Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.
Что такое технический и межевой планы?
- Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
- Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.
Какие документы нужно представить для постановки ОПО на учет?
Регистрацию опасных производственных объектов осуществляют по ведомственной принадлежности заявителей федеральные органы исполнительной власти:
-
Ростехнадзор;
-
Минобороны;
-
ФСИН;
-
ФСО;
-
ФСБ;
-
ГУСП,
а также госкорпорация «Росатом».
С 1 января 2021 года по 1 января 2027 года действует порядок регистрации опасных производственных объектов в редакции приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471. Заявители, по требованиям этого акта, отправляют в ведомство:
-
Сведения о каждом опасном производственном объекте по п. 14.1 приложения к приказу № 471. Они идентифицируют ОПО по классу опасности, содержат данные о лицензируемых видах деятельности на нем. Раздел готовят по результатам анализа проектной и разрешительной документации, спецификации оборудования, генплана расположения ЗиС, паспортов технических устройств и пр.
-
Копии документов, которые подтверждают законность владения ОПО и земельным участком, где он расположен. Это свидетельства о праве собственности, договоры аренды, оперативного управления и пр.
-
Обоснование безопасности ОПО с реквизитами положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. Документ нужен только для объектов, в которых есть отступления от федеральных норм и правил (п. 4 ст. 3 Закона № 116-ФЗ).
-
Копию текстовой части подраздела «Технологические решения» проекта ОПО.
Кто осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество
Важную государственную функцию — учет и регистрацию объектов недвижимости выполняют территориальные подразделения Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ).
Служба под наименованием Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии)продолжает в 2021 году дело работавших с 1998 года учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
К числу основных функций службы относятся:
- Ведение системы кадастрового учета недвижимости, земельный и геодезический надзор, контроль за землеустройством, государственная кадастровая оценка.
- Осуществление государственной регистрации сделок с недвижимостью.
- Поддержка пространственно-навигационных данных (государственных навигационных карт), которая перешла по наследству от упраздненного Федерального агентства геодезии и картографии.
- Надзор за некоторыми саморегулируемыми организациями.
Новое в получении сведений из ЕГРН
ВОПРОС/СИТУАЦИЯ |
НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ |
Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ | Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра |
В какой форме запрашивать сведения | Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме |
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН | Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.
Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра. До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки. |
Получение сведений ЕГРН через МФЦ | МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).
Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ). |
Получение акта согласования местоположения границ земельных участков | Копию акта из межевого плана могут получить:
|
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими | С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.
Сведения можно бесплатно получить:
|
Запрет продажи выписок из ЕГРН | Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.
Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:
|
Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ
ВОПРОС |
НОВОЕ С 2021 ГОДА |
Регистрация объекта незавершенного строительства | Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать |
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома | Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
|
Для государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности правообладателю необходимо подать заявку в Роспатент. Порядок регистрации интеллектуальной собственности для каждой категории объекта различается, но чаще всего занимает несколько месяцев и стоит недешево. В ходе регистрации проводится формальная экспертиза, во время которой проверяется наличие всех необходимых документов и правильность их оформления. Также проводится экспертиза по существу, призванная подтвердить, что объект отвечает условиям патентоспособности, а его сущность раскрыта в достаточной степени.
Для регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности необходимо оплатить государственные пошлины, размер которых сильно отличается в зависимости от регистрируемого объекта/объектов. Процедура государственной регистрации может длиться более года, поэтому на время экспертизы вы можете депонировать объект интеллектуальной собственности через онлайн-сервис n’RIS, закрепив временной приоритет авторства. Авторам произведений науки, литературы и искусства рекомендуется депонировать свои работы, чтобы зафиксировать дату и время, когда объект уже был создан, а также получить правоподтверждающий документ.
Для депонирования объектов интеллектуальной собственности:
- зарегистрируйтесь на сайте n’RIS и пройдите процедуру модерации
- загрузите файл с объектом интеллектуальной собственности в любом удобном для вас формате
- укажите название объекта: оно будет отражено в свидетельстве
- сделайте подробное описание загружаемого файла и укажите соавторов, если работа создавалась несколькими авторами
- выберите подходящий тариф исходя из объема файла и сроков хранения и оплатите услугу
- скачайте из личного кабинета правоподтверждающий документ — свидетельство о депонировании
Причины больших изменений
Сразу скажем, что поправки затронули сразу несколько базов федеральных законов, регулирующих государственную регистрацию недвижимости и кадастровый учет. Это порядок получения сведений из ЕГРН, исправление ошибок в нём, регистрация договоров участия в долевом строительстве (далее также – ДДУ), аренда части здания, сделки с долями в общей собственности и другие вопросы.
Основные цели этого пакета поправок (Закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ) такие:
- сокращение сроков госрегистрации договоров участия в долевом строительстве;
- исключение необоснованного увеличения коммерческими организациями стоимости предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);
- совершенствование нормативно-правового регулирования государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимого имущества в связи с правоприменительной практикой Федерального закона от 13.06.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее также – Закон о горегистрации).
Закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ направлен на повышение качества и доступности государственной услуги по проведению кадастрового учета и/или госрегистрации прав. В связи с этим полномочия федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ), подведомственного органу регистрации прав и кадастрового учета, теперь прямо предусмотрены в Законе о госрегистрации.
Что в целом меняется с 2021 года
Закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ детализировал отношения между МФЦ, Росреестром и учреждением госрегистрации прав и кадастра, связанные с приемом документов. И в частности, перевод принятых документов из бумаги в электронную форму. Это сокращает сроки рассмотрения документов, поскольку позволяет государственному регистратору приступить к правовой экспертизе документов с момента их поступления в электронной форме, не дожидаясь их бумажном носителе.
Также предусмотрена возможность подачи ряда заявлений, не связанных с переходом и ограничением прав, по электронке через личный кабинет правообладателя без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом идентификация личности правообладателя идёт посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) портала Госуслуг.
Учитывая сложившуюся отрицательную судебную практику обжалования отказов органа госрегистрации прав по причине непредставления технического плана для кадастрового учета части здания/сооружения для целей регистрации договора аренды предусмотрена возможность госрегистрации договора аренды части здания/сооружения без представления техплана в отношении части такого здания или сооружения.
Также изменения в Закон о регистрации в том числе привели к следующему:
- уточнены полномочий органа госрегистрации прав;
- уточнён состав сведений ЕГРН (в т. ч. кадастра недвижимости, реестра границ – см. выше);
- запрет создания сайтов для перепродажи сведений ЕГРН;
- уточнены основания для кадастрового учета и/или госрегистрации прав на недвижимое имущество;
- уточнён перечень случаев, когда кадастровый учет и госрегистрация прав проходят одновременно и по-отдельности;
- расширен перечня лиц, по заявлениям которых осуществляется кадастровый учет и/или госрегистрация прав.
Если собственник объектов недвижимости, прекративших свое существование, ликвидирован (юридического лица) либо умер (физлицо), собственник земельного участка может обратиться с заявлением о снятии с кадастрового учета и госрегистрации прекращения зарегистрированных прав на такой объект.
Это повышает достоверность ЕГРН, поскольку абсурдно наследование объекта, которого по сути не существует.
- уточнён порядок подачи заявления о кадастровом учете и/или госрегистрации прав и иных необходимых документов, в т. ч. электронных и/или их электронных образов документов, посредством выездного приема, личного кабинета;
- уточнён порядка взаимодействия кадастрового инженера и органа госрегистрации через личный кабинет кадастрового инженера;
- уточнены основания возврата заявления и иных представленных для документов без рассмотрения, основания для приостановления кадастрового учета и/или госрегистрации прав, установления срока для возобновления учетно-регистрационных действий в случае устранения препятствий;
- утверждены формы заявлений о приостановлении кадастрового учета и/или госрегистрации прав по инициативе заявителя, о возобновлении учетно-регистрационных действий, ранее приостановленных в инициативном порядке, о представлении дополнительных документов, о прекращении кадастрового учета и/или госрегистрации прав;
- уточнён состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- изменены правила кадастрового учета и госрегистрации на объект незавершенного строительства, при строительстве этапами;
- уточнён порядок исправления ошибок в ЕГРН;
- уточнён порядок предоставления сведений из ЕГРН.
Скорректирована процедура внесения в ЕГРН сведений о решении об изъятии объекта недвижимости. С 2021 года их вносят не в реестр прав на недвижимость, а в кадастр недвижимости.
В случае исключения из ЕГРЮЛ продавца как стороны сделки (ликвидация или как недействующее юрицо) госрегистрация отчуждения недвижимого имущества происходит на основании:
- заявления другой стороны сделки – покупателя;
- выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей факт ликвидации.
Это основано на отрицательной судебной практике обжалования отказов органа регистрации прав по причине непредставления заявления о переходе права собственности, когда субъект зарегистрированного права (или один из), являющийся юрлицом, ликвидирован или в административном порядке исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Органы госвласти и местного самоуправления обязали (после 2021 г.):
- представлять документы для кадастрового учета и госрегистрации прав в электронном виде;
- удостоверять равнозначность электронного образа документа документу на бумажном носителе.
Сокращены сроки госрегистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и/или иного объекта недвижимости.
Теперь допустим кадастровый учет всех помещений в здании, учет которого осуществлен до 01.01.2017 на основании заявления застройщика либо уполномоченного лица собственниками помещений. А если на учет в здании до 01.01.2017 поставлено хотя бы одно помещение, допустим кадастровый учет на другое помещение в нём без кадастрового учета на здание.
Урегулирован вопрос кадастрового учета и госрегистрации помещений в жилом доме (жилом строении), если:
- права на него зарегистрированы до 01.01.2017 г.;
- такое помещение обособлено и изолировано и отвечает требованиям, предъявляемым к блокам в жилых домах блокированной застройки.
Закон предусматривает также обязательное уведомление залогодателя и залогодержателя в случае погашения регистрационной записи об ипотеке.
Сроки и стоимость услуг
Непосредственно постановка на государственный кадастровый учёт осуществляется бесплатно. Госпошлину (в размере 2000 рублей для физического лица и 22000 рублей для юридического лица) нужно заплатить только за государственную регистрацию прав.
Стоимость услуги кадастровых инженеров по подготовке документов (подготовка планов помещений, межевание земельного участка, акты обследования и т.д.) очень сильно варьируются. В среднем подготовка документов для постановки на учёт жилого помещения будет стоить от 10.000 руб., жилого дома или нежилого помещения – от 25.000 руб., нежилого здания – от 50.000 руб.
Постановка на кадастровый учёт займёт от 5 до 12 дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (это зависит от того, где и каким способом подано заявление).
Но если в документах обнаружатся какие-нибудь неточности, этот срок может значительно растянуться. По некоторым обстоятельствам в постановке на учёт может быть отказано.
Государственная регистрация
Государством устанавливаются общие правила создания (учреждения) субъектов экономической деятельности, а специальными государственными органами осуществляется их государственная регистрация.
Дело в том, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Что такое классы опасности производственных объектов
Федеральный закон 116-ФЗ в части 3 статьи 2 указывает, сколько классов опасности производственных объектов выделяется законодательством. В общей сложности их выделяют 4, среди которых первый представляет собой группу с наиболее высоким уровнем угрозы, а четвертый — с наиболее низким. В свою очередь, как отмечается в данном разделе этого нормативно-правового акта, уровень опасности каждого конкретного предприятия определяется на основании степени вероятности возникновения аварии на производстве. Кроме этого, при определении класса опасности учитывается вероятное влияние такого негативного события на жизненно важные интересы отдельных граждан и общества в целом.
Обратите внимание! Конкретные критерии разделения всей совокупности видов промышленных производств на классы по уровню опасности приводятся в приложении 2 к ФЗ-116. Присвоение определенной категории осуществляется при регистрации в Едином государственном реестре.
В соответствии с критериями, зафиксированными в 116-ФЗ, I класс ОПО — это производства, характеризующиеся чрезвычайно высоким риском аварий, в том числе те, на которых:
- осуществляется хранение и уничтожение химического оружия;
- производят специальную химию;
- шахты угольной промышленности;
- другие производства, где осуществляются подземные горные работы, сопряженные с риском взрыва либо внезапного выброса газа или пыли, выброса породы или горного удара, прорыва воды в выработку.
Промышленные производства входят в III класс, если это:
- производственные объекты бурения либо добычи нефти, газа, газового конденсата, если здесь возможны выбросы, содержащие от 1 до 6% сернистого водорода;
- опасные объекты транспортировки природного газа под давлением 0,005-1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа давлением 0,005-1,6 МПа;
- предприятия, занимающиеся теплоснабжением граждан и социально значимых групп потребителей, и другие сети теплоснабжения, использующие оборудование под давлением больше 1,6 МПа, функционирующее при температуре свыше 250 градусов Цельсия;
- подвесные дороги канатного типа;
- компании, осуществляющие расплав металлов на оборудовании мощностью 5000-10000 килограммов;
- компании, где осуществляются открытые горные работы на оборудовании мощностью 100 тыс. – 1 млн. кубометров в год либо производится обогащение полезных ископаемых;
- элеваторы и другие ОПО в сфере производства муки, крупы или комбикормов.
Требования к регистрации опасных объектов в государственном реестре в 2021 году
- Регистрация опасного производственного объекта
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
- Положение о производственном контроле (ППК)
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
- Отчет по производственному контролю
- Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
- Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
- Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
- Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
- Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
- Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
- Экспертиза промышленной безопасности котельной
- Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
- Техническое диагностирование
- Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
- Техническое освидетельствование подъемных сооружений
- Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
- Неразрушающий контроль
- Настоящие Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее — Требования) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2018, №31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2018, № 10, ст. 1514) и от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2020, № 27, ст. 4248).
- Требования устанавливают порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — государственный реестр).
- Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предприниматели, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее — эксплуатирующая организация).
Требования являются обязательными для исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2018, № 10, ст. 1514) (далее — федеральные органы исполнительной власти, Правила регистрации соответственно), и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»), осуществляющими регистрацию подведомственных опасных производственных объектов в государственном реестре и ведение отдельных ведомственных разделов государственного реестра в части подведомственных объектов.
- Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую в соответствии с пунктом 8 Правил регистрации ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.
Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.
Ведомственные разделы государственного реестра ведут федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом», которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов.
- Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.
Цель идентификации – выявление эксплуатируемых в составе организации опасных производственных объектов.
Согласно Приложению 1 к ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории ОПО относятся отдельные производственные площадки, здания, участки и другие объекты, на которых:
- осуществляются все виды работ с опасными веществами; эксплуатируется оборудование, работающее при температуре нагрева воды 115°С и выше, или под давлением выше 0,07 МПа;
- получаются расплавы цветных и черных металлов и их сплавы; проводятся работы по обогащению полезных ископаемых, горные работы, а также работы, проводимые в подземных условиях;
- эксплуатируются эскалаторы, стационарные грузоподъемные механизмы, фуникулеры, канатные дороги.
В ходе идентификации определяются признаки опасности и, соответственно, тип каждого выявленного опасного производственного объекта.
Что такое право оперативного управления имуществом?
Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.
- Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.
- К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:
- жилищный фонд;
- организации массовой культуры и спорта;
- учебные заведения;
- научно-просветительские учреждения;
- имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
- медицинские учреждения;
- и т. д.
Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.
Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:
- муниципальной;
- государственной;
- принадлежащей частным организациям и лицам;
- находящейся во владении сельских и городских образований.
Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.
Кому нужно ставить на учет ОПО?
Если вред, причиненный в период действия договора страхования, является результатом последствий или продолжающегося воздействия аварии, произошедшей до заключения договора обязательного страхования.
В) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
Эта поправка связана с многочисленными обращениями строительных компаний, а также многообразием транспортных средств, в отношении которых не установлены какие-либо размеры и габариты. В частности, сельскохозяйственная техника, транспортные и технические средства для инвалидов и т. д.).
Г) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов.
Эта поправка связана с многочисленными обращениями строительных компаний, а также многообразием транспортных средств, в отношении которых не установлены какие-либо размеры и габариты. В частности, сельскохозяйственная техника, транспортные и технические средства для инвалидов и т. д.).
На втором шаге госрегистрации (внесение сведений о поднадзорных объектах) хозяйствующий субъект должен добавить сведения о поднадзорном объекте, либо объектах, если их во владении несколько.