Минтруд подготовил новую модель соцстрахования самозанятых

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтруд подготовил новую модель соцстрахования самозанятых». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Банк России при оценке платежеспособности страховщиков планирует учитывать ограничения, с которыми компании столкнулись по ряду заблокированных иностранных активов, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Банка России. «В частности, предполагается введение мер поддержки, позволяющих не одномоментно, а постепенно признавать возникшие по таким активам убытки. Нужно отметить, что возможность воспользоваться этой «рассрочкой» будет предоставлена только тем компаниям, которые не будут выплачивать дивиденды (распределять прибыль)», — отмечает регулятор, комментируя новые планируемые меры поддержки.

Общие изменения в отчетности

С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:

  • расчет по страховым взносам (РСВ) и
  • единый отчет по сотрудникам.

Единый отчет заменит сразу четыре формы – ​СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:

  • часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
  • если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
  • часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.

Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:

  • ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
  • а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.

Модель риск-ориентированного подхода — опора ЦБ

В 2020 году Банк России при переходе к риск-ориентированному надзору ввел новые требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. «Благодаря этим требованиям регулятора и мерам, которые предприняли страховщики для того, чтобы им соответствовать, рынок вошел в период санкционных ограничений с лучшим качеством активов и капитала», — делает вывод регулятор.

В ЦБ отмечают, что требования по финустойчивости СК «вступают в силу поэтапно, начиная с 1 июля 2021 года. Очередной этап — с 1 января 2023 года (Положение Банка России № 781-П). Требования, которые предусмотрены положением, позволяют точнее рассчитать величины страховых обязательств и соответственно получить более информативную оценку финансовой устойчивости страховщиков. До 1 июля 2025 года будут действовать переходные положения, в частности, расчет рисков будет производиться в сниженном объеме».

ЦБ также планирует в будущем уточнить подходы к расчету страхового риска. В частности, сейчас регулятор вырабатывает подход к оценке риска расторжений договоров страхования. По итогам этой работы будет рассмотрен вопрос о модификации текущей методологии расчета кредитного риска и страховых резервов (включая резерв премий).

Регулятором рассматривается и возможность введения дополнительных требований к капиталу компаний, занимающих существенную долю рынка ОСАГО либо имеющих в своем портфеле крупную долю договоров в сегменте ОСАГО. Вопрос учета концентрации по другим линиям бизнеса будет рассмотрен позднее. Коэффициент концентрации в лидирующих сегментах страхового рынка ранее не учитывался при расчете капитала игроков.

Говоря об особенностях политики инвестирования страховщиков в 2022 году, в Банке России отметили, что она проводилась в условиях высокой волатильности фондового и валютного рынков. «СК, как правило, продолжают применять достаточно консервативные инвестиционные стратегии, — отмечает ЦБ. — Сложившаяся ситуация с санкционными ограничениями оказала влияние на подход компаний к инвестированию. Так, инвестиции в активы недружественных стран стали сопряжены с повышенными рисками, в связи с чем компании ищут альтернативы таким инструментам на российском рынке или на рынках дружественных государств. Например, для рискового наполнения продуктов инвестиционного страхования жизни компании пробуют использовать вложения в российские финансовые инструменты».

Читайте также:  Где взять налоговое уведомление на оплату налогов

Проект: страховые брокеры без лицензий

В настоящее время Банк России продолжает активную дискуссию с участниками рынка, их профессиональными объединениями и Минфином о необходимости сохранения лицензирования деятельности страховых брокеров. По мнению регулятора, действующие требования не ограничивают риски клиентов страховых брокеров. Сами брокеры склоняются к пониманию, что отмена лицензий для них состоится, при этом усилится ответственность тех, кто остается с лицензиями ЦБ — то есть ответственность страховщиков и банков по брокерским договорам.

Инициатива регулятора «направлена на выравнивание условий осуществления деятельности страховых посредников, а также снижение надзорной нагрузки там, где это возможно», пояснили в ЦБ. В случае ее поддержания потребуются изменения в первую очередь в закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и подзаконные акты, принятые в соответствии с ним.

Одновременно Банк России сообщает о проведении детального анализа возможных рисков, связанных со снятием лицензионных требований к деятельности страховых брокеров. По результатам анализа были определены возможности управления рассмотренными рисками. Прежде всего — на уровне лицензируемых участников совершения операций, проводимых страховыми брокерами (банки, страховые организации).

«Страховые брокеры практически не работают с населением, а действуют в основном на B2B рынке, обе стороны которого представляют собой квалифицированных участников. В такой ситуации снятие лицензионных требований к деятельности страховых брокеров не повлияет на вопросы, связанные с предоставлением страховых услуг гражданам. Отказ от лицензирования российских страховых брокеров позволит уравнять в определенной степени условия их работы с деятельностью страховых агентов и иностранных страховых брокеров, которые могут работать на российском рынке в рамках перестрахования, будучи неподнадзорными Банку России. Также российские страховщики взаимодействуют с рядом профессиональных страховых консультантов — сюрвейеров, лосс аджастеров, разработчиками специализированного программного обеспечения, деятельность которых не подлежит лицензированию», — отмечает ЦБ.

Как сообщалось, представители брокерского сообщества разделились в оценке перспектив жизни без лицензий: небольшие компании — за, крупные — против. Основным негативным последствием несогласные с отменой лицензий называют риски появления на рынке отряда непрофессиональных игроков и формирования «серой зоны» в бизнесе. В любом случае решение регулятора об отмене лицензий для страховых брокеров может привести к экспансии и расширению числа игроков из-за снижения регуляторной нагрузки в сегменте.

Требования к ОВС повысятся

Готовящиеся ЦБ меры регулирования в сфере повышения требований к финустойчивости с 2023 года затрагивают и некоммерческие общества взаимного страхования. Новации могут привести к сокращению игроков в этом сегменте, такую оценку привел агентству эксперт в сфере ОВС.

«Дополнительный импульс взаимному страхованию может дать расширение разрешенных видов страхования, — полагают в ЦБ. — Но это можно сделать только при условии повышения требований к финансовой устойчивости ОВС и расширения ответственности их членов. Выполнение этих условий в том числе будет способствовать повышению привлекательности такой формы страхования для потребителей и способствовать развитию обществ взаимного страхования в долгосрочной перспективе. Инвестиции в создание ОВС будут оцениваться в качестве достаточно консервативных вложений в связи с возросшими к ним регуляторными и надзорными требованиями. Законопроект, направленный на совершенствование регулирования ОВС, находится на рассмотрении в Государственной думе».

«Важно, чтобы повышение требований к финустойчивости не оказалась непомерной нагрузкой для ОВС, не привело к умиранию сегмента. Особенность формирования таких некоммерческих организаций — в отсутствии прибыли к распределению и в отсутствии капитала, взамен действует механизм солидарной ответственности участников ОВС. Если повышенные требования по финустойчивости к ОВС регулятором будут реализованы, этой категории игроков потребуется формировать дополнительные финансовые резервы как аналог капитала. Дополнительная нагрузка снизит в принципе привлекательность идеи создания ОВС. В то же время, как показала мировая практика, в ряде случаев ОВС — хороший инструмент страховой защиты, особенно в условиях закрытия внешних рынков», — прокомментировал «Интерфаксу» планы Банка России эксперт на рынке ОВС. По его мнению, «более справедливым следует считать подход к оценке финустойчивости и платежеспособности ОВС с учетом специфики таких компаний, это должна быть отдельная линия в регулировании».

Читайте также:  Государственные программы 2022 года по поддержке малого предпринимательства

В свою очередь ЦБ отмечает, что деятельность ОВС основывается на механизме добровольного объединения его членов. Поэтому развитие этого бизнеса зависит, в первую очередь, от заинтересованности самих хозяйствующих субъектов (страхователей) в кооперации для получения страховой защиты своих интересов.

1. Установлены единые сроки уплаты налогов, страховых взносов.

Подробная информация содержится в Федеральном законе от 14.07.2022 № 263-ФЗ. Изменение связано с тем, что с 1 января вводится единый налоговый платеж, о котором мы уже говорили выше. Срок уплаты НДС переносится на 28-е число (до этого предельным сроком уплаты было 25-е число), но сам порядок уплаты не меняется. То есть уплачивать НДС необходимо будет не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом.

Организации и индивидуальные предприниматели на УСН будут уплачивать налог по итогам года в следующие сроки:

  • Организации – не позднее 28 марта следующего года (сейчас не позднее 31 марта следующего года).
  • Предприниматели – не позднее 28 апреля следующего года (сейчас не позднее 30 апреля следующего года).

Страховые взносы будут выплачиваться исходя из единой базы по тарифам:

  • С выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30 %.
  • С выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1 %.

2. Введение новых коэффициентов-дефляторов (Приказ Минэкономразвития № 573 от 19 октября 2022 г.)

Коэффициент-дефлятор – это коэффициент, который при расчете налога учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России за предыдущий период (год или квартал).

Его применяют, например, при уплате налога при УСН, НДФЛ, торгового сбора.

С 2023 года будут действовать такие коэффициенты:

  • УСН — 1,257.
  • НДФЛ (расчёт фиксированного авансового платежа по налогу отдельными категориями иностранных работников при приобретении патента на работу) — 2,270.
  • Торговый сбор — 1,729.

3. Изменение лимитов по доходам для применения УСН.

Установлены новые лимиты по доходам для применения упрощенной системы налогообложения в 2023 году. Так, с 1 января 2023 года для перехода на УСН предельный размер дохода за 9 месяцев 2022 года для юридических лиц не должен превысить 141,4 млн рублей. А предприниматели, уже находящиеся на УСН, смогут наращивать обороты на больший лимит, не опасаясь потерять право на применение этого спецрежима.

Предельные величины доходов для применения УСН теперь составляют:

  • для обычных ставок (6% – «доходы» и 15% – «доходы минус расходы») – 188,55 млн рублей (в 2022 году – 150 млн рублей);
  • для повышенных ставок (8% – «доходы» и 20% – «доходы минус расходы») – 251,4 млн рублей (в 2022 году – 200 млн рублей).

Предоставление документов ГИБДД в случае утраты автомобиля

В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата события, которое явилось основанием для его досрочного прекращения и возникновение которого подтверждено документами уполномоченных органов.

В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата события, которое явилось основанием для его досрочного прекращения и возникновение которого подтверждено документами уполномоченных органов. Сведения о случае, указанном в абзаце пятом пункта 1.13 настоящих Правил, подтверждаются документами органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, содержащими информацию о снятии транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, с государственного учета после его утилизации.

В данном абзаце речь идет об особенностях досрочного прекращения договора ОСАГО. С 1 октября 2022 года утрата (гибель) транспортного средства должна подтверждаться документами ГИБДД, в которых указано, что утраченный автомобиль снят с учета.

Возмещение почтовых расходов по ОСАГО

4.12. При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:

  • иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).
  • иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию, использование универсальных услуг почтовой связи для направления страховщику документов, предусмотренных настоящими Правилами).

Пример расчёта стоимости ОСАГО

Обычно стоимость страховки на машину рассчитывается по такой формуле: ТБ × КТ × КБМ водителя × КВС × КО × КМ × КС × КН. В ней используются такие показатели:

Читайте также:  Ипотечные банки России: какие ипотечные программы будут работать в 2023 году

ТБ – базовый тариф, который действует в текущем году
КТ – территориальный коэффициент
КМБ – коэффициент класса водителя (бонус-малус)
КВС – коэффициент возраста и стажа вождения автомобилиста
КО – ограничение на число лиц, которые допущены к вождению
КМ – коэффициент мощности мотора автомобиля
КС – коэффициент срока использования транспортного средства
КН – коэффициент нарушений

Разберём расчёт, сколько будет стоить полис ОСАГО в 2023 году на конкретном примере. Формула не изменилась, поэтому водителям, которые определяли показатель раньше, ничего не нужно изменять в своих расчётах.

Рассмотрим наглядный пример:

  • Город прописки – Москва
  • Легковой автомобиль, мощность двигателя 96 л.с.
  • Возраст водителя 33 года, опыт – 8 лет
  • Дисконт 30%
  • Срок оформления полиса – 12 месяцев

Утильсбор для спецтехники с 1 января 2023

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.

Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.

Индексация предполагается в отношении:

  • автосамосвалов;
  • прицепной и полуприцепной техники;
  • отдельных категорий грузовых автомобилей;
  • грейдеров;
  • бульдозеров;
  • катков;
  • погрузчиков;
  • карьерных самосвалов.

Речь идёт о категориях транспорта, производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.

Техника, производство которой в России не освоено (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается.

Также постановлением не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей пока не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке (экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов).

Льготы по страховым взносам для субъектов МСП

Во вторую группу «льготников» вошли компании малого и среднего бизнеса, которые на бессрочной основе смогут уплачивать страховые взносы по совокупной льготной ставке 15%. Данный тариф начиная с 2023 года смогут применять (п. 2.4 ст. 427 НК РФ):

  • организации и ИП, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства;
  • субъекты малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов МСП;
  • организации, получившие статус участников инновационного центра «Сколково».

Что такое договор ГПХ и в чем его отличие от трудового

Договоры ГПХ – это общеупотребимый юридический термин, который теперь также активно используется в законодательстве. Под ними понимаются договоры подряда, возмездного оказания услуг, агентские, поручения, комиссии, авторского заказа и т.д., которые заключаются между физлицами и ИП, организациями в целях оформления рыночных, а не трудовых отношений. Термин обычно используется в противовес понятию «трудовой контракт».

Договор ГПХ предполагает выплату не зарплаты за выполнение трудовой функции, а вознаграждения за достигнутый результат, оказанную услугу. Гражданин не включается в штат, не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, самостоятельно регулирует исполнение своих обязанностей по договору. Ранее также не предполагался соцпакет, но теперь он частично в договорах ГПХ будет присутствовать.

Подмена контекста: почему программы ИСЖ и НСЖ не являются альтернативой вкладов

Часть банковских служащих идет на подлог, когда предлагает заключить договор на ИСЖ или НСЖ вместо накопительного счета, хотя по факту – это просто страховка, за которую нужно платить больше, чем за обычный полис.

Иногда менеджеры «забывают» рассказать, что банк – только посредник, а соглашение подписывают со страховой компанией. Выбить компенсацию у обанкротившегося страховщика сложнее – ИСЖ не покроют из системы страхования вкладов.

Забрать свои деньги без потерь можно только в период охлаждения, иначе компания заберет часть накоплений – выкупную сумму.

У страховок есть небольшие преимущества: выплаты не облагаются НДФЛ, можно получить налоговый вычет, а полис не считается имуществом – его не отнимут у владельца при аресте других активов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *