Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные работы в законодательстве об административных правонарушениях.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательные работы, как вид административного наказания, назначаются по судебному акту за совершение проступка по КоАП РФ. Данная Санкция заключается в принудительном выполнении работ по перечню, утвержденному местными органами власти. В этом материале рассмотрим, какую продолжительность работ может указать суд в постановлении, и как происходит исполнение наказания.
Комментарий к ст. 3.13 КоАП РФ
Комментируемая ст. 3.13 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей (ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы не применяются к:
а) беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет;
в) инвалидам I и II групп;
г) военнослужащим;
д) гражданам;
е) призванным на военные сборы;
ж) а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Согласно ст. 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.
Согласно ст. 32.13 КоАП РФ виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.
Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до 8 часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ).
При этом срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых должник, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает такие работы.
Время обязательных работ не может превышать:
а) 4 часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе;
б) 2 часов в рабочие дни после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4 часов.
Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП).
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.
Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.
На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.
К кому не может применяться санкция
В статье КоАП РФ может содержаться несколько видов основных санкций, которые может применять суд к правонарушителю. Работы обязательного характера не могут устанавливаться для следующих категорий граждан:
- беременным женщинам, чей статус официально подтвержден справкой из женской консультации или иного медучреждения;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, поскольку их трудоспособность временно ограничена;
- гражданам, имеющим справку об инвалидности I или II групп (этот документ выдают учреждения МСЭК по итогам медосвидетельствования);
- лицам, проходящим службу в рядах ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
- субъектам, имеющим спецзвания в учреждениях Нацгвардии РФ, ФТС, противопожарной службы, МВД или следственного комитета РФ.
Поскольку для перечисленных лиц установлен и запрет на административный арест, суд обязан использовать альтернативную меру наказания – денежный штраф. Иные категории граждан могут привлекать к выполнению обязательных работ без ограничений.
Обязательные работы могут назначаться только для физических лиц. Должностные лица или предприятия не привлекаются к данному виду санкций.
Как происходит исполнение
Правила исполнения санкции в виде обязательных работ зафиксированы в ст. 32.13 КоАП РФ. Выделим наиболее важные правила, которые должен соблюдать правонарушитель:
- состав работ и перечень организаций, где может проходить исполнение наказания, утверждается муниципальным актом;
- нарушитель обязан приступать к работам ежедневно, после завершения рабочего дня по месту постоянного трудоустройства;
- норма отработки в рабочие дни не может превышать двух часов, а по выходным дням – не более 4 часов (возможность увеличения ежедневной нормы была указана выше);
- сотрудники ФССП ведут почасовой учет отработанного времени на основании документов, поступивших от организации, где происходит исполнение наказания.
Отдельные виды работ и функций, требующие специальных навыков, квалификации или познаний, могут поручаться только гражданам, отвечающим указанным требованиям. Отказ от выполнения такой работы не может рассматриваться как уклонение от исполнения наказания, а приставы обязаны направить нарушителя в другую организацию.
Порядок отбывания наказания предусматривает следующие действия:
- после получения судебного акта, сотрудник ФССП издает постановление о возбуждении исполнительного производства;
- постановление должно содержать указание на место отбывания наказания, а также на срок начала обязательных работ – он не может превышать 10 дней с момента возбуждения производства;
- постановление направляется в организацию, где нарушителю будут поручены обязательные работы;
- по факту отработки всего срока санкции, либо при уклонении от работ, организация обязана направить уведомление в адрес службы ФССП.
Если правонарушитель отказывается выполнять обязательные работы без уважительных причин, либо не явился к месту отбывания наказания, соответствующее уведомление направляется в адрес службы ФССП. Неоднократные факты нарушения правил отбывания наказания в виде обязательных работ повлекут составления административного протокола, а гражданин будет привлечен к дополнительной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.
При наличии уважительных причин, гражданину может предоставляться отсрочка или приостановка исполнения наказания. Например, при заболевании или служебной командировке по основному месту работы, подтвержденным в документальной форме, исполнение наказания может переноситься на другие дни. О каждом таком факте организация обязана уведомлять судебных приставов.
Порядок и условия исполнения
Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.
Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.
Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.
В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.
Виды правоограничения обусловленных обязательными работами
Обязательные работы заключаются в выполнении нарушителем — физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время общественно полезных работ.
Обязательные работы назначаются при совершении нарушений законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в случаях, установленных ч. 1-6 ст. 20.2 (нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), а также при совершении нарушений общественного порядка, предусмотренных ст. 20.22 (организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка) и ст. 20.18 КоАП (блокирование транспортных коммуникаций).
Обязательные работы назначаются судьями районных судов на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день.
Субъективные и объективные факторы, учитываемые при назначении наказания
Административное наказание может быть назначено в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы; за одно административное правонарушение может быть применено основное либо основное и дополнительное наказания. При совершении нескольких административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них в соответствии со ст. 4.4 КоАП.
При назначении административного наказания должны быть учтены субъективные и объективные факторы, установленные ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП, характеризующие общественную опасность деяния. К ним относятся имущественное и финансовое положение нарушителя — физического, юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Совершение административного правонарушения может быть обусловлено наличием указанных факторов, поэтому они подлежат юридической оценке при квалификации правонарушения и назначении административного наказания.
Кому назначается подобное наказание?
Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:
- отклонение от ареста, выплаты штрафов;
- нанесение вреда окружающей среде;
- несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
- нарушения при скоплении людей;
- блокировка движения личного и общественного транспорта.
Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:
- инвалиды;
- безработные;
- беременные женщины;
- матери детей младше трех лет.
Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.
Виды административных наказаний
Административные наказания представляют собой целостную систему карательных санкций, которая характеризуется общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью взаимозаменяемости. Исчерпывающий перечень административных наказаний закреплен в ст. 3.2 КоАП РФ. К их числу относится предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Иные меры административного принуждения в качестве наказаний рассматриваться не могут.
Административные наказания выражаются обычно в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые из них сочетают в себе одновременно как моральное, так и материальное воздействие, а также временное ограничение прав нарушителя(например, дисквалификация, лишение специального права).
В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные административные наказания. За одно правонарушение может быть назначено либо основное наказание, либо основное и дополнительное. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, кроме права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний. Другие наказания могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Лишение права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 11.7.1, ч. 1и 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
Предупреждение – мера морального характера, выраженная в официальном порицании правонарушителя, применяется за малозначительные проступки. Предупреждение применяется в случае совершения правонарушения впервые и при отсутствии причиненного вреда жизненно важным интересам граждан, окружающей природе, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба.
В отдельных случаях предупреждение может быть назначено вместо штрафа физическим и юридическим лицам, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
В качестве меры наказания предупреждение выступает лишь в случае, если оно вынесено в письменной форме.
Штраф как мера административного наказания представляет собой денежное взыскание, налагаемое на лицо, совершившее административное правонарушение. Его особенностью является воздействие на материальные интересы нарушителя посредством взыскания с него в доход государства определенной суммы денежных средств.
Какие преступления наказываются обязательными работами?
Обязательные работы – это не что иное, как уголовное наказание за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ.
Обязательные работы входят в список основных видов уголовного наказания за преступления небольшой тяжести.
Обязательными работами может быть наказано лицо, совершившее одно из следующих преступлений:
- Кражи;
- Мелкие грабежи без причинения вреда здоровью потерпевшего;
- Преступления против собственности другого лица;
- Преступления против коммерческих и других организаций, в которой работает осужденный;
- Вандализм;
- Надругательство над государственной символикой;
- Уклонение от уплаты алиментов;
- Иные преступления небольшой тяжести.
Обязательные работы не могут быть назначены одновременно с другими видами наказания или заменены штрафом и имущественными конфискациями.
Виды обязательных работ
Как мы сказали чуть выше, устанавливают вид обязательных работ или объект для благоустройства органы местного самоуправления и уголовно-исполнительная инспекция. На выбор типа обязательных работ влияют:
- Возраст виновного;
- Его пол;
- Состояние здоровья;
- Трудоспособность;
- Занятость на основной работе.
Если виновный является нетрудоспособным лицом (инвалид 1 или 2 группы), то обязательные работы должны быть заменены иным видом наказания.
Приведем наиболее распространенные виды обязательных работ:
- Уборка улиц, парков;
- Вырубка леса;
- Строительство общественных зданий;
- Перевозка грузов;
- Озеленение;
- Благоустройство городских территорий;
- Выполнение подсобных работ в больницах и т.д.;
- Уход за больными и престарелыми гражданами, находящимися на государственном обеспечении или лечение в больницах;
- Иные общество-полезные работы.
Обязательные работы не требуют от осужденного специальных знаний, квалификации, владения особыми навыками или инструментами. Она может быть назначена только в свободной от основной работы или учебы время. Отказаться от ее выполнения осужденный не может, за неявку на работу он навлечет на себя принудительные санкции от уголовно-исполнительной инспекции.
Понятие и особенности
Назначение обязательных работ предусмотрено взамен денежного штрафа. Это наказание отличается следующими характерными признаками:
- направленностью на общественную пользу;
- наказание не назначается в ущерб основным функциям, в свободное время;
- за труд не предусмотрена оплата, с направлением доходов в государственную казну;
- нарушителю не предоставлено право выбора места или вида работ;
- эта разновидность наказания — основная и не может назначаться в дополнение к другой мере;
- не подлежит замене другому наказанию;
- не предусматривает наличие специальности или квалификации.
Закон очерчивает границы, в пределах которых возможно присуждение указанной разновидности наказания.
Обязательные работы административное наказание хитрости
Что такое обязательные работы?
Обязательные работы – одна из мер административного наказания. Она предусматривает, что физическое лицо, совершившее административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время должно выполнять бесплатные общественно полезные работ.
Обязательные работы как мера административного наказания назначаются судьей.
Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4-х часов в день.
Время обязательных работ в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать 4-х часов; в рабочие дни – 2-х часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4-х часов. При этом время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12-ти часов (письмо ФССП России от 15.01.2013 N 12/01-491-АП «О порядке исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ»).
При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП «О разъяснении положений законодательства и макете исполнительного производства»).
Обязательные работы не применяются:
а) к беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет;
в) инвалидам I и II групп;
д) гражданам, призванным на военные сборы;
е) а также к гражданам, имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от обязательных работ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от 150 000 до 300 000 рублей или административный арест на срок до 15-ти суток.
Особенности исполнения
Нюансы исполнения обязательных работ закреплены в статье 32.13 КоАП РФ. Речь идет о следующих правилах:
- Состав работ утверждается муниципальным актом.
- Осужденный должен работать ежедневно. При наличии основной работы, он приступает к исполнению наказания по ее завершении.
- Если гражданин официально трудоустроен, то норма отработки в рабочие дни составляет до двух часов, а в выходные – до четырех часов.
- Учет отработанного времени и контроль качества выполнения работ ведется сотрудниками ФССП.
Гражданин может быть приговорен к ведению трудовой деятельности в соответствии с квалификацией. Осужденный вправе отказаться от выполнения работ, требующих специальных знаний. Подобные действия не будут считаться уклонением. Получив отказ, приставы обязаны подобрать для гражданина другую работу.
Осужденные отбывают наказание по такому алгоритму:
- получив судебное распоряжение, сотрудник ФССП должен возбудить исполнительное производство (в документе указывается место проведения работ, и сроки их начала);
- постановление о возбуждении исполнительного производства направляют в ту организацию, в которой будет работать осужденный;
- гражданин ежедневно посещает место работы;
- по факту отработки срока организация направляет уведомление сотрудникам ФССП.
Кого не могут приговорить к обязательным работам
Данная санкция не может применяться по отношению к следующим гражданам:
- Беременным. Чтобы получить освобождение, женщина должна предоставить справку из медучреждения.
- Инвалидам первой и второй группы. Документ, подтверждающий инвалидность, можно получить в МСЭК, пройдя медицинское освидетельствование.
- Женщинам с детьми младше 3 лет. Трудоспособность таких лиц временно ограничена ввиду необходимости ухаживать за ребенком.
- Гражданам, имеющим спецзвания в ФТС, МВД, противопожарной службе, Нацгвардии, следственном комитете РФ.
- Военнослужащим.
В отношении вышеперечисленных лиц действует запрет на административный арест. По этой причине суд должен использовать альтернативное наказание в виде денежного штрафа. Граждан, не относящихся к данным группам, можно привлекать к обязательным работам без каких-либо ограничений.
Данный вид санкций может быть назначен только физлицам. Должностные лица такому наказанию не подлежат.