Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер в 2023 году в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Категория прав на скутер
Разрешается также управлять скутером с любой другой открытой категорией в водительском удостоверении для дорог общего пользования.
Запрещается водить скутер при отметке ML, так как она указывает на наличие ограничений, которые не позволяют управлять этим транспортным средством.
Запрет касается также тех граждан, у которых в наличии имеется водительское удостоверение на управление трактором.
Особенности сдачи экзаменов
- При достижении 18-летнего возраста и при наличии в/у категории «B» и «C» обучение и сдачу экзамена проходит не нужно, категория присваивается автоматически. При обмене прав на новом бланке ее проставляют без просьбы заявителя.
- В случае неудачи дается время на дополнительную подготовку, после чего ему разрешается сдать экзамен повторно. Сделать это можно не раньше, чем через 7 дней с момента предыдущей попытки.
- Сдача практической части по дорогам общего пользования для водителей категории «М» не предусмотрена.
- После успешной сдачи экзамена нужно обратиться в ГАИ. Права по нынешним требованиям выдаются в день обращения человека.
- Если теоретическая часть сдана, а практика нет, то при повторной сдаче билеты по теории не сдаются.
Закон о получении водительского удостоверения на скутер
Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.
Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.
Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).
Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
Требования для получения водительского удостоверения
В 2020 году список может меняться в зависимости от категории необходимого водительского удостоверения на скутер. Перечень требований отражен в статье 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством.
Дополнительно потребуется пройти профессиональное обучение. Категорию М и А1 можно получить с 16 лет. Для прав категории А нужно достичь совершеннолетия. Перечень медицинских противопоказаний к управлению скутером в 2020 году закреплен в Постановлении Правительства РФ №1604 от 29 декабря 2014 года. Основными из них считаются:
- наличие психических расстройств или расстройств поведения;
- болезни нервной системы и заболевания глаза и его придаточного аппарата;
- отсутствие конечностей или их деформация;
- снижение слуха ниже разрешённого уровня.
На дорогах в черте города сегодня можно встретить обильный поток этих небольших транспортных средств.
В связи с тем, что скутеры стали все больше привлекать несовершеннолетних водителей, и участились случаи, когда молодые люди на них откровенно мешали движению иных транспортных средств, в ПДД ввели соответствующие изменения.
Так, появилась новая категория водительского удостоверения – М. Она дает право управления мопедами, легкими квадроциклами и, соответственно, скутерами, мощность двигателя которых больше 0,26 кВт или 50 кубов.
Для однозначного понимания данного требования в ПДД также имеется сноска, объясняющая, что считается двигателем. Он представляет собой механическое устройство, преобразующее горючее или электронную энергию в механическую. Именно мотор приводит в движение само транспортное средство.
Согласно законодательству Российской Федерации и ПДД, к новой категории М причисляются все транспортные средства, имеющие следующие характеристики:
- двигатель внутреннего сгорания топлива объемом более пятидесяти кубов;
- электродвигатель, который развивает мощность от 0,26 до 4 кВт;
- ТС, максимальная скорость которых не превышает 60 км/час.
Водительское удостоверение на мопед
До недавнего времени законодательно мопед не признавался механическим транспортным средством, для управления которым обязательно наличие водительского удостоверения. Начиная с 2010 года этот вид транспорта становился крайне популярным среди несовершеннолетних, в связи с дешевизной и отсутствием необходимости проходить обучение.
Из-за отсутствия каких-либо ограничений на дорогах оказалось больше количество детей, сидящих за рулем мопеда. При этом они не знали ни правил дорожного движения, ни правил управления конкретным видом транспортного средства. Все это приводило к очень высокой аварийности, зачастую с летальным исходом.
Для обеспечения достаточного уровня безопасности на дорогах, законодатель ввел новую категорию транспортных средств для управления которой необходимо водительское удостоверение.
ВАЖНО !!! С целью выделения новой категории среди уже имеющихся мотоциклов, было решено обозначить все мопеды по определенному объему двигателя и их мощности. Поэтому все мопеды с объемом до 50 кубов в 2023 году в России относятся к новой категории М. В случае, если вместо бензинового двигателя установлен электрический, его мощность не должна превышать 4 тысяч Вт. Чтобы передвигаться на любом аналогичном транспортном средстве по дорогам, сегодня необходимо обязательно получить категорию М.
За отсутствие соответствующего водительского удостоверения, водителю грозит серьезная административная ответственность.
Обязательным требованием для получения водительского удостоверения будет сдача экзамена в ГИБДД. Однако до этого придется пройти обучение, которое состоит из теории и практики.
Порядок прохождения обучения регламентирован на федеральном уровне. Поэтому вне зависимости от места его прохождения, будущий водитель как минимум получит 70 часов теории и 30 часов практики.
ВАЖНО !!! Теоретическая основа мало чем отличает от той, что проходят для получения других категорий. Это общие правила дорожного движения, законодательство, основы оказания медицинской помощи.
Практика проходит на автодроме, где ученик выполняет определенные упражнения. В городе обучение не происходит. Поскольку управление мопедом не является сложным, сама программа осваивается довольно быстро.
ВНИМАНИЕ !!! После прохождения всего курса обучения, ученика допускают к сдаче экзаменов в ГИБДД. Однако некоторые автошколы вводят внутренний экзамен. Чаще всего ученику придется пройти тестирование, аналогичное тому, что будет в ГИБДД.
В зависимости от региона и конкретных условий обучения, стоимость всего курса может варьировать от 10 до 15 тысяч рублей. Время обучения – около 1 месяца.
Ответственность за отсутствие водительского удостоверения
Отсутствие водительского удостоверения признается правонарушением, за которое предусмотрена серьезная административная ответственность. Санкция статьи КоАП содержит наказание в виде крупного штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.
ВНИМАНИЕ !!! Помимо административного наказания, водителю грозит мера дополнительной ответственности – задержание транспортного средства. Это означает, что мопед будет эвакуирован и отправлен на штрафную стоянку, где будет находиться до момента устранения нарушения.
Предотвратить эвакуацию можно, если рядом будет другой законный пользователь мопеда – лицо, имеющее водительское удостоверение и получившее разрешение. В противном случае нарушитель будет обязан оплачивать услуги эвакуатора, а затем и штрафной стоянки. В среднем, сутки обойдутся в 1 тысячу рублей. Практике известны случаи, когда в итоге водителю приходилось оплачивать больше, чем сама стоимость недорогого скутера.
Кроме этого, могут возникнуть проблемы со страховыми компаниями, которые подадут гражданские иски на компенсацию причиненного ущерба. При аварийной ситуации с возникшим ДТП, страховые компании должны компенсировать убытки второму водителю. Если виновником был водитель на скутере, страховщики могут перенаправить регрессный иск, по которому водитель будет обязан оплатить все причиненные убытки. Суммы таких исков могут крайне сильно варьироваться и достигать десятков тысяч рублей.
Как поставить на учет скутер, мопед, мотороллер? Какой мототранспорт подлежит регистрации в ГИБДД?
Не так давно в силу вступили изменения, касающиеся регистрации мотороллеров (скутеров) и мопедов.
Владельцы мототранспорта с определенной мощностью двигателя теперь обязаны их зарегистрировать, получить талон о прохождении технического осмотра и иметь полис ОСАГО.
В противном случае, им грозит большой штраф за отсутствие регистрации ТС и еще один штраф за отсутствие страхования ОСАГО.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону . Это быстро и бесплатно !
Нужны ли права на скутер или мопед
Разъяснение о том, нужны ли права на мопед или скутер в 2022 году, даётся в Правилах дорожного движения (ПДД). Согласно п. 1.2 мопед – 2- или 3-колёсное механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания с объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью в режиме длительной нагрузки от 0,25 кВт и до 4 кВт. П. 1.2 ПДД обязывает водителей иметь права на электроскутер или мопед, если их характеристики подпадают под приведённые выше.
Если же характеристики ТС более мощные, тогда это будет уже категория мотоциклов. В соответствии с п. 1.2 ПДД мотоцикл – 2-колёсное механическое ТС, рабочий объём двигателя внутреннего сгорания которого более 50 куб. см или максимальная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/час. В эту категорию входят трициклы и квадрициклы, имеющие массу без нагрузки до 400 кг (без учета массы аккумуляторов для электрических ТС) и максимальную мощность двигателя до 15 кВт.
Термин скутер в ПДД отсутствует. Поэтому их нужно относить к той или иной категории ТС в зависимости от значений параметров, установленных для мопедов и мотоциклов.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Со скольких лет можно управлять мототехникой
Ответом на вопрос, нужны ли права на мопед, будет «да», ведь они необходимы для подтверждения знаний ПДД, а также способности управлять транспортным средством в условиях интенсивного потока.
Водитель такой техники является полноправным участником движения и без навыков и знаний представляет опасность не только для себя, но и для других людей.
Важно знать! Права на мопед допускается получать с 16 лет, несмотря на то, что законодатель не определил минимальный возраст.
Выдает удостоверение ГИБДД после успешных экзаменов и получения медсправки об отсутствии противопоказаний к вождению. Основными заболеваниями, не позволяющими сесть за руль мототехники, являются:
- Любые психологические
отклонения, требующие прохождения терапии с использованием психотропных лекарств. - Сниженное зрение от 0,6 и ниже, слепота.
- Эпилепсия.
- Отсутствие конечностей или разная их длина, нарушающая координацию.
- Нарушение работы вестибулярного аппарата.
- Перенесенные серьезные операции, нарушающие сознание, координацию, восприятие окружающего пространства и прочее.
В остальных случаях оформить на скутер права можно в общем порядке. Это важный документ, который обязательно надо предоставить с общим пакетом бумаг. Обычно без него человеке не допускается даже к прохождению экзамена.
На какой мопед нужны права в 2022 году
Однако для управления мопедами и скутерами подойдут не только права категории М. Федеральный закон «О БДД» разрешает управление этими транспортными средствами при любой открытой категории прав. Например, если у Вас есть водительское удостоверение категории B, то оно вполне подойдет для управления скутером.
Согласно новым поправкам, мопед признается транспортным средством, которое способно развивать скорость до 50 км/ч, следовательно, для управления необходима категория «М». По ФЗ №25, ст.1 к данной категории относят также скутеры и квадроциклы любого объема двигателя. Если объем двигателя скутера более 50 куб.м., то для его управления требуется открывать категорию «А». Это связано с тем, что у данного транспортного средства максимальная скорость более 50 км/ч.
Новшества в законодательстве
В 2019 году в Федеральный Закон о безопасности дорожного движения, были внесены некоторые изменения, которые коснулись и транспорта категории «М». До поправок на скутере и мопеде с небольшим объемом двигателя было допустимо передвигаться и взрослым и несовершеннолетним. Так как для данной категории не нужно было особого разрешения, прохождения учебы и сдачи экзамена. Данные обстоятельства стали приводить к различного рода эксцессам, в особенности многие граждане управляли скутером нетрезвом состоянии.
Теперь для езды на данном транспорте необходимо водительское удостоверение категории М. Для этого водителю нужно:
- пройти медицинский осмотр;
- пройти обучение в атошколе;
- сдать экзамен в отделении ГИБДД.
Если же человек в момент остановки будет пьян, он понесет те же наказания, что и водители других видов транспорта.
Для вождения на мопеде и скутере теперь нужно оформить и полис ОСАГО.
Какие проблемы могут возникнуть с получением прав категории М и какие права нужны на электромотоцикл?
Электроскутер в России. Да, но не во всех регионах есть автошколы, обучающие водителей для получения прав этой категории. Кроме того, статус прав категории М не во всех регионах четко обозначен. Чаще водители обучаются на мотоциклетных площадках и получают права на мотоцикл.
Инспектора ГАИ редко останавливают водителей электроскутера без прав, так как требовать технические документы на ТС нельзя, а визуально определить объем и мощность двигателя невозможно.
Это не значит, что надо провоцировать стражей порядка и ездить по пешеходным зонам и паркам. Штраф за такие нарушения вполне реален, к тому же водителю грозит конфискация ТС.
Резюмируя вышесказанное приходим к выводу, что для вождения скутера, мопеда или электроскутера необходимо достичь минимального возраста 16 лет, знать и выполнять правила ПДД для водителей категории М и выше. Главное, что необходимо иметь для начала вождения любого транспорта – понимание опасности, которая грозит на дороге.