Собственников будут штрафовать за неиспользование земли

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Собственников будут штрафовать за неиспользование земли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.

Основания, по которым Росреестр может запустить процедуру изъятия земельного участка у собственника или расторгнуть с ним договор аренды, указаны в Гражданском и Земельном кодексах. Среди них:

  • неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет;
  • использование земельного участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.

Неиспользование участка

Если земля долгое время простаивает и становится «бесхозной», то по закону это расценивается как снижение ее качества — статья 8.8 КоАП. Ведь каждой территории отведена определенная цель — строительство дома, посадка с/х культур или возведение промышленного объекта.

Заброшенная территория со временем может превратиться в место повышенной опасности, например, в свалку с угрозой экологического загрязнения или в заросшее сорняками поле, где может произойти пожар и т. д.

Штрафы за неиспользование с/х земельных участков:

  • Для физических лиц — от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц — от 0,5 до 1,5%, но не меньше 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 2 до 10%, но не меньше 200 тысяч рублей.

За неиспользование участка, предназначенного для строительства жилья, посадки сада или огорода:

  • Для физических лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не меньше 20 000 рублей.
  • Для должностных — от 1,5 до 2%, но не меньше 50 тысяч рублей.
  • Для юридических — от 3 до 5%, но не меньше 400 тысяч рублей.
  • Если кадастровая цена не определена, то гражданам — 20—50 тысяч рублей, должностным лицам — 50—100 тысяч рублей, юридическим — 400—700 тысяч рублей.

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Ещё один случай привлечения дольщиков к ответственности отмечен в Морозовском районе: там восемь владельцев земельных долей были оштрафованы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ на 10 тысяч рублей каждый. Здесь речь идёт не о саде, а о поле. Земли по соседству с ним обрабатывает агрохолдинг. В отсутствие дополнительной информации трудно судить о причинах, по которой участок оказался невостребованным, почему агрохолдинг или фермеры не взяли его в аренду.

Как рассказал представитель Россельхознадзора, ситуации бывают разные: есть участки в поймах, балках – так называе­мые неугодья, куда не загонишь технику. Такую землю трудно сдать в аренду. При распределении земельных долей в колхозах пайщикам часто кроме пашни выделяли и пастбища, сенокосы. Но вся земля в кадастровой выписке значится как «земля сельхозназначения» и если она не используется, инспекторы обязаны реагировать.

Получается, что дольщики могут оказаться в безвыходном положении: с одной стороны, есть земля, которую невозможно сдать в аренду или обрабатывать самим, а с другой – им грозит административная ответственность за её неиспользование. К чему приведёт такая практика? Столкнётся ли страна с массовым отказом дольщиков от земли?

– Задача введения в оборот земли сельхозназначения поставлена правильно. И то, что за неиспользование земли преду­смотрена ответственность, – действенный подход. Но одни только карательные меры не решат проблему в корне, – считает президент донской АККОР Александр Родин. – Проблема в том, что сёла пустеют, там просто некому работать.

Александр Максимович привёл в пример Зубрилинское сельское поселение Чертковского района, где за 10 лет количество фермерских хозяйств уменьшилось с 39 до 14. Чтобы этого не происходило, кроме карательных мер государство должно создать благоприятные условия для жизни и работы на селе – обеспечить финансами, построить инфраструктуру, обеспечить сбыт…

Случаи привлечения к ответственности собственников земельных долей за неиспользование земли пока не очень часты. В настоящее время управление изучает заброшенный участок в Тарасовском сельском поселении.

Проблема, на которую ведомство просит обратить внимание ,– участники общедолевой собственности часто просто не знают о существовании своего участка или друг друга, границы земельного участка не определены на местности. Всё это затрудняет использование земли. При этом все правообладатели несут ответственность за свою собственность, штрафы за неиспользование земли они платят не пропорционально своей доле в общем земельном массиве, а каждый отдельно и в полной мере. Получается, виноваты все – платит каждый.

– Чтобы не нести ответственность из-за других дольщиков, каждому владельцу земельной доли нужно выделить земельный участок в счёт принадлежащей доли, – считает Илья Пушков. – Понятно, что это право, а не обязанность граждан, и что не вся земля одинаково плодородна и одинаково ценится. Но под лежачий камень, как известно, вода не течёт – мы призываем проявить активность и позаботиться о том, чтобы земля была оформлена и чтобы она использовалась по назначению.

Начальник отдела земельного надзора привёл в пример и такой случай, когда договор аренды заключают на период менее одного года. Такие договоры не регистрируют в юстиции.

Если при этом арендатор не обработает землю, ответственность тоже будет нести собственник земли.

Как напомнил Илья Пушков, кроме постановления о привлечении к административной ответственности, дольщикам выдаётся ещё и предписание об устранении нарушений. Не исполнишь предписание в срок – выпишут штраф по ст. 19.5 КоАП РФ. А если в течение трёх лет всё это повторяется неоднократно, землю у собственника могут изъять и выставить на аукцион, при этом затраты на подготовку и проведение торгов оплачивает тот, у кого землю изъяли.

Читайте также:  Пояснение к декларации по НДС: образец

Итак, выбор прост: либо оформить документы на землю и получать от неё доход, либо постоянно платить штрафы и потерять её.

Как оспорить изъятие земельного участка в суде

Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

«Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.

Порядок принудительного изъятия земельного участка

Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:

  1. Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
  2. Поиск собственника.
  3. Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
  4. Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
  5. Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
  6. Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.

У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.

Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.

Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:

  • рыночной оценки самого участка;
  • недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
  • упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
  • иных сумм убытков.

Как определяется размер штрафа?

Размер административного штрафа определяется в зависимости от вида нарушения и категории нарушителя. Он исчисляется в рублях и зависит от кадастровой стоимости земельного участка, где допущено нарушение. На случай, если кадастровая стоимость участка не установлена, КоАП предусмотрены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей.

Размеры штрафов за нарушения земельного законодательства КоАП

Вид нарушения

Процент от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение (минимальный размер штрафа)**

Диапазон размера штрафа (если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на котором допущено нарушение), тыс. руб.

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Самовольное занятие земельного участка*

1-1,5 (не менее 5 тыс. руб.)

1,5-2 (не менее 20 тыс. руб.)

2-3 (не менее 100 тыс. руб.)

5-10

20-50

100-200

Использование земельного участка не по целевому назначению

0,5-1 (не менее 10 тыс. руб.)

1-1,5 (не менее 20 тыс. руб.)

1,5-2 (не менее 100 тыс. руб.)

10-20

20-50

100-200

Неиспользование земельного участка

1-1,5 (не менее 20 тыс. руб.)

1,5-2 (не менее 50 тыс. руб.)

3-5 (не менее 400 тыс. руб.)

20-50

50-100

400-700

Примеры из судебной практики

Государственные органы на разных уровнях могут выступить с инициативой судебного процесса и изъятия земли. Государственный орган выступает истцом, гражданин, владеющий землёй, — ответчиком.

Суд при рассмотрении дела должен определить категорию земли и вид ее разрешённого использования, факт нецелевого использования и обоснованность предъявленных государственным органом обвинений.

Обычно судебные споры возникают при использовании жилых территорий под коммерческие или при возведении незаконных построек. Однако судебная практика богата и нестандартными делами и исходами разбирательств.

В 2021 году Арбитражный суд Московского округа вынес интересное решение по делу о нецелевом использовании земли. Земля имела вид разрешённого использования «Эксплуатация складского комплекса», однако собственник использовал склады как офисы.

Изъятие земельного участка для государственных нужд

Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.

Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.

Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия. Изъятие земельного участка государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды. Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.

В июне Минсельхоз подготовил изменения в земельное законодательство. Теперь в отношении собственников земельных участков, забросивших свои наделы, будут применяться более строгие меры

27.07.2017

Федеральное министерство сельского хозяйства подготовило поправки в ст. 396 Налогового кодекса (НК) РФ. Изменения, в частности, коснутся порядка расчета земельного налога в отношении неиспользуемых по назначению земель сельскохозяйственного назначения, а также земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.

Согласно действующему законодательству, с таких участков при условии, что они используются по назначению, взимается налог в размере 0,3% стоимости. По новым поправкам, если земли заброшены — размер налога может быть повышен до 1,5%.

Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2023 году: что положено в России?

На данный момент представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) вправе самостоятельно повышать размеры налогов.

Подразумевается, что в отношении заброшенных земельных участков земельный налог будет рассчитываться начиная с начала года, в котором был обнаружен неиспользованный участок, до месяца, в котором было устранено нарушение.

Чем плохо

По словам начальника отдела государственного земельного надзора Росреестра по Новосибирской области Игоря Иванова, острее всего в Новосибирске стоит ситуация с заброшенными дачами и огородами. ​

Если участок находится в черте города или близ него, то он может стать очагом криминогенной обстановки, основной риск заброшенных земель — пожары.

Однако поправки к статье налогового кодекса, предлагаемые Минсельхозом, не смогут заработать в полную силу, пока в РФ не будет создана объемлющая система мониторинга и учета использования участков по назначению. Сейчас Игорь Иванов отмечает, что сотрудники новосибирского Росреестра не обладают полномочиями по ведению учета и выявлению заброшенных участков. При этом земельное законодательство обязывает собственников земельных участков и лиц, которым они не принадлежат, использовать землю по назначению:

«Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течении установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа, — прокомментировал Иванов. — Кроме того, законодательством в целях рационального использования земель предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, которое осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте земель».

Наступление на оставленные земли

В этом году власти нескольких регионов начали наступление на садоводов, оставивших свои участки без должного присмотра. В частности, руководство Хакасии, реализуя проекты по поддержке дачников, решили свести количество заброшенных участков к минимуму. Как сообщила руководитель Федслужбы госрегистрации, кадастра и картографии по республике Хакасия Ольга Анисимова, на данный момент в регионе числится около 1200 заброшенных участков.

В конце июня этого года в Минсельхозе Пермского края сообщили, что с этого года власти региона планируют принудительно изымать до 30 тыс. га земли ежегодно у тех собственников, кто не содержат землю должным образом, — участки будут передавать тем, кто готов их возделывать.

Общественный контроль

Действующее в России гражданское законодательство позволяет устанавливать факт изымать земельные участки у собственников, если земля не использовалась по назначению на протяжении трех лет.

Однако, как отметил Иванов, на данный момент в законе существует пробел относительно процедуры, позволяющей сотрудникам Росреестра устанавливать факт неиспользования земли в течение трех лет. «Предполагается, что для установления факта неиспользования земельного участка необходимы доказательства, которые свидетельствовали бы, что такой земельный участок не используется в течение трех лет, а именно доказательства неиспользования за каждый год», — прокомментировал начальник отдела.

Депутаты Совета депутатов Кемерова в июне предложили упростить процедуру изъятия неиспользуемых земель у их собственников, уменьшив трехлетний срок. Аналогичный закон уже был принят в 2015 году на федеральном уровне, когда срок изъятия неиспользуемых земель был понижен с пяти до трех лет.

Как отметил Иванов, для установления того, что участок заброшен, можно прибегать к функции общественного контроля. Действующее законодательство позволяет создавать комиссии по контролю за соблюдением Закона о садоводстве. Члены комиссии могут консультировать владельцев участков, помогать им в соблюдении законодательства, составлять акты о нарушениях, а также передавать эти документы в правление садоводческих объединений. В свою очередь правление имеет полномочия передавать акты в госорганы.

В конце июля Госдума одобрила новый законопроект «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве». Закон начнет действовать с 1 января 2019 года. Согласно поправкам в законе, неиспользуемые земельные участки, размещенные на территории дачных обществ, будут передаваться на бесконкурсной основе самим членам этого общества.

Поиск и учет таких участков выгодно садоводческим обществам — меньше риски пожаров, ограблений, загрязнения соседних участков сорняками. При этом один из опрошенных РБК Новосибирск руководителей новосибирских садовых обществ сообщил, что надежды на помощь со стороны собственников земельных участков в данном случае достаточно эфемерны. «Без особой нужды никто ничего не будет ничего смотреть и выявлять. Нужна воля сверху, сами люди такие: никто ничего не хочет делать», — отметил спикер.

Сибирь — в лидерах

По данным Россельхознадзора, на сегодняшний день в РФ насчитывается почти 384 млн га земель сельхозназначения, из которых неиспользуемыми остаются почти 40 млн Га.

Сибирский федеральный округ возглавляет список федеральных округов с наибольшим количеством заброшенных земель (10,7 млн Га). На втором месте находится Приволжский ФО (7,5 млн Га), тройку лидеров замыкает Центральный ФО (5,8 Га).

На данный момент российское законодательство за неиспользование земельного участка, предоставленного для сельхозиспользования и строительства, подразумевает административную ответственность, она невелика: гражданам грозит штраф от 500 до 1 тыс. руб, должностным лицам — от 1 до 2 тыс. руб, юрлица могут быть оштрафованы от 10 до 20 тыс. руб.

Как сообщил Иванов, всего в прошлом году в Новосибирской области за неиспользование земельных участков в административной ответственности были привлечены 13 человек. Общая сумма штрафов, выписанных им, составила 260 тыс. руб. За шесть месяцев текущего года Росреестр привлек к административной ответственности шесть собственников земельных участков. Наложено штрафов на сумму 10 тыс. руб.

Штрафы за неприменение ККТ и отсутствие онлайн кассы в 2022 году

5) Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ.

Отметим, что в соответствии Письмом Минфина России от 01.09.2022 N 03-01-12/ВН-38831, а также п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», ФНС даны полномочия на ведение своего реестра ККТ и реестра фискальных накопителей. При этом ведение Госреестра ККТ отменено.

Как оспорить штраф за неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ)

За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, предусмотрена ответственность по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ.

До 20 марта 2015 года ответственность по этому составу наступала по части 1.1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая фактически стала теперь частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Поэтому вся правоприменительная практика по части 1.

1 статьи 8.8 КоАП РФ актуальна и сейчас.

Важно попытаться обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку даже минимальный штраф для организации за нарушение части 2 статьи 8.8 КоАП РФ составляет существенную сумму – 200 тыс. руб. (см., например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2015 г. по делу № А54-2421/2014).

Статья 8.8 КоАП РФ включает в себя четыре состава:

Читайте также:  муниципального образования город-герой Новороссийск

При определенных обстоятельствах суд может признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ, вынесенное уполномоченным органом. Например, когда:

При этом, даже если само правонарушение действительно было, в ряде случаев постановление о привлечении к ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям. В частности, если административный орган нарушил правила составления протокола о правонарушении.

За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, грозит штраф:

Такая ответственность установлена в части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. В указанном составе не упоминаются индивидуальные предприниматели, однако они несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в КоАП РФ не предусмотрено иное ( ст. 2.4 КоАП РФ).

При назначении наказания учитывается кадастровая стоимость земельного участка. Она указана в государственном кадастре недвижимости. Ее можно узнать, получив кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости. См. также Как узнать кадастровую стоимость.

Признаки неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения установлены в перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369.

Юридическому лицу стоит обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку, даже если суд признает, что нарушение имело место, он может снизить размер штрафа за правонарушение по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Снизить штраф суд вправе до суммы менее чем 200 тыс. руб., несмотря на то что выход за такой предел в КоАП РФ не предусмотрен.

Дело в том, что Конституционный суд РФ указал, что отсутствие в КоАП РФ возможности снижения суммы штрафа, низший предел которой установлен в размере более 100 тыс. руб., не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет надлежащим образом учесть следующее:

Исходя из этого вывода, Конституционный суд РФ отметил, что суд вправе снизить размер штрафа до суммы менее его минимального размера в отношении любого состава КоАП РФ, предусматривающего минимальный штраф в размере от 100 тыс. руб.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

На практике это означает, что суд при рассмотрении дела по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ должен руководствоваться этой позицией Конституционного суда РФ и вправе изменить постановление о привлечении к ответственности, снизив штраф (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2015 г. № Ф05-204/2015 по делу № А41-41476/14).

Приобретательная давность не применима к самовольно занятой государственной земле

Конституционный Суд вынес Определение № 186-О/2021 по делу о проверке конституционности абз. 1 п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса о возникновении права собственности на объект в силу приобретательной давности.

Ранее заявитель жалобы Владимир Афанасьев обращался в суд с иском к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок с жилым домом по давности владения.

В обоснование своих требований Истец сослался на то, что земельный участок в существующих границах фактически используется им и его правопредшественником более 15 лет, собственниками смежных участков являются физические лица и споров с соседями о границах этого участка не имеется.

Три судебные инстанции отказались удовлетворять Иск, отметив, что большая часть спорного земельного участка находится в муниципальной собственности, сам он не был поставлен на государственный кадастровый учет, а его границы на местности не установлены.

При этом первая инстанция сочла, что приобретательная давность может применяться только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности, а все иные земельные участки нельзя считать бесхозяйным имуществом, так как такие земли являются государственной или муниципальной собственностью. Кроме того, суд отметил, что сам по себе факт добросовестного, открытого и непрерывного владения спорным земельным участком с 1990 г. не может являться достаточным основанием для признания права собственности заявителя согласно ст. 234 ГК РФ, поскольку он не порождает право собственности на землю.

В жалобе в КС Владимир Афанасьев указал, что спорная норма неконституционна в той мере, в какой она в контексте правоприменительной практики не допускает возможности приобретения гражданами в порядке приобретательной давности муниципальных земельных участков.

Изучив жалобу заявителя, Суд отказался рассматривать ее по существу. При этом он напомнил, что добросовестность выступает одним из условий приобретения права собственности по давности владения имуществом.

В свою очередь, добросовестность давностного владельца применительно к конкретным обстоятельствам соответствующих судебных дел предполагает, что его вступление во владение не было противоправным и было совершено внешне правомерными действиями.

Чем грозит неиспользование земельного участка

2022 год стал для российского агросектора переломным. Президент Владимир Путин поставил перед сельскохозяйственной отраслью амбициозную задачу – увеличить экспорт аграрной продукции более чем в 2 раза, до 45 млрд долларов в 2024 году. Государство обеспечило основные меры поддержки экспортеров – аграриев, это льготное кредитование, возмещение транспортных затрат, субсидии на развитие мелиорации земель.

Связано это с тем, что, получив землю в собственность в лихие перестроечные годы, бывшие колхозники, а ныне собственники паев и долей в общем земельном участке в основном рассчитывали на арендаторов при использовании своих паев. Ввиду того что земли у колхозов было много, при ее раздаче получались достаточно большие по площади паи или доли земли. Такие наделы сдавались собственниками в аренду, без выдела доли в натуре, а то и просто простаивали.

Судебная практика по статье 8.8 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД16-246 от 08.11.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Определение N 310-АД16-21238 от 27.02.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-3776 от 18.05.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-71/13 от 25.03.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД16-3007 от 30.05.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 77-АД17-6 от 22.05.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 14-АД17-6 от 03.08.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД16-11870 от 09.11.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 78-АД16-34 от 27.10.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 14-АД17-5 от 26.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор

  • Первая
  • «
  • Последняя


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *