Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности работодателя в сфере проведения специальной оценки условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обеспечению безопасности труда законодатель уделяет особое значение.
Нарушение порядка или сроков проведения СОУТ чревато в лучшем случае предупреждением или взыщут штраф (п. 2 ст. 5. 27.1 КоАП РФ).
Кроме того, что руководителю придется заплатить 5-10 тыс. рублей в доход государства, одновременно само предприятие, выступающее юрлицом, может понести убытки в размере 60-80 тыс. рублей.
К административной ответственности привлекают и предпринимателей, использующих наемных рабочих.
Если повторно будут выявлены аналогичные нарушения:
∙ сумма штрафа значительно увеличится;
∙ может грозить дисквалификацией сроком 1-3 года.
На 3 месяца могут приостановить деятельность, что влечет для работодателя определенный материальный ущерб.
Когда проводить внеплановую специальную оценку условий труда?
В соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:
- организация новых рабочих мест на предприятии;
- получение предписания ГИТ о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда;
- изменения, которые могли оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
- изменение состава применяемых материалов и сырья;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
- случаи, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов
- несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
- выявленное профессиональное заболевание;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Основания для проведения внеплановой спецоценки
Статья соответствующего федерального закона предписывает проведение внеплановой специальной оценки условий труда при возникновении определенных ситуаций:
- запущены новые производственные линии, изменяющие степень негативного воздействия на работников;
- на предприятии были организованы новые рабочие места;
- установлено новое оборудование, меняющее параметры технологического или производственного процессов;
- надзорные органы направили предприятию официальное предписание;
- на производстве произошел несчастный случай, или же в ходе медосмотра выявлено профзаболевание;
- изменились качество или характеристики сырья, которое применяется при производстве, что может повлиять на уровень негативного влияния;
- организация получила новые СИЗ или средства коллективной защиты;
- профсоюзный орган направил предложение с вескими основаниями о проведении внеплановой спецоценки.
Сроки внеплановой СОУТ напрямую зависят от того, что послужило причиной к ее организации.
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
|
Когда ВСОУТ проводить не требуется
Во внеплановой специальной оценке условий труда необходимости нет в следующих случаях:
- по причине выполненных реорганизационных процедур изменились реквизиты для регистрации, юридическое наименование субъекта хозяйствования, но условия ведения деятельности остались без корректив;
- в штатное действующее расписание внесли такие изменения, как переименование должностей, но фактический функционал, рабочее место исполняющего сотрудника не затрагивались;
- на работу взят новый исполнитель, но за последнее время корректив условий труда по рабочему месту не было;
- если несчастный случай произошел, то по вине третьих лиц, что может быть доказано, или на территории предприятия, но на рабочем месте, которое не закреплено за сотрудником.
Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда
Внеплановая СОУТ проводится на рабочих местах, подходящих под критерии проведения внеплановой спецоценки по ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, производится (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):
- В течение 12 месяцев со дня наступления случаев, приведенных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
То есть, при вводе новых рабочих мест, при изменении технологических процессов или оборудования, способных повлиять на воздействие вредных и опасных факторов. Отметим, что вводом нового рабочего места считается в том числе перемещение ранее действовавшего места в другое помещение (письмо Минтруда от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).
- В течение 6 месяцев со дня наступления случаев, перечисленных в п. 2, 4-7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
К группе обстоятельств, по которым срок внеплановой специальной оценки условий трудасоставляет 6 месяцев, положениями закона отнесены:
- получение предписания Гострудинспекции, основанием для которого послужили установленные в ходе проверки нарушения требований положений трудового законодательства;
- выявление у работника профзаболевания, явившегося следствием влияния производственных факторов (что должно быть подтверждено установленным образом);
- несчастный случай, зафиксированный на производстве;
- изменения свойств и состава используемого в производстве сырья, применение которого существенно влияет на уровень воздействия на сотрудников;
- смена средств индивидуальной, коллективной защиты (если это может повлиять на ее уровень);
- профсоюзным органом, либо его представителем, внесены (в том числе с учетом отмеченных выше возражений от работника предприятия) мотивированные предложения в интересах персонала, внедрение которых требует проведения внеплановой СОУТ.
Отдельно обратим внимание на специфику определения сроков проведения спецоценки при возникновении обстоятельств, перечисленных в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ. С одной стороны, может показаться, что данные сроки никак не регламентированы Законом № 426-ФЗ, поскольку в ст. 17 Закона № 426-ФЗ сроки прямо конкретизированы только по случаям, определенным этой статьей. Но это не так: следует обратить внимание на конкретные формулировки по таким случаям, и сопоставить их со случаями, указанными в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ. Выяснится, что:
- несчастный случай и профзаболевание — первые два основания для ВСОУТ по ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, указаны в п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ;
- предписание от трудинспекции по нарушениям — третье основание для ВСОУТ по ст. 11, указано в п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
Когда проведение спецоценки не требуется
Даже при очевидных изменениях не всегда собственник обязан проводить спецоценку. Проведение внеплановой СОУТ не потребуется, если:
- в силу реорганизационных мероприятий были изменены регистрационные реквизиты и юридическое название субъекта хозяйствования (или изменились ФИО ИП), но условия труда остались прежними, а новые рабочие места не вводились (при условии, что в связи с данными изменениями профсоюз не вынес предложений о необходимости ВСОУТ) – п. 3 ст. 17 закона № 426-ФЗ;
- в штатное расписание предприятия внесены изменения в виде переименования должности, но фактически ее функционал и рабочее место сотрудника, ее исполняющего, изменениям не подверглись (письмо Минтруда от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913);
- принят на работу новый исполнитель, но условия труда по данному рабочему месту остались неизменными (функционал работника не был дополнен или уменьшен); при этом новый работник должен ознакомиться (под роспись) с результатом предыдущей СОУТ;
- зафиксированный на производстве несчастный случай произошел (что должно быть признано установленным образом):
- по вине третьих лиц;
- на территории предприятия, но не на закрепленном за сотрудником рабочем месте.
Общие положения, регулирующие порядок составления приказа о специальной оценке условий труда
Проведение СОУТ – это обязательное требование закона, которое должно выполняться всеми без исключения организациями. Специальная оценка представляет собой перечень мер, направленных на обнаружение неблагоприятных факторов на рабочих местах служащих компании. Обязанным лицом, ответственным за проведение СОУТ является работодатель, что прямо следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ.
Порядок проведения процедуры закреплен в ФЗ “О специальной оценке условий труда” от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Для проведения мероприятий создается комиссия, и утверждается график необходимых проверочных действий, что следует из ст. 9 ФЗ № 426.
Для того, чтобы инициировать процесс, руководству организации необходимо издать соответствующий приказ. Это письменное волеизъявление работодателя о проведении СОУТ. Образец приказа о проведении СОУТ приведем ниже.
В каких случаях в организации проводится внеплановая специальная оценка условий труда
Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 3 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.
Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает
Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.
По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).
Внеплановая специальная оценка условий труда – сроки и этапы проведения
Внеплановая спецоценка условий труда
С 1 января 2014 года проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) стало обязательным для работодателя. Все имеющиеся у работодателя рабочие места (далее — РМ) подлежат процедуре СОУТ, за исключением:
Процедура проведения СОУТ — масштабное и трудоемкое мероприятие, к которому привлечены специалисты по охране труда (службы охраны труда), бухгалтерия, отдел кадров, профсоюзы и многие другие.
Пройдя успешно все этапы специальной оценки условий труда, в соответствии с установленными условиями труда назначаются гарантии и компенсации. Номенклатура и размер гарантий и компенсаций определяется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ). Результаты проведения СОУТ оформляются отчетом по установленной законодательством форме.
Далее работодатель утверждает отчет по СОУТ, уведомляет об этом экспертную организацию и предоставляет все необходимые сведения в Государственную инспекцию по труду (далее — ГИТ), Фонд социального страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации. На этом спецоценку можно считать завершенной.
Однако, иногда наступают случаи, при которых необходима внеплановая специальная оценка условий труда. Ее проведение также является обязанностью работодателя в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — 426-ФЗ).
Когда должна проводиться внеплановая СОУТ
Помимо ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, внеплановая СОУТ должна проводиться работодателями в следующих случаях (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»):
- получение работодателем предписания ГИТ о проведении внеплановой оценки в связи с выявленными нарушениями;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
- изменение состава применяемых материалов и сырья, способных оказать влияние на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
- несчастный случай на производстве или выявление профессионального заболевания.
Внеплановая проверка СОУТ проводится в течение одного года при наличии следующих причин для ее организации:
- оснащение предприятия новым оборудованием;
- изменение технологического процесса;
- расширение штата организации, создание новых рабочих мест;
- перемещение существующего рабочего места в другое помещение, повлекшее изменение условий труда.
Причины проведения внеплановой СОУТ, сокращающие срок организации проверки до 6 месяцев:
- нарушение трудового законодательства со стороны работодателя;
- обнаружение у сотрудников профзаболеваний, вызванных производственными факторами;
- изменение параметров используемого сырья;
- переход на иные средства защиты;
- реализация мотивирующих предложений профсоюза, предполагающих проведение спецоценки.
Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ
Внеплановая и плановая СОУТ должны проводиться в следующих случаях:
- на проведение соответствующих действий был издан приказ от Роструда;
- имел место быть несчастный случай, повлекший за собой тяжелые последствия (травмы, летальный исход);
- на рабочих местах в ходе проверок были обнаружены заболевания, являющиеся последствием негативного влияния на сотрудников опасных производственных факторов (другими словами, профессиональных заболеваний);
Оценка труда на разных объектах
- введены новые рабочие места;
- компания начала применять новое оборудование, сырье или материалы, которые ранее не использовала;
- в целях защиты от производственных вредных факторов централизованно внедрены средства индивидуальной защиты;
- предложение мотивировано и выдвинуто органом работников или профсоюзной организацией.
Важно! Рабочие места до СОУТ должны быть обустроены и оборудованы, иначе проверка будет невозможной.