Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные формы реализации права собственности на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.
Понятие и общая характеристика права пользования землей. Субъекты, объекты, виды права пользования землей.
Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества.
Право землепользования — это система норм, устанавливающих основания возникновения и прекращения права пользования землёй, права и обязанности землепользователей в целях наиболее рационального использования и охраны земель, сохранения и улучшения природной среды.
Субъекты права пользования землёй
-
граждане и их объединения
-
юридические лица
-
иностранные граждане и иностранные юр.
-
лица без гражданства
Государственная собственность на землю
Государственная собственность — это земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст.16 ЗК РФ).
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
В статье 9 Конституции Российской Федерации провозглашено: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Поскольку перечень форм собственности, указанных в статье 9, не исчерпывающий, то кроме названных могут вводиться и другие формы собственности.
Формы собственности устанавливаются Конституцией Российской Федерации, конституционными федеральными законами, конституциями республик в составе РФ, другими законодательными актами субъектов РФ, в собственности которых находятся соответствующие земельные территории [35, с.62].
Право пользования дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по ее использованию (ст. 40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст.
42 ЗК РФ).
Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Сервитут на земельный участок
Сервитут, согласно ст. 274 ГК, – это ограниченное право собственника земли на использование соседних или других земельных наделов. Необходимость в его установлении часто обусловлена обеспечением проезда или прохода к участку, осуществлением строительства на нем, или иных форм эксплуатации, не противоречащих целевому назначению и не нарушающих прав третьих лиц.
Сервитут на участок возникает на основании договоренности с собственником участка и подлежит обязательной государственной регистрации.
По решению государственных или местных органов власти может быть установлен публичный сервитут. При этом он не ограничивает собственника в его вещных правомочиях, позволяя свободно распоряжаться, владеть и пользоваться участком.
Сервитут обладает следующими характеристиками:
- основанием для его возникновения является невозможность надлежащей эксплуатации надела без вмешательства в пользование другого участка, вызванная безысходностью ситуации;
- предполагает узкоцелевое использование участка, условия которого оговариваются соглашением, например, только проезд или обустройство инженерных коммуникаций;
- не может выступать самостоятельным предметом – его нельзя продать, внести в качестве залога или иным образом отчуждать;
- это придаточное вещное право, с момента прекращения собственности на землю он также прекращается;
- сам по себе не наделяет дополнительными правами на земельный участок.
Как правило, такое правомочие устанавливается до устранения причин, которыми он был обусловлен.
Муниципальная собственность на леса
В Лесном кодексе России предусмотрено также введение иной формы собственности на леса – муниципальная собственность. В полномочия органов местного управления по отношению к лесным участкам входит владение, пользование и распоряжение этими лесными участками (пункт 1 части 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Муниципальная собственность на земельные участки также предусматривается Земельным Кодексом Российской Федерации. Согласно статье 19 Земельного Кодекса России в муниципальную собственность входят земельные участки, признанные такими федеральным законодательством и принятые в соответствии с ним законами субъектов России, право муниципальной собственности на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные по основаниям из гражданского законодательства.
У муниципальных образований, выступающих в качестве собственников лесных участков, есть полномочия владения, пользования и распоряжения данными лесными участками. Полномочиями органов местного управления является определение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставок платы за единицу площади этого лесного участка с целью аренды; проведение муниципального лесного контроля и надзора по отношению к таким лесным участкам; организация исполнения мер по пожарной безопасности в лесах и пр. (часть 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Помимо этого, органами местного управления осуществляется разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, которые находятся на землях населенных пунктов с городскими лесами (часть 1.1 статьи 84 Лесного Кодекса России).
Причем перечень полномочий органов местного управления не исчерпывающий: органы местного управления наделяются отдельными гос. полномочиями по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в законодательном порядке (часть 2 статьи 84 Лесного Кодекса России).
В Лесном Кодексе России не предусматривается возможность передачи лесных участков из земель лесного фонда субъектам России и муниципальным образованиям.
В частную собственность могут входить леса, растущие на земельных участках, предоставленных в частную собственность, к примеру, участки из состава земель сельхозназначения.
Важная особенность госсобственности заключается в том, что она организуется и функционирует для осуществления задач государства. Причем государство защищает свое право собственности на таких же основаниях, что и остальные собственники. В государственную собственность входят известные властные, публичные элементы, ограниченные законом при последовательной демократической организации общества.
Государственное регулирование земельных отношений — это целенаправленная деятельность государственных органов по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономико-правовых мер.
Основными функциям государственного регулирования земельных отношений являются:
1. определения целевого назначения земель, перевод их из одной категории в другую;
2. планирование использования земель;
3. предоставление и изъятие земель, создание и развитие рынка недвижимости;
4. охрана земель и контроль за их использованием;
5. осуществление землеустройства, мониторинга и ведение государственного земельного кадастра;
6. обеспечение исполнения земельного законодательства.
Форма права собственности — это определение правового режима имущества и списка возможностей, которыми располагает в отношении этого имущества его собственник. В Гражданском законодательстве предусмотрены три формы права собственности.
Частная собственность — полностью защищенное законом право гражданина и юридического лица на определенное имущество. Она делится на собственность гражданина и юридического лица. Объектами частной собственности граждан являются жилые дома, дачи, квартиры, земельные участки, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, деньги, ценные бумаги, предприятия, средства массовой информации, транспортные средства.
Государственная собственность — это такая форма собственности, при которой имущество, а также средства и продукты производства принадлежат полностью или на основе долевой или совместной собственности. Государству может принадлежать любое имущество, которое необходимо для осуществления его функций. Также, оно может иметь акции в акционерных обществах различных форм собственности. Государственная собственность делится на федеральную, которая принадлежит Российской Федерации и собственность, которая принадлежит субъектам Федерации. Ими являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округи.
Муниципальной является собственность муниципального образования, то есть населения, проживающего на территории муниципалитета, в состав которого входят:
- муниципальные земли и другие природные ресурсы;
- предприятия и организации, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
- другое движимое и недвижимое имущество.
Кроме этого, в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, имущество организаций местного самоуправления. Права собственника осуществляют органы местного самоуправления. По закону, они имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам. Органы местного самоуправления определяют в соглашениях и договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Частная собственность на землю
Право частной собственности на землю и земельные участки можно рассматривать в 2 смыслах – объективном и субъективном.
- Право частной собственности на землю в объективном смысле – совокупность правовых норм, определяющих границы действий физических и юридических лиц по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками.
- Право частной собственности на землю в субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению им установленных законом правомочий (владения, пользования, распоряжения) в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Правомочие распоряжения имуществом подразумевает под собой исключительное право совершать с вещью юридически значимые действия, разумеется, в рамках закона, именно: продавать, дарить, завещать, закладывать, сдавать в аренду, передавать во временное пользование и прочее. Это исключительное право собственника в отношении имущественной массы отражено в ст. 209 ГК РФ, которая четко регламентирует наличие лица права свободно управлять имуществом по своему усмотрению.
Подавляющее большинство случаев реализации этого правомочия возникают благодаря совершению гражданско-правовых сделок с имуществом, однако в некоторых ситуациях распоряжаться имуществом можно и без юридического оформления. К примеру, собственник вещи может уничтожить свое имущество, что влечет за собой прекращение существования вещи, как объекта гражданских правоотношений.
Иными словами, лицо, обладающее правом собственности, господствует над вещью, является хозяином своего имущества и вправе осуществлять с ним любые юридически значимые действия в рамках закона.
Необходимые документы и порядок действий
Регистрация права собственности на землю проводится на основании заявления гражданина или юридического лица – предполагаемого собственника земельного участка. Заявление подается отдельно по каждому земельному участку.
Если право собственности на земельный участок приобретается одновременно с приобретением права собственности на жилой дом, здание или сооружение, достаточно одного заявления (на строение и на землю).
Для проведения такой регистрации подаются оригиналы следующих документов:
- паспорта обеих сторон (необходимо проконтролировать своевременность вклеенных фотографий);
- идентификационные коды каждой из сторон;
- документы, удостоверяющие право собственности на землю;
- оценка эксперта стоимости земли необходима при возникновении налога у продавца;
- извлечение из Государственного земельного кадастра.
Важно! Нотариус проводит регистрацию сразу после удостоверения сделки, на основании которой возникло права собственности на землю.
Для оформления земельного участка также может понадобиться:
- В случае, если земля является совместной собственностью и/или покупатель состоит в браке, то обязательным является заявление о согласии второго супруга. Для оформления такого заявления нужен второй супруг с идентификационными документами (паспорт, ИНН, свидетельство о браке).
- Если же участок находится в совместной собственности у нескольких юридических или физических лиц, то при продаже доли нужны отказы других владельцев от преимущественного права покупки.
- Если необходимо оформить землю на несовершеннолетнюю особу, то нужно согласие его родителей (в их роли может также выступать усыновитель или попечитель), кроме этого необходимо согласие органов опеки или попечительства.
- При выборе земельного участка для строительства, необходима справка об отсутствии на нем каких-либо построек.
- Если же целью оформления является ведение сельского хозяйства для личных целей –нужна справка, что земля не является паем.
После оформлении сделки купли-продажи у нотариуса, у продавца должна быть на руках копия договора купли-продажи и квитанция об оплате налогов, если возникло обязательство по его оплате.
Покупатель же получает оригинал договора купли-продажи и информационная справка из государственного реестра, которая подтверждает право собственности.
Прекращение права собственности на землю
Прекращение прав на землю урегулировано главой 22 ЗК. Основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются:
- добровольный отказ собственника от права на земельный участок;
- смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника;
- отчуждение земельного участка по решению собственника;
- обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора;
- отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
- конфискация по решению суда;
- неотчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных ЗК.
В соответствии со статьей 142 ЗК прекращение права собственности на земельный участок в случае добровольного отказа собственника земли в пользу государства или территориальной общины осуществляется по его заявлению в соответствующий орган.
Этот орган в случае согласия на получение права собственности на земельный участок заключает соглашение о передаче права собственности на земельный участок.
Кодекс не устанавливает форму этого соглашения, но исходя из норм гражданского права мы считаем, что это должен быть договор дарения, заключенный с учетом требований ст.132 ЗК. Соглашение о передаче права собственности на земельный участок подлежит нотариальному заверению и государственной регистрации.
Принудительное прекращение прав на земельный участок осуществляется в судебном порядке, в частности, в случае:
- использования земельного участка не по целевому назначению;
- несоблюдения требований относительно устранения нарушений, допущенных при использовании такого участка (например, его загрязнении);
- выкупа (изъятия) земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
- принудительного обращения взысканий на земельный участок по обязательствам собственника этого земельного участка.
Ст.145 предусматривает, что если к лицу переходит право собственности на земельный участок, который по этому ЗК не может находиться в его собственности (земли сельскохозяйственного назначения для иностранцев), этот участок подлежит отчуждению его собственником в течение года с момента перехода такого права.
В случаях, когда земельный участок этим лицом в течение установленного срока не отчужден, такой участок подлежит принудительному отчуждению по решению суда. При этом под отчуждением, наверное, следует понимать только продажу (в принципе, возможна и мена, но не дарение).
Еще одним способом прекращения права собственности на земельный участок является его конфискация. Земельный участок может быть конфискован исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом.
Общая информация о вещных правах
Земля может быть как природным объектом, так и имуществом. Во втором случае она становится объектом вещного, гражданского права.
Вещные права на земельные участки – это одна из форм воплощения правоотношений с земельной собственностью, дающих их обладателю возможность распоряжаться ею. Проще говоря, это абсолютное правомочие лица, позволяющее ему воздействовать на землю и защищенное от воздействия со стороны других лиц.
Любое вещное право обладает определенными признаками. Оно:
- является абсолютным. Это значит, что, если помимо обладателя права существуют и остальные субъекты, они обязаны не препятствовать такому лицу и не могут воздействовать на принадлежащий ему участок без его разрешения;
- порождает непосредственное отношение правообладателя к вещи;
- может возникать лишь в отношении обособленной недвижимости, например, земельного участка;
- должно быть определено нормами законодательства РФ.
Вещными правами на землю являются любые права, которые вместе или по отдельности дают возможность правообладателю владеть, пользоваться и распоряжаться землей по его собственному усмотрению.
На основании этих трех прав и складываются правоотношения между собственниками, пользователями участков и третьими лицами.
Сервитут на земельный участок
Сервитут, согласно ст. 274 ГК, – это ограниченное право собственника земли на использование соседних или других земельных наделов. Необходимость в его установлении часто обусловлена обеспечением проезда или прохода к участку, осуществлением строительства на нем, или иных форм эксплуатации, не противоречащих целевому назначению и не нарушающих прав третьих лиц.
Сервитут на участок возникает на основании договоренности с собственником участка и подлежит обязательной государственной регистрации.
По решению государственных или местных органов власти может быть установлен публичный сервитут. При этом он не ограничивает собственника в его вещных правомочиях, позволяя свободно распоряжаться, владеть и пользоваться участком.
Сервитут обладает следующими характеристиками:
- основанием для его возникновения является невозможность надлежащей эксплуатации надела без вмешательства в пользование другого участка, вызванная безысходностью ситуации;
- предполагает узкоцелевое использование участка, условия которого оговариваются соглашением, например, только проезд или обустройство инженерных коммуникаций;
- не может выступать самостоятельным предметом – его нельзя продать, внести в качестве залога или иным образом отчуждать;
- это придаточное вещное право, с момента прекращения собственности на землю он также прекращается;
- сам по себе не наделяет дополнительными правами на земельный участок.
Как правило, такое правомочие устанавливается до устранения причин, которыми он был обусловлен.
Основные формы собственности на землю
В Российской Федерации выделяют следующие виды собственности в отношении участков земли:
- государственная – федеральная собственность и земли, которыми владеют субъекты федерации;
-
муниципальная – земля считается собственностью муниципальных образований. Ею могут распоряжаться органы местной власти, земля находится в пределах населенного пункта.
Она предназначена для обеспечения социально-культурных и бытовых потребностей населения конкретного поселения, ее необходимо использовать строго по прямому назначению; -
частная – владельцами считаются отдельные граждане и коллективные объединения. Земля может перейти к ним в распоряжение на различных условиях.
При этом физические лица и организации могут не только владеть и пользоваться ею, но и распоряжаться по своему усмотрению. На них также накладываются определенные обязанности; - смешанная — сочетает в себе характерные черты нескольких форм собственности.
В настоящее время наиболее распространенными формами собственности считают государственную и частную.
На основании формы владения участком земли устанавливаются определенные требования законодательства.
Виды лесопользования.
1. Заготовка древесины – основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).
В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом.
2. Заготовка живицы осуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ.
3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.
4. Побочное лесное пользование разделяется:
– на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства;
– закрепленное за определенными организациями и гражданами – сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и др. на основании специальных разрешений.
5. Пользование лесом в научно-исследовательских целях осуществляется на специально выделенных участках лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом для указанных целей определяются представительными органами субъектов РФ.
6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
7. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в порядке и на условиях, установленных специальными правилами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.