Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный бухгалтерский и финансовый аудит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия — сложная процедура, заключающаяся в тщательном изучении и анализе всех документов фирмы. Основной целью процесса выступает подтверждение того, что все имеющиеся сведения являются достоверными и актуальными.
Цели и задачи процесса
Процедура проверки может выполняться работниками компании или специально приглашенными аудиторами. Независимые аудиторы должны обладать правом на такую деятельность и обладать лицензией на выполнение проверки.
В крупных компаниях наиболее часто открываются собственные отделы аудита и ревизии. Сотрудники этого отдела занимаются регулярной проверкой отчетности, чтобы выявить ошибки, нарушения в работе бухгалтеров или вовсе незаконную деятельность со стороны сотрудников фирмы.
Внешний аудит проводится только независимыми экспертами, которые не заинтересованы в результатах процедуры.
Когда обязательно проводится проверка?
Некоторые компании обязаны непременно пользоваться аудитом перед публикацией отчетности в открытых источниках. Поэтому аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия обязательно проводится следующими организациями:
- фирмы, у которых выручка в год превышает 400 млн руб. или стоимость активов превышает 60 млн руб.;
- организации, формирующие консолидированную отчетность;
- акционерные общества, кредитные учреждения, страховые компании или МФО;
- предприятия, чьи ценные бумаги участвуют в обороте на фондовых рынках;
- клиринговые компании или участники фондового рынка;
- государственные организации, а также корпорации, в которые вложен государственный капитал;
- иные фирмы.
Все вышеуказанные предприятия должны проводить аудит в обязательном порядке. По итогу данного процесса составляется приглашенными экспертами заключение. Оно может требоваться работниками ФНС при проверке организаций.
Проведение аудита бухгалтерской отчетности сторонними организациями является платным процессом. Конечная стоимость зависит от того, по каким тарифам работает выбранная компания. Если обращаться к независимому эксперту, то важно первоначально убедиться, что у него имеется необходимая лицензия на работу. Его услуги обычно варьируются от 5 до 10 тыс. руб.
Если же обращаться в крупные аудиторские компании, которые специализируются на тщательном исследовании и сплошных проверках, то стоимость их услуг может достигать даже 100 тыс. руб.
Конечная цена определяется только после того, как работники выбранной организации изучат фронт работы. Для этого они узнают у потенциального клиента информацию о том, в какой сфере деятельности функционирует компания, каков ее ежегодный доход, а также какое количество документов будет изучаться. На основании полученных сведений производится расчет оптимальной стоимости услуги.
Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.
Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.
То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.
Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.
Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
- фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудит и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.
За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.
Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудит не был проведен — от 5 000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.
Обобщение результатов проверки. Рабочие документы аудитора
Руководитель аудиторской группы обобщает результаты проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы, оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур, определяет, содержит ли финансовая (бухгалтерская) отчетность существенные искажения и неточности. Для этого оценивает, в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают показатели отчетности и фактическое финансовое положение предприятия.
Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме заключения.
Состав бухгалтерской отчетности предприятий
В соответствии с ПБУ 4/99, бухгалтерская отчетность организации состоит из:
- Бухгалтерского баланса;
- Отчета о прибылях и убытках (о финансовых результатах);
- Отчета о движении денежных средств;
- Пояснительной записки и приложений;
- Аудиторского заключения, если деятельность организации, согласно действующему законодательству, подлежит обязательному аудиту;
- Отчета об изменениях капитала.
Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации могут не включать Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств в состав бухгалтерской отчетности.
Помимо типовых форм отчетных документов, любое предприятие может представлять в контролирующие инструкции и дополнительную информацию, если она может оказать существенное влияние на оценку положения организации и принятие экономических решений заинтересованными пользователями отчетности. Дополнительная информация может касаться:
- Динамики значимых экономических и финансовых показателей предприятия за определённый промежуток времени;
- Планов развития предприятия;
- Политики организации в области управления рисками или заемных средств;
- Стратегии долгосрочных инвестиций;
- Природоохранных мероприятий;
- Социальной ответственности организации;
- Деятельности в опытно-конструкторской или научно-исследовательской сфере.
Что собой представляет аудит бухгалтерской отчетности
В ходе бухгалтерского аудита проверяют, правильно ли ведется бухучет, не искажены ли в нем данные, соответствует ли отчетная документация действительным показателям хозяйственной и финансовой деятельности фирмы. Цель бухгалтерского аудита – выявить недочеты в организации деятельности компании и придумать, как сделать ее более эффективной, а также исключить риски, связанные с проверками ФНС.
В ходе аудита проводится сопоставление результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия с нормами закона, а также проверяется, было ли скорректировано ведение бухучета после введения последних поправок в закон. Кроме того, аудиторы проверяют достоверность сведений в документах и правильность их оформления.
Американских и британских аудиторов нередко называют присяжными бухгалтерами, что вызывает смешение понятий аудита и бухгалтерского учета. Бухучет заключается в постоянном отображении достоверных сведений о хозяйственной деятельности предприятия. Вести его нужно обязательно. Как правило, отчетностью занимается штатный бухгалтер или специалист-аутсорсер (по договору подряда или контракту).
Аудиты проводят сертифицированные специалисты, их отношения с проверяемой организацией регулируются договором гражданско-правового характера. Бухгалтерский аудит позволяет выявить ошибки в отчетных документах до налоговой проверки. Благодаря этому возможна экономия средств и времени на устранение недочетов.
Бухгалтерская отчетность
На этом шаге необходимо проверить комплектность вашей отчетности, соответствие данных учета и отчетности, а также качество заполнения. Дело в том, что некоторые обязательные поля или строки не заполняются автоматически в 1с или в другой учетной программе, а мы все слишком привыкли к тому, что достаточно нажать кнопку «Заполнить». Например, в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах столбец «Пояснения» необходимо заполнять самостоятельно.
Кроме того, обратите внимание, что если вы подлежите обязательному аудиту, то комплект отчетности должен содержать все формы, включая приложения, а не ограничиваться комплектом упрощенной бухгалтерской отчетности. Такая норма закреплена в пункте 5 статьи 6 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Как правило, малый бизнес, впервые сталкивающийся с обязательным аудитом, ошибочно предоставляет неполный комплект, действуя согласно пункту 4 статьи 6 вышеупомянутого закона, который позволяет субъектам малого предпринимательства применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Ответственность за непроведение
Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.
Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.
Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.
Принятие Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113?ФЗ, которым внесены изменения в статью 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях, позволило определить четкие критерии установления существенности ошибок, допущенных при составлении бюджетной отчетности. Указанная статья теперь дает конкретные определения для нарушения требований к ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Предполагается возможным применять соответствующие этим определениям критерии при выведении оценочного значения существенности ошибки.
Существенность ошибки определяет оценочную (прогнозируемую) величину искажения показателя и ее влияние на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений. Соответственно, существенность предлагается оценивать по наличию первичных учетных документов, правильности ведения бюджетного учета, отклонениям, выявленным по контрольным соотношениям в ходе проводимой камеральной проверки.
При передаче полномочий
Передача полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии) может оказать влияние на организацию субъектом аудита проверки этапа консолидации бюджетной отчетности. В данном случае экономический субъект как таковой не осуществляет саму консолидацию, но обеспечивает своевременность передачи отчетности подведомственных организаций и соответствие ее передаваемой копии оригиналу. Также в связи с передачей полномочий по ведению бухгалтерского учета и составлению бюджетной отчетности возникает вопрос, каким образом получать сведения, необходимые для осуществления аудиторской проверки бюджетной отчетности. Нужно отметить, что в соглашениях о передаче полномочий предусматривается положение о предоставлении информации по официальному запросу экономического субъекта, эти полномочия передавшего. Кроме того, несмотря на передачу полномочий по составлению бюджетной отчетности, обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль за фактами хозяйственной жизни по-прежнему возложена на экономический субъект. От своевременности представления первичных учетных документов экономическим субъектом зависит полнота и своевременность отражения в бюджетном учете соответствующих фактов хозяйственной жизни. Также бюджетная отчетность должна быть подписана руководителем экономического субъекта, после чего она считается составленной. Таким образом, для субъекта внутреннего финансового аудита изменилось только место получения данных, необходимых для проведения аудиторской проверки.
Аудит финансовой бухгалтерской отчетности, проводимый в обязательном порядке, должен выявить соответствие результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия нормам действующего законодательства, а также подтвердить достоверность сведений, содержащихся в бухгалтерских документах.
Аудиторы должны при проверке руководствоваться утвержденными процедурами проверки учетной информации и придерживаться Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Кроме того, аудиторы руководствуются следующими документами:
- Гражданским и Налоговым кодексами Российской Федерации;
- «Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» (согласно Приказу Министерства финансов № 34н от 29.07.1998 года);
- Положением «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденным Приказом Министерства финансов № 43н от 06.07.1999 года;
- Приказом Министерства финансов № 66н от 02.07.2010 года «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
- Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.
Все выявленные нарушения и отклонения обязательно должны быть указаны в письменном отчете, а руководство предприятия должно быть ознакомлено с этим отчетом.
Чем руководствоваться при определении времени для организации обязательного аудита
Период, на который распространяется проведение обязательного аудита, составляет, как правило, один календарный год. Договор определяет конкретные даты начала и окончания обязательного аудита финансовой деятельности предприятия на основе проверки документов бухгалтерской отчетности, но, как правило, все работы по составлению аудиторского заключения должны быть выполнены и переданы в контролирующий орган власти до конца года, следующего за отчетным (31 декабря текущего года).
Продолжительность проведения аудиторской проверки связана и с объемом предполагаемых работ, который предварительно определяется аудитором. Весь период работы аудиторов может быть разбит на 2 этапа. Сами аудиторы не все время прохождения проверки находятся на предприятии. Как правило, они собирают необходимую информацию, проводят опросы сотрудников и др. Аналитическую работу проводят на своих рабочих местах. Могут высылать дополнительные запросы на предоставление недостающих данных.
Размеры проверяемой организации также существенно влияют на продолжительность аудиторской проверки. Чем меньше организация, тем, соответственно, меньше времени потребуется для работы аудиторов. В таких случаях проверка может проходить в один этап и заключение аудиторов предприятие может получить через 5-10 дней. Ускорить прохождение аудита возможно оперативностью и полнотой предоставляемой информации со стороны организации.
В отношении акционерных обществ в текущем 2022 году они должны до 3 апреля раскрыть информацию обязательной аудиторской проверки.
При определении продолжительности и сроков проведения обязательного аудита следует также руководствоваться действующими законодательными нормами по предоставлению отчетности предприятия в органы контроля.
Важно! Результаты проведение обязательного аудита подлежит раскрытию в течение 3-х дней с момента получения заключения от аудиторской фирмы.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.