Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать земельный налог в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.
Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.
Правила начисления налога на землю
Облагаются налогом данного муниципалитета, только те земельные наделы, которые входят в границы и находятся в аренде, по договорам бессрочного пользования.
Сумма налога начисляется исходя из кадастровой оценочной стоимости одной сотки земли.
Местные власти принимают ращения о принятии процентной ставки, которая и повлияет на сумму уплаты сбора.
Кадастровая оценочная стоимость земли определяется по состоянию первого января 2023 года.
Для льготной категории налогоплательщиков земельного сбора происходит такой порядок расчёта:
- Площадь земельного надела — 600,0 метров квадратных = превышающая площадь льготного надела;
- Исчисляется стоимость по кадастру превышающей площади;
- Стоимость превышающей площади х процентная ставка = сумма к оплате.
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy
Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.
Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:
Cн = KC x Нcт, гдe:
- Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
- Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.
Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.
Налоговая база и ставки
Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:
- кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
- если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
- если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
- при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.
Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.
Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:
- 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5% для иных земельных участков.
Кем устанавливаются льготы в налогообложении
Условия предоставления льгот и полный список граждан, имеющих право на их получение, прописаны непосредственно в налоговом кодексе Российской Федерации, глава 32. Льготы в налогообложении устанавливаются действующим кодексом РФ и нормативно представительными актами органов местного самоуправления.
Налоговый кодекс предусматривает льготы по земельному налогу
Налоговый кодекс предусматривает отчисление обязательного платежа для каждого участка земли, который находится в общей долевой собственности и предполагает предоставление льгот для ограниченного круга лиц, прописанных в налоговом кодексе РФ.
Не признаются объектами налогообложения земельные участки:
- земельная собственность, которая была изъята в связи с решением законодательства Российской Федерации;
- на которых находятся ценные памятники культурного наследия страны, находящиеся в списке всемирного наследия, а также крупные заповедники РФ, исторические музеи-заповедники, археологическое наследие Российской Федерации;
- которые утратили силу;
- которые входят в состав лесного фонда;
- на которых находятся водные объекты, принадлежащие РФ и входящие в водный фонд страны;
- которые входят в общее имущество многоквартирных домов.
Как уменьшить налог на землю физическому лицу
Уменьшить налог на землю бывает достаточно сложно, так как налог зависит от кадастровой стоимости земли и специалисты редко допускают ошибки в оценочной характеристике земельного участка. Однако это возможно сделать несколькими способами:
- если обратиться в суд и попробовать обжаловать оценку земельного участка. В данном случае будет оспариваться правильность расчетов кадастровой стоимости земли, при которой обязательно будет проводиться экспертиза и оценка земли экспертами при автоматической ошибке ее приведут в соответствии с нормами расчета;
- уменьшение земельного налога возможно также при сдаче в аренду участка. В этом случае владелец может не оплачивать полную стоимость налога, так как она будет сокращена;
- уменьшить платеж можно с помощью льгот для определенных групп населения (перечислены выше).
Стоит иметь в виду что обращение в суд не гарантирует положительный исход дела и часто так случается, что на земельный участок наоборот добавляют кадастровую стоимость после судебного разбирательства, из-за того, что эксперт дал неправильную оценку.
Земельный налог: сущность, особенности расчета и уплаты
Не каждый налогоплательщик сможет легко позволить себе заплатить государству несколько тысяч рублей в качестве земельного налога. Для многих людей, особенно пожилых, такая выплата оказывается весьма обременительной в финансовом отношении.
Следует знать, что в 2023 году российские пенсионеры вправе оспорить (обжаловать) суммы налога на землю, начисляемые государством к оплате.
Лица преклонного возраста могут успешно воспользоваться предусмотренными льготами, которые позволяют не только ощутимо уменьшить величину соответствующих обязательств перед бюджетом, но и вообще избавиться от необходимости уплачивать государству земельный налог.
Налог на землю является обязательным платежом, взимаемым государством с каждого гражданина, имеющего законное право пользоваться зарегистрированным земельным участком. Такой налог, по сути, представляет собой пошлину (сбор) местного значения, так как все средства, собранные путем его начисления и последующей оплаты, полностью направляются на финансирование нужд соответствующих муниципальных образований. Федеральный закон РФ под номером 141 от 29 ноября 2004 года, более известный как 141-ФЗ, устанавливает строгие нормы налогообложения граждан (физических лиц), являющих земельными собственниками.
Так, сумма фактических обязательств конкретного гражданина по уплате (внесению) в соответствующий бюджет платежа за землю определяется госструктурами, которые при осуществлении таких вычислений базируются на следующих параметрах:
- Стоимость (цена) идентифицированного участка земли, установленная по данным его кадастровой оценки.
- Ставка такого налога, конкретная величина которой зависит от типа географической территории плательщика (собственника, пользователя).
- Законодателем установлена ставка платежа на уровне 0,3% цены земли, предназначенной для ведения садоводческой, огороднической, животноводческой или иной сельскохозяйственной деятельности, а также дачного хозяйства.
- Обладатели участков прочих категорий, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше, вносят земельный платеж по ставке 1,5% цены земли, которая определяется по итогам проведенной кадастровой оценки.
Упомянутые выше ставки являются максимально допустимыми при определении государством обязательств конкретного гражданина по уплате в соответствующий бюджет земельного налога.
Преимущества для регионов и проблемы кадастровой оценки
Разрешается изменение величины земельного налога отдельными регионами. Муниципалитеты могут нормировать ставки земельного платежа в диапазоне 0,1 – 1,5%. Регионам дается право предоставления земельных льгот определенным категориям граждан с учетом осуществляемых видов деятельности.
Эксперты утверждают, что местные власти сегодня не смогут модернизировать инфраструктуру, если не будут повышать соответствующие налоги. Многие регионы РФ сегодня испытывают острый недостаток финансовых ресурсов, что создает ощутимые препятствия для своевременного и полного выполнения принятых обязательств. Повсеместное использование властями кадастровой оценки становится для собственников бизнеса новым, достаточно серьезным испытанием. Специалисты считают, что региональные платежи будут способствовать увеличению бюджета государства. Главная проблема на сегодня – методика, согласно которой государством должна осуществляться кадастровая оценка имеющихся земельных владений.
Без льгот и исключений
В отношении земельных участков, которые попадают под эти критерии, не будут применяться льготы по налогу, в том числе установленные Налоговым кодексом, а также иными законодательными актами, если в них не установлено иное.
— Несмотря на то, какая льгота была предусмотрена и сколько лет, если с 2023 года на этом участке будет отсутствовать капстроение, то льгота на него распространяться не будет. Даже если какая–то льгота до конца 2022 года в отношении такого земельного участка могла применяться, то в 2023 году к таким участкам будут применяться только те льготы, которые прямо прописаны в законодательных актах. Все остальные льготы будут утеряны начиная с 2023 года, — добавила начальник управления.
По общим правилам бюджетные организации не признаются плательщиками этого налога, но в отношении таких земельных участков они будут признаваться плательщиками.
Что могут сделать местные органы
Хотя на федеральном уровне пенсионерам льготы по земельному налогу не положены, их могут предоставить местные власти.
Все налоговые платежи перечисляются в муниципальный фонд. Следовательно, региональные власти имеют возможность сами распоряжаться, кого нужно освободить от этого налога, а кого нет. То есть на наличие льгот прямо влияет то обстоятельство, где расположен земельный надел.
Человек, которого интересует данный вопрос, может обратиться с вопросом к представителю муниципальных органов, чтобы уточнить, есть ли льготы в данном регионе. Не во всех ситуациях местные власти вводят полное освобождение некоторых категорий населения от уплаты налога на землю. Чаще они на некоторое время вводят льготы (снижение суммы, подлежащей налогообложению) для таких лиц:
- Многодетных родителей.
- Ветеранов.
- Лиц пенсионного возраста и др.
Желательно осведомиться, каким условиям должен соответствовать кандидат на получения льгот.
Льготы земельного налога в 2023 году
Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:
- в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
- в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).
К федеральным льготам относятся:
- герои Советского Союза и России;
- люди имеющие инвалидность;
- ветераны велико отечественной войны;
- участники чернобыльской катастрофы;
- пенсионеры;
- физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.
Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:
- используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
- хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.
Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).
Налог на землю в 2023 году: изменения
- площадь вокруг многоквартирного дома;
- объекты особого назначения (территории, признанные культурным наследием страны, заповедники, участки на берегу рек и озер, относящиеся к водному фонду, ограниченные в обороте земли и т.д).
Кроме того, с 2023 года будет проведено реформирование самой системы кадастровой оценки. Сейчас таким видом деятельности занимается множество частных компаний, и отрегулировать единый подход не всегда возможно. Однако государство планирует поручить эту отрасль государственному бюро «Центр кадастровой оценки». Чиновники полагают, что это позволит систематизировать и «выровнять» стоимостные показатели.
Налоговое законодательство указывает на наделы, за которые сбор не уплачивается. К ним отнесены земли, ограниченные или изъятые из оборота, составные части фондов.
Земельный налог распространяется на наделы, находящиеся в пределах муниципального образования. Исчисляется он исходя из стоимости участка, отраженной в кадастре. Определение цены происходит на начало календарного года. Если участок образуется на протяжении года – определение сбора связывается с датой, когда произошла постановка на учет. При наличии нескольких собственников на участок начисление пошлины происходит отдельно для каждого из них.
Реформа в действии – со следующего года в России станут выходить на пенсию на пять лет позже. Один из самых обсуждаемых в последнее время законопроектов, вступит в силу уже через пару месяцев. Но что изменится в жизни россиян, помимо возраста выхода на заслуженный отдых?
- участники ВОВ, инвалиды войны, а также члены их семей;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, Семипалатинском полигоне;
- граждане, работавшие на военных объектах во время ВОВ и другие.
В 1981 год количество пенсионеров РСФСР 27, 4 млн. человек. Из них «по старости 19, 5 млн. человек. Удельный вес пенсионеров в числе всего населения 8,3%. На 2016 год количество пенсионеров в России 42,7 млн. человек. Из них «по старости 35,5 млн. Удельный вес пенсионеров в числе всего населения 30%.
- владельцы весельных, моторных лодок, мощностью ниже 5 лошадиных сил;
- автовладельцы, обладающие легковым транспортом, который оборудован для управления инвалидами;
- автовладельцы легкового транспорта, с мощностью до 100 лошадиных сил, получившие или купившие машину при содействии органов соцзащиты.
Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрено, что от налогообложения могут быть полностью освобождены только физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении земельных участков, которые используются для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Помимо указанной льготы, законодательством нашей страны предоставлены еще некоторые послабления для данной категории граждан. Например, пенсионеры не платят имущественный налог, причем это установлено на федеральном уровне и действует на всей территории России.
Налог является местным. Это значит, что все полученные денежные средства будут перечислены в муниципальный бюджет.
- Обращение в местный налоговый орган или администрацию. Здесь можно узнать точную информацию о предоставляемых льготах.
- Если привилегии для пенсионеров присутствуют, необходимо подготовить пакет документов и обратиться в налоговую.
- Дождаться рассмотрения заявки и принятия решения.
В качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог, либо в установленных случаях — его площадь (п.1, 5, 6 ст. 240 НК).
Площадь земельного участка применяется для расчета налоговой базы, если такой участок:
-
относится к землям сельхозназначения;
-
используется для добычи торфа на топливо и удобрения, сапропелей на удобрения;
-
входит в состав земель лесного фонда и предоставлен для сельхозиспользования;
-
входит в состав земель водного фонда и предоставлен для сельхозиспользования, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;
-
занят конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капстроениями или госрегистрация которых не является обязательной, и принадлежит энергоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго».
По иным земельным участкам необходимо самостоятельно определять, какой из показателей применить в качестве налоговой базы: кадастровую стоимость земельного участка (ее можно узнать из регистра стоимости земельных участков, размещенном на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство») либо его площадь.
Для этого нужно сравнить кадастровую стоимость земельного участка за гектар с установленным пороговым значением, который соответствует каждому функциональному использованию земельных участков (виду оценочных зон). При этом функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется на основании их целевого назначения, установленного местным исполкомом (п. 3 ст. 240 НК, приложение 5 к НК).
Если кадастровая стоимость за гектар больше установленного порогового значения или равна ему, для определения налоговой базы используется кадастровая стоимость, если меньше — площадь земельного участка (подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК). |
имеют право на налоговые льготы, в частности, освобождаются (п.7 ст.239 НК):
1. земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по установленному перечню;
2. земельные участки, предоставленные членам многодетных семей для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения и других целей;
3. земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства, в виде служебного земельного надела, для традиционных народных промыслов (ремесел), строительства (установки) временных индивидуальных гаражей:
- пенсионерам;
-
инвалидам I и II группы;
-
несовершеннолетним детям;
-
лицам, признанным недееспособными;
-
военнослужащим срочной военной службы (физлицам, проходящим альтернативную службу);
-
участникам ВОВ и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»;
4. один земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в блокированном жилом доме:
-
пенсионеру;
-
инвалиду I или II группы;
-
несовершеннолетнему ребенку;
-
лицу, признанному недееспособным;
-
военнослужащему срочной военной службы (физлицу, проходящему альтернативную службу);
-
участнику ВОВ и иному лицу, имеющему право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах».
Если у этих лиц 2 и более таких земельных участков, налоговая льгота предоставляется в отношении одного, кадастровая стоимость одного квадратного метра которого больше, чем кадастровая стоимость одного квадратного метра иных участков, а при равной кадастровой стоимости одного квадратного метра налоговая льгота предоставляется в отношении того участка, который приобретен ранее других |