Инструкция по отмене закупки по 44-ФЗ или 223-ФЗ: что изменится в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по отмене закупки по 44-ФЗ или 223-ФЗ: что изменится в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С пропущенным сроком внесения изменений проблема не повлечет административной ответственности, в полном соответствии с законодательством решение о внесении изменений было принято и подписано уполномоченным лицом организации Заказчика вчера и в течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.

Ответственность поставщика при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ

Победивший в тендере поставщик обязан подписать договор на предоставление ТРУ, даже если у него нет товаров или финансов для предоставления обеспечения либо не функционирует оборудование, используемое в процессе производства.

К серьезным причинам для выхода из сделки не относят изменение изначально запланированных условий. Под последним понимается резкий скачок курса валюты, лишающей исполнителя выгоды при закупке зарубежной продукции. Также это может быть ситуация, когда у продавца нет ресурсов для выполнения условий.

Покупатель не станет заставлять вторую сторону соглашения закрепить сделку в случае отказа последнего от заключения контракта по 44-ФЗ после проведения, например, аукциона. Однако продавцу нужно понимать, что за подобным его решением последует наказание:

  • Присвоение организатором тендера обеспечения поданной на торги заявки.
  • Включение компании исполнителя в РНП. В таком случае она не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках. Дело в том, что организаторы торгов подобного уровня обычно работают только с претендентами, отсутствующими в данном реестре.

Под отменой подразумевается прекращение процедуры закупки и информирование об этом решении всех участников, которые успели подать заявки. Если процедура открытая, необходимо также разместить в Единой информационной системе извещение об отказе проводить закупку.

Отмена электронного аукциона возможна в следующих случаях:

  1. Изменение существенных условий контракта, когда для их корректировки требуется большее время, чем позволяет срок подачи заявок.
  2. Сокращение лимитов бюджетных обязательств, т.е. отсутствие финансирования на оплату необходимых товаров, услуг.
  3. Отпала необходимость в поставке, в оказании услуг.
  4. Предписание антимонопольного органа.
  5. Решение по результатам общественных обсуждений.
  6. Форсмажорные обстоятельства.

Добавим, что 44-ФЗ не регламентирует случаи, вследствие которых возможна отмена извещения о проведении электронного аукциона, т.е. законом не предусмотрен закрытый перечень причин. Заказчику не обязательно придерживаться перечисленных оснований, он вправе сам определить разумность дальнейшего проведения процедуры и принять решение отказаться от нее.

Как отменить электронный аукцион ?

Если нарушите порядок отмены аукциона, ФАС обяжет заказчика провести закупку, а контрактный управляющий заплатит штраф в 30 000 руб. Рассказываю, как отменить аукцион правильно с учетом практики ФАС и судебных споров. Заказчик вправе отменить электронный аукцион.

Объяснять причину контрольным органам или участникам заказчик не обязан. Главное, вовремя разместить решение об отмене в ЕИС (ст. 36 Закона № 44-ФЗ).

Аукцион отменяют:

  • при нехватке средств;
  • из-за ошибок в документации;
  • по итогам общественного обсуждения закупки;
  • по предписанию контрольного органа;
  • по решению суда.

Пример: отмена электронного аукциона по предписанию ФАС

Заказчик объявил электронный аукцион на поставку дизельного топлива. Комиссия Алтайского УФАС по жалобе одного из участников установила, что заказчик проводит закупку с нарушениями. В частности, заказчик:

  • установил срок для подачи заявок в 14 дней вместо 15;
  • составил аукционную документацию по старой редакции Закона № 44-ФЗ;
  • прописал в техзадании требования к химическому составу дизтоплива;
  • указал штраф из расчета цены контракта в 3 млн руб., тогда как НМЦК составила 4,3 млн руб.

Комиссия УФАС предписала заказчику отменить аукцион, исправить документацию и при необходимости провести новую закупку (решение Алтайского УФАС от 03.03.2017 № 11-К/17).

Можно ли отменить закупку на этапе заключения контракта на основании протеста прокурора?

Да, можно. Об этом Арбитражный суд Северо-Кавказского округа сообщил в постановлении от 17.04.2015 № Ф08-1960/2015. Позицию поддержал Верховный суд в определении от 14.07.2015 № 308-КГ15-8594.

Заказчик провел закупку на разработку проектной документации. Победитель не подписал контракт, и заказчик направил проект контракта второму участнику. В это же время прокурор вынес протест, в котором потребовал отменить закупку, так как выявил нарушения. Заказчик на основании протеста отменил закупку. Второй участник счел действия заказчика незаконными и подал жалобу в УФАС. Управление признало, что заказчик нарушил части 4 и 9 статьи 54 Закона № 44-ФЗ, и вынесло решение направить сведения о победителе в РНП. Дело дошло до суда.
Суд постановил признать действия заказчика по отмене закупки законными. Суд пояснил, что в Законе № 44-ФЗ не сказано, что нужно делать в случае, когда после проведения закупки и направления проекта контракта участнику выявлены несоответствия конкурсной документации законодательству. При этом в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законом и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям применяют гражданское законодательство, которое регулирует сходные отношения. Если невозможно использовать аналогию закона, права и обязанности сторон определяют исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
На этом основании суд признал, что действия заказчика по отмене закупки по протесту прокурора до подписания контракта соответствуют требованиям добросовестности, разумности и справедливости. На решение суда повлиял тот факт, что возможность изменить существенные условия контрактом не предусмотрена, а заключение контракта для его последующего расторжения не соответствует требованиям разумности.

Читайте также:  УСН с 2023 года: изменения, последние новости

Можно ли отменить отдельный лот закрытого аукциона?

Да, заказчик вправе отменить всю закупку, один или несколько лотов. В любом случае в день отмены закупки или на следующий день измените план-график. Такой вывод следует из части 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.

Разбить закупку на лоты заказчики вправе, когда проводят конкурсы и закрытые аукционы (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Должен ли заказчик, который отменил аукцион, возмещать участнику расходы на банковскую гарантию?

Нет, не должен, если заказчик отменил закупку в сроки и по правилам. При отмене аукциона заказчик не отвечает перед участниками закупки, которые подали заявки. Исключение – случаи, когда претендент понес убытки из-за недобросовестных действий заказчика (ч. 4 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).
Вывод подтверждает и судебная практика. Участник подал на аукцион заявку и банковскую гарантию, за которую заплатил комиссию в 192,5 тыс. руб. Заказчик по предписанию ФАС отменил закупку, и участник в суде потребовал возместить убытки. Суд отказал участнику закупки, так как претендент сам выбрал обеспечение заявки в виде банковской гарантии и сознательно шел на риск (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 № А53-20379/2015). Отменить аукцион заказчик может за пять дней до того, как выйдет срок подачи заявок. Например, если заканчиваете принимать заявки 22 мая 2017 года, то отменить закупку можно до 16 мая. Отменить закупку можно и позже сроков, которые указаны в законе, если возникли непреодолимые обстоятельства – стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, санкции и другие обстоятельства, которые не зависят от заказчика (постановление Правления ТПП от 23.12.2015 № 173-14). Совет: как отменить аукцион, если вышел срок

Если пропустили срок для отмены аукциона, измените извещение. При этом необходимо продлить срок для подачи заявок, и вы получите необходимые пять дней, чтобы отменить закупки. Менять извещение можно за два дня до того, как закончите принимать заявки. Подробнее об этом читайте в рекомендации.

Сроки, в которые заказчик вправе отменить закупку, указаны в частях 1 и 2 статьи 36 Закона № 44-ФЗ. Пример: о нарушении срока отмены закупки

1. В Челябинске заказчик отменил аукцион на ремонт дороги позже установленного срока. Один из участников подал жалобу в УФАС.

Представитель заказчика на заседании комиссии антимонопольной службы пояснил, что отменил закупку из-за аномально большого количества снега зимой 2016–2017 года.

По мнению заказчика, причина относится к обстоятельствам непреодолимой силы, так как контракт нужно заключить до 21 марта и с этого дня подрядчик должен приступить к работам.

Специалисты УФАС решили, что заказчик не вправе отменять закупку позже срока по трем причинам:

  • заказчик не смог доказать, что количество снега аномально большое;
  • заказчик знал, что до апреля в регионе лежит снег, поэтому аукцион мог объявить позже;
  • подрядчик должен отремонтировать дорогу до 25 октября, то есть в теплое время года.

Комиссия УФАС выдала заказчику предписание провести аукцион (решение Челябинского УФАС от 28.03.2017 № 99-ж/2017).

2. Контрактный управляющий университета объявил аукцион на ремонт спортзала. Заявки принимал до 29 марта 2016 года, однако в этот день отменил закупку. Участники аукциона обжаловали решение заказчика в антимонопольной службе.

Представитель заказчика пояснил, что отменил аукцион, так как не включил в техзадание необходимые работы и закупки нет в плане-графике на 2016 год.

Как можно отказаться от подписания контракта?

В каких случаях сторона вправе отказаться от заключения контракта? Как можно отказаться от подписания контракта?

Случаи отказа от заключения контракта зависят от того, кто Вы: заказчик или победитель. Поскольку не все могут это сделать. Так заказчик может отказаться, если участник не соответствует требованиям документации, либо предоставил недостоверные сведения. А вот для победителя законом отказ не предусмотрен. Но, если он признан уклонившимся и победителем признают второго, то последний уже может отказаться от контракта. И для этого ему не надо письменно сообщать об этом. Достаточно сказать по телефону.

Для отказа от сделки заказчиком надо соблюсти следующий порядок действий:

  1. Оформление протокола сразу после обнаружения основания;
  2. Размещение протокола в ЕИС. На это дается 1 рабочий день;
  3. Направление победителю подписанного протокола в течение двух рабочих дней;
  4. Возврат внесенного обеспечения в срок 5 рабочих дней.

Все изделия, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», должны иметь при себе подтверждающие их безопасность и качество декларации или сертификаты. Аналогичное требование применяется к продукции, упоминаемой в технических регламентах Евразийского экономического союза. Для того чтобы узнать, подлежит ли сертификации товар, следует сначала изучить требования этих нормативных актов. Отсюда вытекает ответ на вопрос, что такое отказное письмо на товар или изделие. Если продукт не внесен в эти списки (как правило, это комплектующие или части будущего изделия — например, мебельные ножки), об этом придется оповестить соответствующие органы. Оформление ОП является добровольной процедурой. Назначение оповещения зависит от его вида.

Читайте также:  С 2022 года изменится налогообложение некоторых видов имущества физических лиц

Отмена закупки после публикации в ЕИС

Согласно установленным нормам, заказчик может отменить торги не позже, чем за 5 дней до завершения приема заявок (этот срок сокращается до 2 дней при запросе котировок). Эти нормы допускается не соблюдать только в случае форс-мажорных обстоятельств.

Закон предусматривает отдельный план действий, если бюджетная организация уже разместила данные в ЕИС о предстоящих закупках:

  • оформление решения с отказом;
  • издание приказа;
  • публикация информации в ЕИС и изменение закупочного плана-графика в течение 1 рабочего дня;
  • отправка каждому участнику торгов на электронную почту уведомления об отмене;
  • возврат денежного обеспечения заявок.

Заказчик вправе отказаться при любых торгах, если следовал нормам законодательства. Только если в результате его недобросовестных действий участники потерпели убытки, он обязан ответить по закону. Например, если сроки размещения информации об отмене процедуры закупки по 44-ФЗ были нарушены, ответственным за это должностным лицам грозят штрафные санкции.

Какие сведения признаются недостоверными

В законе о контрактной системе 44-ФЗ не прописаны критерии для признания информации недостоверной, однако правоприменительная практика определяет два случая подтверждения недостоверности предоставленных участником закупки сведений.

В первую очередь сведения признаются недостоверными в том случае, когда они не соответствуют действительности. Примером может служить факт указания в закупочной документации технических характеристик тех или иных ТРУ, которые не соответствуют реальным характеристикам.

Еще один яркий пример — указание в заявке лицензии, которая либо просрочена, либо вообще ему не выдавалась. В таких случаях закупочная комиссия должна отстранить участника на любом этапе процедуры на основании обнаружения недостоверности предоставленных в заявке данных.

Второй случай — в заявке указаны противоречащие друг другу данные. Пример: указание в первой части поданной заявки характеристик ТРУ, которые не соответствуют подтвердительной документации на данные ТРУ.

Источниками получения данных о достоверности (недостоверности) указанных сведений могут служить:

  • открытые и общедоступные средства информации, такие как интернет;
  • официальные письма от производителей продукции или иных уполномоченных лиц.

Заказчик выбирает поставщика, подрядчика или исполнителя, с которым планирует заключить контракт, согласовывает с ним условия о товаре и цене

В случае несостоявшегося конкурса или аукциона на выполнение всех перечисленных действий у заказчика есть только 5 рабочих дней с даты размещения протокола в ЕИС. Именно в течение такого срока согласно части 6 ст.93 Закона №44-ФЗ заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании закупки.

Контрольный орган принимает решение о согласовании или отказ в согласовании обращения

Контрольный орган обязан рассмотреть поступившее обращение в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом либо об отказе в таком согласовании (ч.8 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Если контрольный орган принял решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, он размещает в ЕИС соответствующее решение и направляет заказчику уведомление о размещении (подпункт “в” п.11 Правил №961).

Контрольный орган вправе согласовать заключение контракта, одновременно выдав предписание о внесении изменений в проект контракта (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ). В этом случае, заказчик вносит требуемые изменения и направляет проект контрагенту, с которым заключается контракт (п.2 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Контрольный орган может отказать в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом по основаниям, перечисленным в п.13 Правил №961. В случае получения решения об отказе, заказчик, при необходимости, вносит изменения в план-график, осуществляет новую закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч.10 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Отмена электронных аукционов — действия и последствия

Согласно ч.3 ст. 36 ФЗ-44 извещение об отмене аукциона заказчиком должно размещаться в ЕИС в сети Интернет, а также, он обязан уведомить всех участников торга, подавших заявки, о принятии этого решения, если у него есть контакты данных исполнителей.

Стоит отметить, что заказчик не вправе давать доступ к документам, поданным в электронной заявке, участников. Необходимо в период, не позже одного рабочего дня после принятия решения, внести правки в план-график.

После размещения извещения об отмене аукциона по 44-ФЗ в ЕИС, электронная торговая площадка, на которой размещался аукцион, за один час должна уведомить о нем всех участников, заявивших желание принять участие в закупках. На электронную почту, которую указали при аккредитации на данной ЭТП, оправляется письмо, содержащее извещение об отмене, а также причины принятия данного решения.

В заключении можно сказать, что заказчик может отменить проведение закупок, главное, чтобы это соответствовало правилам и регламентам, установленным законодательством.

ООО МКК «РусТендер»

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Обычно отказ от участия в тендере разрешается и считается совершенно нормальным. Это не личное оскорбление компании или руководителя. Возможно, существуют пункты, которые вас не устраивают, либо вы их просто не можете выполнить по каким-то причинам, тогда и смысла нет участвовать, а отказ – правильное решение.

Читайте также:  Транспортный налог в Ханты-Мансийском АО — Югра

Также лучше не принимать участие в торгах, если приглашение вам прислали за пару дней до окончания приема заявок. Это свидетельствует о том, что организаторы проводят тендер для отвода глаз и не преследуют цели получить вас в качестве исполнителя своего заказа. Возможно, победителя уже выбрали, и у него было достаточно времени на подготовку, а остальных приглашают для видимости. Это неправильно и некорректно по отношению к остальным.

Также поводом для отказа может послужить и очень большое количество претендентов. Оптимальный вариант, когда приглашенных участников не более шести. Все они должны заранее знать:

  • условия конкурса;
  • как будут определять победителя;
  • особые предпочтения организаторов;
  • сроки, отведенные на подготовку.

Делать это нужно до истечения срока подписания контракта – в противном случае обжаловать действия заказчика можно будет только в судебном порядке. Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать всю необходимую информацию. В частности, на основании чего победитель считает действия заказчика необоснованными. Не лишним будет приложить соответствующие документы. Как правило, это копия протокола отказа от заключения контракта, составленная с нарушениями.

Таким образом, заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, действительно имеет право отказаться от заключения контракта с победителем, но только в установленных законом случаях.

Кроме того, отказ всегда должен быть мотивированным, с четким указанием причин.

Начнем с того, что существует два порядка обжалования результатов торгов:

  • внесудебный (административный);
  • судебный.

1. Внесудебный (административный) порядок представляет собой подготовку и подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок — Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).

Подача жалобы в ФАС, в частности, предусмотрена следующими основными нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  • Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

В зависимости от нормативного регулирования определяется порядок, сроки, основания и круг субъектов для подачи жалобы.

Особенности внесения товаров, работ, услуг в каталог

Позиция каталога ТРУ ЕАТ формируется путем включения следующей информации, в том числе из классификатора:

  • уникального кода позиции каталога ТРУ ЕАТ (формируется в автоматическом режиме)
  • кода выбранной позиции классификатора
  • наименования товара, работы, услуги из классификатора (при наличии)

Это не торговое наименование, оно не содержит указания на конкретного производителя и (или) место происхождения товара. Если такой позиции нет, то участник закупки вправе подать заявку оператору ЕАТ о внесении изменений в классификатор с указанием характеристик товаров (работ, услуг)

  • единицы измерения количества товара (объема выполняемой работы, оказываемой услуги) согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) – при наличии

При наличии соответствующей информации в классификаторе используется соответствующий код (позиция) классификатора

  • описания товара (работы, услуги)

В описание включается, в том числе, следующая информация – потребительские свойства и иные характеристики товара (работы, услуги), в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости). При наличии соответствующей информации в Классификаторе, используется соответствующий код (позиция)

  • информации в каталоге ТРУ ЕАТ о конкретном товаре (работе, услуге) о характеристиках товара, производителе, торговом наименовании, наименовании места происхождения товара, цене за единицу количества товара (объема работы, услуги)
  • документов и копий документов о конкретном соответствии товаров (работ или услуг) в Каталоге ТРУ ЕАТ техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документы стандартизации, принятыми законодательством РФ
  • фотографий конкретного товара

На фотографиях должен быть изображен только предлагаемый товар. Не допускается фото, где изображаемый товар неразличим или искажен. На изображении не должно быть информации о цене модели или скидке, наименование поставщика, телефон поставщика и другие отвлекающие надписи

  • даты включения в каталог ТРУ ЕАТ позиции конкретного товара (работы, услуги) – формируется автоматически
  • даты окончания применения позиции конкретного товара (работы, услуги) каталога ТРУ ЕАТ – при наличии
  • информации об участнике закупки в каталоге ТРУ ЕАТ, полученной оператором ЕАТ при аккредитации участников на ЕАТ

После этого оператор ЕАТ проводит валидацию в отношении всех позиций, размещенных в каталоге ТРУ ЕАТ участником закупки. Валидация проводится в срок не более 15-ти рабочих дней с даты начала принятия решения оператором ЕАТ о ее проведении. Участник закупки уведомляется об этом посредством направления ему сообщения.

Если оператор ЕАТ обнаружит несоответствие сведений и документов о товаре (работе, услуге) требованиям, предъявляемым к ним законодательством РФ, он обязан:

  • исключить позицию из каталога ТРУ ЕАТ, после чего осуществление закупки такого товара, работы, услуги невозможно
  • направить участнику закупки уведомление об исключении позиции из каталога ТРУ ЕАТ с указанием причин исключения

После устранения участником закупки несоответствия в позиции товара он может повторно отправить заявку на валидацию. Если несоответствие действительно устранено, оператор включит такую позицию в каталог.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *