Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности государственного регулирования валютного рынка РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2001 году основными задачами политики валютного курса Банка России являлись укрепление доверия к национальной валюте и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнение золотовалютных резервов для поддержания устойчивости российской финансовой системы. Курсовая политика базировалась на использовании режима плавающего валютного курса, что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги.
Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации
Легального определения валютных операций в действующем законодательстве нет. При этом ст. 1 Закона № 173-ФЭ содержит их закрытый перечень из девяти пунктов:
1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
4) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;
7) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
8) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
9) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.
Особенностью валютных операций является либо наличие среди субъектного состава нерезидента, либо присутствие в объектном составе валютных ценностей.
Условно приведенный перечень можно сгруппировать следующим образом: операции между двумя резидентами, двумя нерезидентами, резидентом и нерезидентом по приобретению и распоряжению объектами валютных правоотношений либо их использование в качестве платежа при совершении любой сделки, т.е. заключения любого договора, который существует в рамках гражданского законодательства.
Отдельной операцией является любое перемещение через таможенную границу Таможенного союза объектов валютных правоотношений. Третью группу составляют операции по счетам, имеющие иностранный элемент в субъектном или объектном составе.
Таким образом, валютная операция — это определенное действие, совершаемое резидентами либо нерезидентами по приобретению, отчуждению, перемещению через таможенную границу либо по счетам валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, регулируемое валютным законодательством, а также актами органов валютного регулирования.
Валютные операции можно классифицировать по различным основаниям.
В целом за 1999 г. обменный курс изменился с 20,65 руб. за доллар на 31 декабря 1998 года до 27 руб. за доллар на конец 1999 года. Таким образом, в реальном выражении (с учетом инфляции на 1999 г.) рубль укрепился. Такой результат был достигнут на фоне некоторого общего улучшения платежного баланса, выразившегося в том, что удалось сохранить и даже несколько увеличить золотовалютные резервы.[13]
Реализация политики валютного курса в 2001 году происходила в условиях, обеспечивших значительное положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса (около 28 млрд. долл. США за девять месяцев 2001 года), которое превысило прогнозировавшийся уровень, хотя и несколько уступало показателям аналогичного периода предшествующего года (33,4 млрд. долл. США). Основным фактором его формирования стало сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта в течение первых трех кварталов года. Приток иностранной валюты в страну создавал потенциал значительного реального укрепления рубля.
В сложившейся ситуации для поддержания баланса между предложением иностранной валюты и спросом на нее на внутреннем валютном рынке Банк России использовал инструменты денежно-кредитной политики, среди которых главную роль играли интервенции на валютном рынке, ограничивавшие резкие колебания валютного курса рубля. Накопленные валютные резервы позволили Банку России эффективно противодействовать кратковременным всплескам спроса на иностранную валюту, предотвращая экономически необоснованные резкие курсовые колебания.
Ежемесячные темпы прироста официального курса доллара США к рублю в январе—октябре 2001 года не превышали 1,1%. Темпы роста реального курса рубля к доллару США и к евро за январь—сентябрь 2001 года по отношению к декабрю 2000 года составили 6 и 4% соответственно.
Несмотря на напряженный график обслуживания внешнего долга и значительные объемы валютных ресурсов, приобретаемых Минфином России для этих целей у Банка России, с начала 2003 года сохранялись довольно высокие темпы прироста золотовалютных резервов, и к 1 ноября золотовалютные резервы страны возросли на 35,7% по сравнению с 1 января, достигнув 38,0 млрд. долл. США. Накопление золотовалютных резервов происходило одновременно с сокращением чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования и не приводило к чрезмерному росту денежного предложения, а его инфляционные последствия сдерживались предпринимаемыми стерилизационными мерами.
Следует отметить, что укрепление рубля в реальном выражении не оказывало значимого воздействия на экономическую ситуацию на фоне существенного улучшения условий торговли для России. Кроме того, реальное укрепление рубля создавало дополнительные стимулы для увеличения объема инвестиций, направленных на повышение производительности труда и эффективности производства за счет использования интенсивных факторов его роста.
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Документы для валютного контроля
О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:
- резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
- в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
- при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
- при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
Права, а также обязанности органов и агентов валютного контроля, и их должностных лиц
И органы, и агенты, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в пределах собственной компетенции и в точном соответствии с актуальным законодательством страны имеют полное право на то, чтобы:
- Проводить необходимые проверки точного соблюдения резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
- Проводить в случае необходимости проверки полноты, а также реалистичности учета и отчетности касательно валютных операций резидентов, а также лиц, не являющихся резидентами.
- Проводить запрос, а также получать документацию и данные, напрямую связанные с проведением операций валютного характера, открытием, а также ведением счетов. Обязательный период для предоставления документации по подобным запросам не способен быть меньшим, нежели семь рабочих суток с момента подачи такового запроса.
Органы, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в рамках собственной компетенции имеют полное право на следующее:
- Выдача предписаний касательно устранения найденных ранее нарушений актов актуального валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
- Применение законодательно установленных мер ответственности за любое нарушение актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
Точный порядок предоставления лицами, являющимися и не являющимися резидентами, подтверждающей документации, а также данных во время осуществления операций валютного характера агентам, осуществляющим валютный контроль, устанавливается строго:
- Для своевременного предоставления агентам, осуществляющим валютный контроль, кроме уполномоченных банков, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, – российским Правительством.
- Для предоставления уполномоченным банкам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг, – российским Центробанком.
С целью осуществления грамотного валютного контроля агенты, которые осуществляют валютный контроль в рамках собственной компетенции, обладают правом запрашивать и затем получать от лиц, являющихся и не являющихся резидентами, такие документы либо их копии, которые связаны с проведением валютных операций, открытием, а также ведением счетов:
- Документация, которая удостоверяет личность физлица.
- Документация о государственной регистрации физлица как ИП (индивидуального предпринимателя).
- Документация, которая удостоверяет статус юрлица, – конкретно для нерезидентов, а также документация о государственной регистрации юрлица, – непосредственно для резидентов.
- Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в определенном налоговом органе.
- Документация, которая удостоверяет права индивидов на некое недвижимое имущество.
- Документация, которая удостоверяет права лиц, не являющихся резидентами, на проведение валютных операций, открытие любых счетов (вкладов), которые оформляются и выдаются органами страны места проживания (либо же места регистрации) лица, не являющегося резидентом, в том случае, если получение нерезидентом данного документа предусматривается актуальным законодательством зарубежного государства.
- Уведомление налогового органа строго по месту учета лица, являющегося резидентом, касательно открытия счета (вклада) в банке, расположенном не на территории России.
- Регистрационная документация в ситуациях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в согласии с Законом о валютном регулировании.
- Документы (либо же проекты документов), которые являются основанием для проведения любых валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания либо прочих органов управления юрлица; документация, которая содержит данные о результатах торгов (если они были проведены); документация, подтверждающая имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), информации, а также результатов интеллектуальной деятельности, в частности, исключительных прав на них, акты государственных органов.
- Документация, которая оформляется и выдается кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля, банковские выписки; документация, которая подтверждает осуществление валютных операций.
- Таможенные декларации, документация, подтверждающая ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ товаров, российской валюты, зарубежной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг строго в документарной форме.
- Паспорт сделки.
- Документация, которая подтверждает, что физлица являются супругами либо же близкими родственниками, в том числе документы, которые были выданы органами записи актов гражданского состояния (свидетельства о браке и о рождении), уже вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных либо же родственных отношений, касательно усыновления (либо удочерения), об установлении отцовства, записи в паспортах о детях, о супругах, прочие документы, которые предусматриваются актуальным законодательством страны.
- Документация, подтверждающая факт непрерывного проживания физлиц, являющихся гражданами России, в зарубежном государстве в строгом соответствии с актуальным законодательством данного государства.
Органы, а также агенты валютного контроля имеют право требовать предоставления исключительно той документации, которая напрямую относится к осуществляемой валютной операции.
Абсолютно все документы обязаны быть действительными на момент предоставления органам и агентам, осуществляющим валютный контроль. По запросу такого органа или агента представляются правильным образом заверенные переводы на русский язык тех документов, которые исполнены полностью либо в какой-то определенной части на зарубежном языке. Документы, которые исходят от госорганов зарубежных государств, подтверждающие статус юрлиц, не являющихся резидентами, обязаны быть легализованными строго в установленном порядке. Зарубежные официальные документы могут предоставляться без легализации только в тех случаях, которые предусмотрены международным договором России.
Документы необходимо представлять органам либо агентам, осуществляющим валютный контроль, строго в оригинале либо же в форме правильным образом заверенной копии. Если к проведению конкретной валютной операции либо же к открытию счета имеет непосредственное отношение только некая часть документа, то достаточно предоставить заверенную выписку из него.
Уполномоченные банки могут отказать в проведении конкретной валютной операции в ситуации непредставления индивидом всех нужных документов либо же предоставления им неправдивых документов.
Подлинники документов принимаются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, только для ознакомления, и после возвращаются обратно представившим их индивидам. В материалы валютного контроля в таком случае помещаются заверенные непосредственно органом либо же агентом валютного контроля копии.
Одинаковые документы должны предоставляться лицами, являющимися и не являющимися резидентами, органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту, осуществляющему валютный контроль, территориальному подразделению агента валютного контроля, прямо истребовавшего определенные документы, однократно, и при этом они не подлежат еще одному представлению до перемен в сведениях, которые указаны в данных документах. Указанное положение не имеет распространения на случаи утери данных документов из-за непреодолимых сил. Если сведения, содержащиеся в данных документах, изменились, лицо, являющееся либо же не являющееся резидентом, должно сообщить об этом определенному органу, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного органа, агенту, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного агента, предъявив все нужные документы, в которых есть подтверждение произошедшим изменениям. Для того чтобы подтвердить факты, у лиц, являющихся и не являющихся резидентами, допустимо истребовать исключительно те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, к примеру, для учета собственных хоз. операций в соответствии с точными правилами бухучета, а также обычаями делового оборота.
В данном случае составления новых отдельных документов специально для целей данного валютного контроля совершенно не требуется, если прочее не указано в актуальном законодательстве страны.
Агенты валютного контроля, а также их должностные лица, должны:
- Производить контроль над строгим соблюдением лицами, являющимися и не являющимися резидентами, актов актуального законодательства России, а также актов органов валютного регулирования.
- Представлять соответствующим органам валютного контроля данные касательно валютных операций, осуществляемых с их непосредственным участием, в том порядке, который установлен актами валютного законодательства России, а также актами соответствующих органов валютного регулирования.
Органы, а также агенты, осуществляющие валютный контроль, и их должностные лица должны соблюдать согласно актуальному законодательству России банковскую, коммерческую, налоговую, прочую охраняемую законодательно тайну, защищать прочие данные, в отношении которых установлено требование об обеспечении им обязательной конфиденциальности и которые, при этом, стали им известны в рамках осуществляемых полномочий.
Уполномоченные банки и государственная корпорация «Внешэкономбанк» как непосредственные агенты, осуществляющие валютный контроль, передают налоговым и таможенным органам по их прямым запросам с целью осуществления валютного контроля над осуществляемыми резидентами валютными операциями, а также открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии правильным образом заверенных документов, среди которых:
- Документы, которые удостоверяют личность физлиц.
- Документы о государственной регистрации физлица как ИП.
- Документ о государственной регистрации юрлица, являющегося резидентом.
- Документы либо проекты документов, которые выступают в качестве основания для осуществления валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним.
- Документы, которые подтверждают имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), данных и результатов деятельности интеллектуального характера, в том числе и исключительные права на них.
- Документы, которые оформляются и выдаются кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля и банковские выписки.
- Паспорт сделки.
- Таможенные декларации.
Что относится к валютным операциям на законодательном уровне
Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.
В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.
В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:
-
приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;
-
ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;
-
перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;
-
перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;
-
перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.
В процессе предоставления предприятиям хозяйственной самостоятельност
Возникшие в первые годы формирования рыночных отношений коммерческие банки стали обслуживать предприятия, осуществляющие экспортные и импортные операции, и получили возможность самостоятельного осуществления операций с иностранной валютой.
Резко возрос оборот как наличной, так и безналичной иностранной валюты в Российской Федерации. Государство утратило возможность самостоятельно осуществлять полный контроль за проведением валютных операций всеми субъектами внешнеэкономической деятельности.
В то же время осуществление контроля за валютными операциями коммерческих банков, а также за осуществлением экспортных и импортных процедур предприятий приобрело новое чрезвычайно важное значение, поскольку государство потеряло возможность полного распоряжения поступающей на счета предприятий иностранной валютой и нуждалось в источниках пополнения своих валютных резервов и налоговых поступлений в бюджет.
Кроме того, для поддержания стабильности экономики и защиты валюты Российской Федерации (рубля), обеспечения возможности проведения государственной экономической политики возникла необходимость оказывать влияние на деятельность субъектов экономических отношений при помощи не только административных, но и экономических рычагов воздействия.
Для достижения этих целей потребовались новые законодательные акты, регламентирующие вопросы валютного регулирования и валютного контроля, определяющие порядок осуществления валютного контроля, полномочия и обязанности государственных органов, юридических и физических лиц в области валютных операций.
В настоящее время уже создана система нормативно-правовых актов, строго регламентирующих круг разрешенных валютных операций и порядок их проведения. Основой этой системы стал федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09 октября 1992 года. Кроме того, существует большое число актов, изданных различными государственными органами (Президентом Российской Федерации, Правительством, Центральным Банком, Государственным таможенным комитетом, Министерством внешнеэкономических связей).
Следует отметить, что действующее валютное законодательство нельзя считать окончательно сформированным, оно развивается в соответствии с изменяющимися экономическими условиями: принимаются новые нормативные акты, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые, отменяются документы, содержащие устаревшие положения, не отвечающие задачам, поставленным экономической политикой государства. В то же время, все изменения, вносимые в валютное законодательство, базируются на принципах, изложенных в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле».
Актуальность проблемы организации валютного регулирования
Надо отметить, что ситуация на валютном рынке, как правило, развивается медленно, имея определенные тенденции, однако, ей свойственны и кризисы, которые, как например, в августе 1998г., оказывают чрезмерное сильное и, как правило, отрицательное влияние на экономику России, а также на стабильность в обществе.
С другой стороны нельзя забывать, что на текущий курс валюты той или иной страны по отношению к другой влияет в первую очередь состояние экономики в основных отраслях производства, а также другие причины, выявление которых ставится целью курсовой работы на тему: «Валютное регулирование и валютный рынок в России: состояние, проблемы и тенденции развития».
Задачами курсовой работы является рассмотрение:
— системы валютного
-текущего состояния валютного рынка
-определение тенденций к возможным резким скачкам спроса и предложения валюты.
Работа написана на основе нормативно-правовой базы и учебно-методических пособий по мировой экономике, а также современных публикаций в прессе по состоянию и тенденциям развития валютного рынка.
Несмотря на то, что Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит ряд отдельных неточностей, которые предстоит исправить, он является главным источником валютного законодательства РФ и важнейшей вехой развития валютного регулирования в стране. Отсутствие в тексте закона детализированных норм является скорее плюсом, чем минусов рассматриваемого закона закрепление на продолжительный срок определенного набора валютных ограничений стало бы искусственным препятствием для интеграции нашей страны в мировую экономику и не позволило бы оперативно решать возникающие в сфере валютных отношений проблемы в условиях быстроменяющейся экономической ситуации.
Для характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются следующие понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», т. е. валюта, используемая в пределах только одного государства; «обратимая (конвертируемая) валюта», валюта обмениваемая на иностранную валюту и являющаяся, таким образом, средством платежа на международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая) валюта» используется не во всех внешних валютных операциях и в отношениях не всех субъектов.
К валюте РФ относятся: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; б) средства в рублях на банковских счетах и в банковских вкладах.
К иностранной валюте отнесены: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Валютные ценности — ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены: а) иностранная валюта; б) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме. Внешними ценными бумагами не являются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ и выпущенные на ее территории.
В процессе создания эффективно работающего и контролируемого внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов: Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики государства. Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Субъекты хозяйственной деятельности очень чутко реагируют на любые изменения в области валютного регулирования, поэтому любые непродуманные действия в этой сфере, могут привести к разрушительным последствиям, что подтверждает мировой опыт. В-третьих, валютное законодательство в РФ еще далеко от своего полного становления, оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, а зачастую и противоречиво. В целом же оно достаточно сложно даже для специалистов, не говоря о работниках предприятий и банков, поэтому, чем меньше будет исключений из единых правил и норм валютного регулирования, тем эффективнее будет валютная политика государства.
В современных условиях очевидна масштабность и значимость валютного контроля для российской экономики. Совершенствование механизма его осуществления способно дать положительные результаты, а именно снижение уровня «бегства» капитала за границу, создание благоприятного климата для инвестиционного производства, укрепление российской валюты, превенция нарушений валютного законодательства, борьба с нелегальной экономикой.
Система валютного регулирования ориентируется на достижение общеэкономических целей, среди которых стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьба с инфляцией и другие. Валютная политика является мощным экономическим рычагом, который регулируется с помощью права. Это явление многослойное, со сложной структурой, отличающееся разнообразием форм своего выражения, а также большим количеством средств, способов, методов регулирования.
Валютная политика в РФ определяется тем, что наша страна является основным сырьевым экспортером, и валютный курс играет очень большую роль в развитии всего сектора нашей экономики. Поэтому детального изучения требуют вопросы валютного регулирования и валютного контроля, которые необходимо совершенствовать для укрепления национальной экономической безопасности и развития всей экономики. Потому как до настоящего времени, и кризис это проявил, существует проблема долларизации российской экономики. Текущая валютная политика России базируется на регулировании валютного курса с помощью интервенций Банка России на валютном рынке, установления нормы обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров и услуг, а также ограничении международного движения капитала, включая валютный контроль.
Тема на данный момент актуальна, т.к. современные экономические условия в России, привели к активизации внешнеэкономической деятельности предприятий, путем роста ответственности за нарушения российского законодательства, а также за несоблюдением резидентами и нерезидентами нормативных требований валютного законодательства и валютного регулирования Российской Федерации.
Цели валютного регулирования и контроля
Главной целью валютного регулирования является ограждение валюты от внешнего экономического воздействия. Государство старается защитить российскую экономику от противоправных действий сферы валютных отношений.
Также валютное регулирование имеет цели:
- тактическая цель – создание благоприятной почвы для снятия ограничений по валютным движениям;
- конечная задача – полная конвертируемость валюты.
Законодательство РФ не утверждает конкретные задачи и цели регулирования валютных движений по причине их оперативного изменения.
Надзор за операциями с участием валюты включает в себя задачи:
- определение соответствия операций установленным номам;
- проверка исполнения обязательств участников валютной операции;
- проверка обоснованности действий;
- надзор за полнотой предоставленных сведений.
III. «Товар» на валютном рынке
Если мы скажем, что товаром на валютном рынке являются деньги, мы будем правы только отчасти. Действительно, деньги, как иностранные, так и российские, независимо от своей формы (наличная, безналичная), имеют хождение на валютном рынке. Именно деньги, независимо от страны происхождения, называют валютой. Рубли — валютой РФ, а прочие деньги — иностранной валютой.
Прямое отношение к этому рынку имеют и ценные бумаги, т.к. они удостоверяют право на получение денег. Ценные бумаги делятся на:
— внутренние, к ним относятся зарегистрированные в РФ эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых выражена в рублях, а также все прочие ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей и выпущенные на территории РФ;
— внешние, к ним отнесены все прочие ценные бумаги.
Иностранная валюта и внешние ценные бумаги относятся к валютным ценностям.
Правовое регулирование валютных операций
Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».
Среди них можно выделить следующие:
-
невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
-
установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
-
одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
-
единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
-
госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.
Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:
-
Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
-
международные соглашения РФ;
-
опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.
Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).
Обязанности резидентов и нерезидентов в действиях с валютой
Что касается обязанностей участников операций с валютой, то они уполномочены:
Предоставлять только достоверную и полноценную информацию на запросы валютно-контрольных органов и агентов, предъявлять любые запрашиваемые документы валютного контроля по открытию и текущему ведению счетов, связанному с участием резидента (нерезидента).
Составлять отчёты по осуществлённым валютным операциям согласно требуемым срокам, в соответствии с законодательством, установленными правилами, инструкциями
При этом важно сберегать всю задействованную в валютных операциях не менее трёх лет с момента совершения того или иного действия в сфере валютных правоотношений.
Безукоризненно следовать рекомендациям и предписаниям органов, обеспечивающих осуществление валютного контроля, устранять обнаруженные ими в ходе проверок нарушения в актах валютного регулирования.. В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой
В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой.
Валютное регулирование в РФ
Правовые акты в России достаточно точны. В законе № 173 четко разграничены два понятия. Первое – «валютный контроль». Второе – близкое по смыслу, но не тождественное «валютное регулирование». В самом общем значении валютный контроль – это деятельность, направленная на осуществление надзора за четким соблюдением правил, установленных законодательными актами требований. Это первое определение. Также валютное регулирование заключает в себе издание нормативно-правовой базы и законов, устанавливающих правила при проведении валютных операций. Это второе определение.
Основные органы валютного регулирования и контроля в РФ идентичны:
1. Центробанк России.
2. Правительство России.
Реализацию мер по денежному регулированию обычно символически делят на 2 уровня:
1. Нормативный. Суть его состоит в разработке правовой базы, касающейся регулирования валютных операций на территории РФ, а также ее последующего утверждения и внедрения на практике.
2. Индивидуальный. Это непосредственное применение действующих правовых актов и законодательной базы к конкретной ситуации, образовавшейся в результате действий на валютном рынке.
Правительство и Банк России. Именно эти органы играют ведущую роль в валютном регулировании в РФ. Они и осуществляют реализацию задач по воплощению в жизнь политики государства в этой специфической сфере.