Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие выплаты получат российские учителя в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
Проект «Земский учитель»
Сколько:
- подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток);
- единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.
Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.
Как получить:
- переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
- учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.
Пособия молодым учителям
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
Виды стимулирующих выплат
Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в иных законах мы не найдем перечня видов стимулирующих бонусов. Подразделение на виды идет исключительно из смысла нормы права – ст. 129 ТК РФ. Так, к видам относятся:
надбавки к окладу;
иные бонусы на усмотрение работодателя.
Как видим из перечня, наиболее привычно слуху работника понятие премии. Этот вид стимулирующих денежных оплат используется работодателем наиболее часто.
Никто не запрещает установить в компании (и даже придумать наименование) иные бонусы, но в таком случае необходимо четко прописать все понятия, виды, порядок назначения и критерии для такого рода стимулирования.
При этом важно для работодателя помнить, что они являются частью заработной платы, с них необходимо удержать НДФЛ и начислить предусмотренные законодательством взносы. Если премии включены в систему оплаты труда, то они должны быть учтены при расчете среднего заработка.
Из чего состоит заработная плата учителей
Заработная плата педагога складывается из нескольких пунктов, постоянных и дополнительных, а именно:
Выплаты | Подробное описание, за что выплачиваются |
Оклад | Для каждого предмета существует своя минимальная ставка, которую платят за работу начинающему преподавателю, исчисляется за фактически отработанные часы. Это величина постоянная, то есть которую заплатят в любом случае |
Премии | Доплаты , как правило, положены за дополнительные часы работы, сверхурочно |
Надбавки за квалификацию, категорию и стаж | Для педагогов с больших стажем работы, с высокой категорией |
Стимулирующие выплаты | Выплачиваются за проведение различных мероприятий, участие в конкурсах |
Для чего нужен оценочный лист
Успех компании определяется вкладом каждого работника в производственный процесс. Один из способов повысить производительность – мотивировать персонал работать лучше.
Исходя из действующей системы оплаты труда, работодатель вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты сотрудникам (ст. 129 Трудового кодекса РФ). Критерии назначения премии определяет руководитель самостоятельно и прописывает в соответствующем локальном нормативном акте. Например, в Положении о премировании.
Если оценка эффективности сотрудника, получающего заработную плату “за объемы”, не составляет труда, то оценка эффективности тех, кто “сидит на окладе”, может оказаться затруднительной.
Положение о премировании. Как соблюдать баланс интересов компании и сотрудников Порядок и условия, на которых сотрудники получают премии, устанавливаете вы. От того, как пропишете условия премирования, зависит, сможете ли отменить или не назначить премиальные выплаты. Редакция журнала «Справочник кадровика» подготовила образец Положения о премировании, с которым сможете решать, когда и кого поощрить. Возьмите его за основу и добавьте особенности своей компании. Читать статью в журнале
Для анализа выполнения работником критериев начисления премии работодатель может разработать оценочный лист, заполняемый по результатам работы за отчетный период. Оценочный лист — это перечень количественных и качественных параметров, позволяющий максимально объективно взвесить вклад каждого сотрудника. Как правило, при его разработке компании используют систему баллов.
Как внедрить оценочные листы в документооборот?
То, каким образом в состав зарплаты включаются стимулирующие выплаты, может быть закреплено:
- в трудовом договоре;
- в коллективном соглашении;
- в локальном нормативе (например, в Положении о стимулирующих выплатах).
При этом использовать трудовой договор во всех случаях нужно обязательно, поскольку там всегда должны быть отражены условия начисления зарплаты (ст. 57 ТК РФ).
Но необязательно расписывать эти условия во всех подробностях: достаточно привести ссылку на то же коллективное соглашение или локальный норматив, где они, в свою очередь, будут детально расписаны. Эта схема — общераспространена на российских предприятиях.
Таким образом, основные регламенты по применению оценочного листа будут содержаться в Положении о стимулирующих выплатах (либо в Положениях, издаваемых по определенным видам таких выплат — например, по премиям). В этот норматив будут, таким образом, включены:
Унифицированной его формы законом не предусмотрено (как, к слову, не регламентировано и само применение листов — здесь у работодателей полная свобода). Задача работодателя — составить лист так, чтобы он объективно подходил под должность оцениваемого работника. Если он менеджер по продажам, то критерии будут одними, если бухгалтер — совсем другими. Могут быть, безусловно, и общие для любых должностей критерии (например, неукоснительное соблюдение трудовой дисциплины).
Он может предполагать, как мы уже отметили выше, участие разных лиц — руководящих или работающих на одном уровне по должности с оцениваемым работником. Прописывается, таким образом, то, кто оценивает, а также то, по каким методам (это может быть изучение документов, проведение опросов).
- Корреляция между оценкой по листу и величиной стимулирующей выплаты.
Могут быть выделены ведущие оценки — которые влияют, условно говоря, более чем на половину соответствующей величины, и второстепенные. Работник, зная те и другие, сможет «регулировать» качество своего труда так, чтобы свести к минимуму недоработки, влияющие на оценки первого типа. При этом, могут быть предусмотрены «санкции» за частые нарушения, приводящие к снижению второстепенных оценок — чтобы работник не расслаблялся.
Так как данный вопрос регулируется непосредственно на локальном уровне отдельных предприятий, то рассчитывать на стимулирующие выплаты может любой сотрудник, соответствующий определенным требования работодателя.
Чаще всего, данные выплаты используют в госучреждениях (садики, школы и другие бюджетные заведения). В то время как управляющие частных компаний предоставляют своим работникам премии, основываясь на трудовом и коллективном договорах.
Для надбавок к заработной плате бюджетникам, на государственном и региональном уровнях, рассчитывается бюджет, выделяемый на денежные поощрения для них.
Полноправно могут претендовать на данное стимулирующее поощрение работники, осуществляющие свою трудовую деятельность в госучреждениях и структурах муниципального типа.
К таковым относятся:
- Госслужащие;
- Медработники;
- Сотрудники культурных учреждений;
- Работники санаторно-курортных комплексов;
- Преподаватели ВУЗов и ССУЗов;
- Воспитатели детсадов и ДОУ.
Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении
Данная категория работников может претендовать на список стимулирующих доплат, прописанный в приказе Минздрава РФ №818.
Размеры индивидуальных надбавок, а также условия их предоставления, прописываются в нормативных документах предприятия, либо вводятся согласно распоряжению управляющего компанией.
С две тысячи десятого года, количество средств, предоставляемых бюджетникам в виде стимулирующих надбавок, составило тридцать процентов от выделенных из федерального и муниципального бюджетов на заработные платы бюджетных служащих.
В таблице ниже приведены варианты дополнительных выплат для государственных служащих.
Группа стимулирующих выплат | Конкретные подгруппы |
---|---|
Премиальные | Материальное вознаграждение по результатам работы за определенный период. |
За трудовой стаж | Доплата по выслуге лет; |
Надбавка по имеющемуся официальному трудовому стажу. | |
Качественное выполнение обязанностей | Дополнительное стимулирование деньгами за повышение квалификации; |
Премиальные доплаты за отличное исполнение задания государственной важности. | |
Интенсивность рабочей нагрузки | Доплата за сложность работы; |
Поощрение за высокие показатели результатов работы; | |
Премиальные за преодоление важных задач. |
Как стимулируют сотрудников ДОУ?
Минобразования определяет положение, согласно которому выделяемые из государственного и муниципального бюджетов средства на заработные платы, материальные и образовательные нужны, должны распределяться самим дошкольным учреждением.
Рекомендуется выделять на стимулирующие выплаты до сорока процентов от общего количества предоставленных средств. Окончательные значения устанавливаются на уровне отдельных учреждений.
Критериями оценки в ДОУ выступают следующие:
- Контактирование с родителями;
- Определение особенностей детей;
- Обучение ребенка в познании мира;
- Усовершенствование развивающих программ;
- Соблюдение процедур по оздоровлению для малышей;
- Обеспечение комфортного пребывания в ДОУ детей из неблагополучных семей;
- Подготовка плакатов, поделок и других наглядных элементов.
Стимулирующие выплаты учителям в 2022 году критерии
1.Вопрос №1:
Что входит в понятие стимулирующих выплат для учителей?
Ответ:
Стимулирование труда все больше набирает популярность среди работников бюджетной сферы. Данная система оплаты труда введена для стимулирования сотрудников к участию не только в школьном процессе, но и проведению внеклассных мероприятиях, подготовка различных конкурсов, концертов, олимпиад. Разработка и внедрение в процесс жизни ученика новых технологий и методик для улучшения качества работы и получения знаний. А также контакт и индивидуальная работа с родителями учащихся, привлечении их в качестве помощников, все это влияет на получение дополнительных наград и поощрений со стороны государства и директора учреждения, потому что именно он является замыкающим звеном в начислении баллов.
2.Вопрос №2:
Правильно ли это, что учитель должен зарабатывать стимулирующие выплаты?
Ответ:
Труд учителя должен быть высоко оценен в наше время. Поскольку данная профессия является трудной и нервной. А заработная плата не так высока, чтобы стараться и напрягаться. Поэтому возможно и есть положительные моменты в том, что разработана дополнительная система по увеличению дохода педагога за счет стимулирующих выплат, тут каждый решает для себя, хочет он получать больше или ему достаточно оклада, который есть. В основном педагоги стараются проявить инициативу, разработать какие-либо новшества для учебного процесса, чтобы повысить и свой уровень преподавания и материальное положение.
Уже в настоящее время принято несколько поправок по отношению к действующему Трудовому Кодексу. Теперь расчёт будет проводиться согласно единым правилам и нормативам, федерального уровня. Нужно ещё некоторое время, чтобы подготовить отдельные изменения, в том числе по конкретным актам законодательства. После этого индексация заработных плат учителей в 2022 году в России пройдёт окончательно.
Новая система вознаграждений за труд разработана до конца 2021 года. Сообщается о том, что вернутся тарифные сетки, действовавшие до этого. Значит, введут до 18 разрядов в профессии. При этом на территории каждого из регионов будут действовать не только единые ставки, но и дифференцированные оклады.
Результат работы будут оценивать в зависимости от нескольких показателей:
- Образование.
- Квалификационный уровень.
- Определённые обязанности и их сложность.
В единый перечень с максимально чёткими формулировками объединят выплаты стимулирующего, компенсационного характера. От этого тоже зависит, что будет с зарплатой учителя.
Новые правила ведут к тому, что заработная плата складывается из нескольких факторов, каждый из которых можно представить в виде процентов так:
- 30% от общего оклада – допустимая материальная помощь.
- 10-30% – перечисления за непрерывный стаж.
- Не меньше 5% различных премий.
- Оклад – 70% от общего начисления. Но речь только о минимуме, максимум оклад может составлять до 140%.
Весной текущего года на рассмотрение уже была представлена одна из программ по оплате труда. Предложение включало несколько пунктов, связанных с такими вопросами:
- Если при пересчёте зарплаты размер будет ниже, то сами перечисления педагогам на практике будут сохранять прежний уровень.
- Требуется создать чёткий перечень, включающий компенсационные и стимулирующие выплаты.
- Региональные власти могут разрабатывать свои собственные меры поддержки вместе с различными доплатами.
- Говорят о том, что будет вводиться минимум 4 уровня по квалификации. Формирование базовой ставки в том или ином случае зависит от того, насколько сложная выполняется работа.
- Для всех учреждений в регионе хотят ввести единый размер минимальных должностных окладов.
Новые положения нужны, чтобы система выплат в принципе стала более прозрачной. В том числе для самих учителей и тех, кто постоянно составляет отчёты в этой сфере.
В 2022 году планируют, что зарплаты повысятся минимум на 6,5%. Будет ли сокращение учителей в 2022 году? Пока ответ однозначно отрицательный.
Описанные изменения будут распространяться не только на учителей, но и на других представителей бюджетной сферы.
По новым подсчётам педагоги должны будут получать не меньше 200% от средней оплаты по региону. Именно такие результаты позволят в целом увеличить размер вознаграждений.
Отдельного внимания заслуживают представители следующих категорий сотрудников:
- Педагоги учреждений дошкольного типа.
- Учителя общего образования.
- Преподаватели, связанные с дополнительным образованием.
- Связанные с профессиональным образованием среднего, начального уровня.
- ВУЗы.
Около 33 миллионов человек в России связано именно с бюджетной сферой деятельности. Поэтому увеличение зарплаты учителям тоже затрагивает многих.
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам
ст. 129 ТК РФ, ст. 135 ТК РФ | Регулирование стимулирующих выплат |
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.03.2008 № 03-599 | О самостоятельном утверждении руководством ДОУ порядка определения доли затрат в общем фонде оплаты труда на выплату стимулирующих надбавок |
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 26.04.2013 № 167н | О донесении сведений о назначении стимулирующих выплат через трудовой договор с работником детского сада |
Комиссия принимает решение о сумме поощрительных выплат, подсчитывает баллы сотрудников, определяет критерии объективности при оценке качества выполняемой работы, составляет протокол заседания. Руководитель организации на основании данного протокола и принятого Положения о распределении стимулирующих выплат должен издать приказ о назначении выплат за отчетный период.
Чтобы объективно оценить способности работника к карьерному росту, умению брать на себя ответственность, планировать свою деятельность и т. д., в 2021 году используется балльная система стимулирования сотрудников.
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
Ответы на распространённые вопросы про то, кому выплачивается стимулирующая выплата педагогическим работникам
Вопрос №1: Во всех ли образовательных учреждениях предусмотрена стимулирующая выплата педагогическим работникам?
Ответ: Нет, многие учебные заведения вынуждены отказаться от данной меры ввиду недостатка средств в бюджете образовательного учреждения.
Вопрос №2: Каковы перспективы увеличения зарплаты учителей? Будут ли повышены зарплаты и стимулирующие выплаты?
Ответ: В апреле 2017 года была проведена индексация, по итогам которой выяснилось, что увеличение оклада и денежных поощрений становится невозможным в ближайшей перспективе из-за недостатка средств федерального бюджета. Планируется переложить обязанности по увеличению оклада педагогов на региональные власти, которые, в свою очередь, обяжут повысить зарплаты руководство самих учреждений. Те вынуждены будут сокращать штат, благодаря чему увеличится нагрузка на оставшихся в коллективе учителей. Поэтому оклады педагогов, скорее всего, повысятся, но работы будет больше.
Последние новости и изменения в данном вопросе
Государственная Дума утвердила бюджет на 2019 год, в котором были заложены дополнительные средства на повышение заработной платы и начисления стимулирующих выплат работникам образования.
Кроме того, плановые бюджеты на два следующих года также ориентированы на дополнительные финансовые вливания в данную сферу.
Правительство РФ обещает, что оклады педагогов всех уровней будут увеличены с начала 2019 г. на 6%, что обойдется бюджету страны дополнительным субсидированием в 109 077,8 млн. руб. После индексации средняя зарплата учителей достигнет 44 760 рублей, преподавателей в ВУЗах, – 93 тысячи рублей, воспитателей в детских садах – 34,7 тысяч рублей. На ближайшие 3 года запланирован дальнейший рост окладов педагогов на 5,4-6,6% ежегодно.
Что касается дополнительных стимулирующих начислений, то они, как и прежде, будут состоять из премий, оплаты за сверхурочную работу, компенсации за классное руководство. Финансирование по данным статьям возложено на региональное финансирование из фондов местных бюджетов.
Поэтому, какой будет их величина – однозначно сказать сложно – это зависит от экономических возможностей конкретного региона.
Одно можно сказать с уверенностью – существенной прибавки к зарплате по сравнению с 2018 годом ждать не приходится – все останется примерно на том же уровне. Обещание повысить оклады на 150% в ближайшие несколько лет пока, к сожалению, так и осталось обещанием.
Что важно при начислении надбавок?
Хотя каждая образовательная организация принимает индивидуальные локальные документы, они должны соответствовать определенным федеральным стандартам. Указанное выше Постановление № 583 сообщает, что в школьном положении должны содержаться следующие сведения:
- как именно определяются критерии выплат;
- в каком порядке премируются сотрудники;
- каким требованиям должен соответствовать учитель, чтобы получить прибавку к зарплате;
- откуда идет финансирование для распределения стимулирующих доплат;
- занимается ли учебное заведение дополнительной предпринимательской деятельностью (например, часть здания сдается в аренду), чтобы прибыль с нее можно было распределять между сотрудниками.
Также локальные акты должны соответствовать рекомендациям, данным в письме Министерства образования РФ «О разработке показателей эффективности» № АП-1073/02, изданном в 2013 году. Среди них выделяют следующие критерии выплат в 2021 году.
- Организация дополнительных внешкольных проектов с классом (хождения на экскурсии, участие в социальных мероприятиях – посещение ветеранов, детдомов, уборка территорий, мотивирование учеников на запись в кружки, секции, занятия для дополнительного образования).
- Привлечение учеников к различным исследовательским проектам, их координация и итоговая оценка их достижений.
- Улучшение обучаемости детей: выплаты положены педагогам, ученики которых начали лучше писать контрольные и лабораторные работы, показывают более высокие результаты на экзаменах, чем прежде.
- Привлечение детей для участия в различных школьных, городских, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, эстафетах, олимпиадах, состязаниях: в случае успешной демонстрации себя учениками преподавателю положены дополнительные баллы.
- Использование информационно-коммуникационной техники при проведении занятий, организации работы с детьми и их родителями или опекунами, создание виртуальных классов.
- Соблюдение образовательных стандартов, внедрение инновационных разработок в базовую программу для эффективности работы с обучающимися.
- Обращение внимания на физическое здоровье детей, организация спортивных мероприятий.
- Проведение бесед с учениками из неблагополучных семей, их родственниками, способствование интеграции таких детей в классный коллектив.
- Разработка специализированных стендов, уголков и мини-музеев в тематических классных комнатах.
- Своевременность сдачи отчетности, грамотное заполнение документов.
- Посещение курсов для повышения личной квалификации.
Выплачивается ли руководителям ДОУ и школ стимулирующая выплата педагогическим работникам
Условия получения стимулирующих выплат администрацией учебных заведений устанавливаются Министерством образования и науки и являются более жёсткими, нежели те, что предъявляются учителям:
- учебное заведение должно отличаться низкими показателями в отношении отчисленных и выбывших учеников;
- должны наблюдаться высокие оценки по государственным экзаменам;
- на работу должны приниматься молодые преподаватели, руководство должно поддерживать их;
- должны быть утверждены особые программы для обучения талантливых детей;
- должно быть высокое качество обучения;
- должно быть как можно меньше жалоб от родителей учеников.
Как начисляется стимулирующая выплата педагогическим работникам
Чтобы справедливо начислять поощрительные надбавки учителям, оценочный лист и расчёты стимулирующих выплат передаются либо профсоюзной организации, либо специально организованной комиссии, возглавляемой директором школы:
- Профсоюз оценивает предложение руководства о начислении доплат в соответствии с качеством работы преподавателя, корректирует оценочный лист либо принимает в первоначальном виде.
- Комиссия во главе с директором учреждения изучает оценочный лист, анализирует объективность распределения стимулирующих выплат среди учителей, подводит итоги и выносит решение о количестве баллов, присуждённых каждому педагогу.
Вынесенное комиссией или профсоюзом решение является окончательным, поэтому директор подписывает Приказ о начислении определённых выплат всем или только некоторым преподавателям.