Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Протокол разногласий: как работает на практике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все виды и разновидности протоколов, независимо от принадлежности к системе или подсистеме документации, классифицируются по двум основаниям – способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные.
Классификация протоколов
Все виды и разновидности протоколов, независимо от принадлежности к системе или подсистеме документации, классифицируются по двум основаниям – способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные.
Полные протоколы могут быть подробными текстовыми (текстовый способ документирования), стенографическими (текстовый способ с использованием специальных условных обозначений, которые должны быть расшифрованы при оформлении протокола), фонографическими (звукозапись), видеопротоколами (применяется видеозвукозапись, особенно при проведении видеоконференций). Они содержат запись всего заседания, включая реплики, вопросы, замечания, выступления и справки по ходу заседания, шум, аплодисменты и т.п. в зависимости от способа документирования.
Краткий протокол последовательно фиксирует только фамилии председателя, секретаря, состав присутствовавших, перечень рассмотренных вопросов и принятые решения. Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос – принятое решение».
Протокол ведется во время заседания специально выбранным или назначенным лицом или секретарем постоянно действующего коллегиального органа по должности, а протоколы оперативных совещаний, которые проходят под председательством руководителей, ведут и оформляют секретари или помощники руководителей.
Секретарь заседания при оформлении протокола использует заранее подготовленные к заседанию документы: повестку дня, списки приглашенных, списки членов коллегиального органа, тексты докладов, выступлений, информационные справки, проекты решений и др.
Составляемый непосредственно на заседании протокол является черновиком. Он должен быть уточнен, сверен со стенограммой или фонограммой (если на заседании велась стенограмма или производилась запись на диктофон), отредактирован и оформлен не позднее 3 или 5 дней с даты заседания. Эти сроки или другие стандарты сроков подготовки протокола к подписанию – «в день заседания», «не позднее следующего рабочего дня» и т.п. – обычно регламентируются положениями о соответствующих коллегиальных органах и должностной инструкцией/должностным регламентом секретаря конкретного коллегиального органа.
Законодательное регулирование
Процессуальные нормы о привлечении к ответственности содержатся в КоАП РФ. Региональные нормативные акты могут вносить дополнения, касающиеся оснований привлечения. Принимаются они в виде законов или кодексов, и их действие распространяется лишь на территорию соответствующего региона.
Нормативные акты ведомств, в частности, направлены на разъяснение порядка применения законодательства сотрудниками. На практике, подобные приказы и инструкции или оказываются в противоречии с федеральными законами, или разъяснение еще менее понятное, чем сам текст закона.
Исполнительными органами власти издаются бланки и образцы документов, которыми руководствуются должностные лица. Судьи более свободны и составляют документ, основываясь на судебной практике и собственном понимании закона.
Несмотря на путаницу в законодательстве, чем отличается протокол от постановления, ясно для любого, кто хоть немного сталкивался с административной ответственностью.
Дозвольте пару слов без протокола, или чем АКТ отличается от ПРОТОКОЛА
Николай КОЧЕТКОВ
Юридический всеобуч предпринимателя.
Акт — это документ, подтверждающий совершение некоего события (действия). Проще говоря, актом подтверждается, что в конкретном месте и в конкретное время при конкретных обстоятельствах произошло конкретное событие. Акты имеют право составлять как любые граждане, так и любые юридические лица.
Протокол — это документ, квалифицирующий событие (действие, бездействие лиц) как правонарушения (28.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях). В отличии от акта, в протоколе помимо указания места, времени и обстоятельств совершения события, делается вывод о том, что данное событие является правонарушением. Протоколы имеют право составлять только уполномоченные на то лица, которым законодательством предоставлено право давать правовую оценку событию, указанному в протоколе. Таким образом, если в акте делается вывод о том, что событие является правонарушением, это уже, по сути, протокол, несмотря на то, что такой документ назвали актом. А протокол имеет право составлять только уполномоченное лицо. Соответственно, действия должностного лица по составлению такого протокола могут быть обжалованы.
Например:
Налоговый инспектор составил документ под названием АКТ, в котором указал, что продавец нарушил правила торговли, т.е. совершил административное правонарушение по ст.14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данном случае, несмотря на то, что документ называется актом, по сути, он является ПРОТОКОЛОМ. А протокол по ст.14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях имеет право составлять только должностное лицо, уполномоченное законодательством давать правовую оценку событиям. Налоговая инспекция не входит в перечень органов, которые уполномочены давать правовую оценку событиям. Следовательно, в случае признания действий должностных лиц неправомерными, данный ПРОТОКОЛ (несмотря на то, что он называется актом) должен быть признан недействительным на том основании, что составлен НЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ лицом (см. Урок 3).
Должностные лица обязаны давать в протоколах правовую оценку событиям (квалифицировать как правонарушение) только в пределах своих полномочий.
Еще пример:
Сотрудник милиции составил протокол, в котором указал, что предприниматель допустил нарушение (ст.15.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Однако, в соответствии с действующим законодательством, сотруднику милиции не предоставлено полномочий давать правовую оценку правонарушениям по ст.15.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Соответственно, сотрудник милиции должен был составить не протокол, а АКТ, в котором только зафиксировать факт события без квалификации его как правонарушения, и в дальнейшем передать этот акт в компетентный орган для правовой оценки (например, в административную комиссию или налоговые органы). Однако сотрудник милиции составил протокол, т.е. дал правовую оценку событию как правонарушению, не имея на то законных полномочий. Следовательно, действия сотрудника милиции могут быть обжалованы. И в случае, если его действия будут признаны неправомерными, то данный протокол должен быть признан недействительным на том основании, что составлен НЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ лицом.
Следует знать, что в соответствии со ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушитель имеет следующие права и обязанности.
ПРАВА НАРУШИТЕЛЯ:
— знакомиться с материалами дела;
— давать объяснения;
— представлять доказательства;
— заявлять ходатайства и отводы;
— пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях;
— дело о привлечении лица к административной ответственности рассматривается с участием этого лица. Однако может быть рассмотрено в его отсутствии в случаях, когда имеются данные, что лицо своевременно извещено о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении дела, либо также ходатайство осталось без рассмотрения.
ОБЯЗАННОСТИ НАРУШИТЕЛЯ:
— присутствовать при рассмотрении дела, если это признано судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, является обязательным.
Сотрудник милиции имеет право:
— изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции. Причем только в тех случаях, когда сами документы являются объектами правонарушений гл.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Надо понимать, что здесь идет речь о накладных, счетах, приходных и расходных ордерах и т.п. документах. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, иные правоустанавливающие документы, а также сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты и тому подобные документы сотрудник милиции не имеет права.
Однако помните, что сотрудник милиции всегда имеет право проверить наличие вышеперечисленных документов. Следует правильно понимать смысл термина «ПРОВЕРИТЬ НАЛИЧИЕ» — это означает, что предприниматель должен предъявить требуемый документ, а не предать в руки проверяющего. Т.е. предприниматель показывает документ, не выпуская его их своих рук (так же, как проверяющий предъявляет свое удостоверение). Если проверяющий все-таки взял в руки документ, то это уже является изъятием (выемкой) документа и должно быть официально оформлено протоколом или актом изъятия с указанием перечня изъятых документов и мотивов их изъятия. Если контролер выразит сомнение по данному поводу, то попросите его предъявить и при этом передать вам в руки служебное удостоверение. Этот аргумент, как правило, срабатывает и подтверждает нашу правоту.
Протокол является основным распорядительным документом коллегиального управления и почти всегда оформляется как многостраничный документ. Поэтому при оформлении первого листа протокола необходимо использовать общий бланк организации или предприятия, а если общий бланк отсутствует, протокол оформляется на листах бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка.
Если бланк для оформления первого листа протокола не используется, реквизиты оформляются обычно продольным способом (вдоль верхнего поля листа бумаги) центрованно.
В типовой формуляр протокола входят следующие обязательные реквизиты:
Дополнительными реквизитами протокола являются:
Особенности оформления обязательных реквизитов протокола, а также наличие, количество и правила оформления дополнительных реквизитов, особенности формуляра определяются требованиями действующего законодательства, обычаями делового оборота или конкретной управленческой ситуацией. Но все особенности оформления базируются на общем алгоритме, который исторически сложился в процессе составления и оформления протокола как одного из основных видов распорядительных документов.
Разница между правовым и нормативным правовым актом
Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.
Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.
Правовой акт — основные нюансы
Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.
- В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
- Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
- Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
- И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.
Законодательное регулирование
Процессуальные нормы о привлечении к ответственности содержатся в КоАП РФ. Региональные нормативные акты могут вносить дополнения, касающиеся оснований привлечения. Принимаются они в виде законов или кодексов, и их действие распространяется лишь на территорию соответствующего региона.
Нормативные акты ведомств, в частности, направлены на разъяснение порядка применения законодательства сотрудниками. На практике, подобные приказы и инструкции или оказываются в противоречии с федеральными законами, или разъяснение еще менее понятное, чем сам текст закона.
Исполнительными органами власти издаются бланки и образцы документов, которыми руководствуются должностные лица. Судьи более свободны и составляют документ, основываясь на судебной практике и собственном понимании закона.
Несмотря на путаницу в законодательстве, чем отличается протокол от постановления, ясно для любого, кто хоть немного сталкивался с административной ответственностью.
Дополнительные нюансы
Еще чем отличается постановление от протокола? В нем указываются реквизиты счета, на который переводятся средства, выплаченные в качестве штрафа.
Теперь об особенностях решений, выносимых судьями. Они в сравнении с другими органами, рассматривающими административные материалы, применяют дополнительные полномочия.
Если в деле затрагивается возмещение вреда, суд назначает общую сумму, порядок и график выплат.
Судья, назначив меру наказания, описывает, каким образом оно исполняется. Например, если водителя лишают прав, в постановлении указывается, куда их сдавать и в какой срок.
Если наказание затрагивает полномочия органов власти, им дается соответствующее предписание. Оно может касаться ареста счетов, остановки деятельности предприятия, организации и т. д.
Залог решением суда или возвращается владельцу, или обращается в доход государства.
Решается судьба вещей, наград, документов, товаров. Вещи и награды обычно возвращают владельцу, награды также ему отдают или передают в Администрацию президента.
Чем отличается протокол от постановления, видно из пунктов, составляющих документы.
Требования к протоколу:
- дата и место составления (город или населенный пункт);
- фамилия и инициалы составителя, его должность и звание;
- паспортные данные о привлекаемом лице, сведения о месте жительства;
- событие и место нарушения;
- Ф.И.О. и адрес проживания свидетелей и потерпевшего;
- доказательства (ссылка на рапорта инспекторов ГИБДД, показания свидетелей, объяснения привлекаемого лица, его замечания, приобщенные к протоколу, фото и видеосъемка и т. д.);
- дата и место совершения нарушения;
- статья регионального закона или КоАП;
- объяснения привлекаемого лица;
- отметка о разъяснении прав и обязанностей;
- подпись лиц (и должностного, и привлеченного к ответственности).
Акт или протокол в чем разница
actus — действие. 1) Официальный документ, имеющий юридическую силу; в зависимости от статуса органа, принявшего (выпустившего) А., разделяются на государственные, региональные, ведомственные и т.д.; 2) протокол, фиксирующий определенный факт хозяйственной жизни (например, А. ревизии, А. о передаче материальных ценностей, А. порчи товара)
Заседания попечительского совета. Вводная часть оформляется в следующей последовательности: Присутствовали – ФИО в алфавитном порядке, затем должности и фамилии приглашённых. Если присутствующих более 10, указывается их общее количество. Повестка дня содержит вопросы, вынесенные на обсуждение.
Значение процессуальных документов
Чем отличается протокол от постановления об административном правонарушении? Протокол — это первичный документ, фиксирующий сведения о допущенном нарушении. Закон предъявляет ряд требований. Невыполнение тех из них, которые с точки зрения закона обязательны, делают привлечение к ответственности необоснованным.
Постановление — итоговый документ, который разрешает вопрос о виновности или невиновности привлекаемого лица. В нем дается оценка собранным доказательствам, доводам сторон и другим фактам.
Еще чем отличается протокол от постановления? Составление первого не обязательно в ряде случаев при согласии виновного лица с претензиями власти. Вынесение же постановления — неизбежная процедура.
Законодательное регулирование
Процессуальные нормы о привлечении к ответственности содержатся в КоАП РФ. Региональные нормативные акты могут вносить дополнения, касающиеся оснований привлечения. Принимаются они в виде законов или кодексов, и их действие распространяется лишь на территорию соответствующего региона.
Нормативные акты ведомств, в частности, направлены на разъяснение порядка применения законодательства сотрудниками. На практике, подобные приказы и инструкции или оказываются в противоречии с федеральными законами, или разъяснение еще менее понятное, чем сам текст закона.
Исполнительными органами власти издаются бланки и образцы документов, которыми руководствуются должностные лица. Судьи более свободны и составляют документ, основываясь на судебной практике и собственном понимании закона.
Несмотря на путаницу в законодательстве, чем отличается протокол от постановления, ясно для любого, кто хоть немного сталкивался с административной ответственностью.
Чем отличается протокол от постановления ГИБДД
Нарушение ПДД водителями — частое явление, и законом даны полномочия сотрудникам полиции составлять протоколы и выносить постановления на месте нарушения.
И чем отличается протокол от постановления ДПС в этом случае? Отличия минимальные. Сотрудник полиции заполняет протокол, а затем переписывает сведения из него в постановление.
Если протокол частично заполняется полицейским, частично привлеченным лицом, частично свидетелями, ставящими свои подписи, то бланк постановления полностью заполняется должностным лицом. На оригинале документа ставится отметка о выдаче копии заинтересованным лицам.
Ниже уделено внимание порядку обжалования.