Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Импорт товаров: когда можно принимать ввозной НДС к вычету частями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первый критерий, на который стоит обратить внимание, если вы планируете возмещать НДС — система налогообложения импортера. Деньги, которые вы ранее заплатили таможне, вернутся на ваш счет, если организация находится на общей системе налогообложения.
Как уже было сказано, существует и иная позиция. Разберем ее на конкретном примере — налоговом споре, рассмотренном в Постановлении ФАС ДВО от 04.03.2013 N Ф03-569/2013.
Итак. При ввозе товаров на территорию РФ общество уплатило «таможенный» НДС в сумме, исчисленной с учетом произведенных таможенным органом корректировок таможенной стоимости ввозимых товаров (в сторону увеличения), и приняло налог к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. Позднее общество оспорило в суде указанные корректировки и восстановило излишне принятую к вычету сумму «таможенного» НДС в налоговой декларации, представленной за налоговый период, в котором были получены формы корректировок таможенной стоимости (КТС), содержащие «минусовые» показатели сумм налога.
Однако в ходе проведения выездной налоговой проверки инспекция посчитала, что в силу п. 1 ст. 81 НК РФ корректировку следовало отразить, подав уточненные налоговые декларации за период, в котором суммы налога были приняты к вычету изначально. Вследствие этого на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени в сумме 111 709 руб. Не согласившись с таким решением, общество обратилось в суд. Федеральные арбитры Дальневосточного округа не разделили позицию налогового органа в связи со следующим.
Во-первых, в соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную исходя из ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении: 1) товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, 2) товаров, приобретаемых для перепродажи.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ, и после принятия на учет данных товаров при наличии соответствующих первичных документов.
В ходе судебного разбирательства суд установил, что на момент включения в состав налоговых вычетов сумм НДС, уплаченного в бюджет при ввозе товаров на территорию РФ на основании форм корректировок таможенной стоимости (КТС), являющихся приложением к грузовым таможенным декларациям (ГТД), общество соблюло все условия применения налоговых вычетов, определенные ст. ст. 171 и 172 НК РФ. В связи с чем федеральные арбитры Дальневосточного округа считают, что общество правомерно использовало право на вычет НДС за спорные периоды.
Во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
В рассматриваемой ситуации основанием для восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ, послужили судебные решения о признании недействительными решений таможенного органа о корректировке таможенной стоимости и принятии таможенным органом «минусовых» корректировок, что не может быть признано обнаруженным фактом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также не является ошибкой общества, приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
При таких обстоятельствах арбитры пришли к выводу об отсутствии предусмотренных п. 1 ст. 81 НК РФ оснований для внесения изменений в налоговую декларацию и представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации за прошедшие налоговые периоды, в связи с чем является неправомерным довод налогового органа о необходимости отражения таких изменений в представленных в инспекцию уточненных налоговых декларациях за период, когда был принят к вычету таможенный НДС.
По мнению арбитров, ссылка инспекции на Письма Минфина России от 14.11.2011 N 03-07-08/318, от 25.07.2011 N 03-07-08/239, от 01.12.2009 N 03-07-08/241, от 03.11.2009 N 03-07-08/224 (Перечень Писем представлен в материалах данного дела апелляционной инстанции (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012)) не может быть признана обоснованной, так как в самих названных Письмах указано, что они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данных Письмах.
Федеральные арбитры Дальневосточного округа согласились с выводами коллег апелляционной инстанции о том, что вопрос восстановления сумм НДС в рассматриваемом случае нормами НК РФ не урегулирован. Вместе с тем судьи считают правомерным применение в этом случае по аналогии положений п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которым суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком при прекращении права на применение налоговых вычетов и восстанавливаются в том налоговом периоде, когда это право прекращено.
Таким образом, судьи трех судебных инстанций (первой, апелляционной и кассационной) признали недействительным решение налогового органа о начислении пени по НДС в сумме 111 709 руб. Следует сказать, при вынесении данного решения суд также принял во внимание, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в спорных налоговых периодах, были фактически уплачены в бюджет в установленные сроки. Соответственно, отсутствует сам факт несвоевременной уплаты в бюджет сумм НДС, являющийся основанием для начисления пени согласно правилам ст. 75 НК РФ.
* * *
Итак, какие выводы можно сделать с учетом сказанного?
Во-первых, суть спора состоит в различном толковании налоговым органом и обществом совокупности норм ст. ст. 81, 171 и 172 НК РФ и в различном определении периода отражения в налоговом учете сумм НДС, восстановленных в результате признания судом недействительным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, на основании которого ранее такие суммы налога были уплачены налогоплательщиком в бюджет и приняты им к вычету.
Во-вторых, поскольку порядок восстановления принятых к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров таможенному органу, взыскание которых признано судом неправомерным, нормами НК РФ не установлен, позиция, изложенная в письмах Минфина, не является истиной в последней инстанции.
По мнению автора, в рассмотренной ситуации принятие таможенным органом «минусовых» КТС не может быть признано обнаруженным фактом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации и ошибкой общества, приводящей к занижению подлежащей уплате в бюджет суммы налога, о которых идет речь в п. 1 ст. 81 НК РФ. Поэтому ранее излишне уплаченные и правомерно принятые суммы «таможенного» НДС восстанавливать следует в том налоговом периоде, в котором получены «минусовые» КТС. Однако в настоящее время такой путь, как видим, приводит к налоговым спорам.
Июнь 2013 г.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в частности, в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, в отношении:
-
товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;
-
товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Кто может получить налоговый вычет по импортному НДС?
Фирмам, которые выбрали для себя упрощенную систему, о возврате НДС стоит забыть. Такие компании обычно закладывают понесенные таможенные расходы в цену товара. В этом случае НДС им «возмещает» покупатель, а не государство.
Важно: налог на добавленную стоимость при ввозе товаров вам вернут только в том случае, если вы сами обратитесь с соответствующей инициативой. Даже если у вас есть все правомочия для возвращения НДС, налоговые органы не будут напоминать об этой возможности при отсутствии запроса с вашей стороны.
Кроме того, вы должны быть на хорошем счету в таможенных органах. Принцип прост: возместить НДС может только тот, кто его исправно платит. Еще при возмещении не забудьте соблюсти целый ряд условий:
- Товары, на которые был начислен импортный сбор, должны быть предназначены для дальнейшей реализации на территории государства, а не для личных нужд самой компании. Это связано с тем, что государство подтверждает возмещение вычета для того, чтобы избежать двойного налогообложения одной и той же продукции. Если товар не реализуется, а используется организацией, то он облагается НДС только один раз.
- Компания может подтвердить оплату НДС. При импорте товара данная сумма отражается в таможенной декларации, там же приведены номера платежных поручений, по которым вы переводили денежные средства на ваш лицевой счет в Федеральной таможенной службе.
- Товар в обязательном порядке должен быть принят к учету, сделка по его приобретению должна быть зафиксирована в книге покупок.
- Покупка товара должна быть отражена в бухгалтерских документах, то есть необходимо корректно оформить счет-фактуру на него.
Какие документы необходимы для подтверждения налогового вычета по импортному НДС?
Если вы обратитесь за получением налогового вычета по импортному НДС, налоговая попросит вас предоставить документы, которые подтвердят ваше соответствие всем вышеперечисленным условиям.
Основной документ в данном случае — таможенная декларация, которую вы оформляли при ввозе товара. Она подтверждает сам факт импорта и уплаты налогового сбора.
Проконтролируйте, чтобы в документе обязательно стояли отметки и печати таможни о том, что товар выпущен на территорию Российской Федерации. Помимо декларации, необходимо будет подготовить следующие документы:
- контракт купли-продажи с зарубежным партнером, по которому был приобретен товар. Учтите, что этот договор не должен быть формальным, в нем должны содержаться все существенные условия сделки: качественные характеристики товара, цена, условия поставки и т.д.;
- транспортные документы, подтверждающие факт доставки товара до границы Российской Федерации;
- документы, подтверждающие оплату за товар — инвойс, платежное поручение, выписка по банковскому счету;
- документы, подтверждающие оплату таможенного налогового сбора — платежные поручения;
- книга покупок.
Таможенная стоимость по стоимости сделки
Рассмотрим, как определить таможенную стоимость ввозимого товара методом по стоимости сделки. Этот метод основан на том, что таможенную стоимость определяют как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, плюс некоторые дополнительные начисления (п. 1 ст. 19 Закона «О таможенном тарифе»). Другими словами, это общая сумма всех платежей, которые перечисляются продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца. Дополнительные начисления приведены в статье 19.1 Закона «О таможенном тарифе»: 1) произведенные, но не включенные в цену сделки расходы: – на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за оказание услуг, не связанных с покупкой товаров; – на тару, если для таможенных целей она является единым целым с товаром; – на упаковку, включая стоимость материалов и «упаковочных» работ; 2) не включенная в цену сделки стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене (прямо или косвенно): – сырья, материалов и комплектующих, являющихся составной частью ввозимых товаров; – инструментов, штампов, форм и прочих подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров; – материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров; – проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, выполненных в любой стране, кроме России, и необходимых для производства оцениваемых товаров; 3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (кроме платы за право воспроизведения в нашей стране), перечисление которых является условием продажи ввозимых товаров; 4) часть прямо или косвенно причитающегося продавцу дохода, полученного в результате последующей продажи ввозимых товаров (или иного их использования); 5) расходы по перевозке (транспортировке) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на российскую таможенную территорию; 6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия товаров на территорию нашей страны; 7) расходы по страхованию товаров на время перевозки.
Внимание |
Метод определения таможенной стоимости ввозимого товара по стоимости сделки основан на том, что таможенную стоимость определяют как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, плюс дополнительные начисления − это общая сумма всех платежей, которые перечисляются продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца. В таможенную стоимость товаров можно не включать некоторые расходы, если они выделены из цены сделки. |
В таможенную стоимость товаров можно не включать некоторые расходы, если они выделены из цены сделки (п. 7 ст. 19 Закона «О таможенном тарифе»): – на строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении промышленных установок, машин или оборудования, производимые после их ввоза; – по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации; – на уплату пошлин, налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации. Как рассчитать «ввозной» НДС Рассмотрим пример.
Право на вычет «ввозного» налога
Российский покупатель, который сам занимается таможенным оформлением ввезенной продукции, сам и платит таможенные платежи (налоги, пошлины). От его имени это может сделать и таможенный брокер (представитель). Ответственность декларанта и брокера за эту уплату является солидарной (п. 2 ст. 144 ТК РФ). При импорте зарубежной продукции с целью ее перепродажи или использования для ведения облагаемых НДС операций заплаченный на таможне налог импортер вправе принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). Это допускается при выполнении следующих условий (п. 1 ст. 172 НК РФ): – товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в одном из трех таможенных режимов: — выпуск для внутреннего потребления; — для временного ввоза; — для переработки вне таможенной территории; – ввезенные товары приняты на учет; – у импортера есть документы, подтверждающие уплату «ввозного» налога. Перечня документов, подтверждающих факт уплаты налога, в Налоговом кодексе нет. На практике налоговые органы требуют таможенную декларацию и платежный документ с отметками таможенных органов. Подтверждающим документом может служить и акт сверки с таможенными органами. Если придется доказывать факт уплаты налога в суде, то пригодятся инвойсы, акты о приеме-передаче ценностей на хранение, письма таможенных органов о подтверждении фактической уплаты (постановление ФАС Московского округа от 24 сентября 2008 г. № КА-А40/9086-08). Если платили НДС таможенной картой, подтвердят факт уплаты слип-чек (таможенный приходный ордер) и письменное подтверждение по форме, утвержденной распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 647-р (письмо Минфина России от 6 ноября 2008 г. № 03-07-08/249). Если таможенные платежи были внесены авансом, нужно заготовить для инспекции отчет о расходовании денежных средств. Его следует запросить у таможенного органа, который обязан отчитаться в течение 30 дней с момента получения требования (п. 4 ст. 330 ТК РФ). В случае ввоза товара через агента (брокера, посредника) необходимо собрать документы, подтверждающие выплату суммы налога агентом (письмо Минфина России от 28 августа 2007 г. № 03-07-08/242), а именно: акт сверки агента с таможенными органами, акт сверки компании с агентами, копии платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей. Если расчеты с таможней проводил брокер или посредник, импортеру для подтверждения права на вычет потребуются документы, свидетельствующие о том, что по уплате НДС он понес реальные затраты (расходы возмещены брокеру) (постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 октября 2007 г. № А56-205/2007, от 7 марта 2007 г. № А56-10953/2006, от 30 октября 2007 г. № А56-6538/2007).
Сроки подтверждения нулевой ставки
Подтвердить нулевую экспортную ставку вы обязаны не позднее 180 календарных дней со дня проставления таможенного штампа на документах. Если вы не уложитесь в этот срок, придется не только заплатить НДС по общим ставкам, но и подать декларацию-уточненку, а также заплатить пени за несвоевременную уплату налога. То же самое касается ситуации, когда по каким-либо причинам таможенные штампы на сопроводиловках отсутствуют.
Но даже если сроки вами выдержаны, а пакет документов отвечает требованиям законодательства, это не гарантирует того, что нулевая ставка будет подтверждена, а налоговый орган примет решение о возмещении НДС. Пока что речь идет только о факте подтверждения экспорта. До конечной цели еще далеко: налоговикам нужно проверить достоверность документов, правильность их заполнения и соответствие требованиям закона; убедиться в отсутствии у экспортера задолженности перед бюджетом.
От 0% ставки можно отказаться. Как правильно это сделать, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.
Какие документы надо представить
- Если вы подаете документы на бумаге, вы должны передать в налоговую (ст. 165 НК РФ):
- Контракт на поставку товаров (либо его копию). Если контракт уже представлялся в налоговый орган, то повторно отправлять его не нужно. Достаточно направить уведомление с реквизитами ранее представленного документа и наименования налогового органа, в который он подавался.
- Таможенную декларацию (либо ее копию) с отметкой таможенного органа о выпуске товаров и отметкой о фактическом вывозе товаров с территории РФ.
До 2021 года экспортер также должен был представлять в ИФНС копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа о вывозе товаров. Сейчас эти документы подаются только по истребованию налоговой.
- Если вы подаете документы в электронном виде через систему ЭДО, то вам надо отправить в налоговую:
- Электронный реестр таможенной декларации.
Заявительный порядок возврата НДС
Заявительный порядок позволяет получить возмещение уплаченного налога до окончания камеральной проверки. Данной привилегией могут воспользоваться практически все категории налогоплательщиков, которые предоставили банковскую гарантию либо специальное поручительство.
Организации, которые за два предшествующих года уплатили налогов в бюджет на сумму более чем 2 миллиарда рублей, могут обойтись и без поручительства. Обратите внимание, для резидентов порта Владивосток и ОСЭР предусмотрены дополнительные условия (пп. 1, 3, 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Порядок действий будет следующий.
Шаг 1. Заполните декларацию по НДС, подготовьте подтверждающие документы по аналогии с общим порядком возврата.
Шаг 2. Оформите банковскую гарантию или поручительство.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой. Ее может выдать ВЭБ РФ либо иной банк, поименованный в соответствующем списке Центробанка РФ. Срок действия гарантии не может быть менее 10 месяцев с момента подачи декларации в ФНС. Сумма гарантии не может быть меньше суммы налога, возмещаемого в заявительном порядке (возместить можно всю сумму либо ее часть). В документе должны быть обозначены обязательства банка возместить ФНС сумму налога, если налогоплательщик уклонится от этого.
Поручительство также допустимо при применении заявительного порядка. Однако поручитель должен отвечать следующим требованиям: это исключительно российская организация, не имеющая задолженностей по налогам; не находящаяся в стадии ликвидации, реорганизации, банкротства; уплатившая в ФНС не менее 2 миллиардов рублей налогов и сборов за предшествующие 2 года до заключения договора поручительства; сумма обязательств по поручительству не может превышать 50 % от стоимости чистых активов организации. Сумма договора поручительства должна полностью покрывать сумму НДС, возмещаемого в заявительном порядке. Срок действия — не менее 10 месяцев с подачи декларации.
Шаг 3. Подайте весь пакет документов в ФНС.
Шаг 4. Не позднее пяти рабочих дней с момента подачи документов подайте в ИФНС соответствующее заявление о применении заявительного порядка на возврат НДС при экспорте (Санкт-Петербург, , пример заполнения ниже). Данное заявление подготовьте в произвольной форме. Обязательно укажите банковские реквизиты счета, на который будет отправлен возврат НДС.
Корректировка в учете
Порядок восстановления принятых к вычету сумм НДС, уплаченных таможенному органу при ввозе товаров, взыскание которых признано судом неправомерным, нормами НК РФ не урегулирован.
По мнению Минфина, налогоплательщику следует корректировать излишне принятый к вычету НДС посредством уточненной декларации (письма от 14.11.2011 № 03 07 08/318, от 03.11.2009 № 03 07 08/224).
Финансовый орган указал: п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, подлежат вычетам после принятия товаров на учет на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога при их ввозе на территорию РФ.
Согласно п. 10 Правил ведения книг покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (в настоящее время п. 17 Правил ведения книг покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), при ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу.
Учитывая изложенное, право на вычет НДС, фактически уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ, возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором выполнены все вышеперечисленные условия, включая наличие таможенной декларации, подлежащей регистрации в книге покупок.
В случае если по решению суда взыскание таможенным органом суммы НДС признано неправомерным и она подлежит возврату налогоплательщику таможенным органом, налогоплательщик, принявший к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров, должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором производились указанные вычеты.
Таким образом, если следовать приведенным разъяснениям, у налогоплательщика возникнет обязанность по уплате пеней. Не удивительно, что при проведении контрольных мероприятий налоговики апеллируют к указанным письмам при вынесении решений о доначислении пеней. Но справедливости ради отметим, что есть альтернативный подход, позволяющий оспорить начисление пеней по данному основанию в судебных инстанциях.
Освобождение от НДС при импорте товаров
Товары, при импорте которых НДС на таможне платить не нужно, перечислены в статье 150 НК. Например, не облагается НДС ввоз в Россию технологического оборудования (в том числе комплектующих и запчастей к нему), аналоги которого в России не производятся (п. 7 ст. 150 НК). Перечень такого оборудования утвержден постановлением Правительства от 30.04.2009 № 372.
Также освобожден от НДС ввоз расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России (п. 17 ст. 150 НК). Перечень таких материалов утвержден постановлением Правительства от 24.10.2014 № 1096. А Правила применения освобождения от НДС при их ввозе утверждены постановлением Правительства от 15.05.2015 № 469.
Не нужно платить НДС и при ввозе:
- медицинских товаров по перечню из постановления Правительства от 30.09.2015 № 1042;
- сырья и комплектующих для изготовления этих медицинских товаров.
Ввоз сырья и комплектующих для изготовления медицинских товаров освобожден от НДС, только если их аналоги не производят в России. Причем нужно документально подтвердить, что аналогов нет. Выдавать подтверждения должны в Минпромторге. Такой порядок действует с 1 октября 2016 года (п. 2 ст. 150 НК, п. 1 ст. 1 и ст. 3 Закона от 30.06.2016 № 225-ФЗ). Правила выдачи подтверждений установлены приказом Минпромторга от 11.11.2016 № 4008.
Если отдельно от медицинских изделий организация ввозит принадлежности (запчасти) к этим изделиям, освобождение от НДС действует при выполнении двух условий:
- принадлежности указаны в перечне из постановления Правительства от 30.09.2015 № 1042 как самостоятельные позиции;
- на каждую из принадлежностей есть действующее регистрационное удостоверение.
Временная льгота предусмотрена для ввоза племенных животных. До 1 января 2023 года освобожден от НДС ввоз в Россию:
- племенного крупного рогатого скота;
- племенных свиней, овец, коз, лошадей;
- эмбрионов, полученных от этих животных;
- спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов;
- племенной птицы и племенного яйца.
Перечень кодов и видов продукции, ввоз которой освобожден от налогообложения, утвержден постановлением Правительства от 20.10.2016 № 1069. Чтобы не платить НДС, представьте на таможню разрешение на ввоз племенной продукции (ст. 11 Закона от 03.08.1995 № 123-ФЗ).
C 1 января 2020 года в перечень товаров, освобожденных от НДС при импорте, добавили четыре новые позиции. Что за новые позиции появились, рассказали эксперты Системы Главбух.
Чтобы импортировать товары, нужно оформить ряд документов. В первую очередь это внешнеэкономический контракт с иностранным партнером и таможенная декларация. Ввоз товаров в Россию или импорт признают объектом налогообложения по НДС. Налог при этом уплачивают в составе общих таможенных платежей. Подробности – в рекомендации.
Возврат таможенного НДС
Возместить уплаченный НДС по импортным операциям вправе компании и ИП, работающие на ОСНО. Условия осуществления возврата следующие:
-
ввезенные товары приобретены для дальнейшего использования в РФ и в деятельности, подпадающей под налогообложение НДС, например, перепродажа или производство из них других продуктов;
-
НДС был уплачен, что подтверждается документально платежными документами – поручением (квитанцией) на оплату налога, акциза, таможенной декларацией;
-
Приобретенные ТМЦ были приняты к бухучету (основание – первичная документация, применяемая в компании);
-
уплаченная и подлежащая возврату сумма налога указана в декларации по НДС, оформленной в том же квартале, в котором товары были ввезены;
-
регистрационной записью в книге покупок таможенный НДС отражен с указанием суммы налога к возврату (после уплаты налога и получения соответствующего подтверждения от ИФНС).
Порядок, применяемый в части НДС к товарам, ввозимым из ЕАЭС
Процедуру ввоза из страны — участницы ЕАЭС в отношении НДС характеризует следующее:
- Необходимость уплаты налога импортером появляется после принятия товара на учет или после наступления установленной договором лизинга (если сделка осуществляется по нему) даты очередного платежа (п. 19 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
- Налоговая база будет определена, соответственно, либо на дату взятия товара на учет, либо на дату платежа, отраженную в договоре лизинга.
- Начисленный налог следует перечислить в налоговый орган и туда же подать посвященную ему отчетность, включающую два дополнительных отчета (заявление о ввозе и декларацию, составленную по особой форме).
- Начислять налог и отчитываться по нему предстоит помесячно, делая это за те месяцы, в которых имел место импорт.
- Для подачи отчета и платежей по налогу действует особый срок, приходящийся на 20-е число месяца, идущего вслед за месяцем ввоза (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
Основу налоговой базы составит стоимость товара, отраженная в сопровождающих его документах (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). К ней добавится акциз, если товар подакцизный. Для договора лизинга база будет возникать в размере величины каждого очередного платежа (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
Выраженные в инвалюте суммы придется пересчитать в российские рубли, сделав это по курсу на дату (пп. 14, 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):
- взятия товара на учет;
- платежа, отраженную в договоре лизинга, независимо от того, когда и в какой именно сумме в действительности сделан платеж.
Весь процесс расчета применительно к каждой конкретной поставке по конкретному договору отразится в заявлении о ввозе товаров.
Товары, при ввозе которых НДС на таможне платить не нужно, перечислены в статье 150 Налогового кодекса РФ. Например, не облагается НДС ввоз в Россию технологического оборудования (в т. ч. комплектующих и запчастей к нему), аналоги которого в России не производятся (п. 7 ст. 150 НК РФ). Перечень такого оборудования утвержден постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372.
Для этого нужно получить соответствующее удостоверение.
Решение о принадлежности товаров к гуманитарной помощи (содействию) принимает Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. Комиссия на основании решения, оформленного в виде протокола, выдает удостоверение, подтверждающее принадлежность товаров к гуманитарной помощи (содействию). Удостоверение должно быть подписано председателем Комиссии, его заместителем или ответственным секретарем и заверено печатью Комиссии. Каждый лист прилагаемых к удостоверению перечней товаров должен быть заверен штампом с надписью «Гуманитарная помощь (содействие)». Срок действия удостоверения – один год со дня принятия Комиссией решения о подтверждении принадлежности товаров к гуманитарной помощи (содействию).
Такой порядок предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом ГТК России от 25 мая 2000 г. № 429.
Ввоз товаров на территорию России и другие территории, которые находятся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Континентальный шельф относится к территориям, находящимся под юрисдикцией России. Это следует из положений части 2 статьи 67 Конституции РФ, статьи 5 Закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ и части 1 статьи 7 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.
Перечень товаров, освобожденных от уплаты НДС при ввозе в Россию и на территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ. Перечень обстоятельств, при которых ввозимые товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, приведен в статье 80 Таможенного кодекса Таможенного союза. Ввоз арктического топлива для использования на континентальном шельфе не подпадает ни под один из названных перечней. Следовательно, при ввозе таких товаров на территорию, находящуюся под юрисдикцией России (континентальный шельф), с их таможенной стоимости нужно начислить и заплатить НДС на общих основаниях.
Примеры расчета налоговой базы при импорте из страны, не входящей в ЕАЭС
Пример 1
ООО «Сигнал» ввозит из Вьетнама охлажденную рыбу, не относящуюся к числу деликатесных. Таможенная стоимость партии — 300 000 российских рублей. Товар облагается таможенной пошлиной. Ее величина составляет 60 000 рублей. Подакцизным товар не является.
Налоговая база определится как сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины, т. е. будет равна 300 000 + 60 000 = 360 000 рублей.
Ставка налога, применяемая для такого товара, как рыба, равна 10%. Соответственно, причитающийся к уплате налог составит 360 000 × 10% = 36 000 рублей.
Пример 2
ООО «Комфорт» декларирует поступление из Китая трикотажных изделий. В их числе есть предназначенные:
- для взрослых — их таможенная стоимость равна 400 000 российских рублей, таможенная пошлина по ним 80 000 рублей;
- для детей — их таможенная стоимость составляет 200 000 российских рублей, таможенная пошлина – 40 000 рублей.
К товарам для взрослых при расчете НДС будет применяться ставка 20%, а трикотаж, предназначенный для детей, облагается по ставке 10%. Соответственно, рассчитать базы нужно раздельно. Итоговая величина налога будет получена суммированием двух его значений, рассчитанных от двух разных баз: (400 000 + 80 000) × 20% + (200 000 + 40 000) × 10% = 120 000 рублей.