Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение вида разрешенного использования в Московской области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все земельные участки, зарегистрированные в России, следует использовать в соответствии с установленным государством целевым назначением. Для этого государство разработало специальные характеристики (виды разрешенного использования земельных участков). Благодаря ВРИ пользователь знает, как распоряжаться участком и какую деятельность на нём можно осуществлять, а также можно узнать, имеет ли владелец право на смену вида и повторную кадастровую регистрацию.
Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?
В законе (статья 1 ГрК) дано определение.
Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.
Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.
Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.
По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.
Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.
В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.
Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.
Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.
Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.
Если получен отказ в даче согласия, то история на этом заканчивается, потому что изменить вид разрешенного использования в таком случае не получится.
Виды разрешенного использования, регламент и сроки видоизменения
Градостроительным кодексом устанавливается три варианта ВРИ земель:
- основные;
- условно разрешенные;
- вспомогательные.
Основной ВРИ не подлежит дополнительному согласованию с органами власти. Условно разрешенные ВРИ дают возможность выбора способа использования земли, при этом условно разрешенный вид может быть основным или совместным с ним.
Вспомогательные могут применяться только в качестве дополнительных к основным. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с видом его разрешенного использования.
Например, если он имеет ВРИ под строительство и эксплуатацию складских зданий, то построить новое здание или реконструировать существующее и сделать потом из него офисное здание или жилой дом нельзя.
Важно! При смене ВРИ должна производиться и смена функционального назначения здания на вид, соответствующий новым целям использования земли.
Изменение ВРИ или добавление новых, в т.ч. условно-разрешенных или вспомогательных, возможно только из перечня, закрепленных действующими на территории муниципального образования градостроительными регламентами и Правилами землепользования и застройки.
Процесс смены ВРИ земельного участка от подачи соответствующего заявления до момента внесения изменений в ЕГРН занимает 7 рабочих дней, при необходимости может увеличиваться до 12 месяцев.
Последствия нецелевого использования земельного участка
- Оплата штрафов за нецелевое пользование (в соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ)
- Требование о приведении участка в исходное состояние
- Взыскание убытков, причиненных нецелевым использованием
- Расторжение договора аренды или изъятие у собственника
- Снос строения самовольного строительства
- Повышение ставки земельного налога
От чего зависит возможность смены ВРИ?
На ВРИ земли и возможность поправки или дополнения влияют:
- Правила землепользования и застройки
- Градостроительное зонирование и регламент
- Тип территориальной зоны
- Решения суда в отношении данной земли
II. ГПЗУ, внесение изменений в ПЗЗ.
Градостроительный план участка— это документ, который фиксирует разрешенные параметры застройки, в том числе:
- границы земли и зон действия публичных сервитутов;
- минимальные отступы от границ;
- информацию о видах разрешенного использования;
- требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на участке — площади объекта, площади застройки, этажности и т. д.;
- информацию о расположенных в границах объектах капитального строительства;
- информацию о технических условиях подключения сооружений капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и т. д.
Смена ВРИ земельного надела – процедура важная и необходимая. С одной стороны – это возможность на законных основаниях хозяйствовать на своей земле, с другой – возможность сэкономить на налогах или напротив, увеличить кадастровую, а значит и рыночную стоимость земли.
Весь процесс смены ВРИ земельного участка от подачи соответствующего заявления до момента внесения изменяющих записей в Земельный кадастр занимает от 1,5 до 2,5 мес.
Часть этапов процедуры является платной, к этому надо быть готовым заранее, чтобы из-за несвоевременной оплаты госпошлины не отодвинуть время получения необходимой вам выписки. Кроме того у вас всегда есть возможность выбора – пройти весь путь самостоятельно, либо доверить работу юристу.
Порядок действий при изменении назначения здания
Смена назначения здания проводится на основании распорядительного документа (распоряжения), выданного уполномоченным органом. Если здание или его часть принадлежит городу, то обращаться надо в Департамент городского имущества г. Москвы. Если собственником является не город, то смена назначения здания будет происходить через БТИ.
Чтобы сменить целевое назначение здания, необходимо обратиться в Департамент городского имущества г. Москвы или БТИ соответственно, с письменным заявлением и следующим пакетом документов:
- правоустанавливающие документы на объект;
- технический паспорт;
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения.
В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:
- Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
- Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
- Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
- Проводятся публичные слушания;
- По итогам слушаний комиссия принимает решение;
- При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
- На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.
Как узнать виды разрешенного использования земли
В 2014 году Минэкономразвития РФ выпустило приказ, где установило 13 категорий ВРИ. Их распределили по целевому назначению: для ЛПХ, садоводства, строительства дорог, жилой застройки и т.д.
Органы муниципальной власти самостоятельно формируют для каждой зоны в пределах земель населенных пунктов основные, условно разрешительные и вспомогательные ВРИ. Последние используется как комплементарные и не могут существовать отдельно, потому некоторые участки имеют два ВРИ.
Узнать категорию землепользования надела можно с помощью нескольких сервисов:
- Заказать выписку из ЕГРН. Для этого обращаются к порталам Росреестра, Госуслуг. Также допускается прийти в МФЦ, заказать и получить документ очно.
- Посмотреть “Публичную кадастровую карту” на сайте Росреестра. Чтобы узнать характеристики земли, понадобится указать адрес объекта и его кадастровый номер.
Что означают основные и условно разрешенные ВРИ?
Все способы использования земель для хозяйственной деятельности указаны в классификаторе ВРИ. Он утвержден Федеральным органом исполнительной власти на основании приказа Минэкономразвития № 540 от 1 сентября 2014 г. У каждого участка имеется свой ВРИ, тем не менее, особенности использования каждой отдельно взятой территориальной зоны, подлежащей застройке, определяются градостроительными регламентами. Они устанавливают правовой режим для выделенных наделов – для всего, что расположено на их поверхности, и последующего размещения объектов капитального строительства. И согласно этим нормативным документам некоторым участкам дополнительно присваиваются условно разрешенные виды использования земель.
Очень часто можно встретить в Интернете, такой запрос, как «изменение ВРИ Московская область» – так резиденты пригородов решают проблему поиска нужного специалиста. В результате отпадает необходимость ездить на прием к столичному юристу.
Главным различием между основными и условно разрешенными ВРИ объектов капстроительства и наделов является то, что первые выбираются собственником в самостоятельном порядке, без каких-либо одобрений или согласований, в то время как вторые недоступны без позволения уполномоченного органа публичной власти.
Как быстро изменить ВРИ?
Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.
Администрация местного муниципалитета вправе отказать заявителю при выявлении любых несоответствий и ошибок в поданных документах. А, как показывает практика, такие ошибки выявляются регулярно. Ошибочно напечатанные даты, искаженные сведения, опечатки и т.д. Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Сделать это просто – обратитесь к земельному юристу за консультацией. Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации, либо предложит действовать далее от вашего имени.
ВРИ и параметры застройки
ПЗЗ содержит полный список и описание всех видов разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории. Изменение вида использования земли возможно при внесении изменений в правила землепользования и застройки. Обе эти услуги предоставляются специалистами Центра Градостроительного Развития.
ПЗЗ так же может содержать в себе перечень возможных видов разрешенного использования для отдельных участков.
Установленные ВРИ на территориальные участки, обязывают землепользователя использовать земли строго согласно зонированию. К тому же, если для участка установлен вид фактического использования (вид «Ф»), то строительство запрещено, а использование земли проходит «по факту». К примеру, для территории зоны «деловое строительство» разрешено строительство офисов и деловых центров, а так же технологически связанные с ними объекты капитального строительства.
Правила землепользования и застройки не только определяют ВРИ, но и прописывают определенные параметры. Согласно 38 статьи Градостроительного кодекса РФ можно назвать основные:
- Минимальные отступы от границ участка, за пределами которых строительство объектов запрещено.
- Процент застройки или плотность застройки. Первое понятие оперирует процентным соотношением, второе – измерительным, в пересчете на 1 Га. Если в ПЗЗ установлено, что процент застройки не должен превышать 45%, то это значит, что объекты капитального строительства не должны располагаться на участке более 45% от общей площади оговоренной территории.
- Высотность. Здесь так же присутствует вариативность: ограничения могут быть обозначены в этажах или метрах.
Практически всегда правила застройки и землепользования не отображают реальных пожеланий собственника земельного участка относительно их использования. Помним, что большинство земельных участков Москвы имеет статус Ф-зоны, что полностью исключает строительство или реконструкцию на этих участках.
Большинство землепользователей оказываются перед запретом на дальнейшее развитие своего участка, реконструкции уже существующих объектов капитального строительства.
Единственным выходом из сложившейся ситуации является во внесении изменений непосредственно в установленные ПЗЗ. Могут быть изменены границы зон, изменение или установка новой зоны и территориальной подзоны, изменение вида разрешенного использования земельного участка, изменение параметров застройки.
Землепользователь может самостоятельно инициировать изменение ПЗЗ, подав соответствующее прошение в органы местного самоуправления в установленном законом порядке.
Как правило, процедура внесения изменений в ПЗЗ включает с себя следующие этапы:
— рассмотрение заявления и проектных материалов, представленных заказчиком,
— вынесение решения представителями местного самоуправления,
— публичные слушания,
— окончательное утверждение изменений в ПЗЗ либо отклонение прошения.
Внесение изменений в ПЗЗ Московской области
В отличие от Москвы, где на весь город разработан и утвержден один комплект документов ПЗЗ, в Московской области сотни местных ПЗЗ на разных стадиях разработки и утверждении. Это объясняется просто: для конкретного поселения разрабатывается свой вариант ПЗЗ.
Главным управлением, которому подчиняются все структуры, разрабатывающие и утверждающие ПЗЗ, является Главархитектура Московской области.
Процесс внесения изменений в ПЗЗ Московской области соотносится с аналогичным процессом Москвы:
— предложение по внесению изменений,
— официальное заявление землепользователя,
— градостроительный аудит и составление обосновывающих материалов,
— рассмотрение документов органами местного самоуправления,
— внесение изменений в ПЗЗ (оплата пошлин и налогов заказчиком),
— окончательное утверждение изменений,
— получение обновленного ГПЗУ.
Подготовительные действия
Чтобы поменять разрешенное использование земельного участка, сначала уточняется действующий градостроительный регламент на территории. Для этого можно запросить:
- выписку из правил землепользования и застройки;
- градостроительный план;
- справку о зонировании территориальной единицы в пределах нахождения надела.
Документы можно запросить в Росреестре или МФЦ путем личного обращения. Доступно онлайн заявление на сайте регистрационной службы. За готовым результатом нужно явиться лично или запросить ответ по электронной почте. Также возможно отправление по почте России, если заявление подано с применением электронной цифровой подписи.
Уточняется разрешенное использование по конкретному участку. Оно делится на 3 основные группы:
- основная;
- условно разрешенная (определяется по факту публичных слушаний);
- вспомогательная (назначается дополнительно к предыдущим).
Далее подбирается вид пользования, который максимально отвечает целям территории. К каждой категории относится несколько возможных разрешенных видов использования. При достаточной аргументации можно успешно изменить один на другой.
Если планируется изменение вида разрешенного использования, порядок действует стандартный. Процесс начинается с тщательной подготовки документов, заявления и обоснований требований. Во многом этот этап сказывается на дальнейший результат.
Далее важно обратиться в администрацию по месту нахождения участка. В некоторых случаях проводятся публичные слушания в территориальном отделе Росреестре или администрации. Если новый ВРИ связан с капитальным строительством жилого дома, положительное решение не потребует слушаний. Но в этом случае важно, чтобы новый вид использования не противоречил целевому назначению.
В течение 30 дней должно быть принято решение о возможности удовлетворения заявления. Окончательное одобрение происходит в земельном комитете органа местного самоуправления.
Затем заявителю направляют уведомление о результате. Если решение положительное, можно обратиться в Росреестр для официальной смены в государственном реестре. При отрицательном ответе предоставляется мотивированный отказ. Если проблема связана с недостаточной проработкой документов, можно исправить ошибки или неточности. Затем запрос с документами подается повторно.