Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России с 1 января подорожает тюнинг. Кому придется заплатить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автором документа выступило правительство. В пояснительной записке к закону уточняется, что повышение пошлин обеспечит федеральный бюджет дополнительным доходом. Власти оценивают эту сумму в 700 млн руб. ежегодно.
Чем объяснили повышение цен
Услуги испытательных лабораторий по одобрению тюнинга также стоят немало. По словам генерального директора аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» в Москве (занимается в том числе оформлением тюнинга) Юрия Пархоменко, помимо госпошлин, оформление полного пакета экспертных документов в испытательных лабораториях обойдется водителю в 20–30 тыс. руб., установка газобаллонного оборудования вместе с комплектом документов будет стоить 6–7 тыс. руб. А документы на сложный переделанный автомобиль, например под лабораторию на колесах, — 15–40 тыс. руб.
Что касается самих работ, то тут стоимость услуг будет значительно варьироваться.
В Госавтоинспекцию водитель обязан предоставить:
- Заявление.
- Паспорт.
- Заключение лаборатории.
- Доверенность в случае обращения иного лица.
ГИБДД проверяет все документы и выдает разрешение на установку дополнительного оборудования.
Отказать водителю могут, если:
- Не хватает документов.
- Выявлена неверная информация в документах.
- Заключение оформлено лабораторией, которая не включена в специальный реестр.
- Обнаружено нарушение требований безопасности ТС.
- Заключения нет в реестре.
- С автомобилем запрещено выполнять регистрационные действия.
- В заключении указаны изменения конструкции, связанные с повреждением номеров шасси, кабины, рамы, кузова.
- Повышается максимальная масса автомобиля, допустимая заводом-изготовителем.
- Шасси, кабина или кузов заменяются на те элементы, которые не предусмотрены маркой ТС.
- Устанавливается подъемное устройство на грузовой автомобиль, если этот узел не оценивался на данном типе грузовика.
Изменения в конструкции транспортного средства |
Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства |
Метод проверки |
Применяемое оборудование1) |
Основание для признания несоответствия |
3 Установка вместо бортовых и самосвальных кузовов и цистерн седельного сцепного устройства, в отношении которого была проведена оценка соответствия в составе типа ТС |
3.4 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака ТС должны соответствовать [3] |
В соответствии с ГОСТ 33670—2015 (пункт А.8 приложения А) |
Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3] |
|
3.5 На тягаче должны быть установлены разъемные соединения для подключения электрооборудования и тормозных систем полуприцепа |
Экспертиза конструкции |
На тягаче отсутствуют разъемные соединения для подключения электрооборудования и тормозных систем полуприцепа |
||
4 Установка на грузовые автомобили грузоподъемных бортов, лебедок и гидравлических подъемников для самостоятельной погрузки и разгрузки грузов, в отношении которых была проведена оценка соответствия в составе типа ТС |
4.1 Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС |
Измерение массы, экспертиза документации |
Весы автомобильные |
Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/ или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС |
4.2 Габаритная ширина не должна превышать 2,55 м (для изотермических кузовов ТС допускается максимальная ширина 2.6 м), а высота — 4,0 м |
Линейные измерения |
Рулетка |
Габаритная ширина превышает 2,55 м. Для изотермических кузовов ТС максимальная ширина превышает 2,6 м. Габаритная высота превышает 4,0 м |
|
4.3 Грузоподъемные борта, лебедки и гидравлические подъемники должны быть надежно закреплены стандартными крепежными деталями |
Экспертиза конструкции |
— |
Грузоподъемные борта, лебедки и гидравлические подъемники не закреплены или закреплены ненадежно |
Изменения в конструкции транспортного средства |
Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства |
Метод проверки |
Применяемое оборудование1) |
Основание для признания несоответствия |
7 Установка на шасси грузовых автомобилей кузовов-фургонов, в отношении которых была проведена оценка соответствия в составе типа ТС, для размещения мастерских, перевозки почты, промышленных и продовольственных товаров (за исключением кузовов-фургонов, специально предназначенных для перевозки людей) |
7.5 При использовании ручки боковой двери поворотного типа (поворачивающейся в плоскости двери) открытый конец ручки должен быть направлен назад по ходу движения автомобиля и загнут по направлению к двери; сама ручка должна быть смонтирована таким образом, чтобы она поворачивалась в плоскости, параллельной двери, и не поворачивалась наружу. В закрытом положении конец ручки должен находиться в углублении или в защитном приспособлении. При использовании ручек боковых дверей, поворачивающихся наружу в любом направлении, непараллельном плоскости двери, открытый конец ручки должен быть направлен назад по ходу движения автомобиля либо вниз. В закрытом положении конец ручки должен находиться в углублении или в защитном приспособлении. Ручка боковой двери фургона может выступать над поверхностью двери не более чем на 40 мм |
Экспертиза конструкции. Линейные измерения |
Линейка |
Не выполнены технические требования |
7.6 Дверные петли фургона могут выступать над поверхностью дверей не более чем на 30 мм |
Линейные измерения |
Линейка |
Дверные петли фургона выступают над поверхностью дверей более чем на 30 мм |
|
7.7 Оборудование мастерской должно быть надежно закреплено. На наружной поверхности фургона не должно быть травмоопасных выступов (в соответствии с требованиями [4]) |
Экспертиза конструкции |
— |
Оборудование мастерской не закреплено, закреплено ненадежно и/или имеет травмоопасные выступы (в соответствии с требованиями [4]) |
|
7.8 Кабина водителя должна быть оборудована с обеих сторон стандартными зеркалами заднего вида |
Экспертиза конструкции |
— |
Кабина водителя не оборудована с обеих сторон стандартными зеркалами заднего вида |
Изменение конструкции автомобиля
Что подразумевается под формулировкой «изменение конструкции», определено Техническим Регламентом (ТР) Таможенного Союза (ТС) ТР ТС 018/2011 в Приложении № 9.
В данном документе указаны видоизменения, которые могут быть сделаны в конструкции ТС:
- модификация кузова, т. е. установка на шасси ТС стандартного (это важно!) кузова одного из следующих видов:
- самосвального,
- бортового,
- цистерны,
- контейнера,
- фургона,
- тента;
- монтаж на грузовых ТС дополнительных баков для топлива;
- фиксация на грузовых авто спец. конструкций для подъема грузов:
- спец. борта,
- лебедки,
- гидроподъемника;
- установка на все виды ТС стационарного оборудования;
- изменение конструкции грузового автомобиля или (и) прицепа посредством монтажа коников (металлоконструкций для перевозки цилиндрических грузов);
- установка на грузовые ТС фургонов следующего назначения:
- для доставки почты,
- для оборудования передвижных мастерских;
- для транспортировки продовольственных и непродовольственных грузов;
- монтаж (или демонтаж) оборудования для газообразного топлива;
- установка, замена или модификация светового оборудования;
- переоборудование ТС с целью осуществления управления людям с ограниченными физическими возможностями;
- переоборудование ТС под нужды скорой мед. помощи.
Административная ответственность (штраф)
Административная ответственность за эксплуатацию транспортных средств с незарегистрированными конструктивными изменениями предусмотрена ст. 12.5 КоАП РФ.
Основная часть нарушений попадает на п. 1 данной статьи и предусматривает штраф в размере 500 рублей.
Любители «колхозного ксенона», а равно и других нестандартно функционирующих световых приборов могут лишиться прав от полугода до одного года с конфискацией указанных элементов, согласно п. 3 данной статьи. При грамотной защите в суде возможна переквалификация данного пункта в более щадящий п. 1.
Следует обратить внимание на отсыл в статье 12.5 КоАП на Приложение ПДД: «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Зачастую он включает не только неисправности, но и результат неправильных конструктивных изменений ТС.
Процедура регистрации изменений в конструкции ТС
На основании постановления «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию ТС» от 6 апреля 2019 года (вступило в силу 1 июня 2019 года), регламентирующего порядок регистрации изменений, следует последовательно выполнить несколько этапов:
- Перед тем, как установить на авто дополнительное оборудование, владелец обязан обратиться в независимую экспертную организацию, где специалисты дадут заключение о возможности использования этого оборудования без последствий. Перечень аккредитованных организаций, которые имеют право на проведение экспертиз, есть на сайте ЕЭК.
- Затем следует обратиться в ГИБДД за специальным разрешением, дающим право на внесение изменений в конструкцию автомобиля. Для этого в Госавтоинспекцию нужно представить:
- заявление на разрешение с указанием паспортных данных владельца, регистрационных данных авто и планируемых изменений;
- паспорт владельца ТС;
- предварительное заключение экспертной организации.
Порядок регистрации переоборудования ТС
Процедура внесения изменений и регистрация переоборудования транспортного средства проводится в три этапа.
ЭТАП 1. Получение положительного заключения предварительной технической экспертизы: является одним из обязательных документов. Эту экспертизу целесообразно оформлять через аккредитованную на технический регламент испытательную лабораторию (центр), включенную в Единый реестр органов сертификации и испытательных лабораторий.
Для оформления предварительной экспертизы нет необходимости в предъявлении транспортного средства, потребуются только документы:
- Заявление от собственника в экспертную организацию (лабораторию);
- Заверенная копия ПТС;
- Заверенная копия Свидетельства о регистрации;
- Заверенная копия документа, удостоверяющего право собственности на устанавливаемое оборудование (договор купли – продажи; справка – счет и т. д.);
После получения заключения предварительной экспертизы, необходимо обратиться в отдел Технадзора ГИБДД за получением разрешения о возможности внесения изменений в конструкцию ТС (транспортное средство предоставляется на смотровую площадку Госавтоинспекции), при этом ТС должно быть в заводской комплектации, без дополнительного оборудования.
Далее необходимо выполнить работы по переоборудованию транспортного средства в соответствии с заключением предварительной экспертизы, и получить диагностическую карту. Все технические изменения рекомендуется проводить на сертифицированном предприятии.
ЭТАП 2. Проверка безопасности ТС после внесения изменений в его конструкцию, итогом которой является получение протокола технической экспертизы;
По окончанию указанных выше процедур следует повторно обратиться в экспертную организацию за получением протокола технической экспертизы. На данном этапе потребуются следующие документы:
- ПТС;
- Свидетельство о регистрации;
- Документ, удостоверяющий право собственности на устанавливаемое оборудование (договор купли – продажи; справка – счет и т. д.);
- Заверенные копии сертификатов соответствия на переоборудованные части и предметы (ТР ТС 018/2011: Перечень требований к типам компонентов транспортных средств);
- Копия сертификата сервиса, который производил переоборудование;
- Декларация об объеме проведенных сервисом работ;
- Диагностическая карта;
- Заключение предварительной экспертизы.
Ответственность за незарегистрированные изменения
За отказ от регистрации конструктивных изменений собственник машины будет наказан, как за вождение неисправного ТС. Это административное правонарушение. Все предусмотренные за него виды наказания представлены в ст. 12.5 КоАП.
Самое меньшее – это предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Такой вариант возможен, если изменения в конструкции несущественно влияют на безопасность ТС. Это установка фаркопа, “кенгурятника”, замена дисков и прочая, в нашем понимании, мелочь. За доработанную тормозную систему, рулевое управление указанный штраф будет наложен без предупреждения.
За нестандартные фары головного света можно лишиться прав на полгода-год. А за устройства подачи спецсигналов или имитацию цветографических схем оперативных служб – на полтора. За тюнинг под такси предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей.
Какие законодательные акты нужно учитывать
Процесс переоборудования происходит с учетом нормативных актов, описанных в приказе МВД РФ, выпущенном 7 декабря 2000 года. В настоящее время приказ дополнен изменениями, которые также следует принимать во внимание. Суть документа сводится к описанию процесса узаконивания внесения изменений в конструкции автомобилей различных категорий. Также существует Технический регламент, где описываются два этапа проверки. Первый из них включает теоретическую возможность смены конструкции, второй подразумевает соблюдение регламентов ПДД после процедуры.
В пункте 77 указано, что сотрудники службы не имеют права организовывать предварительную проверку, если на автомобиль устанавливается сертифицированное оборудование от завода-изготовителя. Если внесение изменений является серийным и указано в конструкторских документах, для этого также не потребуется проверка. В этом случае речь может идти о штатных дополнительных фарах, ГБО или других деталях. Если автомобилист доверяет замену оборудования специальной фирме, ему необязательно изучать законодательные акты, поскольку весь процесс будет контролироваться юристами.
Где проводится перерегистрация
В комментариях к действующим ПДД подробно указано, что все изменения в конструктив любого транспортного средства должны проводиться в подразделении ГИБДД по месту регистрации автомобиля. Все действия, имеющие отношение к переоборудованию, проводятся под контролем сотрудников подразделения, которые затем проверяют документы и выдают свидетельство, подтверждающее, что автомобиль прошел процедуру. Водителю необязательно проходить процедуру в отделении, где изначально была зарегистрирована его машина.
Также он может сделать это в любом подразделении, которое имеет право проводить технический надзор транспортных средств. Бывают ситуации, когда автомобиль был зарегистрирован в другом регионе, тогда перерегистрация проводится по месту его пребывания. Эти меры указаны в действующих нормативных актах и являются полностью законными, что позволяет автовладельцу переоборудовать свой автомобиль в том городе, где он проживает в настоящее время.
Для корректировки регистрационных данных ТС в связи с его изменением необходимы следующие документы:
- заявление;
- паспорт;
- ПТС (паспорт технического средства);
- СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства);
- чеки оплаты госпошлин;
- технический паспорт (при необходимости);
- документы, подтверждающие факт внесенных в ТС изменений (при необходимости);
- документы, подтверждающие право управления транспортным средством (договор купли-продажи, дарственная, решение суда и пр.);
- свидетельство о безопасности конструкции ТС (в отдельных случаях);
- полис ОСАГО;
- нотариально заверенная доверенность (при получении документов через представителя).
Вместе с документами необходимо предоставить для осмотра само транспортное средство.
Что относится к изменениям конструкции транспортного средства
Прежде чем говорить об официальном оформлении тюнинга автомобиля, следует разобраться что является изменением конструкции ТС.
Сюда можно отнести переоборудование машины, связанное с удалением узлов, элементов и деталей, заменой их на аналоги с другими характеристиками или добавление новых.
Закон о внесении изменений в конструкцию транспортного средства регламентирует такие доработки авто:
- замена кузова;
- изменение цвета кузова;
- перенос рулевого управления;
- установка двигателя с другими характеристиками;
- изменение месторасположения и количества топливных баков и посадочных мест (сидений);
- замена типа топливной или тормозной системы;
- изменение веса и габаритов автомобиля;
- манипуляции со световой сигнализацией и осветительными приборами;
- замена частей автомобиля, обеспечивающих видимость и обзорность, предусмотренную производителем.
К внесению изменений в конструкцию автомобиля относится крепление лебедки на внедорожник, установка колес другого радиуса, замена штатных бамперов на силовые, изменение хода подвески.
Что такое тюнинг по закону
Государство считает тюнингом любое отклонение от заводской комплектации автомобиля. В требованиях Таможенного союза сказано, какие изменения в конструкцию машины вносить можно, а какие нет. Вот несколько вариантов:
- установка бамперов, порогов, спойлеров без сертификата автопроизводителя;
- переоборудование выхлопной системы;
- увеличение или уменьшение дорожного просвета;
- установка дополнительных световых приборов;
- установка специального оборудования, например, фаркопа;
- установка и демонтаж газовых баллонов;
- замена внешних световых приборов, в том числе установка ксенона или диодных ламп;
- переоборудование автомобиля для инвалидов.
Требования Таможенного союза нужны, чтобы тюнингованная машина не создавала опасности на дороге. Если владелец прикрутил к машине в гараже новую деталь и не прошел проверку в технической лаборатории, может случиться авария, пострадают люди.
Какой штраф за изменение конструкции автомобиля?
Штраф ГИБДД за переоборудование автомобиля в России относительно небольшой — 500 руб. Причём в течение 20 дней можно произвести оплату штрафа ГИБДД со скидкой.
Кроме штрафа сотрудник ГИБДД вправе выписать предписание, обязывающее водителя устранить неисправность или узаконить изменения конструкции.
Отдельные виды переоснащения конструкции предполагают более строгое наказание.
- Установка осветительного оборудования другого цвета (ксеноновых фар) — лишение водительских прав сроком от 4 месяцев до полугода.
- Установка проблесковых маячков — лишение прав на срок от 12 до 18 месяцев.
- Нанесение на автомобиль опознавательных знаков оперативных служб — лишение прав на 12-18 месяцев.
- Применение «шашек» такси без наличия лицензии, разрешающей пассажирские перевозки, штраф — 5 000 руб.
Если автомобиль попал в ДТП, несогласованное изменение конструкции будет рассматриваться как отягчающий фактор. Ответственность в таком случае будет зависит от последствий аварии.