Справка о валютных операциях: образец и правила заполнения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Справка о валютных операциях: образец и правила заполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.

Перевод на русский язык

Положения ст. 312 НК РФ (и главы 25 НК РФ в целом) не содержат требования о нотариальном заверении перевода на русский язык документов, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ. Между тем, по мнению Минфина России и федерального налогового органа, перевод, а точнее подлинность подписи переводчика должны быть заверены нотариусом. Официальные органы при этом ссылаются на ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I (письма Минфина России от 26.07.2016 N 03-08-13/43631, ФНС России от 24.03.2014 N ОА-4-13/5288@, от 19.03.2014 N ОА-4-13/4971@).

Причем Минфин России настаивает на заверении перевода или подписи переводчика именно нотариусом. Тогда как п. 7 ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I предусматривает совершение нотариальных действий по свидетельствованию верности перевода документов в том числе и должностными лицами консульских учреждений РФ.

По мнению некоторых специалистов, перевод документов должен быть осуществлен именно сертифицированным переводчиком, о чем говорит, например, госпожа Ю.C. Майорова (референт государственной гражданской службы 1 класса) в журнале «Налоговый вестник», N 5, май 2009 г.

Понятие «сертифицированного переводчика» нормативно не установлено, однако, по нашему мнению, это означает, что переводчик должен обладать квалификацией, подтвержденной соответствующим документом.
Учитывая приведенную позицию официальных органов, если организация примет решение не заверять нотариально перевод на русский язык документов, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ, сославшись на отсутствие такого требования в главе 25 НК РФ, это с большой степенью вероятности приведет к судебному спору. А в этом случае для приобщения к делу указанных документов в подтверждение своей правоты нотариальное заверение перевода документов на русский язык в любом случае придется представить в ходе судебного разбирательства (п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8, постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.02.2016 N Ф04-117/16 по делу N А27-7091/2015).

Проверьте иностранного партнёра по шести пунктам

  1. Существует ли иностранное предприятие фактически. Нужно убедиться, что оно официально зарегистрировано в иностранном реестре.
  2. Какие должностные лица имеют право действовать от имени иностранного контрагента.
  3. Сколько сотрудников работает в компании, сколько у неё офисов, каковы размеры рабочих площадей.
  4. По каким адресам находятся офисы и другие служебные помещения.
  5. Имеются ли у компании штрафы, ведёт ли она судебные тяжбы с кем-либо из контрагентов;
  6. Имеются ли документы, гарантирующие исполнение контрактов.

Для чего нужно проверять иностранных контрагентов

Не важно, ведет ли предприятие внешнеторговую деятельность или работает исключительно внутри страны, проверка финансового и правового статуса контрагентов является необходимой. Целью подобного исследования становится попытка оградить себя от финансовых рисков, оценить возможную выгоду от сотрудничества и избежать связанных с ним проблем в будущем.

Без запроса документов у контрагента вы рискуете быть обманутым – у него могут быть взыскания и долги, и их наличие грозит срывами сроков денежных поступлений по договору. Либо вы можете заключать контракт с лицом, не имеющим на это права, и не являющимся официальным представителем компании, тогда договор будет признан недействительным.

Если выяснится, что какая-либо деятельность фирмы идет вразрез с требованиями законодательства России, фирма будет признана неработоспособной, а, значит, все заключенные соглашения будут аннулированы без назначения компенсаций. Любые проблемы приведут вашу фирму к финансовым потерям.

В том случае, если российские государственные структуры, в ведении которых находится внешнеторговая деятельность, заметят, что организация связала себя отношениями с сомнительным зарубежным предприятием, все ее заявки будут отклонены, и за всестороннюю ее проверку возьмутся:

  • Налоговая инспекция. С целью пресечения незаконного получения фирмой налоговой выгоды ей будет отказано в признании нулевой ставки по НДС или в вычете НДС из налогооблагаемой прибыли.
  • Органы экспортного и валютного контроля. Сотрудники госструктур будут направлены руководством на проведение выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  • Таможенная служба. Груз, отправляемый по соглашению с сомнительной фирмой, будет задержан на границе.
  • Банковское учреждение. О том, что готовится подозрительная транзакция, сотрудниками банка будет оповещен экспортный и валютный контроль.

Проверка иностранных компаний и запрос необходимых для ее проведения документов нужна в первую очередь для того, чтобы не вызвать у налоговой службы подозрений в своей неосмотрительности или преступном сговоре с целью неуплаты налогов. Даже Высший арбитражный суд РФ ввел в оборот такое понятие как “должная осмотрительность при выборе контрагента”. Пренебрежение процедурой проверки может привести к налоговой ответственности.

Публично доступные сведения

В зависимости от страны происхождения контрагента, информации, содержащейся в публичных реестрах и базах данных, а также используемых инструментов российская компания может получить такие сведения о контрагенте:

  • подлинные регистрационные данные: адрес, номер, дату, полное наименование, официальные контакты и так далее;
  • правовой статус: действует, находится в стадии ликвидации или ликвидировано, сведения о реорганизация и прошлых наименованиях;
  • виды деятельности в соответствии с местным классификатором;
  • реквизиты и основные сведения из учредительных документов (органы управления, имена руководства);
  • доступ к финансовой и при возможности к бухгалтерской отчетности, налоговое резидентство;
  • наличие налоговых и иных задолженностей, арестов и иных обременений имущества.
Читайте также:  Сколько действует патент для иностранных граждан в 2022 году

Повторимся, что объем информации может отличаться от страны к стране, единой мировой практики не существует.

Как правильно выбрать иностранного партнера

К поиску надежных фирм-контрагентов, которые станут покупать экспортный товар или поставлять импортный, следует приступать сразу после принятия решения о начале бизнеса по импорту или экспорту продукции. При этом необходимо учитывать предписания торгово-экономических соглашений с иностранными государствами и существующие международные обязательства России.

Начинать необходимо со сбора информации. Выберите надежные компании, сфера деятельности которых — торговля интересующим вас продуктом (в одной намеченной стране или сразу в нескольких), и соберите о них как можно больше доступных сведений.

Лишь небольшая часть из громадного количества зарубежных коммерческих компаний (в экономически развитых странах) хорошо известна в России в качестве участников ВЭД.

Так называемые транснациональные компании (ТНК) занимают главенствующие позиции на мировом рынке, хотя мелких и средних фирм за рубежом по количеству значительно больше.

Если говорить о последних десяти годах, то иностранных контрагентов стало намного больше, при этом их качественные характеристики заметно ухудшились. Поэтому к выбору партнеров следует подходить крайне разборчиво, не строить бизнес с фирмами, имеющими сомнительную репутацию и не дорожащими своими позициями на рынке.

Вот на какие обстоятельства важно обратить внимание:

  • что это за компания, какой правовой статус и правоспособность прописаны в учредительных документах. Регистрация в торговом реестре своего государства должна быть подтверждена соответствующими реквизитами иностранного контрагента. Проверьте совпадение реального и юридического адресов. Плохой признак, если фирма называет фиктивный адрес, либо использует вместо адреса а/я (о/с) до востребования;
  • на чем специализируется компания, каковы объемы производства и оборотов, какую занимает долю на рынке, какова динамика развития за несколько лет;
  • каковы платежеспособные и кредитоспособные показатели фирмы, взаимоотношения с банками; узнайте банковские реквизиты иностранного контрагента;
  • есть ли дочерние компании, дополнительные отделения, представители на территории России и в других местах за границей. Какова доля финансового участия выбранной фирмы в делах других компаний;
  • какое у фирмы реноме, отзывы партнеров по бизнесу, выстроенные связи в деловых кругах;

Ответственность за нарушения

Нарушение указанных сроков подачи корректирующей формы грозило административной ответственностью по ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действующей в актуальный на момент редакции (см. таблицу ниже).

Вид нарушения и часть ст. 15.25 КоАП

Размер штрафа (руб.)

Для граждан

Для должностных

лиц

Для организаций

Нарушение сроков подачи на 10 и менее дней — подп. 6.1 (возможно только предупреждение)

300–500

500–1 000

5 000–15 000

Нарушение сроков на 11–30 дней — подп. 6.2

1 000–1 500

2 000–3 000

20 000–30 000

Нарушение сроков более чем на 30 дней — подп. 6.3

2 500–3 000

4 000–5 000

40 000–50 000

Зачем искать и проверять контрагентов?

Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим можем показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.

Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 перечислены все случаи, когда налоговая выгода признается необоснованной, но в целом все они сводятся к двум тезисам: налоговая выгода признается необоснованной, если налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, так как должен был знать о допущенных контрагентом нарушениях; если налогоплательщик, его взаимозависимые или аффилированные лица совершают операции, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, которые не исполняют налоговые обязанности (п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). И если второй случай — это пример осознанных действий налогоплательщика, то первый подразумевает, что у налогоплательщика все-таки есть возможности предотвратить проблемы.

Помимо налоговых рисков при работе с контрагентом могут возникать и финансовые риски: срыв сроков поставок, поставки некачественного товара и т.д. Хорошо, если проблему можно решить путем переговоров, и поставщик готов заменить бракованный продукт или предоставить скидку на следующую партию товара в случае срыва сроков поставки. Но ведь может оказаться, что безответственное поведение контрагента — норма, и тогда вы потеряете деньги.

Чтобы увидеть «истинное лицо» контрагента, нужно осуществить несколько действий, которые позволят удостовериться в том, что вы имеете дело с действующим юридическим лицом и что ваш контрагент не похож на фирму-однодневку.

Этапы сбора сведений от контрагентов: организуем процесс проверки

Правильная работа по сбору сведений о контрагенте позволит вам избежать претензий налоговых органов в недостаточной осмотрительности и получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому важно своевременно и правильно проводить проверочные мероприятия.

Сразу определитесь с источниками информации:

  • бесплатные ресурсы;
  • платные сервисы.

Если вы не стеснены в денежных средствах, платные сервисы — адекватное решение вопроса. Они позволяют получить концентрированный набор данных о потенциальном партнере посредством нажатия одной кнопки (или в ином режиме).

Если же вам не по карману платные услуги, не стоит отчаиваться — получить данные можно и бесплатно. Конечно, придется потратить больше времени и, возможно, не всю интересующую вас информацию удастся раздобыть, но это позволит проявить должную осмотрительность при выборе стороны договора.

Процесс сбора информации происходит в несколько этапов:

  • предварительный этап — до заключения договора соберите данные о потенциальном партнере из открытых общедоступных источников;
  • основной этап — если ваше руководство планирует заключить договор именно с этим контрагентом (до момента принятия окончательного решения), сформируйте «досье контрагента» в полном объеме;
  • этап мониторинга — после заключения договора на регулярной основе отслеживайте информацию о стороне договора по ключевым показателям (финансовой отчетности, судебным делам и т. д.).
Читайте также:  Что же входит в обязанности консьержа подъезда, дома, гостиницы

Далее более детально рассмотрим малобюджетный вариант сбора данных.

О бесплатном сервисе по проверке трудовых договоров узнайте .

Проверка контрагента нерезидента

Все однонаправленные сделки, совершенные в течение 1 торгового дня по покупке (продаже) ценных бумаг 1 выпуска, можно объединять (суммировать по количеству ценных бумаг) и указывать по 1 строке как 1 сделку по покупке (продаже) ценных бумаг 1 выпуска.

В связи с ужесточением мер по борьбе с узакониванием нелегальных доходов, банки были вынуждены увеличить пакет основных документов, необходимых для открытия расчетного счёта новым клиентам. В результате работает следующий принцип: налогоплательщик обязан контролировать своего партнера, в том числе и в разрезе законности его деятельности. Все риски, связанные с неисполнением таким субъектом своих обязательств, ФНМ переложила на плечи предприятия.

Далеко не все собственники бизнеса спешат представить документ, подтверждающий репутацию компании, ссылаясь на банковский произвол и отсутствие законных оснований для этого требования.

Этапы сбора сведений от контрагентов: организуем процесс проверки

Правильная работа по сбору сведений о контрагенте позволит вам избежать претензий налоговых органов в недостаточной осмотрительности и получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому важно своевременно и правильно проводить проверочные мероприятия.

Сразу определитесь с источниками информации:

  • бесплатные ресурсы;
  • платные сервисы.

Если вы не стеснены в денежных средствах, платные сервисы — адекватное решение вопроса. Они позволяют получить концентрированный набор данных о потенциальном партнере посредством нажатия одной кнопки (или в ином режиме).

Если же вам не по карману платные услуги, не стоит отчаиваться — получить данные можно и бесплатно. Конечно, придется потратить больше времени и, возможно, не всю интересующую вас информацию удастся раздобыть, но это позволит проявить должную осмотрительность при выборе стороны договора.

Процесс сбора информации происходит в несколько этапов:

  • предварительный этап — до заключения договора соберите данные о потенциальном партнере из открытых общедоступных источников;
  • основной этап — если ваше руководство планирует заключить договор именно с этим контрагентом (до момента принятия окончательного решения), сформируйте «досье контрагента» в полном объеме;
  • этап мониторинга — после заключения договора на регулярной основе отслеживайте информацию о стороне договора по ключевым показателям (финансовой отчетности, судебным делам и т. д.).

Далее более детально рассмотрим малобюджетный вариант сбора данных.

О бесплатном сервисе по проверке трудовых договоров узнайте тут.

Заявление, представляемое для подтверждения статуса резидента

До декабря 2020 года формы заявления, представляемого организацией, ИП или гражданином в налоговый орган, не существовало вовсе, оно составлялось в произвольной форме с указанием необходимых документов, поименованных в вышеуказанном информационном сообщении ФНС.

Начиная с 9 декабря, заявление представляется по утвержденной ФНС РФ форме (номер КНД 1111048), с указанием следующих обязательных сведений:

  • Наименования юридического лица (ФИО ИП или гражданина).
  • Года, за который заявитель хочет получить уведомление.
  • Причину выдачи уведомления (для применения двустороннего международного договора или для других целей).
  • Сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица, если у него нет ИНН.
  • Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории РФ.
  • Основания для признания организации налоговым резидентом РФ.

Общая информация о налоговом резидентстве

В контексте применения налогового законодательства резидентство – это принадлежность конкретной компании к налоговой системе, установленной законодательством конкретной страны, нахождение на учете в налоговых органах этой страны и уплата налогов преимущественно в ее бюджет.

Резиденство устанавливается как в отношении физических, так и юридических лиц, но правила его установления имеют существенные отличия.

Применительно к физлицам резидентство зависит от места постоянного жительства, независимо от гражданства такого лица, – для его приобретения достаточно находиться на территории той или иной страны 183 дня в году и более.

Для юридических лиц все иначе. Согласно ст. 246.2 Налогового кодекса, резиденты РФ – это компании:

  • зарегистрированные в России;
  • зарегистрированные в другой стране, но признанные резидентами в соответствии с двусторонним международным соглашением;
  • зарегистрированные в другой стране, но разместившие свои органы управления в России, в том числе если в РФ постоянно действует исполнительный орган такой компании или главные руководящие лица принимают здесь основные руководящие решения.

Если в отношении иностранной компании (ИК) вышеуказанные условия выполняются сразу для нескольких государств, российское резидентство признается за ней лишь в случае осуществления на территории России:

  • бухгалтерского и управленческого учета;
  • делопроизводства;
  • оперативного управления персоналом.

Более того, ИК, имеющая филиал иностранной компании в РФ, вправе сама признать себя российским резидентом независимо от соблюдения вышеуказанных условий, если она:

  • участвует в проектах по добыче полезных ископаемых по договорам о разделе продукции, концессионным или лицензионным договорам;
  • является активной холдинговой или субхолдинговой организацией;
  • разрабатывает новые морские месторождения или является участником компании, разрабатывающей такие месторождения;
  • занимается сдачей в аренду/субаренду транспорта или осуществляет международные перевозки, при условии, что размер доходов от этой деятельности составляет не менее 4/5 в общей структуре прибыли за конкретный налоговый период.

Учитывая все сказанное, в целях российского налогообложения компания-нерезидент – это юрлицо:

  • прошедшее регистрацию не на территории России, но при этом осуществляющее в стране коммерческую деятельность через структурное подразделение или без его образования;
  • не признавшее себя в качестве российского резидента;
  • имеющее контролирующие органы за пределами РФ;
  • разместившее за пределами РФ административные органы по ведению бухучета, кадрового и иного делопроизводства и так далее.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2021 № БС-3-11/4763@).

Читайте также:  Смертельное содержание промилле в крови

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2021 № 03 04 06/53227, от 18.05.2021 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2021 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Выше говорилось, что справка выдается в одном экземпляре. Однако на практике бывают исключения. Оформление большего количества экземпляров имеет место, если:

  • Согласно законодательным нормам зарубежного государства необходимо одновременно представить в налоговый орган 2 и более экземпляров. Для выдачи необходимого числа документов компетентные органы соответствующей страны в установленном порядке известили ФНС России о действующих правилах. В уведомлении должно указываться конкретное количество экземпляров подтверждения.
  • Плательщику необходимо большее число документов за календарный год для передачи их нескольким контрагентам. При этом по каждому из контрагентов должен быть сформирован соответствующий пакет документов.

Ответ из налоговой – уведомление

Если у налоговиков не найдется оснований для отказа, то они пришлют вам, т. е. работодателю, уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (форма по КНД 1125023, утв. Приказом ФНС России от 17.03.2015 № ММВ-7-11/109@). Его должны будут направить в течение 10 рабочих дней со дня получения от вас соответствующего заявления.

Но его не направят, если иностранец одновременно работает у другого работодателя, и такое уведомление уже было направлено ему (поскольку вычет в размере фиксированных авансовых платежей мигрант может получить только по одному месту работы), либо если в ИФНС еще нет сведений о том, что этот иностранный гражданин работает в вашей организации, которые налоговикам должен передать исполнительный орган в сфере миграции (п. 6 ст. 227.1 НК РФ).

>Образец заполнения формы по кнд 1111048


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *