Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданское право. Части вторая и третья. Краткий курс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность при поставке для государственных и муниципальных нужд устанавливается согласно общим правилам о договорной ответственности. В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наряду с возмещением убытков возможно взыскание неустойки (пени, штрафа). Значительная существенность поставки для государственных и муниципальных нужд определила довольно обширное использование законной неустойки и увеличенную как преддоговорную ответственность54, так и в целом ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее осуществление некоторых обязанностей. Так, например, при безосновательном уклонении поставщика от заключения контракта поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, установленной в проекте контракта.
Договор поставки товаров для государственных нужд
1. Значение и сфера применения договора поставки товаров для государственных нужд
Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для государственных нужд. Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства, Российская Федерация и ее субъекты действуют как участники гражданско-правовых отношений (ст. 124 ГК). Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.
Следует отметить, что для российского законодательства весьма характерно и даже традиционно особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Так, еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством). Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ. Казенное учреждение принимало то предложение, которое было наиболее выгодно государству. Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия.
Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции, в период нэпа. Можно назвать, в частности, Закон 1923 г. «О государственных подрядах и поставках», который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий. В дальнейшем с формированием административно-командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.
Переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвал необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей. В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. Потребности государства определяются исходя из необходимости реализации федеральных государственных программ; обеспечения необходимого уровня обороноспособности; формирования государственных материальных резервов; реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.
К отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров (§ 3 гл. 30 ГК), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Но эти отношения в приоритетном порядке перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).
Определяем предмет договора.
Договор поставки занимает особое место в гражданском обороте, так как является неотъемлемой частью современных рыночных отношений. Поставка — это предпринимательский договор, который создает платформу для осуществления товарооборота внутри Российской Федерации и с другими странами.
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, поэтому правовая основа договора тесно связана с индивидуальными признаками, разделяющими договор поставки от договора купли-продажи.
Грамотное оформление договора поставки позволяет квалифицировать правоотношения сторон в договоре таким образом, чтобы они смогли применять нормы законов, относящихся именно к договорам поставки, а не к каким-либо иным договорам.
Главной составляющей любого договора является его предмет. Именно предмет договора несет первоначальный смысл всего договора в целом, позволяет квалифицировать договор и определить обязанности сторон.
По договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять эти товары и уплатить за них определенную сумму.
Большое значение в предмете договора имеет перечень товаров, которые должны определяться родовыми признаками (наименование товара, вес, ассортимент, артикул и т.д.), однако законом не запрещено поставлять товары, которые носят индивидуальные особенности. Не исключены случаи, когда товар для поставки не определен – это не является нарушением, в частности, это относится к случаям, когда поставщик на момент заключения договора поставки не располагает необходимыми для осуществления поставки товарами.
В таких случаях, стороны согласовывают условия о товаре посредством подписания приложений. Для договора поставки свойственен субъективный состав. Это означает, что поставщиком может являться юридическое лицо (коммерческая организация, некоммерческая организация), либо индивидуальный предприниматель. Так как гражданское законодательство нам не расшифровывает этот момент, вывод можно сделать исходя из определения договора поставки, в котором четко указано, что поставщик-продавец непременно должен осуществлять предпринимательскую деятельность. Заключение договора поставки с физическим лицом законодательством РФ не предусмотрено.
Все товары должны быть использованы в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В первую очередь, физическое лицо ограничено в праве самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, Во вторую очередь, не все некоммерческие организации имеют цель своего создания покупать какие-либо товары.
Таким образом, часто, сторонами по сделке являются именно коммерческие организации, которые созданы с целью извлечения прибыли. В случае ошибочного определения субъективного состава договор теряет признаки, характеризующие его как договор поставки.
Кроме того, важно акцентировать внимание на том, что поставщик имеет право самостоятельно изготавливать товар равно как и закупать его у иных контрагентов.
Правовое регулирование договора поставки для государственных нужд отличается двумя характерными особенностями. Во-первых, к отношениям по поставке товаров для нужд государства и муниципалитетов субсидиарно применяются первоначально нормы § 3 главы 30 ГК РФ «о договоре поставки товаров», а затем общие положения § 1 главы 30 ГК РФ «о купле – продаже», при отсутствии соответствующих специальных правил. Во-вторых, эти отношения, в приоритетном перед нормами о договоре поставки и общими положениями о купле — продаже порядке регулируются специальными законами о поставке товаров (п. 2 ст. 525 ГК РФ).
В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд, которые подлежат применению в части, не противоречащей нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, их числу относятся следующие акты:
- Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г.№ 60-ФЗ, действие которого распространяется на отношения по поставкам товаров для федеральных нужд;
- Федеральный закон «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 г № 79-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с поставками товаров для создания и поддержания государственных материальных резервов;
- Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ, которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, причем как для федеральных, так и региональных государственных нужд;
- Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ.
Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения конкурсов при размещении заказов на поставку товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Закупки для государственных или муниципальных нужд оформляются государственными (муниципальными) контрактами и договорами поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.
В роли государственных и муниципальных заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Поставщиками-исполнителями могут быть победители торгов, предложившие наиболее выгодные условия и цену при проведении конкурсов, аукционов, запроса котировок и предложений, а также при заключении контрактов с единственным поставщиком.[2]
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что государственные и муниципальные заказчики, для обеспечения деятельности должны заключать договоры поставки, государственные контракты. Правовая норма, по заключению договоров поставки закреплена главой 30 Гражданского кодекса РФ. Государственные и муниципальные заказчики это в основном бюджетные организации и различные внебюджетные фонды. Непосредственными получателями товаров, услуг могут быть организации, указанные государственным заказчиком, при этом с заключением договора либо без заключения него.
Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд
Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд — важнейшая форма удовлетворения социально-экономических потребностей РФ и ее субъектов и один из важнейших механизмов реализации федеральных и региональных программ, формирования федеральных и региональных фондов разнообразной продукции, сырья и продовольствия, поддержания уровня обороноспособности и безопасности государства, создание и развитие государственных материальных резервов и финансовых ресурсов.
Отношения в области поставки товаров для государственных и муниципальных нужд регулируются ст. 525-534 ГК РФ, к ним применяются общие правила о договоре поставки (ст. 506, 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами Кодекса. В части, не урегулированной ГК РФ, применяются иные законы, в частности, Федеральные законы от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 31 декабря 2005 г.); от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (с изм. от 2 февраля 2006 г.); от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» (с изм. от 2 февраля 2006 г.); от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (с изм. от 2 февраля 2006 г.); от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» (с изм. от 2 февраля 2006 г.); Закон РФ от 14 мая 1993 г. «О зерне» (с изм. от 2 февраля 2006 г.); и др. В них установлены правовые и экономические принципы формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку продукции для государственных нужд юридических лиц независимо от форм собственности.
Под государственными нуждами в нормативных актах понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального или местных бюджетах в соответствии с расходными обязательствами федеральных муниципальных образований потребности данных образований в товарах, услугах, работах, необходимых для решения вопросов федерального или местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральным органам и органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ (ст. 3 Закона о размещении заказов на поставке товаров).
Порядок поставки товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для этих нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. В частности, государственные контракты и договоры поставки для государственных или муниципальных нужд, как вытекает из п. 5 ст. 454 и п. 2 ст. 525 ГК РФ, являются видом договора купли-продажи и разновидностью договора поставки. Например, от договора поставки они отличаются целью продажи и приобретения товаров (государственные нужды) и участием в поставках государственных органов — государственных заказчиков либо по их указанию иных лиц. При этом государственные потребности обеспечиваются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования как РФ, так и ее субъектов.
Закон устанавливает, что государственным или муниципальным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение, определенные органами власти коммерческие и некоммерческие организации.
Функции государственного или муниципального заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут выполнять продовольственные корпорации. Указанные заказчики разрабатывают заказы на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд и размещают их в организациях-поставщиках путем заключения государственного контракта. В качестве поставщика могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, которые отвечают квалификационным требованиям, определенным в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд.
Заказы размещаются на конкурсной основе путем проведения открытых или закрытых торгов. В раде случаев государственный заказчик может также размещать заказы с применением способа запроса котировок (при имеющемся у поставщика в наличии товаре) либо, по согласованию с соответствующими министерствами, федеральными службами, ведомствами, у единственного источника товара.
Права и обязанности государственного заказчика и поставщика в рамках гражданско-правовых и иных отношений регламентируются государственным контрактом.
Согласно данному контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо, по его указанию, иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). Для указанных заказчиков, разместивших тот или иной заказ, принятый поставщиком, заключение государственного контракта является обязательным. Для поставщика заключение государственного контракта является обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, причиненные поставщику в ходе предстоящего выполнения государственного контракта. Требование о возмещении убытков неприменимо в отношении казенного предприятия, которое должно заключить договор независимо от убыточности производства (п. 3 ст. 527 ГК РФ).
Согласно установленным в госконтракте условиям поставщик может осуществлять поставку: непосредственно государственному заказчику; другим лицам, указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика; не государственному заказчику, а другому покупателю на основании заключенного с ним во исполнение государственного контракта договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Основанием для заключения договора непосредственно между поставщиком и покупателем является извещение о прикреплении покупателя к поставщику, выданное государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным контрактом.
В соответствии со ст. 528 и 529 ГК РФ порядок заключения госконтрактов и договоров поставки для государственных или муниципальных нужд характеризуется своей спецификой и детально регламентирован. В законе определяются порядок и сроки направления госконтрактов и договоров поставки для государственных или муниципальных нужд, их возвращения другой стороне, согласования разногласий, возникающих при их заключении, и передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда. В случае, когда сторона, для которой заключение госконтракта либо договора поставки для указанных нужд является обязательным, уклоняется от их заключения, другая сторона может обратиться в суд с иском о понуждении этой стороны заключить желаемое соглашение.
Если же поставка осуществляется непосредственно госзаказчику или, по его указанию, получателям, названным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не оговорен в госконтракте. При поставке товаров покупателем на основании договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров осуществляется покупателями. При этом государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (ст. 531, 532 ГК РФ). В связи с этим при отказе покупателя от оплаты либо при просрочке оплаты государственный заказчик как поручитель несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность, если госконтрактом не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (ст. 363 ГК РФ).
Порядок возложения ответственности при поставке товаров для указанных нужд организуется по общим основаниям и принципам договорной ответственности и реализуется в форме возмещения убытков и уплаты неустойки. Важность поставки товаров для государственных или муниципальных нужд обусловила повышенную ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение ряда обязанностей.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Ответственность сторон за нарушение договора поставки
Прежде всего надо сказать, что ответственность устанавливают сами стороны. Но до применения ответственности надо установить – а было ли нарушено обязательство? Выше мы говорили о том, что обязательство должно быть чётко сформулировано и установлены сроки его исполнения.
Важно!
Например, если в договоре кроме общей фразы «поставщик должен поставить товар» нет конкретики – какой именно товар, в каком количестве, куда поставить, срок поставки, то предъявить претензии поставщику за непоставку не получится.
Если же будет указано наименование товара, причём не просто «мебель», а с подробным описанием или ссылкой на модель, с обязательством продавца доставить товар в определённые сроки, то в этом случае при несоблюдении сроков можно будет применить ответственность за нарушение договора поставки. Но, какие бы ни были в договоре указаны жёсткие санкции за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки, если не сможете доказать нарушение самого обязательства, то и санкции применить не сможете.
Важно!
Самое важное – это не размер пени и штрафов, а грамотное формулирование условий договора, потому что требовать неустойку можно только в том случае, если будет доказано нарушение договора.
4.1. Товары поставляются отдельными партиями в течение срока действия настоящего договора. Срок поставки каждой партии (период поставки) товаров и ее размер (количество товаров в партии) указаны в графике применительно к наименованию (позиции в графике) каждого из товаров.
4.2. Поставщик осуществляет поставку (отгрузку) товара в адреса получателей, которые должны быть указаны Покупателем в отгрузочных разнарядках, передаваемых Поставщику.
4.3. Отгрузочные разнарядки Покупателя должны содержать все данные, которые необходимы Поставщику для надлежащего исполнения условий договора по поставке (отгрузке) товара: ассортимент товара и его количество, минимальная норма отгрузки, периодичность поставки (отгрузки), точный адрес получателя и его транспортные (отгрузочные) реквизиты и т.п.
4.4. Покупатель обязуется предпринять все надлежащие меры, обеспечивающие принятие товара, поставленного (отгруженного) Поставщиком в соответствии с условиями настоящего договора непосредственно в адреса получателей, указанных Покупателем в договоре (в отгрузочной разнарядке).
4.5. При получении поставленного товара от перевозчика (транспортной организации) получатель обязан проверить соответствие товара сведениям, указанным в транспортно-сопроводительных документах, а также принять этот товар от перевозчика с соблюдением порядка и правил, предусмотренных нормативными актами, регулирующими деятельность перевозчика (железнодорожного транспорта).
Покупатель обязуется обеспечить надлежащие действия получателей.
4.6. Поставщик принимает заявки на срочную поставку товаров, если для этого имеются соответствующие возможности, о чем он уведомляет Покупателя по предварительному запросу последнего в срок не позднее [значение] дней с даты получения такого запроса.
Срочным исполнением считается поставка продукции не позднее [значение] дней с даты получения заявки Покупателя.
4.7. Поставка товаров в количестве менее минимальных норм, установленных в графике, считается недопоставкой.
4.8. Поставщик вправе отгружать товары, отдельными частями комплекта. При этом другие части комплекта могут отгружаться Покупателю непосредственно организацией-изготовителем по указанию Поставщика.
4.9. В случае обоснованного отказа получателя от переданного (отгруженного) Поставщиком товара, он обязуется обеспечить сохранность (ответственное хранение) этого товара и незамедлительно уведомить Поставщика о своем отказе принять товар с указанием мотивов отказа.
4.10. При обоснованном отказе получателя от переданного Поставщиком товара Поставщик обязуется вывезти товар, принятый получателем на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок (лучше сторонам в договоре определить такой срок вывоза или распоряжения: [значение] дней и т.п. со дня принятия получателем товара на ответственное хранение).
4.11. В случае, если Поставщик в определенный сторонами срок (пункт 4.10. договора) не вывез товар, принятый Покупателем на ответственное хранение, или не распорядился им иным способом, Покупатель (через получателя) вправе реализовать указанный товар и возвратить его Поставщику, несмотря на отсутствие указаний об этом последнего.
4.12. Обоснованные расходы получателя, возникшие у него в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией его и возвратом Поставщику, подлежат возмещению последним.
При этом получатель вправе вырученное от реализации товара, принятого на ответственное хранение, передать Поставщику за вычетом причитающегося получателю.
4.13. В случае необоснованного отказа получателя от принятия товара, переданного (отгруженного) поставщиком в соответствии с условиями настоящего договора, Поставщик вправе потребовать от Покупателя оплаты товара, согласно условиям договора. Бремя ответственности за необоснованный отказ от принятия товара и последствия такового несет Покупатель как сторона по договору.
4.14. Товары считаются поставленными надлежащим образом, а Поставщик
— выполнившим свои обязательства (полностью или в соответствующей части) с момента [передачи партии товаров перевозчику либо подписания Акта сдачи-приемки и т. д.].
7.1. Поставка (товара) по договору осуществляется Поставщиком в адреса [вписать нужное] получателей, которые должны быть указаны в отгрузочных разнарядках Покупателя, предоставляемых им Поставщику не позднее чем за [значение] суток до начала поставок (отгрузки) товара.
Поставки по договору осуществляются железнодорожным транспортом путем отгрузки получателям каждый месяц в течение срока действия договора согласованных партий товара в соответствии с положениями пункта 1 настоящего договора.
7.2. Отгрузочная разнарядка Покупателя по каждому получателю должна содержать следующие данные: наименование получателя, его точный почтовый адрес, периодичность и очередность (по ассортименту) поставки, количество (вес) и ассортимент поставляемого товара, станция назначения железной дороги, наименование железной дороги, грузополучатель, его индекс и точный почтовый адрес, телефон, телетайп, факс и т.п.
7.3. Стороны договора согласились, что минимальной нормой отгрузки товара по договору является крытый стандартный железнодорожный вагон грузоподъемностью 60 т (контейнер, автомобиль и др.).
(при этом возможны варианты, когда сторонами договора для нескольких получателей по договору устанавливаются различные минимальные нормы отгрузки, но это — условия правового поля конкретного договора поставки).
7.4. Товар, являющийся предметом настоящего договора (пункт 1 договора), поставляется (передается, отгружается) Поставщиком в таре и упаковке, соответствующей (указать вид тары и упаковки, номер государственного стандарта или требования условий, согласованных сторонами договора), тара и упаковка должна быть пригодной для данного товара, обеспечить сохранность товара при транспортировке и хранении.
7.5. Стороны договора дополнительным соглашением определят необходимость (целесообразность) и порядок возврата тары и упаковки, в которой поставляется продукция (товар) по договору.
Вариант … Тара является возвратной и должна быть направлена в адрес Поставщика в срок, не позднее [значение] дней с даты получения товаров Покупателем.
При этом возврат грязной, испорченной, поломанной тары считается нарушением данного условия настоящего договора.
7.6. Упаковка товаров должна содержать необходимую маркировку.
Предмет поставки и почему он так важен
Как уже было сказано выше, предметом договора поставки являются исключительно товары, работы или услуги, предназначенные для коммерческого использования. При этом характер этих товаров, работ и услуг законодательство дополнительно не оговаривает. Важное значение в таком соглашении имеет роль поставщика. Именно он является ответственным лицом за правильное определение характера предмета договора. Дело в том, что такая продажа всегда признается оптовой, даже если по договору была поставлена всего одна единица товара. Поэтому у продавца нет права применять такие специальные режимы налогообложения, как патентная система или единый налог на вмененный доход (ЕНВД). При этом ни поставщик, ни иные лица не должны контролировать, как именно покупатель будет применять приобретенные по соглашению товары: в личных целях или в предпринимательской деятельности.
Ответственность по договору поставки
Ответственность сторон за нарушение обязательств может наступить в случае причинения ими имущественного ущерба друг другу из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора. Гражданский кодекс предусматривает следующие виды ответственности:
- полное или частичное возмещения убытков (ст. ст. 15, 393 ГК РФ);
- уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
- выплата пострадавшей стороне неустойки за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по договору (ст. 330 ГК РФ);
- товарная неустойка или предоставление неденежного возмещения, которое должен совершить должник при нарушении обязательства.
Способы размещения заказа на поставку товаров для нужд заказчиков
N |
Способ |
Сумма заказа |
Примечание |
||
1 |
Аукцион |
Нет |
Заказчик обязан проводить торги при сумме |
||
2 |
Конкурс |
Нет |
Заказчик обязан проводить торги при сумме |
||
3 |
Запрос |
Не более |
Заказчики вправе выбрать данный способ при |
||
4 |
У |
Не более |
Заказчики вправе выбрать данный способ при |
||
Поставка товаров ненадлежащего качества
Качеству товаров, поставляемых по государственному (муниципальному) контракту, должно уделяться особое внимание. Как уже отмечалось выше, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 — 522 ГК РФ). В свою очередь, в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ к договору поставки товаров применяются положения, предусмотренные § 1 гл. 30 «Общие положения о купле-продаже» ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами того же Кодекса о договоре поставки товаров. Статьей 475 ГК РФ установлены последствия передачи товара ненадлежащего качества. В частности, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору требовать безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, кроме того, покупатель вправе вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Приведем примеры отдельных судебных процессов, в которых у госзаказчиков возникли претензии к качеству поставляемой продукции.
Постановление ФАС ДВО от 18.04.2011 N Ф03-1191/2011. Поставленный товар (смесь сушеных фруктов) при поступлении к месту назначения был подвергнут обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, по результатам которого установлено несоответствие его качества требованиям государственного контракта. На этом основании суд пришел к выводу, что госзаказчик вправе отказаться от поставленного ему товара и у него отсутствует обязательство по его оплате (сработало правило, в соответствии с которым покупатель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (абз. 2 п. 2 ст. 475 ГК РФ)).
Таким образом, поставка некачественного товара может быть расценена госзаказчиком как неисполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое приведет к невозможности дальнейшего исполнения контракта. При таком положении дел заказчик может расторгнуть контракт по соглашению сторон или в судебном порядке и потребовать от поставщика возмещения убытков, а также привлечь его к ответственности в соответствии с п. 10 ст. 9 Закона о госзакупках (такие пояснения были даны в Письме Минэкономразвития России от 12.04.2011 N Д22-588). В то же время госзаказчик вправе расценить действия поставщика, поставившего некачественный товар, как ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не приведет к невозможности дальнейшего исполнения контракта. В этом случае заказчик может принять такой товар и потребовать от поставщика возмещения причиненных ему убытков, а также привлечь его к ответственности.
117. Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд
- По государственному (муниципальному) контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу (покупателю) по отгрузочной разнарядке.
- Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, орган власти субъекта РФ, а муниципальным заказчиком – местный орган самоуправления.
- Государственный (муниципальный) заказчик может передать право на заключение государственного (муниципального) контракта другим лицам – получателям бюджетных средств, если бюджетные средства предназначены на поставку конкретных товаров, выполнение работ, оказание услуг.
- Размещение государственного (муниципального) заказа может происходить:
- • путем проведения торгов (аукцион, конкурс);
- • без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказов на поставки биржевых товаров, размещение заказов у единственного поставщика).
Существенным условием контракта является предмет (наименование и количество товара, его качество, комплектность, ассортимент, тара и (или) упаковка). Обычно определяются также цена, срок, порядок исполнения договора, меры обеспечения и ответственности.
По общему правилу оплачивает товары, поставленные на основе государственного (муниципального) контракта, государственный (муниципальный) заказчик. Если же он выдает уведомление о прикреплении поставщика к определенному покупателю и те, в свою очередь, заключают договор поставки, товары, поставленные на основе такого договора, оплачивает их непосредственный получатель как сторона договора.
Форма контракта и договора простая письменная.