Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 18. Оставление административного искового заявления без рассмотрения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вместе с тем, если производство по делу прекращено в связи со смертью гражданина или ликвидацией юридического лица, являвшегося стороной по делу, либо исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с тем, что оно подано недееспособным лицом или в связи с неявкой сторон, не просивших о разбирательстве дела в их отсутствие, в суд по вторичному вызову (абзац седьмой статьи 222 ГПК РФ), судебные издержки, понесенные лицами, участвующими в деле, не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ, главы 9 АПК РФ.
Какие последствия отказа от административного иска
Если вы откажетесь от административного иска, то будьте готовы к следующим последствиям:
1) Вы не сможете еще раз обратиться в суд с тем же требованием и по тем же основаниям к тому же ответчику. В случае принятия судом отказа от иска производство по делу прекращается, а в апелляции отменяется принятое решение суда и производство по делу прекращается. Запрет повторного обращения является последствием прекращения производства по делу (п. 3 ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 195, ч. 2 ст. 304 КАС РФ).
Если вы отказываетесь от иска в части, то производство будет прекращено в этой части (ч. 3 ст. 157 КАС РФ);
2) Вам вернут часть уплаченной госпошлины (п. 3 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ):
- 70% — при отказе от иска до принятия решения судом первой инстанции;
- 50% — на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции;
Оставить свой иск без рассмотрения
1. Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что:
9) истец повторно не явился в судебное заседание, в том числе по вызову суда, и не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.
АПК РФ не предусматривает возможность оставлять без рассмотрения по ходатайству истца. Поэтому суд поступил правильно. Для оставления без рассмотрения должны быть основания ст. 148 АПК РФ. Обычно истец устно предупреждает суд, что хочет оставить иск без рассмотрения и суд исходя из этого планирует назначение судебных заседаний. Поэтому стоит этот вопрос обсудить с судьей. Тут важна и позиция ответчика — чтобы он не требовал рассмотрения по существу.
Статья 196. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения
[Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 18] [Статья 196]
1. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:
1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;
2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
2. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Заявление о возобновлении дела оставленного без рассмотрения
Заявление о возобновлении дела оставленного без рассмотрения составляется в соответствии с общими требованиями к порядку оформления документов в судебную инстанцию.
Обязательными пунктами являются: полное указание наименования судебного органа, а также Ф. И. О., адрес, контактный телефон и е-майл (при наличии) самого заявителя и его положение в деле.
Далее перечисляются: дата вынесения определения, именуются стороны и приводится сущность исковых требований, суть вынесенного судом определения и разъяснение уважительной причины несоблюдения требований, явившихся препятствием для успешного завершения хода процесса.
В ходатайстве обязательно указывается факт причин по которым процесс оставили без рассмотрения.
Далее, основываясь на ст. 223 ГК РФ, заявитель излагает просьбу отменить определение судьи.
Смотрите в этой статье, как правильно составить апелляционную жалобу на отмену решения суда первой инстанции.
Перечень прилагаемых к ходатайству документальных подтверждений необходимо указать в конце.
Прекращение производства по административному делу и оставление административного иска без рассмотрения
Производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Если производство по административному делу прекращено вследствие неподведомственности дела судам, суд должен указать в определении, в какой орган необходимо обратиться заявителю.
— лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Особенности процедуры оставления поданного иска без рассмотрения в 2019 году
Если заявитель намеренно игнорировал судебный процесс и все рекомендации судьи, то его устроит вариант завершения производства. Если основания для оставления напрямую не зависели от заявителя, то нежелательного последствия можно избежать двумя способами. При уверенности в наличии уважительных обстоятельств выбирают первый способ — возобновление производства. Если судья не считает причины уважительными, можно заняться обжалованием его решения.
В судебной практике часто случается, когда участники процесса игнорируют судебное заседание без веского на то основания. В таком случае судья может оставить обращение без дальнейшего рассмотрения. Чтобы избежать этого, можно подать заявление с просьбой провести процесс в отсутствии сторон. Если этого не произошло, то оставление иска аргументируется отсутствием у истца интереса в дальнейшем разбирательстве по делу.
Последствия рассмотрения спора третейским судом
Третья группа оснований для оставления заявления без рассмотрения связана с наличием соглашения сторон о передаче данного спора на рассмотрение и разрешение третейского суда. Однако следует иметь в виду, что достижение между спорящими сторонами договоренности о передаче спора на рассмотрение третейского суда не лишает их права на обращение в суд. При этом Кодекс не предусматривает такое основание для отказа в принятии заявления как существование заключенного между договором о передаче данного спора на разрешение третейского суда (см. комментарий к ст. 134 ГПК РФ).
Оставление заявления без рассмотрения возможно только в том случае, если от ответчика поступило возражение относительно разрешения спора в суде. Указанное возражение должно быть подано в любое время начиная с момента подачи заявления и до начала рассмотрения дела по существу. Ответчик вправе отказаться от ранее поданного возражения и дать согласие на рассмотрение дела в суде до вынесения определения об оставлении заявления истца без рассмотрения.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КАС РФ
В заявлении об ускорении рассмотрения административного дела должны быть, в частности, указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее заявление, основывает свое требование.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение суда о приостановлении производства по административному делу или об отказе в возобновлении производства по административному делу может быть подана частная жалоба – статья 193 КАС РФ.
Наряду с этим положениями п. п. 3 — 6, 8 и 9 ч. 1 ст. 148 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г.
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 196 КАС РФ
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях.
Переуступка права требования — юридическое понятие, подразумевающее передачу полномочий кредитора или должника третьему лицу. Важно правильно составить договор цессии, чтобы не потерпеть финансовый крах и не нарушить закон. Она предполагает передачу прав кредитора или/и должника третьему лицу.
Какие требования можно включить в административное исковое заявление?
Их примерный перечень приведен в ст. 124 КАС РФ. Он состоит из 6 пунктов. В административном иске вы можете требовать:
- признать недействующим нормативный правовой акт, который принял ответчик (полностью или частично),
- признать незаконным решение ответчика (полностью или частично), совершенное им действие или допущенное бездействие,
- обязать ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия для того, чтобы устранить нарушения ваших прав, свобод и законных интересов,
- обязать ответчика воздержаться от совершения определенных действий,
- установить, есть ли полномочия на решение конкретного вопроса у органа госвласти, или муниципального органа, или другого органа, или организации, которая имеет публичные полномочия, или должностного лица,
- присудить компенсацию за нарушение ответчиком прав в сфере административных и других публичных правоотношений (учтите: такое требование можно заявить только в случаях, прямо предусмотренных КАС РФ).
Срок подачи административного искового заявления
КАС РФ не указывает, в какой срок надо обратиться в суд с административным иском, в общих положениях. Специальные сроки подачи административных исков установлены для отдельных категорий административных дел – смотрите их в разделе IV КАС РФ.
Например, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости рассматриваются по правилам Главы 25 КАС РФ.
Административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости надо успеть подать в суд, пока не прошло 5 лет с даты внесения в госкадастр недвижимости оспариваемых результатов. При этом обязательно, чтобы на момент обращения в суд в кадастр не внесли новые результаты определения кадастровой стоимости или сведения, которые связаны с изменением характеристик объекта и скорректировали его кадастровую стоимость.
В Главе 21 КАС РФ написано, как оспаривать нормативные правовые акты. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим разрешается подать в течение всего срока, пока он действует (ст. 208 КАС РФ).
Оставление иска без рассмотрения
Одним из видов судебного решения является определение об оставлении искового заявления без рассмотрения.
При подаче искового заявления в суд любой инстанции возможны несколько вариантов развития событий. Суд может принять иск для последующего изучения, возвратить его заявителю, оставить заявление без движения или отказать в его принятии.
Чтобы документ был принят к производству, необходимо:
установить стороны процесса;
верно определить подсудность и соблюсти процессуальные сроки;
составить документ в полном соответствии с требованиями и нормами оформления;
сделать копии по числу участников процесса;
приложить оригинал квитанции об уплате госпошлины.
Суд может возвратить иск заявителю, если обнаружил ошибки или недочеты. В этом случае выносится определение с указанием на неточности, которые нужно устранить.
Если истец не исправит указанные недочеты в установленном порядке, такое заявление также остается без рассмотрения.
Но и в том случае, когда со стороны истца не было допущено нарушений, существуют обстоятельства, при которых документ может остаться без рассмотрения.
Принятие и объявление решения суда
Решение суда выносится только в совещательной комнате, в которую суд удаляется после судебных прений. Удаление в совещательную комнату должно быть немедленным, прерывать судебное заседание непосредственно перед этим процессуальным действием нельзя.
Обсуждение вопросов в совещательной комнате проходит с соблюдением требований ст. 30 КАС. Председательствующий хотя и руководит ходом обсуждения, никакими преимуществами в правах с другими судьями не обладает. Все обсуждаемые в совещательной комнате вопросы решаются судьями по большинству голосов, при этом никто из них не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий подает свой голос последним — так гарантируется полнота свободы выражения воли всех судей.
В ходе совещания суд решает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены; какой закон должен быть применен в данном случае; подлежит ли иск удовлетворению (полному или частичному), т.е. формулирует выводы по всем вопросам, решение которых необходимо.
Одной из самых важных гарантий конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону служит закрепленное в ч. 3 ст. 175 КАС правило относительно тайны совещания, заключающееся в том, что в совещательной комнате могут находиться только судьи, участвующие в рассмотрении дела, и что они не вправе как-либо разглашать суждения, которые имели место во время совещания.
Поскольку в совещательной комнате никто, кроме судей, присутствовать не может, постановляемое там решение излагается одним из них в письменной форме. Такая формулировка не дает повода к истолкованию ее в том смысле, что текст решения обязательно должен быть рукописным. В современных условиях отказ от использования судьей в совещательной комнате технических средств со всех точек зрения нецелесообразен. Судья, не согласный с решением, все же обязан подписать его, но может изложить в письменном виде свое особое мнение (ч. 4 ст. 175 КАС).
Решение выносится сразу же после разбирательства дела. Признав во время совещания необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, суд выносит определение о возобновлении рассмотрения его по существу. По устранении пробела в исследовании обстоятельств снова проводятся судебные прения перед повторным удалением в совещательную комнату (ст. 171 КАС).
Статья 177 КАС допускает отложение составления мотивированного судебного решения на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства. Но точно сформулированная и подписанная судьями резолютивная часть решения объявляется в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, одновременно сообщается, когда лица, участвующие в деле, смогут ознакомиться с полным текстом акта правосудия. Объявляется решение в судебном заседании любым из судей, затем председательствующий разъясняет порядок и срок его обжалования (ст. 174 КАС).