения всегда происходит по стандартной схеме:
- в организациях, которые финансируются строго из федерального бюджета, – в размерах и порядке, установленном правительством;
- в организациях, которые всегда финансируются только из бюджета субъекта РФ, причем размеры зарплаты определяет органы власти этого субъекта;
- в организациях, которые всегда финансируются строго из местного бюджета, здесь размеры выплат всегда рассчитывают органы местного самоуправления.
2. В чьи права входит установление зарплаты для руководителя автономного учреждения?
Ответ. Учредитель такой организации всегда должен самостоятельно назначать руководителя АУ, а также заключать с ним трудовой договор, который всегда оформляется в строгом соответствии со стандартной формой, обычно утвержденную правительством. По требованиям действующего трудового законодательства для включения в составленный трудовой договор являются обязательными условия оплаты произведенного труда, из расчета оклада или размера тарифной ставки.
3. Что влияет на размер зарплаты руководителя?
Ответ. Стандартная структура заработной платы сотрудника всегда определяется в установленной ст. 129 ТК РФ. В каждом отдельном случае она складывается из нескольких критериев:
- из установленного размера оклада, который всегда зависит именно от квалификации сотрудника, количества, сложности, качества, а также условий производимой им работы;
- из стимулирующих выплат (это всевозможные доплаты, требования, надбавки и так далее);
- из установленных компенсационных выплат (всевозможных дополнительных доплат и надбавок непосредственно компенсационного характера: за работу в радиактивной зоне, на территории особых климатических условий, а также в условиях, которые значительно отклоняются от нормы).
Из всех перечисленных выплат обычно составляется полная заработная плата сотрудника, поэтому в каждой организации она может существенно различаться. Повлиять на размер оплаты труда может только изменение вышеперечисленных критериев.
4. Какова суть осуществляемого эксперимента по проведению апробации именно отраслевой системы расчета оплаты труда в современных учреждениях образования?
Ответ. Проведение апробации отраслевого способа оплаты труда было начато несколько лет назад. Это было необходимо для того, чтобы усовершенствовать систему оплаты труда всех педагогических работников. Она предусматривает прямую зависимость уровня зарплаты педагогических работников от итогового качества и абсолютно всех результатов работы. Здесь также учитываются все отраслевые особенности, а также интенсивность работы сотрудников с помощью установления именно отраслевых выплат за проведение организационной и воспитательной работы. Благодаря этому существенно упрощается процесс начисления зарплаты всем работникам.
Главные принципы и правила НСОТ
Принятая новая система начисления з/п специалистам сферы образования выстраивается на:
- Главный зарплатный фонд каждого учреждения складывается в полном соотношении с общим количеством учеников или студентов. То есть средства выделяются строго на каждого обучаемого отдельно;
- На основании суммы выделенных средств учреждение может самостоятельно составлять расписание;
- Фонд средств, предназначенных для з/п педагогов состоит из двух главных частей – базовая и стимулирующая;
- Размер з/п, которая получается руководством, не должна быть выше средней суммы з/п, что получают остальные работники.
Особое внимание заслуживает распределение суммы на базовые и стимулирующие доли. В первом случае речь идет о гарантированных выплатах, основанным на принятых тарифах и разных компенсациях. Что касается стимулирующей части, то она распределяется по таким факторам:
- Достижения;
- Успех в работе;
- Загрузка в течение дня;
- Общие условия труда.