Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить инвалидность по новым правилам. И какие льготы она дает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Реабилитация инвалидов
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Условия присвоения инвалидности
Нарушения функций организма выражаются в разной степени.
Степень выраженности |
Объем нарушения |
Диапазон отклонения, % |
Причина нарушения |
---|---|---|---|
I |
Незначительный |
10-30 |
Болезни, травмы, дефекты |
II |
Умеренный |
40-60 |
|
III |
Выраженный |
70-80 |
|
IV |
Значительный |
90-100 |
Необходимым критерием для получения инвалидности является 2 и выше степень выраженности нарушений состояния здоровья в диапазоне от 40 до 100%.
Новый порядок прохождения МСЭ
Еще раз: по Постановлению № 588, с 01.07.2022 гражданин вправе выбирать формат освидетельствования — очный или заочный. В некоторых случаях по ходу дела потребуются оба.
Очное освидетельствование проводится:
- если выявлены несоответствия в экспертных заключениях или возникли сомнения в их достоверности;
- если требуются дополнительные обследования;
- для разработки программы реабилитации и адаптации;
- по желанию самого гражданина или его законного представителя.
Главное не только то, какие новые правила в 2022 году при получении группы инвалидности выполняют медорганизации, но и сокращение количества бумаг, которые потребуется носить из кабинета в кабинет. Минтруд обещает, что благодаря электронному взаимодействию, данные будут передаваться между учреждениями в цифровом формате, а результаты экспертизы — направляться в личный кабинет на ЕПГУ.
В остальном все по-старому: медицинская организация в направлении на МСЭ указывает сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, отражающих:
- состояние здоровья гражданина;
- степень нарушения функций органов и систем организма;
- состояние компенсаторных возможностей организма;
- проведенные реабилитационные или абилитационные мероприятия.
В первичном направлении на МСЭ не указывают на необходимость проведения иных медицинских обследований гражданам:
- имеющим заболевания, дефекты, необратимые изменения или нарушения, включенные в перечень;
- направляемым на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) при наличии ранее проведенных в течение 12 месяцев обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма.
Решение об установлении инвалидности (категории «ребенок-инвалид») впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации принимается бюро МСЭ на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении, выданном медицинской организацией.
Куда обратиться чтобы получить льготу ребенку инвалиду
Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания. Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней. Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.
- Соц. защита. Принимает документы и отправляет запрос в бухгалтерию на получение скидки на оплату ЖКХ. Перед обращением в соц. защиту нужно погасить задолженность по оплате коммунальных услуг. Специалисты центра оказывают помощь в составлении заявления. Скидка назначается в течении месяца. Примите во внимание, что оплата коммуналки должна проходить не позднее 26 числа текущего месяца.
- Налоговая инспекция. Принимает декларацию 3-НДФЛ на получение налогового вычета. Кроме того, налоговый вычет можно вернуть через работодателя. Отличие в том, что в налоговую инспекцию можно подать декларацию лишь за прошедший год, а работодателю за текущий.
- Администрация района. Занимается распределением земли на строительство. Для этого необходимо подать заявление, которое рассматривается в тридцатидневный срок. Земля предоставляется первоочередно без торга в аренду или собственность за плату. За разработкой Индивидуального плана реабилитации следует обращаться также в администрацию.
- ФСС. Распределяет путевки в лагеря и санатории. Для этого подается заявление. Также нужно иметь направление от врача, если лечение не входит в ИПР. В десятидневный срок происходит регистрация по заявке. Путевка предоставляется не позднее 18 дней до даты заезда. Длительность лечения в санатории от 21 до 42 дней с оплатой дороги до места лечения.
Порядок прохождения комиссии МСЭ для получения инвалидности ребенку
Предварительная запись на прохождение медико-социальной экспертизы осуществляется лично в бюро МСЭ, расположенном по месту жительства ребенка. Если Вы оформляете детскую инвалидность повторно, запись на медико-социальную экспертизу можно произвести, не дожидаясь окончания срока ранее установленной инвалидности.
Отметим, что допускается прохождение повторного переосвидетельствования за 2 месяца до окончания действия предыдущего срока установления инвалидности.
В случаях необходимости переноса ранее назначенной даты освидетельствования МСЭ представитель ребенка должен обратиться заранее в бюро. В случаях невозможности предоставления ребенка по состоянию его здоровья на освидетельствование непосредственно в бюро, МСЭ должна быть проведена в стационаре или на дому со специальной отметкой в соответствующем заключении. Также при согласии законного представителя ребенка, медико-социальная экспертиза может быть проведена заочно.
Важно! Порядок получения инвалидности ребенку допускает привлечение любого специалиста с правом совещательного голоса, за счет средств законного представителя освидетельствуемого.
Период временной утраты трудоспособности составляет: 6-10 месяцев — на ранних стадиях и до 4 месяцев — при стадиях IIIВ и IVА. В случаях, когда пациент отказывается от операции или нельзя провести радикальное лечение, срок временной утраты трудоспособности может составлять 2-3 месяца. При данном виде онкологического заболевания основаниями для получения направления на медико-социальную экспертизу являются:
- радикальные операции на ранних стадиях заболевания, в случаях, если профессиональная деятельность пациентов предполагает работу в противопоказанных для больного условиях;
- радикальные операции на ранних стадиях заболевания при наличии постгастрорезекционных синдромов средней и тяжелой степени;
- радикальное лечение при IIIВ и IVА стадиях заболевания с сомнительным прогнозом;
- инкурабельные больные и прошедшие курс паллиативного лечения, связанный с неблагоприятным клиническим прогнозом.
Трудоспособными могут быть признаны пациенты, перенесшие радикальные операции онкологии желудка I, II и IIIА стадий с ровным течением заболевания без возникновения рецидива, метастазов опухоли и неблагоприятных послеоперационных последствий. При необходимости долечивания пациента, не влияющего на трудовой прогноз, листок временной нетрудоспособности может быть продлен свыше 4 месяцев.
Злокачественные заболевания лимфы, крови и костной ткани
Остеогенные саркомы. При данном виде онкологического заболевания срок временной утраты трудоспособности может составлять от 3 до 4 месяцев. Затем, в связи с высокой степенью тяжести заболевания и выраженными ограничениями жизнедеятельности, на МСЭ больному устанавливается 2 или 1 группа инвалидности.
Гемобластозы. Данный случай онкологии предполагает наступление временной нетрудоспособности сразу после диагностирования острого лейкоза, при его лечении, в случаях рецидива заболевания и прохождения противорецидивной терапии. Срок временной утраты трудоспособности составляет 4 месяца, далее, при сомнительном прогнозе и необходимости прохождения длительного лечения, пациент направляется на МСЭ. В случаях терминальной стадии заболевания больной должен быть направлен на комиссию МСЭ до окончания 4 месяцев временной нетрудоспособности.
Хронический лимфолейкоз и миелолейкоз. Временная утрата трудоспособности в данном случае онкологии возникает в период обострения болезни, ее срок составляет порядка 4 месяцев, затем пациент направляется на МСЭ. Показанием для получения направления на комиссию является терминальная стадия заболевания либо его быстрое прогрессирование. Трудоспособными могут быть признаны больные, степень заболевания у которых достигла фазы полной клинико-гематологической ремиссии.
Лимфогранулематоз. Длительность временной утраты трудоспособности при данном онкологическом заболевании может составлять до 4 месяцев. В случае возникновения стойкой утраты работоспособности на МСЭ устанавливается 1, 2 или 3 группа инвалидности, в зависимости от состояния организма и течения заболевания и лечения, включая прохождение курса цитостатической и лучевой терапии.
Подводя итоги, отметим, что продление сроков временной утраты трудоспособности пациентам, у которых обнаружена начальная стадия онкологии без осложнений после радикального лечения, является одним им методов профилактики инвалидности в целом.
В случаях продления сроков временной нетрудоспособности учитываются условия и характер профессиональной деятельности, способность к труду и психологическое состояние больного, социальные факторы. В процентном отношении способность пациента вернуться к своей трудовой деятельности после всех курсов лечения при частичной реабилитации в первые 3 года происходит в 76,4% случаев, после 5 лет — в 19,4% случаев.
Какую группу при ДЦП определяют
Первую группу инвалидности при ДЦП дают детям с резко выраженными ограничениями физической и интеллектуальной деятельности. У таких детей слабо сформированы или совсем отсутствуют навыки самообслуживания, передвижения, общения, контроля за своими поступками.
Вторая группа инвалидности при ДЦП дается при наличии следующих нарушений:
- выраженный двигательный дефект;
- расстройства речи;
- регулярно повторяющиеся эпилептические припадки;
- снижение остроты зрения до 0,08;
- нейросенсорная тугоухость III—IV степени;
- частичные ограничения в самообслуживании, обучении, передвижении и ориентации.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Как оформить статус для получения льгот
Для оформления инвалидности ребенку, родители должны обратиться к лечащему неврологу или детскому педиатру, который даст направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Затем для родителей начинается самый сложный этап – посещение всех врачей из списка, сдача анализов и прохождение диагностических процедур. Всех врачей нужно посетить до назначенного дня проведения экспертизы. Имея на руках заключения врачей и результаты анализов, родители передают их на рассмотрение в комиссию лично или в электронном виде.
Из документов также нужно предоставить свидетельство о рождении (или паспорт после 14 лет), характеристику с места учебы или детского сада (при условии их посещения ребенком) и направление на МСЭ. Комиссия не имеет права требовать от родителей или опекунов предоставления других документов.
ДЦП – это тяжелое заболевание, требующее серьезного лечения и длительной реабилитации. Полученные льготы после оформления инвалидности станут хорошей материальной поддержкой.
При заполнении формы «Получить консультацию» внимательно проверьте правильность написания своей электронной почты и номера телефона.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ИНВАЛИДНОСТИ У ПОЖИЛЫХ
Медики выделяют 5 классов заболеваний, которые в 75 % случаях приводят к снижению или утрате трудоспособности у пенсионеров. По статистике распространенность инвалидности среди женщин выше в 3–5 раз. Такую особенность связывают с более высокой продолжительностью их жизни.
Самый большой процент инвалидности в мире фиксируют у людей с расстройствами органов чувств. Причинами развития глухоты (44 % от общего числа людей с особым статусом) в пожилом возрасте выступают последствия хронических патологий, операций, воспалительных процессов головного мозга, работа в условиях высоких звуковых волн, черепно-мозговые травмы.
Около 40 % инвалидов получили группу по причине нарушения зрительной функции. К основным факторам развития слепоты относят повреждение белочной оболочки или роговицы глаза, катаракту.
В России особый статус пожилых людей в большинстве случаев связан с болезнями системы кровообращения. Это связано с возрастными изменениями в сосудах, стенки которых теряют эластичность, становясь более тонкими. Такие изменения ограничивают возможность их расширения и сужения, что нарушает нормальный ток крови. Ткани и органы испытывают дефицит в кислороде, питательных веществах. Их голодание провоцирует развитие различных патологий.
Следующим классом инвалидизирующих заболеваний по распространенности выделяют дисфункции опорно-двигательного аппарата. К ним относят нарушения структуры верхних или нижних конечностей, вызванные дегенеративными процессами в суставах. Болезни такой группы нередко приводят к потере способности самостоятельного передвижения, выполнения действий по самообслуживанию. В тяжелых случаях человек прикован к постели и нуждается в постоянном уходе.
С возрастом нарастает и частота нервно-психических расстройств. Статистика ВОЗ отмечает более 25 % случаев от общего количества инвалидов среди пациентов пожилого возраста. К основным видам патологий такого типа, при которых положена инвалидность, относят шизофрению, деменцию, депрессию. У таких людей отмечают проблемы с памятью, речью, дезориентацию, беспричинную раздражительность. Постепенно человек теряет способность к самообслуживанию, перестает узнавать близких.