Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объекты, не предназначенные для проживания людей, тоже могут иметь назначение по цели использования. Как следствие, собственники или пользователи данных помещений также должны соблюдать установленные нормы.

Как изменить целевое назначение нежилого помещения

Если вы хотите изменить целевое назначение нежилого помещения на жилое, руководствуйтесь установленным для этого порядком перевода.

А если вы хотите изменить целевое назначение нежилого помещения, согласованное в договоре (например, аренды), действуйте в том же порядке, в котором можно изменить условия договора.

В частности, чтобы изменить определенное в договоре назначение помещения по соглашению сторон, вы можете подготовить проект такого соглашения и направить его контрагенту с сопроводительным письмом.

Заключить дополнительное соглашение по общему правилу нужно в той же форме, что и договор, а если вы вносите изменения в зарегистрированный договор, то и соглашение нужно зарегистрировать (п. 2 ст. 164, п. 1 ст. 452 ГК РФ).

Учтите: если речь идет об аренде нежилого помещения, находящегося в собственности публичного образования, следует руководствоваться также региональными актами.

В частности, административными регламентами, регулирующими соответствующие отношения. Они могут предусматривать специальные требования к заявлению или запросу об изменении целевого назначения арендуемого помещения, прилагаемым к нему документам и т.п.

Нарушения использования жилья не по назначению могут устанавливаться разными способами. Периодически подобные факты выявляются в результате запланированных, а также внеплановых проверок правоохранительных органов и жилищными инспекциями.

Вместе с тем, имеют место быть обращения жителей соседних квартир с жалобами на нарушителей. Таких претензий, как правило, бывает достаточно для организации проверки по месту нахождения объекта, в ходе которой подтверждается нецелевое использование помещения. На основании выявленных нарушений оформляется процессуальный протокол.

Собранные материалы по административному правонарушению отправляются на рассмотрение мировому судье. В ходе подробного изучения всех обстоятельств устанавливается факт виновности гражданина, а также назначаются штрафные и иные санкции.

Стоит отметить, что наказания применяются за каждый факт использования жилья не по назначению. Более того, при неоднократном повторении нарушения, нанесению ущерба помещению может повлечь изъятию объекта в принудительном порядке на основании судебного решения.

Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

Правила использования жилых помещений

При использовании жилого помещение не имеют значения основания вселения граждан. Единственным условием является правомерность их проживания. Основаниями вселения могут быть:

  • договор купли-продажи;
  • акт о приватизации;
  • свидетельство о наследстве;
  • договор найма;
  • договор социального найма;
  • договор с предприятием о предоставлении жилплощади сотруднику.

Собственник, наниматель и члены его семьи должны соблюдать следующие условия:

  • действия по перепланировке или капитальном ремонту должны проводиться в соответствии с нормами закона;
  • все жильцы обязаны бережно обращаться с общедомовым имуществом и следить за его сохранностью и исправностью;
  • все платежи за коммунальные услуги должны вноситься своевременно;
  • передача объекта в аренду возможна с согласия других жильцов и владельца квартиры;
  • арендатор и наниматель должны обеспечивать сохранность жилого помещения и проводить текущий ремонт;
  • вселение новых жителей возможно исключительно с согласия лиц, проживающих в квартире (кроме кровных несовершеннолетних детей одного из жильцов);
  • проживать в квартире могут владелец, члены его семьи и другие граждане, с их согласия.

Согласно п.п.15 п.1 ст.7 Федерального Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» под назначением здания понимается «нежилое здание», «жилой дом» или «многоквартирный дом». И назначение может быть изменено только в порядке, определенном федеральным законом. Смена же наименования (торгово-гостиничный комплекс, административное здание) в сведениях кадастрового учета возможна по желанию правообладателя на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером. Для этого собственник объекта недвижимости должен обратиться к кадастровому инженеру о подготовке технического плана, а затем в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в сведения кадастрового учета, приложив технический план с новым наименованием. После внесения сведений о смене наименовании в государственном кадастре недвижимости собственнику необходимо обратиться в соответствующий орган Росреестра с заявлением о внесении изменений в сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдаче нового свидетельства. Такие действия носят платный характер. Какой-либо ответственности за использование здания не в соответствии с его наименованием действующее законодательство не предусматривает. Собственник сам вправе определять какое наименование объекта ему указывать, изменять ли его, или вообще не использовать какое-либо наименование.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры

Читать дальше: Материнский капитал под строительство частного дома

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

.

«В соответствии с пунктом 29 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), в государственный кадастр недвижимости вносится наименование здания, сооружения, определяемое порядком ведения государственного кадастра недвижимости, при наличии такого наименования. Данная норма вступила в силу с 01.10.2013.

Однако, требованиями приказа Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке» было предусмотрено отображение указанной характеристики и до 01.10.2013, в связи с чем кадастровыми инженерами при подготовке технических планов сооружений в соответствующем реквизите указывались сведения о наименовании сооружения в соответствии с документами.

Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.

Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.

Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.

Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.

В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.

Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.

Читайте также:  Доверенность на Принятие в Дар Квартиры

Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.

Пакет документов и подводные камни перепрофилирования

3. Если предполагается изменение функционального назначения нежилого помещения здания, необходимо выяснить статус объекта недвижимости. В случаях, если здание являет из себя культурную или историческую ценность, то в процедуру изменения профиля включится ещё одна организация, как Комитет по культурному наследию города, согласие которой необходимо будет получить.

Рекомендуем прочесть: Как уменьшить подоходный налог с зарплаты

Процедура изменения функционального назначения нежилого помещения может показаться достаточно простой, однако, как и в любом юридическом вопросе, здесь имеется масса нюансов, которые могут сделать процедуру практически невыполнимой. «Подводные камни», которые сопровождают любую процедуру, связанную с государственными органами, легко обойти, используя опыт профессионалов. — выполнит работу по изменению функционального назначения помещения в кротчайшие сроки, сэкономив средства и нервную систему, которая, увы, часто страдает, когда человек сталкивается с непробиваемым бюрократическим государственным аппаратом. К тому же, каждый день задержки – ваша упущенная прибыль, так как пока изменение функционального назначения нежилого помещения не закреплено юридически, ваше предприятие не может приступить к активной деятельности.

Итак, в Гражданском кодексе появились две новые главы: 141 — «Недвижимые вещи» и 287 — «Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места». Первая из них содержит определение помещений и регламентирует варианты их юридического образования. А вот режим «санкций» за нецелевое использование содержится в статье 287.

Основополагающая цитата такова (ст. 287.4, п. 1): «Собственник помещения, машино-места владеет, пользуется и распоряжается принадлежащими ему помещением, машино-местом в соответствии с их назначением. Собственник помещения, машино-места не вправе использовать их способами, которые нарушают права и охраняемые законом интересы собственников иных помещений, машино-мест, находящихся в тех же здании, сооружении».

В этой же статье (п. 3) еще раз подтверждается, что в жилом помещении (частном доме, квартире) не допускается делать ничего, кроме собственно «проживания граждан», без перевода этого помещения в разряд нежилых.

Санкции наступают (ст. 287.7), если «собственник помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно содержит помещение, допуская его разрушение». Тогда государственный или муниципальный орган — проще говоря, местная власть — может «предупредить собственника о необходимости устранить нарушения» (если речь о ремонте «развалин» — дадут соразмерный срок на его проведение).

Для тех, кто не внял предупреждению и продолжает нецелевое использование (либо нарушение прав и интересов соседей) или не делает ремонт без уважительных причин, запускается судебная процедура, инициируемая опять же местными властями. Суд не обязан, но «может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения». Особо подчеркнуто, что все эти правила применяются и к машино-местам.

Как видим, закон вполне в русле российской юридической традиции, «рамочный»: что такое использование не по назначению и в чем может состоять нарушение прав и интересов соседей, определять будут уже подзаконные акты. Кроме того, оставлена свобода маневра для местных властей (могут бороться с подобными явлениями, но не обязаны) и судов (могут принять решение о продаже с торгов, а могут и не принять).

Использование нежилого помещения не по назначению

Однако акта прямого действия, устанавливающего порядок, процедуру согласования изменения целевого назначения нежилого помещения, пока нет. Применяя по аналогии Распоряжение Мэра Москвы от 11 ноября 1994 г.

№ 560-РМ “Об упорядочении перевода жилых помещений в нежилой фонд и оформлению документов о разрешении перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах”, лица, решившие изменить целевое назначение объекта нежилого фонда, подают в окружные комиссии:

Согласно Закону г. Москвы от 3 июля 2002 г.

№ 38 “О государственном контроле за учётом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы”, под порядком изменения целевого назначения объекта нежилого фонда, занимаемого на правах аренды (субаренды), следует понимать получение пользователем (арендатором, субарендатором) решения полномочного органа об изменении целевого назначения нежилого помещения (части его) с соблюдением процедуры согласования, предусмотренной соответствующим правовым актом города Москвы.

Большинство нежилых помещений на рынке недвижимости г. Москвы, находящиеся как в частной, так и в городской собственности имеют целевое назначение нежилого помещения — свободное.

Помещение свободного назначения – это помещение, предполагающее различные варианты использования, к примеру, офисное, торговое, складское или для общественного питания.

Но на деле, безусловно, не всякий такой объект можно использовать как угодно.

Для открытия продуктового магазина, косметологического салона, стоматологии и т.д. требуется изменение целевого назначения нежилого помещения. А для этого потребуется собрать весомый пакет документов и получить заключения и согласования необходимых служб и инстанций г.Москвы.

Какие санкции и штрафы грозят за нецелевое использование помещения

Я — собственник нежилого помещения.

Могу ли я использовать помещение в качестве квартиры с точки зрения закона. Помещение располагается на первом этаже нового дома. Изначально было жилым, потом переведено в нежилое.

Читайте также:  Выехал на встречку: как накажут

Отдельного входа нет, перепланировок не было. То есть это та же самая квартира со статусом нежилого. Перевод в жилой фонд сейчас затруднителен, поэтому интересуют сугубо штрафы и санкции за использование в качестве квартиры.

И есть ли кому-нибудь до этого дело =). 21 Декабря 2020, 16:28, вопрос №1850741 Елена, г. Москва Уточнение клиента Жить планирую сама 21 Декабря 2020, 16:30 489 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (11)

  1. Юрист, г. ГвардейскоеОбщаться в чате
      8,0рейтинг
  2. 8,0рейтинг
  1. получен гонорар 33%Юрист, г.
  2. 8,0рейтинг
  3. Юрист, г. ГвардейскоеОбщаться в чате
      8,0рейтинг

Ответственность за неправильную эксплуатацию

Использование нежилого помещения не по назначению влечет за собой административную ответственность. Дабы избежать споров и судебных разбирательств, нужно привести в соответствие документальное и фактическое назначение недвижимости.

Еще один существенный момент – нежилое помещение не предназначено для проживания. В Жилищном кодексе РФ в ст. 15 содержаться исчерпывающие требования, предъявляемые к жилому помещению. Если хотя бы одно условие не соблюдено, в здании или его части проживать нельзя.

Законодательство РФ не включает прямой ответственности за проживание в нежилом помещении, но существует ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм (по площади, уровню шума, планировке, освещенности и т.д.).

Жилое помещение в аренду

Чтобы соблюсти все формальности, которых требует аренда помещения, следует предпринять такие шаги:

  • Собственник передает жилье по договору в аренду юридическому лицу (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ), непременно наделяя его правом на вселение в помещение граждан, не согласуя с арендатором.
  • Юрлицо может предоставить квартиру своим сотрудникам в безвозмездное пользование до полугода (главное, не забыть этот срок продлевать). В заключаемом документе не забудьте оговорить, что жилье выделено для проживания с возможностью пользоваться им для профессиональной деятельности. А сотрудники обязаны учитывать права соседей, их законные интересы, а также требования законодательства по обеспечению пожарных, санитарных, экологических норм.
  • В каждый трудовой договор с этими работниками вносятся условия, оговаривающие проживание их в служебной квартире, которую им предоставил работодатель (арендатор квартиры). Изменяются и их служебные обязанности с учетом профессиональной деятельности, которой они будут заниматься в квартире, которая им предоставлена.
  • Вселив в это жилое помещение руководителя организации, адрес можно регистрировать у налоговиков как юридический адрес фирмы.

Все вышеуказанные действия позволят юридическому лицу осуществлять предпринимательскую деятельность максимально легально. Адрес квартиры может быть без опасений использован для рекламных объявлений, в ней возможно вести прием посетителей и при этом не нарушать законные права жителей дома.

Пакет документов и подводные камни перепрофилирования

3. Если предполагается изменение функционального назначения нежилого помещения здания, необходимо выяснить статус объекта недвижимости. В случаях, если здание являет из себя культурную или историческую ценность, то в процедуру изменения профиля включится ещё одна организация, как Комитет по культурному наследию города, согласие которой необходимо будет получить.

Рекомендуем прочесть: Проверить квартиру по кадастру

Процедура изменения функционального назначения нежилого помещения может показаться достаточно простой, однако, как и в любом юридическом вопросе, здесь имеется масса нюансов, которые могут сделать процедуру практически невыполнимой. «Подводные камни», которые сопровождают любую процедуру, связанную с государственными органами, легко обойти, используя опыт профессионалов. — выполнит работу по изменению функционального назначения помещения в кротчайшие сроки, сэкономив средства и нервную систему, которая, увы, часто страдает, когда человек сталкивается с непробиваемым бюрократическим государственным аппаратом. К тому же, каждый день задержки – ваша упущенная прибыль, так как пока изменение функционального назначения нежилого помещения не закреплено юридически, ваше предприятие не может приступить к активной деятельности.

Штраф за нецелевое использование жилого помещения.

Наиболее частые случаи нарушения цели эксплуатации жилого объекта встречаются в многоквартирных сооружениях. Комнаты и квартиры в них определены исключительно для проживания людей. Однако, в ряде ситуаций владельцы используют площади в качестве коммерческих помещений. Например, на первых этажах домов открываются магазины, кафе, салоны красоты или же просто квартиры отводятся под складские помещения.

Жилищный кодекс России допускает подобное использование квартир, но только после процедуры перевода объекта в статус нежилого помещения. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • Комната или квартира располагается только на первом этаже здания или все помещения под ним являются нежилыми;
  • Должен отсутствовать доступ из переводимого помещения к жилым;
  • Строение не должно входить в состав социально используемых;
  • Соблюдение норм санитарии;
  • Получено разрешение от местной администрации и собственников дома;
  • Целью перевода в нежилой фонд не должна быть религиозная деятельность;
  • Не допускается капитальное изменение конструкции помещения, влияющее на устойчивость самого здания.

Если законного перевода в статус нежилого объекта не было произведено, а квартира используется для целей исключающих проживание граждан, то владелец понесет административную ответственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *