Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В целом порядок оснащения транспортных средств тахографами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.
Виды устройств, подлежащих замене
Учитывая тот факт, что ранее требования к тахографам были не настолько жесткими, водители и собственники могли выбирать приборы из широкого ассортимента.
Но сейчас, когда требования стали гораздо уже, и цифровые тахографы стали обязательными, то для автомобилей, эксплуатирующихся в РФ без выезда за границу, нужно произвести замену следующих приборов:
Шайбовых (аналоговых) тахографов | Которые работают не на основе процессора и цифровых данных |
Цифровой техники ЕСТР | Если нет разрешения на международную деятельность |
Новых тахографов азиатского образца | Которые не имеют считывателей карт и встроенного принтера, и применяются только в странах этого региона |
Российской техники | Которые визуально напоминают необходимое устройство, но не обладают блоком СКЗИ, не позволяющим корректировать данные, а также не имеют в себе модуля ГЛОНАСС, тем самым не регистрируют маршрут движения |
Исходя из этого, можно сказать, что все тахографы, которые не соответствуют современным нормам, следует заменить на новые — с блоком СКЗИ.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
В 2022 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.
Тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:
- М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
- М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
- N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
- N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.
Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2022 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.
Чем онлайн-тахографы отличаются от обычных?
Тахографы, оснащенные бортовым устройством с функцией передачи данных, — это и есть так называемые «онлайн-тахографы», то есть тахографы, которые будут работать в онлайн режиме и автоматически передавать данные на телематический сервер.
А в случае отсутствия мобильной связи с сервером онлайн-тахограф передаст все записанные данные, как только появится устойчивый сигнал.
Записанная тахографом информация о превышении скорости, о несоблюдении времени управления транспортным средством и отдыха водителя (РТО) и т.д. будет отправляться в режиме реального времени в АИС «Тахографический контроль» с помощью SIM-карты.
В будущем это позволит автоматически оформлять штрафы на основе переданной тахографом информации о зафиксированных нарушениях. Такое возможно, так как все данные подтверждаются электронной подписью с карты водителя, используемой блоком СКЗИ тахографа (средство криптографической защиты информации).
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
Принятые нормы законодательства даже после нескольких редакций имеют неточности и недоработки. В настоящий момент требование по установке тахографов физическими лицами предъявляется не к собственникам автомобилей, а к водителям, которые используют этот транспорт в своих целях (то есть только передвигаются на нем).
Однако в нормативных актах не установлен срок, до которого грузовой и пассажирский транспорт, подпадающий под требования об установке контрольных приборов, должен быть оборудован контрольно-измерительными устройствами.
Сроки оснащения тахографами упоминаются в Постановлении Правительства № 1213, которое, в свою очередь, ссылается на Приказ Минтранса № 273. Последний же нормативный акт содержит требования, касающиеся только частных предпринимателей и организаций, а физические лица в нем не упоминаются.
То есть фактически обычный водитель-одиночка, который передвигается на личном грузовике, может быть оштрафован за отсутствие тахографа только по ошибке, что доказывается в суде, и обвинения снимаются. Однако, это потребует затрат времени и средств на оплату судебных издержек.
В 2022 году даже учитывая требования по установке тахографов, водитель на личном транспорте не может быть оштрафован за отсутствие контрольного прибора, если:
- он не регистрировал свою деятельность официально, не является частным предпринимателем;
- не оформлен путевой лист на перевозку груза;
- перевозимый груз оформлен непосредственно на водителя, а не на стороннюю организацию или другое физическое лицо (то есть человек перевозит свое имущество в личных целях).
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Типы тахографов, подлежащих установке
Итак, мы разобрались с тем, на какие транспортные средства необходимо устанавливать в обязательном порядке средства контроля и какими правовыми актами это регулируется. Но какого же типа тахограф должен стоять на транспортном средстве для того, чтобы он целиком соответствовал законодательству?
Как уже было отмечено выше, новый Порядок, утверждённый Минтрансом в 2013 г., произвёл некоторые изменения по сравнению с действующим с 2009 г. Техническим регламентом. С момента вступления в силу минтрансовского Приказа №36 происходит постепенная замена шайбовых тахографов на цифровые с блоком СКЗИ, которая должна завершиться в течение 5 лет.
Автовладельцам больше не имеет смысла устанавливать аналоговые устройства, ведь их всё равно придётся заменить. Лучше сразу ставить те, что соответствуют требованиям приказов № 36 и 273. Конечно, такие приборы стоят дороже, чем аналоги старых моделей, но при этом перевозчик избежит каких-либо проблем с контрольными органами.
Штрафы с 1 ноября 2020 года
Суммы штрафов за езду без контрольного прибора и нарушения правил его эксплуатации по статье 11.23 КоАП с 1.11.2019 будут такими:
Кто признается ответственным за нарушение? | Статья КоАП | Сумма штрафа, руб. |
Водитель | 11.23, ч 1 | 3 000 – 5 000 |
Должностное лицо | 11.23, ч 2 | 7 000 – 10 000 |
Индивидуальный предприниматель | 11.23, ч 2 | 15 000 – 25 000 |
Юридическое лицо | 11.23, ч 2 | 20 000 – 50000 |
Статья 11.23 КоАП предусматривает штрафные санкции не только за управление ТС, на котором не установлен контрольный прибор, или за несоответствующий тахограф. Штрафовать будут и за нарушение рекомендованных интервалов управления ТС и отдыха водителя. Изменения здесь затрагивают не формулировки, а принципиальный подход к надзору и контролю.
До 1 ноября статьей 11.23 ч 2 предусмотрена ответственность водителя за нарушение режима труда и отдыха в объеме, предусмотренным приказом Минтранса №15. При этом под нарушение попадала не только часть работы, касающаяся управления транспортом, но и вся деятельность водителя. Кроме того, за нарушение требований приказа Минтранса №15 предусмотрен штраф еще и статьей КоАП 5.27.1, ч 1, — в этом случае в отношении должностных и юридических лиц ( проверяющий орган — Роструд).
С 1.11.2019 подход меняется. Выполнение 15 приказа Минтранса в полном объеме контролируется Рострудом. Исключение составляет часть, непосредственно касающаяся части, управления транспортом и отдыха от управления. ГИБДД и Ространснадзор отслеживают нарушение режима труда и отдыха при управлении транспортным средством. Ответственность при этом распространяется не только на самого водителя, но и на транспортные предприятия.
На практике все по-другому
Как показывает статистика, требования по оснащению транспорта игнорируются как водителями, так и владельцами транспортных компаний. Этот факт также подтверждает и информация о количестве штрафов, выписанных за несоблюдение требований законодательства. Причин сложившейся ситуации несколько. Начиная с недостаточной информированности граждан о необходимости установки тахографов и до отсутствия должного контроля на дорогах.
Незнание и непонимание основных функций тахографа приводит к тому, что перевозчик считает бесполезной трату денег на оснащение своего автопарка данным устройством. К тому же, штрафы за нарушение незначительные, а порой до оформления дело и не доходит, так как самостоятельно автоинспектор зачастую не в состоянии полноценно проверить соответствие нормам установленного на машине тахографа.
Незнание законодательной базы, отсутствие четкой трактовки норм и правил приводит к тому, что на дороге инспектор ГИБДД переписывает из Административного кодекса или из ПДД текстовку в протокол. Но по факту оказывается, что водитель правонарушения такого не совершал. Зачастую водителю в случае расхождения показаний спидометра и одометра инкриминируется, что он самостоятельно исказил показания датчика. И на этом основании штрафуют. Но в таких случаях ответственность должен нести скорее установщик оборудования. Ведь в тахографе есть активации, есть пломбы, отметки, и водителю самостоятельно сложно обойти всю эту защиту.
По мнению председателя комитета Госдумы по транспорту, президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгения Москвичева, необходимо определить переходный период для обязательного использования тахографов в 2-3 года. Это позволит подготовить производство всех необходимых элементов нового тахографа, сертифицировать их по европейским стандартам, создать инфраструктуру для установки тахографов, а правительству — провести разъяснительные встречи с перевозчиками, переговоры с отечественными и зарубежными производителями о возможности установки тахографов нового образца на выпускаемых ими машинах, чтобы потом не возникали проблемы с гарантией.
Как отразить в бухгалтерском учете расходы на установку тахографа?
В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции N 157н).
Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в него предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Согласно п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект также со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Для кого обязательна установка тахографа
Основная цель применения тахографов заключается в предотвращении ДТП из-за усталости водителя. Ведь любому работнику, согласно части 1 статьи 108 ТК РФ, необходим перерыв для отдыха и питания продолжительностью от 30 минут до двух часов. А для водителей этот момент регулируется еще и абзацем 1 пункта 24 Положения об особенностях режима работы и отдыха, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года №15. Согласно абзацу 2 пункта 24 этого документа, если водитель работает по графику сменности и длительность ежедневной работы превышает восемь часов, то перерыв должен предоставляться два раза в день в пределах общей продолжительности, установленной ТК РФ.
Тахограф же позволяет контролировать режим труда и отдыха водителя. Поэтому установка данных приборов обязательна для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих коммерческий автотранспорт.
К сведению
С 2016 года использование на территории России аналоговых тахографов запрещено. Разрешены только цифровые устройства, поскольку аналоговые не оснащены блоком СКЗИ — средства криптографической защиты информации. Следовательно, такие приборы нельзя назвать надежными в плане возможностей фальсификации данных.
Конструктивно тахограф представляет собой моноблок со следующими основными компонентами:
- датчиками движения;
- антенной для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS;
- антенной для приема сигналов GSM/GPRS;
- управляющим микроконтроллером;
- блоком СКЗИ;
- блоком энергонезависимой памяти;
- автоматическими устройствами (слотами) для считывания чип-карт (карты водителя);
- термопринтером (при распечатке выводится дата и время, номер автомобиля, информация о владельце карты и о рабочем дне водителя);
- дисплеем и органами управления;
- соединительными разъемами;
- аккумуляторной батареей.
Моноблок устанавливают в кабине машины таким образом, чтобы водитель легко мог дотянуться до панели с кнопками управления, а экран находился перед его глазами. На дисплее отображается информация о работе системы. Чтобы обеспечить питание, систему контроля подключают к бортовой сети машины. Емкость батареи должна позволять прибору работать автономно при выключенном двигателе.
Использование тахографа — это не просто «обязаловка» от Минтранса. Использование прибора дает массу преимуществ и для индивидуальных предпринимателей, и для организаций. Неоспоримый плюс применения тахографа состоит в том, что вся регистрируемая информация сохраняется в кодированном виде при помощи средств криптографической защиты (СКЗИ) и не может быть изменена, а значит, имеет юридическую силу доказательств. Это особенно важно при ДТП или после иных событий, связанных с нарушением законодательства, — данные могут пригодиться в суде в качестве доказательной базы[1].
Кроме того, устройство предоставляет его собственнику такие возможности, как:
- Отслеживание местоположения авто. В случае угона прибор работает как маячок — транспортное средство можно найти с помощью спутниковых систем связи.
- Контроль скорости и поведения водителя на дороге в целях обеспечения безопасности и соблюдения ПДД.
- Оценка квалификации сотрудников логистических отделов, отвечающих за планирование маршрутов и организацию доставки.
- Контроль расхода топлива в целях оптимизации маршрутов и предотвращения воровства.
- Возможность хранить личные карты водителей. Именно индивидуальные карты сохраняют информацию об организации рабочего дня водителей.
- Контроль над режимом труда и отдыха водителя. Контролирующие органы и владелец тахографа всегда могут узнать, когда и где водитель воспользовался временем, отведенным на отдых.
Тахограф изобрели в Европе, когда автомобильные грузоперевозки были на пике своего развития, а у предпринимателей возникла необходимость контролировать машины и наемных работников. Появление тахографа позволило оптимизировать логистические маршруты и повысило эффективность работы водителей.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
---|---|---|
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
Применение в городских автобусах
Городской автобус – пассажирский общественный транспорт, который перемещается на небольшие расстояния по установленному маршруту в пределах города. Служит для перевозки 8 и более пассажиров.
Требования установить тахографы на городские автобусы прописаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1998. Согласно нормативному документу, все автобусы, которые относятся к категориям М2 и М3, должны обязательно оснащаться приборами контроля.
К установке подлежат тахографы с блоками СКЗИ, произведенные в РФ. Например, модели:
- ШТРИХ-ТахоRUS;
- Меркурий ТА-001;
- DTCO 3283;
- АТОЛ Drive 5;
- EFAS V2 RUS и другие.
Какие штрафы за тахограф могут быть в 2022 году
Штрафы очень условно можно разделить на две категории: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха:
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП | Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. | для водителя – 3-5 тыс. руб.; для должностного лица – 7-10 тыс. руб; для ИП – 15-25 тыс. руб.; для юридического лица – 20-50 тыс. руб. | Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. | для водителя – 1,5-2 тыс. руб.;
для должностного лица – 7-10 тыс. руб.; для ИП – 15-25 тыс. руб.; для юридического лица – 20-50 тыс. руб. |
На практике все по-другому
Как показывает статистика, требования по оснащению транспорта игнорируются как водителями, так и владельцами транспортных компаний. Этот факт также подтверждает и информация о количестве штрафов, выписанных за несоблюдение требований законодательства. Причин сложившейся ситуации несколько. Начиная с недостаточной информированности граждан о необходимости установки тахографов и до отсутствия должного контроля на дорогах.
Незнание и непонимание основных функций тахографа приводит к тому, что перевозчик считает бесполезной трату денег на оснащение своего автопарка данным устройством. К тому же, штрафы за нарушение незначительные, а порой до оформления дело и не доходит, так как самостоятельно автоинспектор зачастую не в состоянии полноценно проверить соответствие нормам установленного на машине тахографа.
Незнание законодательной базы, отсутствие четкой трактовки норм и правил приводит к тому, что на дороге инспектор ГИБДД переписывает из Административного кодекса или из ПДД текстовку в протокол. Но по факту оказывается, что водитель правонарушения такого не совершал. Зачастую водителю в случае расхождения показаний спидометра и одометра инкриминируется, что он самостоятельно исказил показания датчика. И на этом основании штрафуют. Но в таких случаях ответственность должен нести скорее установщик оборудования. Ведь в тахографе есть активации, есть пломбы, отметки, и водителю самостоятельно сложно обойти всю эту защиту.
По мнению председателя комитета Госдумы по транспорту, президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгения Москвичева, необходимо определить переходный период для обязательного использования тахографов в 2-3 года. Это позволит подготовить производство всех необходимых элементов нового тахографа, сертифицировать их по европейским стандартам, создать инфраструктуру для установки тахографов, а правительству — провести разъяснительные встречи с перевозчиками, переговоры с отечественными и зарубежными производителями о возможности установки тахографов нового образца на выпускаемых ими машинах, чтобы потом не возникали проблемы с гарантией.