Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухгалтерские проводки. Корреспонденция счетов.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.
Работа с планом счетов
Из общего плана счетов компания выбирает только те счета и субсчета, с помощью которых она будет отражать факты хозяйственной деятельности. При этом организация вправе открывать дополнительные субсчета, если ей это необходимо для работы. Также субсчета можно переименовать, объединить или исключить.
Когда компания определилась со счетами и субсчетами, она составляет рабочий план счетов. Он закрепляется в учетной политике организации. Если планируется использовать иные счета, в рабочий план счетов можно вносить корректировки, требующие утверждения.
Организация вправе ввести дополнительный синтетический счет, если в плане счетов нет подходящего, но только с разрешения Минфина. Для этого нельзя использовать номера, которые уже используются в основном плане счетов.
Верное использование плана счетов, применяемого компаниями в 2021 году, позволяет не только отразить все операции и факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском и налоговом учете, но также и сформировать достоверную отчетность в контролирующие органы.
План счетов бухучета для бюджетных и госучреждений
Актуальная таблица счетов бюджетного учета в 2022 году для государственных и бюджетных учреждений по инструкции 157н:
Наименование балансового счета |
Синтетический счет объекта учета |
Наименование группы | ||
---|---|---|---|---|
Синтетический |
Аналитический |
|||
Группа |
Вид |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ |
1 0 0 |
|||
Основные средства |
1 0 1 |
|||
1 0 1 |
1 |
Основные средства — недвижимое имущество учреждения |
||
1 0 1 |
2 |
Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения |
||
1 0 1 |
3 |
Основные средства — иное движимое имущество учреждения |
||
1 0 1 |
9 |
Основные средства — иное движимое имущество учреждения |
||
1 0 1 |
1 |
|||
1 0 1 |
2 |
|||
1 0 1 |
3 |
|||
1 0 1 |
4 |
|||
1 0 1 |
5 |
|||
1 0 1 |
6 |
|||
1 0 1 |
7 |
|||
1 0 1 |
8 |
|||
Нематериальные активы |
1 0 2 |
|||
1 0 2 |
2 |
Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения |
||
1 0 2 |
3 |
Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения |
||
Непроизведенные активы |
1 0 3 |
|||
1 0 3 |
1 |
Непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения |
||
1 0 3 |
3 |
Непроизведенные активы — иное движимое имущество |
||
1 0 3 |
9 |
Непроизведенные активы — в составе имущества концедента |
||
1 0 3 |
1 |
|||
1 0 3 |
2 |
|||
1 0 3 |
3 |
|||
Амортизация |
1 0 4 |
|||
1 0 4 |
1 |
Амортизация недвижимого имущества учреждения |
||
1 0 4 |
2 |
Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения |
||
1 0 4 |
3 |
Амортизация иного движимого имущества учреждения |
||
1 0 4 |
4 |
Амортизация прав пользования активами |
||
1 0 4 |
5 |
Амортизация имущества, составляющего казну |
||
104 | 6 |
Амортизация прав пользования нематериальными активами |
||
1 0 4 |
9 |
Амортизация имущества учреждения в концессии |
||
1 0 4 |
1 |
|||
1 0 4 |
2 |
|||
1 0 4 |
3 |
|||
1 0 4 |
4 |
|||
1 0 4 |
5 |
|||
1 0 4 |
6 |
|||
1 0 4 |
7 |
|||
1 0 4 |
8 |
|||
1 0 4 |
9 |
|||
1 0 4 |
2 |
9 |
||
1 0 4 |
3 |
9 |
||
1 0 4 |
4 |
9 |
||
1 0 4 |
5 |
1 |
||
1 0 4 |
5 |
2 |
||
1 0 4 |
5 |
4 |
||
1 0 4 |
5 |
9 |
||
Материальные запасы |
1 0 5 |
|||
1 0 5 |
2 |
Материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения |
||
1 0 5 |
3 |
Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения |
||
1 0 5 |
1 |
|||
1 0 5 |
2 |
|||
1 0 5 |
3 |
|||
1 0 5 |
4 |
|||
1 0 5 |
5 |
|||
1 0 5 |
6 |
|||
1 0 5 |
7 |
|||
1 0 5 |
8 |
|||
1 0 5 |
9 |
|||
Вложения в нефинансовые активы |
1 0 6 |
|||
1 0 6 |
1 |
Вложения в недвижимое имущество |
||
1 0 6 |
2 |
Вложения в особо ценное движимое имущество |
||
1 0 6 |
3 |
Вложения в иное движимое имущество |
||
1 0 6 |
4 |
Вложения в объекты финансовой аренды |
||
1 0 6 |
6 |
Вложения в права пользования нематериальными активами |
||
1 0 6 |
1 |
|||
1 0 6 |
2 |
|||
1 0 6 |
3 |
|||
1 0 6 |
4 |
|||
Нефинансовые активы в пути |
1 0 7 |
|||
1 0 7 |
1 |
Недвижимое имущество учреждения в пути |
||
1 0 7 |
2 |
Особо ценное движимое имущество учреждения в пути |
||
1 0 7 |
3 |
Иное движимое имущество учреждения в пути |
||
1 0 7 |
1 |
|||
1 0 7 |
3 |
|||
Нефинансовые активы имущества казны |
1 0 8 |
|||
1 0 8 |
5 |
Нефинансовые активы, составляющие казну |
||
1 0 8 |
5 |
1 |
||
1 0 8 |
5 |
2 |
||
1 0 8 |
5 |
3 |
||
1 0 8 |
5 |
4 |
||
1 0 8 |
5 |
5 |
||
1 0 8 |
5 |
6 |
||
1 0 8 |
5 |
7 |
||
1 0 8 |
9 |
|||
1 0 8 |
9 |
1 |
||
1 0 8 |
9 |
2 |
||
1 0 8 |
9 |
5 |
||
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг |
1 0 9 |
|||
1 0 9 |
6 |
Себестоимость готовой продукции, работ, услуг |
||
1 0 9 |
7 |
Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг |
||
1 0 9 |
8 |
Общехозяйственные расходы |
||
Права пользования активами |
1 1 1 |
|||
1 1 1 |
4 |
Права пользования нефинансовыми активами |
||
1 1 1 |
4 |
1 |
||
1 1 1 |
4 |
2 |
||
1 1 1 |
4 |
4 |
||
1 1 1 |
4 |
5 |
||
1 1 1 |
4 |
6 |
||
1 1 1 |
4 |
7 |
||
1 1 1 |
4 |
8 |
||
1 1 1 |
4 |
9 |
||
1 1 1 | 6 |
Права пользования нематериальными активами |
||
Обесценение нефинансовых активов |
1 1 4 |
|||
1 1 4 |
1 |
Обесценение недвижимого имущества учреждения |
||
1 1 4 |
2 |
Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения |
||
1 1 4 |
3 |
Обесценение иного движимого имущества учреждения |
||
1 1 4 |
4 |
Обесценение прав пользования активами |
||
1 1 4 | 6 |
Обесценение прав пользования нематериальными активами |
||
1 1 4 |
1 |
|||
1 1 4 |
2 |
|||
1 1 4 |
3 |
|||
1 1 4 |
4 |
|||
1 1 4 |
5 |
|||
1 1 4 |
6 |
|||
1 1 4 |
7 |
|||
1 1 4 |
8 |
|||
1 1 4 |
9 |
|||
1 1 4 |
6 |
|||
1 1 4 |
6 |
1 |
||
1 1 4 |
6 |
2 |
||
1 1 4 |
6 |
3 |
||
ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ |
2 0 0 |
|||
Денежные средства учреждения |
2 0 1 |
|||
2 0 1 |
1 |
Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе Казначейства |
||
2 0 1 |
2 |
Денежные средства учреждения в кредитной организации |
||
2 0 1 |
3 |
Денежные средства в кассе учреждения |
||
2 0 1 |
1 |
|||
2 0 1 |
2 |
|||
2 0 1 |
3 |
|||
2 0 1 |
4 |
|||
2 0 1 |
5 |
|||
2 0 1 |
6 |
|||
2 0 1 |
7 |
|||
Средства на счетах бюджета |
2 0 2 |
|||
2 0 2 |
1 |
Средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства |
||
2 0 2 |
2 |
Средства на счетах бюджета в кредитной организации |
||
2 0 2 |
3 |
Средства бюджета на депозитных счетах |
||
2 0 2 |
1 |
|||
2 0 2 |
2 |
|||
2 0 2 |
3 |
|||
Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание |
2 0 3 |
|||
2 0 3 |
1 |
|||
2 0 3 |
1 |
Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание |
||
2 0 3 |
2 |
Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, в пути |
||
2 0 3 |
3 |
Средства на счетах для выплаты наличных денег |
||
2 0 3 |
2 |
|||
2 0 3 |
3 |
|||
2 0 3 |
4 |
|||
2 0 3 |
5 |
|||
Финансовые вложения |
2 0 4 |
|||
2 0 4 |
2 |
Ценные бумаги, кроме акций |
||
2 0 4 |
3 |
Акции и иные формы участия в капитале |
||
2 0 4 |
5 |
Иные финансовые активы |
||
2 0 4 |
2 |
1 |
||
2 0 4 |
2 |
2 |
||
2 0 4 |
2 |
3 |
||
2 0 4 |
3 |
1 |
||
2 0 4 |
3 |
2 |
||
2 0 4 |
3 |
3 |
||
2 0 4 |
3 |
4 |
||
2 0 4 |
5 |
2 |
||
2 0 4 |
5 |
3 |
||
Расчеты по доходам |
2 0 5 |
|||
2 0 5 |
1 |
Расчеты по налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование |
||
2 0 5 |
2 |
Расчеты по доходам от собственности |
||
2 0 5 |
3 |
Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат |
||
2 0 5 |
4 |
Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба |
||
2 0 5 |
5 |
Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера |
||
2 0 5 |
6 |
Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера |
||
2 0 5 |
7 |
Расчеты по доходам от операций с активами |
||
2 0 5 |
8 |
Расчеты по прочим доходам |
||
2 0 5 |
1 |
1 |
||
2 0 5 |
2 |
1 |
||
2 0 5 |
2 |
2 |
||
2 0 5 |
2 |
3 |
||
2 0 5 |
2 |
4 |
||
2 0 5 |
2 |
6 |
||
2 0 5 |
2 |
7 |
||
2 0 5 |
2 |
8 |
||
2 0 5 |
2 |
9 |
||
2 0 5 |
3 |
1 |
||
2 0 5 |
3 |
2 |
||
2 0 5 |
3 |
3 |
||
2 0 5 |
3 |
5 |
||
2 0 5 |
4 |
1 |
||
2 0 5 |
4 |
4 |
||
2 0 5 |
4 |
5 |
||
2 0 5 |
5 |
1 |
||
2 0 5 |
5 |
2 |
||
2 0 5 |
5 |
3 |
||
2 0 5 |
6 |
1 |
||
2 0 5 |
7 |
1 |
||
2 0 5 |
7 |
2 |
||
2 0 5 |
7 |
3 |
||
2 0 5 |
7 |
4 |
||
2 0 5 |
7 |
5 |
||
2 0 5 |
8 |
1 |
||
2 0 5 |
8 |
3 |
||
2 0 5 |
8 |
4 |
||
2 0 5 |
8 |
9 |
||
Расчеты по выданным авансам |
2 0 6 |
|||
2 0 6 |
1 |
Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда |
||
2 0 6 |
2 |
Расчеты по авансам по работам, услугам |
||
2 0 6 |
3 |
Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов |
||
2 0 6 |
4 |
Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям |
||
2 0 6 |
5 |
Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам |
||
2 0 6 |
6 |
Расчеты по авансам по социальному обеспечению |
||
2 0 6 |
7 |
Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений |
||
2 0 6 | 8 |
Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям |
||
2 0 6 |
9 |
Расчеты по авансам по прочим расходам |
||
2 0 6 |
1 |
1 |
||
2 0 6 |
1 |
2 |
||
2 0 6 |
1 |
3 |
||
2 0 6 |
2 |
1 |
||
2 0 6 |
2 |
2 |
||
2 0 6 |
2 |
3 |
||
2 0 6 |
2 |
4 |
||
2 0 6 |
2 |
5 |
||
2 0 6 |
2 |
6 |
||
2 0 6 |
2 |
7 |
||
2 0 6 |
2 |
8 |
||
2 0 6 |
2 |
9 |
||
2 0 6 |
3 |
1 |
||
2 0 6 |
3 |
2 |
||
2 0 6 |
3 |
3 |
||
2 0 6 |
3 |
4 |
||
2 0 6 |
4 |
1 |
||
2 0 6 |
4 |
2 |
||
2 0 6 |
5 |
1 |
||
2 0 6 |
5 |
2 |
||
2 0 6 |
5 |
3 |
||
2 0 6 |
6 |
1 |
||
2 0 6 |
6 |
2 |
||
2 0 6 |
6 |
3 |
||
2 0 6 |
7 |
2 |
||
2 0 6 |
7 |
3 |
||
2 0 6 |
7 |
5 |
||
2 0 6 |
9 |
6 |
||
Расчеты по кредитам, займам (ссудам) |
2 0 7 |
|||
2 0 7 |
1 |
Расчеты по предоставленным кредитам, займам (ссудам) |
||
2 0 7 |
2 |
Расчеты в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований) |
||
2 0 7 |
3 |
Расчеты с дебиторами по государственным (муниципальным) гарантиям |
||
2 0 7 |
1 |
Расчеты по прочим долговым требованиям |
||
2 0 7 |
3 |
|||
2 0 7 |
4 |
|||
Расчеты с подотчетными лицами |
2 0 8 |
|||
2 0 8 |
1 |
Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда |
||
2 0 8 |
2 |
Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг |
||
2 0 8 |
3 |
Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов |
||
2 0 8 |
5 |
Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам |
||
2 0 8 | 6 |
Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению |
||
2 0 8 |
9 |
Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам |
||
2 0 8 |
1 |
1 |
||
2 0 8 |
1 |
2 |
||
2 0 8 |
1 |
3 |
||
2 0 8 |
2 |
1 |
||
2 0 8 |
2 |
2 |
||
2 0 8 |
2 |
3 |
||
2 0 8 |
2 |
4 |
||
2 0 8 |
2 |
5 |
||
2 0 8 |
2 |
6 |
||
2 0 8 |
2 |
7 |
||
2 0 8 |
2 |
8 |
||
2 0 8 |
2 |
9 |
||
2 0 8 |
3 |
1 |
||
2 0 8 |
3 |
2 |
||
2 0 8 |
3 |
4 |
||
2 0 8 |
6 |
1 |
||
2 0 8 |
6 |
2 |
||
2 0 8 |
6 |
3 |
||
2 0 8 |
9 |
1 |
||
2 0 8 |
9 |
3 |
||
2 0 8 |
9 |
4 |
||
2 0 8 |
9 |
5 |
||
2 0 8 |
9 |
6 |
||
Расчеты по ущербу и иным доходам |
2 0 9 |
|||
2 0 9 |
3 |
Расчеты по компенсации затрат |
||
2 0 9 |
3 |
4 |
||
2 0 9 |
3 |
6 |
||
2 0 9 |
4 |
Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба |
||
2 0 9 |
4 |
1 |
||
2 0 9 |
4 |
3 |
||
2 0 9 |
4 |
4 |
||
2 0 9 |
4 |
5 |
||
2 0 9 |
7 |
Расчеты по ущербу нефинансовым активам |
||
2 0 9 |
7 |
1 |
||
2 0 9 |
7 |
2 |
||
2 0 9 |
7 |
3 |
||
2 0 9 |
7 |
4 |
||
2 0 9 |
8 |
Расчеты по иным доходам |
||
2 0 9 |
8 |
1 |
||
2 0 9 |
8 |
2 |
||
2 0 9 |
8 |
9 |
||
Прочие расчеты с дебиторами |
2 1 0 |
|||
2 1 0 |
2 |
|||
2 1 0 |
8 |
2 |
Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному |
|
2 1 0 |
9 |
2 |
Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет |
|
2 1 0 |
3 |
|||
2 1 0 |
4 |
|||
2 1 0 |
5 |
|||
2 1 0 |
6 |
|||
2 1 0 |
1 |
Расчеты по налоговым вычетам по НДС |
||
2 1 0 |
1 |
1 |
||
2 1 0 |
1 |
2 |
||
2 1 0 |
1 |
3 |
||
Внутренние расчеты по поступлениям |
2 1 1 |
|||
Внутренние расчеты по выбытиям |
2 1 2 |
|||
Вложения в финансовые активы |
2 1 5 |
|||
2 1 5 |
2 |
Вложения в ценные бумаги, кроме акций |
||
2 1 5 |
3 |
Вложения в акции и иные формы участия в капитале |
||
2 1 5 |
5 |
Вложения в иные финансовые активы |
||
2 1 5 |
2 |
1 |
||
2 1 5 |
2 |
2 |
||
2 1 5 |
2 |
3 |
||
2 1 5 |
3 |
1 |
||
2 1 5 |
3 |
2 |
||
2 1 5 |
3 |
3 |
||
2 1 5 |
3 |
4 |
||
2 1 5 |
5 |
2 |
||
2 1 5 |
5 |
3 |
||
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
3 0 0 |
|||
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам |
3 0 1 |
|||
3 0 1 |
1 |
Расчеты по долговым обязательствам в рублях |
||
3 0 1 |
2 |
Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) |
||
3 0 1 |
3 |
Расчеты по государственным (муниципальным) гарантиям |
||
3 0 1 |
4 |
Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте |
||
3 0 1 |
1 |
|||
3 0 1 |
2 |
|||
3 0 1 |
3 |
|||
3 0 1 |
4 |
|||
Расчеты по принятым обязательствам |
3 0 2 |
|||
3 0 2 |
1 |
Расчеты по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда |
||
3 0 2 |
2 |
Расчеты по работам, услугам |
||
3 0 2 |
3 |
Расчеты по поступлению нефинансовых активов |
||
3 0 2 |
4 |
Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера организациям |
||
3 0 2 |
5 |
Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам |
||
3 0 2 |
6 |
Расчеты по социальному обеспечению |
||
3 0 2 |
7 |
Расчеты по приобретению финансовых активов |
||
3 0 2 | 8 |
Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера организациям |
||
3 0 2 |
9 |
Расчеты по прочим расходам |
||
3 0 2 |
1 |
1 |
||
3 0 2 |
1 |
2 |
||
3 0 2 |
1 |
3 |
||
3 0 2 |
2 |
1 |
||
3 0 2 |
2 |
2 |
||
3 0 2 |
2 |
3 |
||
3 0 2 |
2 |
4 |
||
3 0 2 |
2 |
5 |
||
3 0 2 |
2 |
6 |
||
3 0 2 |
2 |
7 |
||
3 0 2 |
2 |
8 |
||
3 0 2 |
2 |
9 |
||
3 0 2 |
3 |
1 |
||
3 0 2 |
3 |
2 |
||
3 0 2 |
3 |
3 |
||
3 0 2 |
3 |
4 |
||
3 0 2 |
4 |
1 |
||
3 0 2 |
4 |
2 |
||
3 0 2 |
5 |
1 |
||
3 0 2 |
5 |
2 |
||
3 0 2 |
5 |
3 |
||
3 0 2 |
6 |
1 |
||
3 0 2 |
6 |
2 |
||
3 0 2 |
6 |
3 |
||
3 0 2 |
7 |
2 |
||
3 0 2 |
7 |
3 |
||
3 0 2 |
7 |
5 |
||
3 0 2 |
9 |
3 |
||
3 0 2 |
9 |
5 |
||
3 0 2 |
9 |
6 |
||
Расчеты по платежам в бюджеты |
3 0 3 |
|||
3 0 3 |
1 |
|||
3 0 3 |
2 |
|||
3 0 3 |
3 |
|||
3 0 3 |
4 |
|||
3 0 3 |
5 |
|||
3 0 3 |
6 |
|||
3 0 3 |
7 |
|||
3 0 3 |
8 |
|||
3 0 3 |
9 |
|||
3 0 3 |
1 |
|||
3 0 3 |
1 |
1 |
||
3 0 3 |
1 |
2 |
||
3 0 3 |
1 |
3 |
||
Прочие расчеты с кредиторами |
3 0 4 |
|||
3 0 4 |
1 |
|||
3 0 4 |
2 |
|||
3 0 4 |
3 |
|||
3 0 4 |
4 |
|||
3 0 4 |
8 |
4 |
||
3 0 4 |
9 |
4 |
||
3 0 4 |
5 |
|||
3 0 4 |
6 |
|||
3 0 4 |
8 |
6 |
||
3 0 4 |
9 |
6 |
||
Расчеты по выплате наличных денег |
3 0 6 |
|||
Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание |
3 0 7 |
|||
3 0 7 |
1 |
Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание |
||
3 0 7 |
2 |
|||
3 0 7 |
3 |
|||
3 0 7 |
4 |
|||
3 0 7 |
5 |
|||
Внутренние расчеты по поступлениям |
3 0 8 |
|||
Внутренние расчеты по выбытиям |
3 0 9 |
|||
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
4 0 0 |
|||
Финансовый результат экономического субъекта |
4 0 1 |
|||
4 0 1 |
1 |
Доходы текущего финансового года |
||
4 0 1 | 1 | 6 |
Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям |
|
4 0 1 | 1 | 7 |
Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям |
|
4 0 1 |
1 |
8 |
Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году |
|
4 0 1 |
1 |
9 |
Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году |
|
4 0 1 |
2 |
Расходы текущего финансового года |
||
4 0 1 | 2 | 6 |
Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям |
|
4 0 1 | 2 | 7 |
Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям |
|
4 0 1 |
2 |
8 |
Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году |
|
4 0 1 |
2 |
9 |
Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году |
|
4 0 1 |
3 |
Финансовый результат прошлых отчетных периодов |
||
4 0 1 |
4 |
Доходы будущих периодов |
||
4 0 1 | 4 | 1 |
Доходы будущих периодов к признанию в текущем году |
|
4 0 1 | 4 | 9 |
Доходы будущих периодов к признанию в очередные года |
|
4 0 1 |
5 |
Расходы будущих периодов |
||
4 0 1 |
6 |
Резервы предстоящих расходов |
||
Результат по кассовым операциям бюджета |
4 0 2 |
|||
4 0 2 |
1 |
Поступления |
||
4 0 2 |
2 |
Выбытия | ||
4 0 2 |
3 |
Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета |
||
САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ |
5 0 0 |
|||
5 0 0 |
1 |
Санкционирование по текущему финансовому году |
||
5 0 0 |
2 |
Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году) |
||
5 0 0 |
3 |
Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным) |
||
5 0 0 |
4 |
Санкционирование по второму году, следующему за очередным |
||
5 0 0 |
9 |
Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода) |
||
Лимиты бюджетных обязательств |
5 0 1 |
|||
5 0 1 |
1 |
|||
5 0 1 |
2 |
|||
5 0 1 |
3 |
|||
5 0 1 |
4 |
|||
5 0 1 |
5 |
|||
5 0 1 |
6 |
|||
5 0 1 |
9 |
|||
Обязательства |
5 0 2 |
|||
5 0 2 |
1 |
|||
5 0 2 |
2 |
|||
5 0 2 |
5 |
|||
5 0 2 |
7 |
Принимаемые обязательства |
||
5 0 2 |
9 |
Отложенные обязательства |
||
Бюджетные ассигнования |
5 0 3 |
|||
5 0 3 |
1 |
|||
5 0 3 |
2 |
|||
5 0 3 |
3 |
|||
5 0 3 |
4 |
|||
5 0 3 |
5 |
|||
5 0 3 |
6 |
|||
5 0 3 |
9 |
|||
Сметные (плановые, прогнозные) назначения |
5 0 4 |
|||
Право на принятие обязательств |
5 0 6 |
|||
Утвержденный объем финансового обеспечения |
5 0 7 |
|||
Получено финансовое обеспечение |
5 0 8 |
Принцип работы с регистром
Счета бухгалтерского учета — это цифровые коды, обозначающие конкретный вид актива, обязательства, дохода, расхода и капитала. Они используются для систематизации информации об объектах бухгалтерского учета.
Ключевой принцип работы с этими регистрами бухучета — это составление бухгалтерских проводок по методу двойной записи. Операции на забалансовых счетах отражаются простым способом. Двойная запись предусматривает одновременное отражение одной операции сразу по двум счетам: по дебету одного и кредиту другого. К примеру, при изменении размера активов предприятия обязательно изменится значение источников их финансирования. Принцип относится и к составлению отчетности, бухгалтерского баланса.
Все счета классифицируются на:
- Активные. Могут иметь только остаток по дебету счета (положительное значение). Сальдо по активным счетам на конец отчетного периода формируют активную часть бухгалтерского баланса.
- Пассивные. Могут иметь только кредитовый остаток (задолженность, обязательство, долг). Показатели пассивных счетов отражают пассив бухбаланса.
- Активно-пассивные. Смешанный тип: характеризуется остатками как по дебету, так и по кредиту. Остатки включаются в отчетность, в зависимости от вида сальдо за отчетный период.
В связи с добавлением новых подстатей в КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» введены новые счета:
Счет аналитического учета |
Подстатья КОСГУ |
---|---|
С 01.01.2018 |
|
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» |
296 |
С 01.01.2019 |
|
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» |
227 |
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» |
228 |
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» |
229 |
При осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению, иным доходам на счете 209 00 000 необходимо учесть следующие изменения.
У группы счетов 209 40 изменилось название с «Расчеты по суммам принудительного изъятия» на «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба».
Введены новые счета:
-
0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат»;
-
0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»;
-
0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»;
-
0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»;
-
0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия».
Бухгалтерский учет в ТОО в Казахстане в 2022 году
- Консультирование
- База знаний
- Тестирование
- Форум по темам
- Аудит базы данных 1С
- Статьи по 1С и учету
- Полезные ссылки
- Продажа и обслуживание 1С
- Регистрация и перерегистрация компаний
от 30 июля 2002 года №275
Об утверждении типового Плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и ипотечных организациях
(по состоянию на 29 марта 2010 года)
В целях дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета и обеспечения перехода банков второго уровня и ипотечных организаций на международные стандарты финансовой отчетности Правление Национального Банка Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый типовой План счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и ипотечных организациях.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 октября 2002 года.
3. Со дня введения в действие настоящего постановления признать утратившим силу постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 15 ноября 2000 года N419 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня Республики Казахстан».
4. Департаменту бухгалтерского учета (Шалгимбаева Н.Т.):
1) совместно с Юридическим департаментом (Шарипов С.Б.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления;
2) в десятидневный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление до сведения заинтересованных подразделений центрального аппарата и территориальных филиалов Национального Банка Республики Казахстан, банков второго уровня.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Абдулину Н.К.
Председатель Национального Банка Марченко Г.А.
Утвержден постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 июля 2002 года №275
Номер документа: | 275 |
Дата принятия: | 30/07/2002 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 01/10/2002 |
Органы эмитенты: | Банки |
Утратил силу с: | 01/07/2011 |
Самыe лучшие и полезные статьи!
В план включается большое количество счетов, применяемых компаниями при осуществлении хозяйственной деятельности. Специфические особенности, присущие фирме, подлежат отражению на отдельном счете. Для этого требуется подать прошение в компетентные органы и получение их согласия.
Основывается документ на синтетических счетах, имеющих нумерацию. Указание номеров в данном разделе считается обязательным. Вторая часть представлена аналитическими. Нумеровать их не обязательно.
Согласно законодательным нормам с 2015 года принят порядок перевода всех организаций, осуществляющих деятельность в некредитной сфере, на единый план. Часть компаний должна перейти на данный порядок в начале 2017 года, другая часть – в начале 2018.
Финансовые организации используют с указанного времени единый план, состоящий из 20 разделов. Изменения коснулись не только смены счета, а также порядка учета операций, проводимых НФО.
Относительно рассматриваемого плана требуются комментарии по составлению самого акта. В него включаются используемые компанией счета первого порядка.
Добавление в рабочий план разделов, не предусмотренных ПС, разрешается после получения согласия компетентного органа.
Когда определяется аналитическая структура разрешение получать не требуется, компания правомочна принимать данные решения самостоятельно. Данные по аналитике должны совпадать с остатками и оборотами на счете первого порядка.
Нормативными актами предусматривается типовая схема корреспонденции для первопорядковых счетов. Когда возникают факты осуществления хозяйственной деятельности, не предусматривающие корреспонденцию – компания может внести дополнения. В таком случае требуется соблюдение единых подходов.
План счетов и инструкция к нему регламентированы Приказом Минфина от 31.10.2000 г. № 94н. Его должны использовать хозяйствующие субъекты всех организационно-правовых форм, которые применяют метод двойной записи.
Исключением являются банки и бюджетные учреждения. Предпринимателям также можно не использовать план счетов.
Внимание! Можно отказаться от двойной записи по счетам. Это могут сделать микропредприятия и некоммерческие организации, поскольку им предоставлено право вести упрощенный бухучет и формировать упрощенную отчетность. (п. 6.1 ПБУ 1/2008).
ГУП и МУП используют в бухучете план счетов, регламентированный Приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н. Он отличается от стандартного плана счетов для коммерческих субъектов.
В плане счетов для бюджетной сферы счета имеют другую структуру, и использовать их нужно иным образом.
Изменения в налогах, бухучете, оплате труда с 2022 года.
Порядок аналитического учета операций и событий определяется индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и осуществляют деятельность исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.
Поскольку переход на МСФО не является одномоментным процессом, для того, чтобы избежать некоторых проблем с бухгалтерским учетом и отчетностью в этот период, специалисты уже сейчас могут создать и применять план счетов по МСФО на основе национальных стандартов.
Веб-сервис «Контур.Бухгалтерия» автоматически выберет записи и счета для транзакции. Бухгалтерский учет, налоги, расчет заработной платы, отчетность с онлайн-загрузкой в одном сервисе.
Поскольку переход на МСФО не является одномоментным процессом, для того, чтобы избежать некоторых проблем с бухгалтерским учетом и отчетностью в этот период, специалисты уже сейчас могут создать и применять план счетов по МСФО на основе национальных стандартов.
Эти счета бывают односторонними и двусторонними. В первом случае баланс дебетовый или кредитовый, а во втором — и дебетовый, и кредитовый.
Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений
Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. План счетов предназначен для группировки и текущего отражения элементов финансовой отчетности в стоимостном выражении.
3. Синтетические счета бухгалтерского учета в Плане счетов расположены в порядке уменьшения ликвидности согласно приложению 1 к настоящему Плану счетов и содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принадлежность к разделам, вторая — на принадлежность к подразделам, третья — на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая цифра – на принадлежность к субсчетам.
Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
4. План счетов содержит следующие разделы:
1 раздел – «Краткосрочные активы»;
2 раздел – «Долгосрочные активы»;
3 раздел – «Краткосрочные обязательства»;
4 раздел – «Долгосрочные обязательства»;
5 раздел – «Чистые активы/капитал»;
6 раздел – «Доходы»;
7 раздел – «Расходы»;
8 раздел – «Затраты на производство и другие цели»;
9 раздел – «Забалансовые счета».
Сноска. Заголовок главы 4 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. Счета раздела 1 «Краткосрочные активы» предназначены для учета наличия и движения активов государственных учреждений, классифицируемых как краткосрочные.
6. Раздел 1 «Краткосрочные активы» включает следующие подразделы:
1000 — «Денежные средства и их эквиваленты»;
1100 — «Краткосрочные финансовые инвестиции»;
1200 — «Краткосрочная дебиторская задолженность»;
1300 — «Запасы»;
1400 — «Прочие краткосрочные активы».
7. Подраздел 1000 «Денежные средства и их эквиваленты» — предназначен для учета денежных средств и их эквивалентов на контрольных счетах наличности и счетах государственных учреждений.
Данный подраздел включает следующие счета:
1010 — «Денежные средства в кассе», предназначен для учета наличия и движения денежных средств в кассе государственного учреждения;
1020 — «Текущий счет государственного учреждения», предназначен для учета движения денег на текущем счете государственного учреждения;
1030 — «Расчетный счет», предназначен для учета денежных средств, полученных посольствами Республики Казахстана от Министерства иностранных дел Республики Казахстан (далее – МИД) и прочими организациями;
1040 — «Контрольный счет наличности (далее – КСН) для учета поступлений и расчетов», предназначен для учета денежных средств государственного учреждения от благотворительной помощи, по платным услугам, деньгам временного размещения, местного самоуправления, поступлений в республиканский и местные бюджеты, Фонда компенсации потерпевшим.
Сноска. Заголовок главы 6 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
22. Счета раздела 3 «Краткосрочные обязательства» предназначены для учета обязательств государственных учреждений, классифицируемых как краткосрочные.
23. Раздел 3 «Краткосрочные обязательства» включает следующие подразделы:
3000 — «Краткосрочные финансовые обязательства»;
3100 — «Краткосрочная кредиторская задолженность по налогам и другим платежам»;
3200 — «Краткосрочная кредиторская задолженность»;
3300 — «Краткосрочные оценочные и гарантийные обязательства»;
3400 — «Прочие краткосрочные обязательства».
24. Подраздел 3000 «Краткосрочные финансовые обязательства» предназначен для учета финансовых обязательств хозяйствующих субъектов, классифицируемых как краткосрочные.
Данный подраздел включает следующие счета:
3010 — «Краткосрочные внешние займы полученные», предназначен для учета краткосрочных полученных внешних займов;
3020 — «Краткосрочные внутренние займы полученные», предназначен для учета краткосрочных полученных внутренних займов;
3030 — «Прочие краткосрочные финансовые обязательства», предназначен для учета прочих краткосрочных финансовых обязательств, не указанных в других группах счетов;
3040 — «Краткосрочные обязательства по проектам ГЧП», предназначен для учета краткосрочных финансовых обязательств по проектам государственно-частного партнерства.
Сноска. Пункт 24 в редакции приказа Министра финансов РК от 14.01.2019 № 14.
25. Подраздел 3100 «Краткосрочная кредиторская задолженность по налогам и другим платежам», предназначен для учета краткосрочной кредиторской задолженности по налогам и другим платежам.
План Счетов бухгалтерского учета
Разработка документа основывается на нормах законодательства. Правила закреплены законом, принятым на федеральном уровне под номером 129. Также на разработку распространяется действие ведомственных актов.
В том числе Министерство финансов разработало приказ №106. Согласно указанным актам организация несет обязанность по утверждению плана, носящего рабочий характер.
Формируется документ казенными, коммерческими, автономными и бюджетными организациями. При формировании документа исходят из нюансов осуществляемой деятельности, структурного строения.
План учреждения, функционирующего в бюджетной сфере, отделяется от применяемого организациями, осуществляющими коммерческую деятельность. Бюджетное учреждение имеет финансирование бюджетное и внебюджетное.
К числу учреждений, функционирующих в рассматриваемой сфере, отнесены:
- выполняющие гос.функции;
- фонды внебюджетного характера;
- системы муниципалитетов и прочие.
Представляет собой документ, отражающий в себе требования относительно порядка ведения бухучета во всех типах организаций. Требования носят единый характер.
В акте описывают счета, являющиеся основными, также субсчета. Описываются они согласно порядку, установленному в плане. Указывается схема взаимодействия с прочими счетами второстепенного значения.
При необходимости оформить корреспонденцию, не предусмотренную инструкцией – создание происходит в соответствии с требованиями, применяемыми к ранее описанным подходам.
Новый Типовой план счетов бухгалтерского учета с 2019 года
Относительно рассматриваемого плана требуются комментарии по составлению самого акта. В него включаются используемые компанией счета первого порядка.
Добавление в рабочий план разделов, не предусмотренных ПС, разрешается после получения согласия компетентного органа.
Когда определяется аналитическая структура разрешение получать не требуется, компания правомочна принимать данные решения самостоятельно. Данные по аналитике должны совпадать с остатками и оборотами на счете первого порядка.
Нормативными актами предусматривается типовая схема корреспонденции для первопорядковых счетов. Когда возникают факты осуществления хозяйственной деятельности, не предусматривающие корреспонденцию – компания может внести дополнения. В таком случае требуется соблюдение единых подходов.
Типовой план счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 мая 2007 года № 185) |
посмотреть | Применяется: Организациями за исключением организаций регулируемых национальным банком и государственных учреждений |
План счетов бухгалтерского учета государственных учреждений |
посмотреть |
Применяется: Государственными учреждениями |
Типовой план счетов бухгалтерского учета для отдельных субъектов финансового рынка Республики Казахстан (для единого накопительного пенсионного фонда, добровольных накопительных пенсионных фондов, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (за исключением юридических лиц, ранее являвшихся дочерним банком), специальных финансовых компаний, исламских специальных финансовых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг Республики Казахстан и микрофинансовых организаций) (утвержден постановлением Правления Национального Банка РК от 22 сентября 2008 года № 79) |
посмотреть | Применяется: Единым накопительным пенсионным фондом, добровольными накопительными пенсионными фондами, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (за исключением юридических лиц, ранее являвшихся дочерним банком), специальных финансовых компаний, исламских специальных финансовых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг Республики Казахстан и микрофинансовых организаций |
Типовой план счетов бухгалтерского учета для страховых (перестраховочных) организаций, исламских страховых (перестраховочных) организаций, обществ взаимного страхования и страховых брокеров (утвержден постановлением Правления Национального Банка РК от 22 декабря 2017 года № 251) |
посмотреть | Применяется: Страховыми (перестраховочными) организациями, исламскими страховыми (перестраховочными) организациями, обществ взаимного страхования и страховых брокеров |
Типовой план счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня, ипотечных организациях и акционерном обществе «Банк Развития Казахстана» (утвержден постановлением Правления Национального Банка РК от 31 января 2011 года № 3) |
посмотреть | |
Добро пожаловать на портал Ирис!
ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.
Три вида синтетических счетов:
- Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
- Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
- Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.
Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.
ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.
Глава 6. Счета раздела 3 «Краткосрочные обязательства»
27. Счета раздела 3 «Краткосрочные обязательства» предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как краткосрочные.
Раздел 3 «Краткосрочные обязательства» включает следующие подразделы:
3000 – «Краткосрочные финансовые обязательства»;
3100 – «Обязательства по налогам»;
3200 – «Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам»;
3300 – «Краткосрочная кредиторская задолженность»;
3400 – «Краткосрочные оценочные обязательства»;
3500 – «Прочие краткосрочные обязательства».
28. Подраздел 3000 – «Краткосрочные финансовые обязательства» предназначен для учета краткосрочных финансовых обязательств сроком до одного года, за исключением краткосрочной кредиторской задолженности.
Данный подраздел включает следующие группы счетов:
3010 – «Краткосрочные финансовые обязательства, оцениваемые по амортизированной стоимости», где учитываются краткосрочные финансовые обязательства, оцениваемые по амортизированной стоимости;
3020 – «Краткосрочные финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток», где учитываются финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости;
3030 – «Производные финансовые инструменты», где учитываются производные финансовые инструменты, в том числе встроенные;
3040 – «Краткосрочная кредиторская задолженность по дивидендам и доходам участников», где отражаются операции по начислению и выплате дивидендов по акциям и доходов участникам юридического лица, имеющим долю в уставном капитале;
3050 – «Краткосрочные вознаграждения к выплате», где отражаются операции, связанные с наличием и движением начисленных вознаграждений к оплате по полученным займам, выданным векселям, эмитированным ценным бумагам и договорам доверительного управления, и прочие краткосрочные вознаграждения к выплате;
3060 – «Текущая часть долгосрочных финансовых обязательств, оцениваемых по амортизированной стоимости», где учитывается текущая часть долгосрочных финансовых обязательств, оцениваемых по амортизированной стоимости;
3070 – «Текущая часть долгосрочных финансовых обязательств, оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убытки», где учитывается текущая часть долгосрочных финансовых обязательств, оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убытки;
3080 – «Прочие краткосрочные финансовые обязательства», где учитываются прочие краткосрочные финансовые обязательства, не указанные в предыдущих группах.
29. Подраздел 3100 – «Обязательства по налогам» предназначен для учета обязательств организации по уплате налогов.
Данный подраздел включает следующие группы счетов:
3110 – «Корпоративный подоходный налог, подлежащий уплате», где учитывается корпоративный подоходный налог, подлежащий уплате;
3120 – «Индивидуальный подоходный налог», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой индивидуального подоходного налога;
3130 – «Налог на добавленную стоимость», где учитывается операции, связанные с начислением и уплатой налога на добавленную стоимость;
3140 – «Акцизы», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой акцизов;
3150 – «Социальный налог», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой социального налога;
3160 – «Земельный налог», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой земельного налога;
3170 – «Налог на транспортные средства», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой налога на транспортные средства;
3180 – «Налог на имущество», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой налога на имущество;
3190 – «Прочие налоги», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой прочих налогов, не указанных в предыдущих группах.
30. Подраздел 3200 – «Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам» предназначен для учета обязательных и добровольных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением налогов.
Данный подраздел включает следующие группы счетов:
3210 – «Обязательства по социальному страхованию», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой отчислений по социальному страхованию;
3220 – «Обязательства по пенсионным отчислениям», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой пенсионных отчислений;
3230 – «Прочие обязательства по другим обязательным платежам», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой отчислений по другим обязательным платежам, например, сборы, государственная пошлина, платы;
3240 – «Прочие обязательства по другим добровольным платежам», где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой отчислений по другим добровольным платежам;
31. Подраздел 3300 – «Краткосрочная кредиторская задолженность» предназначен для учета кредиторской задолженности сроком до одного года.
Данный подраздел включает следующие группы счетов:
3310 – «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам», где отражаются операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками за приобретенные активы и полученные услуги, включая расходы по доставке или переработке запасов со сроком оплаты менее года, и прочая краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам;
3320 – «Краткосрочная кредиторская задолженность дочерним организациям», где отражаются операции по расчетам с дочерними организациями за приобретенные активы и полученные услуги сроком до одного года, и прочая краткосрочная кредиторская задолженность дочерним организациям;
3330 – «Краткосрочная кредиторская задолженность ассоциированным и совместным организациям», где отражаются операции по расчетам с ассоциированными и совместными организациями за приобретенные активы и полученные услуги сроком до одного года, и прочая краткосрочная кредиторская задолженность ассоциированным и совместным организациям;
3340 – «Краткосрочная кредиторская задолженность филиалам и структурным подразделениям», где отражаются операции по поступлению и списанию денежных средств на счета филиалов и структурных подразделений, и прочая краткосрочная кредиторская задолженность филиалам и структурным подразделениям;
3350 – «Краткосрочная задолженность по оплате труда», где учитываются вознаграждения работникам (кроме выходных пособий и компенсационных выплат долевыми инструментами), подлежащие выплате в полном объеме в течение двенадцати месяцев после окончания периода, в котором работники оказали соответствующие услуги, и прочая краткосрочная задолженность по оплате труда;
3360 – «Краткосрочная задолженность по аренде», где отражаются операции, связанные с выплатой арендных обязательств по краткосрочной аренде, и прочая краткосрочная задолженность по аренде;
3370 – «Текущая часть долгосрочной кредиторской задолженности», где отражаются операции, связанные с выплатой текущей части долгосрочной кредиторской задолженности;
3380 – «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность», где учитывается прочая краткосрочная кредиторская задолженность, не указанная в предыдущих группах.
32. Подраздел 3400 – «Краткосрочные оценочные обязательства» предназначен для учета краткосрочных оценочных обязательств, определенных как обязательства с неопределенным временем и суммой.
Глава 8. Счета раздела 5 «Капитал и резервы»
40. Счета раздела 5 «Капитал и резервы» предназначены для учета капитала и резервов.
Раздел 5 «Капитал и резервы» включает следующие подразделы:
5000 – «Уставный капитал»;
5100 – «Неоплаченный капитал»;
5200 – «Выкупленные собственные долевые инструменты»;
5300 – «Эмиссионный доход»;
5400 – «Дополнительно оплаченный капитал»;
5500 – «Резервы»;
5600 – «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
5700 – «Итоговая прибыль (итоговый убыток)».
41. Подраздел 5000 – «Уставный капитал» предназначен для учета выпущенного капитала, уставного капитала или имущественного (паевого) фонда организаций.
Данный подраздел включает следующие группы счетов:
5010 – «Привилегированные акции», где учитывается суммарная номинальная стоимость оплаченных эмитированных привилегированных акций акционерного общества;
5020 – «Простые акции», где учитывается суммарная номинальная стоимость оплаченных эмитированных простых акций акционерного общества;
5030 – «Вклады и паи», где учитывается стоимость вложений в уставный капитал товарищества.
42. Подраздел 5100 – «Неоплаченный капитал», предназначен для учета неоплаченного капитала организаций и включает следующий счет:
5110 – «Неоплаченный капитал», где отражаются операции по оплате эмитированных акций, внесению вкладов (имущественных взносов) в уставный капитал организаций, а также задолженность физических лиц и организаций по оплате эмитированных акций и задолженность учредителей по внесению вкладов (имущественных взносов) в уставный капитал организаций.
43. Подраздел 5200 – «Выкупленные собственные долевые инструменты», предназначен для учета выкупленных собственных долевых инструментов и включает следующий счет:
5210 – «Выкупленные собственные долевые инструменты», где отражаются изменения в собственном капитале в результате приобретении собственных долевых инструментов.
44. Подраздел 5300 – «Эмиссионный доход» предназначен для учета эмиссионного дохода и включает следующий счет:
5310 – «Эмиссионный доход», где учитывается эмиссионный доход по выпущенным собственным долевым инструментам.
45. Подраздел 5400 – «Дополнительно оплаченный капитал» предназначен для учета дополнительно оплаченного капитала и включает следующие группы счетов:
5410 – «Дополнительно оплаченный капитал по безвозмездным операциям с основной организацией», где учитывается дополнительно оплаченный капитал по безвозмездным операциям с основной организацией;
5420 – «Дополнительно оплаченный капитал по прочим операциям», где учитывается дополнительно оплаченный капитал по прочим операциям.
46. Подраздел 5500 – «Резервы» предназначен для учета резервов, которые отражаются на счетах капитала согласно требованиям стандартов финансовой отчетности, а также в соответствии с учредительными документами и учетной политикой организации.
Данный подраздел включает следующие группы счетов:
5510 – «Резервный капитал, установленный учредительными документами», где отражается резервный капитал, установленный в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами;
5520 – «Резерв на переоценку основных средств», где отражаются операции по переоценке основных средств;
5530 – «Резерв на переоценку нематериальных активов», где отражаются операции по переоценке нематериальных активов;
5540 – «Резерв на переоценку финансовых активов, учитываемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход», где учитывается переоценка по финансовым активам, учитываемым по справедливой стоимости через прочий совокупный доход;
5550 – «Резерв под убытки по финансовым активам», где учитываются оценочные резервы под ожидаемые кредитные убытки по финансовым активам;
5560 – «Резерв на пересчет иностранной валюты по зарубежной деятельности», где отражаются курсовые разницы, возникшие по монетарной статье, которая по существу составляет часть чистых инвестиций организации в зарубежную организацию, и классифицируются в финансовой отчетности организации как собственный капитал вплоть до выбытия чистой инвестиции, после чего признаются как доход или расход;
5570 – «Прочие резервы», где отражаются прочие резервы, не указанные в предыдущих группах.
47. Подраздел 5600 – «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» предназначен для учета нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.
Данный подраздел включает следующие группы счетов:
5610 – «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года», где отражается прибыль или убыток отчетного года;
5620 – «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) предыдущих лет», где отражается прибыль или убыток предыдущих лет.
48. Подраздел 5700 – «Итоговая прибыль (итоговый убыток)» предназначен для учета итоговой прибыли (итогового убытка) организации за отчетный период и включает следующий счет:
5710 – «Итоговая прибыль (итоговый убыток)», где отражается итоговая прибыль (итоговый убыток) организации за отчетный период, а также обобщается информация по формированию конечного финансового результата организации за отчетный период.
Корреспонденция бухгалтерских счетов: суть двойственного отражения
Бухгалтерские счета отражают движение, состояние объектов бухучета, что обусловливает понимание хозяйственных операций в равнозначной сумме на взаимосвязанных счетах. Поэтому, учитывая назначение дебета с кредитом, фиксация на бухгалтерских счетах хозяйственных операций проходит в равновеликой сумме по разным, но взаимосвязанным счетам.
Корреспонденция бухгалтерских счетов (двойная запись) показывает назначение связей счетов. Если на счете фиксируется одна хозяйственная операция двойной записью, этот счет считается корреспондирующим.
Двойная запись кроме информационной функции имеет контрольное значение за счет ее использования для контроля над правильностью осуществляемых хозяйственных операций, достоверностью их отражения в счетах.