Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расплата за экологические преступления: судебная практика последних лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система достаточных и необходимых признаков земельного правонарушения образует его состав; земельное правонарушение — это поведение, выражающееся в действии или в бездействии, — в последнем случае тогда, когда право предписывает совершение действий. Противоправность деяния означает, что любое правонарушение представляет собой невыполнение обязанности, ясно и недвусмысленно выраженной в законе или подзаконном акте, посягательство на письменно изложенные запреты.
Основы землепользования
Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации . Их главные постулаты перечислены в ст. 1:
- значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
- приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
- главенство охраны жизни и здоровья человека;
- единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
- платность использования;
- право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
- главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
- деление по целевому назначению на категории;
- равное соблюдение законных интересов граждан и общества.
Административное наказание
При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.
Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:
- юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
- должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
- физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).
Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:
- юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
- должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
- физлица – до 10 тыс. рублей.
В законодательных актах рассматривается вопрос самозахвата и его наказания.
ВНИМАНИЕ! По закону самовольным захватом земельной площади считается завладение ею третьим лицом, который не имеет никаких документально подтвержденных прав.
Подтвердить права на землю позволит договор купли-продажи, договор аренды, постановление местного органа управления о выделении участка земли.
Когда при проверке у человека, использующего землю, не окажется ни одного из правоустанавливающего документа, он должен вернуть площадь настоящему владельцу – частному лицу, государству, муниципальной власти. За самозахват земельной площади предусмотрена административная ответственность.
Ее меру суд устанавливается с учетом статьи 7.1 КоАП. В основном наказание представляется в виде штрафа, сума зависит от площади участка. И от того, кто совершил правонарушение (частное лицо, юридическое), от объема нанесенного вреда земли и окружающей обстановке.
ВНИМАНИЕ! За самовольное занятие участка индивидуальный предприниматель наказывается так же, как и юридическое лицо. Это нужно учесть тем, кто задумал правонарушение.
Земля не может быть бесхозной, никогда нельзя занимать ее самовольно, не оформив в собственность или в аренду, во временное пользование. Если участок не принадлежит какому-то собственнику, значит он находится во владении муниципальной власти или государства, это соответствует статье 16 Земельного Кодекса.
Чтобы выяснить, кому принадлежит территория, заинтересовавшая своим расположением, площадью, другими преимуществами, можно обратиться в кадастровый реестр. И только потом уже можно вести разговоры с частным собственником или с органами власти о приобретении земли.
Это позволит избежать наказания за самозахват, штрафа в значительную сумму. Захваченную территорию, в конечном итоге, все равно нужно будет вернуть.
Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и при-Ыенения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а не-йколышх нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 1 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них — самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.
Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.
В отличие от уголовной ответственности, субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф. Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.
Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.
Самовольное занятие земельного участка 2019 — судебная практика, Земельный кодекс, ответственность, что это
- Вопрос :
- Что понимается под самовольным занятием земельного участка?
- Ответ :
Самовольное занятие земель — пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 11 О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
- Следовательно, при самовольном занятии земельного участка речь прежде всего идет о нарушении прав собственника земельного участка (иного управомоченного им лица), что влечет необходимость восстановления нарушенного права на земельный участок (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ).
- Самовольное занятие земельного участка может быть выражено в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем зданий, строений и сооружений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц; по посеву (посадке) сельскохозяйственных и иных растений на земельном участке; в ряде иных действий.
- Как следует из подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
- Согласно пункту 2 статьи 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
- Кроме того, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (пункт 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ).
- Следует помнить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Также необходимо отметить, что самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной положениями статьи 7.1 КоАП РФ.
Вас признали нарушителем по статье 7.1 КоАП РФ: что делать?
Самовольное занятие земельного участка является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.
Зачастую граждане не подозревают, что, используя для своей хозяйственной деятельности «свободный», как им кажется, земельный участок, они тем самым совершают правонарушение, ответственность за которое установлена нормами статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что земля «ничьей» не бывает. Исходя из положений земельного законодательства земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, принадлежат государству (ст. 16 ЗК РФ).
В данной статье мы расскажем, в каком случае правообладатель земельного участка может быть привлечен к ответственности по ст. 7.1 КоАП, а также порядок устранения допущенного правонарушения.
Советы юриста лицам, пользующихся землёй
Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.
Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:
- Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
- Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
- Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
- В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.
Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства
УК РФ включает в перечень преступлений такие нарушения земельного законодательства, как:
-
порча земли. В соответствии со ст. 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека, признаются уголовными преступлениями, так как посягают на общественные отношения по поводу обеспечения сохранности земли от загрязнения.
Понятие, виды и признаки земельных правонарушений
В действующем законодательстве РФ, актуальном для 2020 года, не содержится точной дефиниции данного понятия.
Однако по общему правилу под земельным правонарушением понимается противоправное деяние (или бездействие), направленное против закреплённого Конституцией и ЗК РФ земельного строя, порядка пользования землёй, её охраны, а также против земельных прав и интересов граждан и юрлиц.
Виды нарушений в сфере охраны собственности:
- самовольное занятие участка земли;
- пользование землёй без разрешения или с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
- уничтожение межевых знаков;
- порча земель (загрязнения, уничтожение плодородного слоя);
- самовольная застройка участков залегания полезных ископаемых;
- самовольное пользование водным объектом без разрешения;
- захват участка лесного фонда;
- незаконная переуступка права пользования землёй, участком леса и т.д.;
- нерациональное использование земельных участков.
Нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды:
- несоблюдение требований экологии при проектировании, размещении, строительстве сооружений;
- нарушение законов, касающихся экологической экспертизы;
- сокрытие, искажение данных о состоянии земельных участков, затрагивающих права и интересы гражданин;
- нарушение норм охраны водных объектов, водопользования;
- незаконная вырубка леса;
- превышение нормативов по уровню шума;
- порча любых земельных участков;
- нарушение правил градостроительной документации при отводе земель;
- самовольное занятие земель;
- нерациональное использование сельскохозяйственных угодий;
- уклонение от исполнения предписаний, выданных контролирующими лицами, по вопросам устранения нарушений по вопросам землепользования.
Понятие земельного правонарушения
Определение 1
Земельное правонарушение — это опасное и незаконное социальное действие, которое нарушает земельное законодательство, влечет за собой негативные последствия или создает угрозу их наступления и карается законом.
Действия или бездействия такого рода являются посягательством на землю. Объективно все земельные общественные отношения, предусмотренные законодательством, формируются на основе земли в ее юридическом смысле.
Объективная сторона земельного правонарушения связана с тем или иным противоправным деянием, совершенным вопреки земельному законодательству.
Субъектами земельных правоотношений являются физические лица (граждане и должностные лица) и юридические лица.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Земельное правонарушение – это противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства. Оно является основанием для мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством.
Состав земельного правонарушения включает четыре элемента:
• объект – земельные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права;
• субъекты – юридические и физические лица, в том числе должностные. При этом правонарушителями могут быть как участники земельных правоотношений, так и иные организации и лица, не имеющие прав на землю, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель;
• объективная сторона – противоправное поведение, которое может быть совершено как в виде активных действий, так и в виде бездействия (так, лицо, самовольно использующее земельный участок, участником земельных правоотношений не является; субъектами земельных правонарушений могут быть проектные организации, разрабатывающие мелиоративные проекты, застройку населенных пунктов, действиями которых может быть причинен вред правам и интересам государства, физических и юридических лиц);
• субъективная сторона – характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Во всех случаях установление формы вины обязательно, поскольку этим определяется общественная опасность земельного правонарушения, размер ответственности за него.
Земельное законодательство не содержит исчерпывающего перечня земельных правонарушений, оно устанавливает только границы правомерного поведения.
В зависимости от объекта можно выделить несколько видов земельных правонарушений.
1. Правонарушения, посягающие на порядок владения землей (самовольный захват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством). В настоящее время в соответствии со ст. 223 ГК самовольным строительством признается строительство на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также без получения на это необходимых разрешений либо с существенными отступлениями от проекта или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, не вправе пользоваться и распоряжаться ею – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Такое самовольное строительство незамедлительно приостанавливается. Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, или за его счет. Для отдельных случаев самовольного строительства существует порядок признания права собственности на самовольную постройку: например, если есть возможность предоставить данный участок лицу, осуществившему застройку (решение принимает исполком).
2. Правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования земель. К ним относятся использование земельных участков не по целевому назначению; не использование земельных участков в течение определенных сроков; несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.
3. Правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).
Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 158 Кодекса о земле). Возможна также дисциплинарная ответственность. Кроме этого, земельным правом признается существование земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.
Уголовный кодекс РБ предусматривает ответственность за следующие деяния:
1) посягающие на отношения рационального использования и охраны земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК). Они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды (гл. 26 УК) и включают:
* уничтожение плодородного слоя почвы;
* невыполнение правил рекультивации земель;
* загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;
иное незаконное повреждение земель.
Такие преступления наказываются штрафом или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
2) за самовольное занятие земельного участка. Ст. 386 УК относит это деяние к преступлению против порядка управления (гл. 33), а фактически такое преступное деяние нарушает и отношения по управлению землями, и отношения собственности на землю, землевладения и землепользования. Это наказывается штрафом или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.
Уголовная ответственность часто предполагает административную преюдицию, т. е. уголовная ответственность наступает лишь в случае, если лицо подвергалось административному взысканию и в течение года после наложения административного взыскания совершило такое же деяние (кроме квалифицированных составов «порча земель»).
Административная ответственность за земельные правонарушения наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в Кодексе административных нарушений РБ (КоАП). Административная ответственность применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и охраной земель (неиспользование земель в течение одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены – ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель – ст. 53, несвоевременный возврат временно занимаемых земель – ст. 54, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства – ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель – ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований – ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т. д. – ст. 47 КоАП).
Должностные лица привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель – ст. 56, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования или собственности на землю – ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – ст. 167 КоАП).
Порядок привлечения к ответственности за нарушения землепользования
Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:
- По заявлению лица или в результате мониторинга земель выявляются нарушения административного характера.
- Составляется и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган официальный протокол.
- В течение 15 дней рассматривается протокол и принимается решение.
- Комиссия составляет распоряжение о вынесении административного наказания.
- Дело передаётся в суд.
- В суде выносится решение, которое передаётся на исполнение приставам.
- В трёхдневный срок уведомляется виновник.
Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции. После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.
В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.
Ответственность граждан и юрлиц за земельные правонарушения: виды, особенности привлечения
Виды ответственности физлиц (юрлиц) за земельные правонарушения оговорены главой 13 Земельного кодекса РФ (ЗК):
- как установлено статьей 74 ЗК, нарушитель земельного законодательства может нести как административную, так и уголовную ответственность за содеянное правонарушение. Важное условие – наличие вины данного нарушителя. Порядок применения санкций регламентирован конкретными нормами законодательства. При этом виновный субъект обязан исправить допущенные нарушения, возместить вред (ущерб), который был причинен (нанесен) такими правонарушениями;
- статья 75 ЗК предусматривает дисциплинарную ответственность для субъектов, виновных в нарушениях законодательства о земле. Речь идет о должностных лицах и иных сотрудниках организации, привлеченной к административной ответственности за порчу или загрязнение земли. При этом виновность данных субъектов должна состоять в неподобающем исполнении ими трудовых или должностных обязанностей. Для применения соответствующих санкций нужно учитывать статьи 192-195 главы 30 Трудового кодекса РФ (ТК);
- статьей 76 ЗК определены базовые принципы возмещения вреда (ущерба), обусловленного земельными правонарушениями. Такой вред в полном объеме возмещается виновными субъектами (физлицами, юрлицами). Наделы земли, самовольно присвоенные (занятые) нарушителями, возвращаются их законным правообладателям. Если участкам необходимо вернуть надлежащее состояние, виновные субъекты делают (оплачивают) это самостоятельно.
Советы юриста лицам, пользующихся землёй
Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.
Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:
- Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
- Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
- Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
- В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.
Порядок привлечения к ответственности за нарушения землепользования
Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:
- По заявлению лица или в результате мониторинга земель выявляются нарушения административного характера.
- Составляется и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган официальный протокол.
- В течение 15 дней рассматривается протокол и принимается решение.
- Комиссия составляет распоряжение о вынесении административного наказания.
- Дело передаётся в суд.
- В суде выносится решение, которое передаётся на исполнение приставам.
- В трёхдневный срок уведомляется виновник.
Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции. После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.
В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.
Понятие дисциплинарной ответственности за нарушение свода законов по земельным вопросам
Наступление юридической ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) является показателем работы системы предупредительных мер. Применение санкций к нарушителям земельного права ставит своей целью предупреждение, выявление и упреждение фальсификаций с земельным имуществом. Система работает, наказывая виновных в нарушениях и восстанавливая права тех, у кого они были ущемлены. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения, кроме того, выполняет охранную функцию участков.
Объекты правонарушений в области земельного права:
- Участки земли;
- Состояние экологической обстановки на рассматриваемом наделе;
- Имущественные объекты;
- Правила использования вышеуказанных объектов по целевому назначению.
Порядок взысканий за нарушения в отношении земельных участков, свободных от собственности, не применяется. То есть в случае прекращения права владения (пользования) наделом ответственности не возникает.
Для того, чтобы определить порядок взыскания, используют состав элементов правонарушения:
- Объект преступления – земельный надел;
- Объективная сторона правонарушения – действие, в результате которого произошло нарушение законодательства. Это может быть несвоевременная уплата обязательных сборов и платежей (налогов), арендной платы, а также зафиксированное загрязнение территорий;
- Субъекты дисциплинарной ответственности — это физические или юридические лица. Сюда не относятся руководители и иные должностные лица;
- Субъективная сторона нарушения, за которую предусмотрены меры пресечения. Доказанный факт вины, — по неосторожности или по умыслу.
На практике, наличие факта вины требуется не всегда. Так, в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса в отношении предприятий такой элемент не применяется. Например, если на предприятии произошла утечка отработанных материалов, которые попали в почву. Администрации завода вряд ли удастся доказать, что данное правонарушение стало результатом действия какой-то непреодолимой силы.
Порядок взысканий за трудовые преступления
Ответственность за нарушение норм, установленных земельным законодательством, заключается в применении взысканий дисциплинарного характера к рабочим и служащим предприятия, по чьей вине произошло причинение ущерба. Схема пресечения подразумевает привлечение к ответственности работника перед предприятием за привлечение к ответственности предприятия государством. Виды наказаний за нарушения описаны в Трудовом кодексе, статья 192. Работодателям не стоит забывать, что дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения должна быть прописана в договоре (контракте) при приеме на работу.
Меры пресечения могут применяться в отношении постоянным или временных сотрудников предприятия, у которых в обязанностях прописано соблюдение норм земельного права. Применение дисциплинарных взысканий не освобождает работников от других видов взысканий, например, материальных. Приказом по организации сотрудник получает взыскание, например, выговор, с одновременным начетом в пользу работодателя, который заплатил крупный штраф государству. Максимальный размер удержаний из заработной платы не может составлять более половины дохода.