Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила тонировки авто — 2023: что можно делать, а что нельзя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
От тонировки во многом зависит комфорт водителя и пассажиров. С ее помощью удается улучшить микроклимат внутри салона или скрыться от глаз окружающих. Однако у тонировки существует весомый недостаток. Она ухудшает видимость и для самого у водителя. В первую очередь правило относятся к лобовому и передним стеклам. По этой причине в их отношении введены правила, признающие тонировку незаконной и делающие ее использование нарушением.
Какие правила тонировки изменились в 2022 году
Новый ГОСТ диктует новые правила тонировки. Теперь лобовое стекло и передние окна должны пропускать от 70% света. Но пока действуют старые правила, согласно которым максимальная отметка составляет 75% для переднего лобового стекла и 70% для окон. Решение разрешить 5% дополнительной светопропускаемости практически никак не повлияет на комфорт водителя. Для обычного глаза разница практически незаметна, но её могут рассмотреть специальные приспособления, которыми и будет выполняться измерение.
Что касается водителей, ничего принципиального для них не поменяется, поскольку даже старая передняя часть стекла тонирована по старым правилам, она вписывается в стандарты. Потому рассматриваемое правило может оказать влияние только для людей, которые хотят сделать новую тонировку и руководствоваться для этого обновлениями. Причина таких нововведений заключается в том, чтобы привести требования в соответствие с современным ГОСТом.
Штрафы за неправильную тонировку в 2022 году
В 2022 году актуальной мерой наказания за нарушения правил по светопропускаемости стекол автомобиля считается штраф. Его накладывают, если нарушены правила ГОСТа. Причем придется платить, даже если разрешеннаятонировка на переднихстеклах отличается от взятых показателей хотя бы на 1%.
Помимо самой тонировки, штраф можно получить за неразрешенные съемные элементы, с помощью которых затемняется передняя часть салона. Например, различные шторки и т.п. Если нарушите рассматриваемые правила, будете вынуждены заплатить штраф, размер которого фиксирован и составляет 500 рублей. Но если вы максимально оперативно внесете деньги, можете получить скидку 50%. Максимальная отсрочка для получения скидки – 20 дней с момента получения штрафа.
Штраф можно получить, даже если изначально пленка отвечала требованиям, и правило не было нарушено. Причина в истирании, что возникает со временем. Например, на поверхности появляются потертости и царапины, что больше затемняют стекло. К тому же само стекло может потемнеть. Чтобы не наживать себе неприятностей рекомендуется периодически переклеивать пленку.
Новый штраф за проблемы с затемнением стекла могут наложить только, если первый был выписан больше 24 часов назад. Потому в протоколе обязательно указывается не только точная дата, но и время когда проверялась, разрешенная у вас тонировка, или нет. Это делается для того, чтобы владелец смог исправить недочет. Но повторное нарушение карается не штрафом, а переводом автомобиля на штрафстоянку. В будущем за повторное нарушение могут временно лишать прав. Пока это оговаривается. Потому если не хотите неприятностей, следует регулярно следить за тем, какие изменения появляются в законе, даже если они касаются такой незначительной детали, как разрешеннаятонировка.
Получить юридическую помощь по вопросам тонировки автомобиля можно на нашем сайте.
Первоначальные сведения о тонировке
Перед тем, как выяснять, сколько штраф за тонировку, рекомендуется разобраться, что именно включает в это понятие действующее законодательство. Тонировка авто выполняется для снижения количество света, поступающего в машину извне, а также для решения ряда других задач. Затемнение осуществляется при помощи специальной пленки. Она может быть разных видов. Существует и альтернативные варианты тонировки.
Она может быть выполнена при помощи:
- нанесения напыления;
- установки заводских затемненных стекол;
- установки специальной съемной пленки.
Однако вышеуказанные варианты используется редко. Автомобиль признается тонированным, если указатель затемнение превышает 65%. Если значение меньше, пленка признается декоративной. Ее достаточно широко применяют. Автомобили с таким напылением нередко по ошибке признаются тонированными. Толщина пленки варьируется от 60 до 380 Микрон. Новый закон с 1 января 2023 года за тонировку никаких дополнительных санкций не предусматривает. Штраф, как и раньше, регламентирует КоАП РФ. Размер денежного взыскания составляет 500 руб.
Размер штрафа по закону
В конце того же года неоднократно поднимался вопрос о том, что тонировка, которая была выполнена некорректным образом, должно наказываться в повышенном размере. В частности, хотели изменить величину денежного взыскания, взимаемого за повторное правонарушение. Его размер должен был составить 5000 руб.
Нарушение рассматривается, как повторное, если оно было совершено в течение 1 года с момента предыдущего. Такое правило закреплено в гражданском законодательстве.
На практике вышеуказанные изменения в силу так и не вступили. Потому процесс наложения наказания осуществляется в соответствии с прежними правилами. Как за первое, так и за второе правонарушение размер денежного взыскания составит 500 руб.
Нормативные акты, позволяющие избежать проверки светопропускания сотрудниками ГИБДД
Если вы опасаетесь, что вас оштрафуют за превышение допустимых норм тонировки, можете оперировать следующими фактами в свое оправдание:
- Правильность тонировки можно проверить только тауметром («Блик» или аналоги). Без его наличия проверка запрещена;
- Прибор обязан пройти сертификацию. Также обязательны пломба на корпусе и сертификат успешного завершения тестирования тауметра на демонстрацию правдивых показаний. Повреждение (либо копия) пломбы и отсутствие сертификации на руках сотрудника ГИБДД освобождают вас от проверки;
- Проверка тонировки в дождь или при влажности воздуха от 45 до 80% — непоказательна. Сотрудники должны предоставить чистое сухое помещение;
- Температура воздуха во время проверки не может быть ниже +10 градусов;
- Инспектор должен обладать приборами для предварительной проверки уровня влажности, давления и температуры. При отсутствии таковых проверка тонировки невозможна;
- Проверка без понятых недопустима;
- Замер тонировки осуществляется только на стационарных постах. ГИБДД «из кустов» автоматически отсекается.
Как сделать тонировку в России
Сделать законную тонировку в Российской Федерации довольно сложно. Даже новое заводское стекло имеет светопропускаемость не 100%. Чем старше автомобиль, тем меньше окна пропускают свет. Когда транспортному средству всего 2-3 года, светопрокускаемость стекол снижается до 90%. Таким образом, автомобилист может выбрать пленку всего на 15% затемнения. К сожалению, такие пленки не спасают от яркого солнца. Более того, сквозь такую тонировку видно все содержимое салона автомобиля.
Поставить плотную тонировку разрешается только на боковые окна заднего ряда транспортного средства. Тонировка этих стекол не регламентируется. Главное правило — не клеить зеркальную пленку. Такая тонировка запрещена для всех окон. Также разрешена любая светопропускаемость на заднем стекле.
Чтобы защитить глаза от яркого солнца во время вождения, водителям разрешается наклеить пленку шириной не более 14 см на верхнюю часть лобового стекла. Светопропускаемость в этой области стекла может быть любой.
1. Увеличение МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда с 2023 года увеличивается и составляет 16 242 рубля, что больше аналогичного показателя прошлого года на 963 рубля. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда».
2. Объединение ПФР и ФСС.
Одно из самых заметных для граждан изменений, которое коснется многих категорий. Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования объединяют в Социальный фонд России (Федеральный закон № 236-ФЗ от 14 июля 2022 г.). Вследствие этого в числе прочего изменится порядок уплаты страховых взносов работодателем. Так, отдельных тарифов на пенсионное, медицинское и социальное страхование не будет, перечисляемые единым платежом средства Фонд будет распределять самостоятельно.
Для работников, оформленных по договору ГПХ (за исключением самозанятых), вводятся страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства (раньше они отсутствовали). Но больничные и декретные такие работники смогут получить только в том случае, если взносы за них платили в предыдущем году, то есть реально воспользоваться нововведением можно будет с 2024 года.
Индивидуальным предпринимателям также больше не нужно делить фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью, связанной с управлением транспортным средством.
С 1 марта 2023 года заниматься подобной деятельностью запрещено тем, у кого есть непогашенная или неснятая судимость за совершение отдельных преступлений (Федеральный закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ). Изменение коснется в числе прочего водителей общественного транспорта и такси. Все действующие работники должны предоставить работодателю справку об отсутствии судимости, сделать это нужно до 1 сентября 2023 года. А если справки не будет (или в ней будет указываться, что судимость есть), работодатель обязан уволить сотрудника.
2. Больше выходных для сотрудников с детьми-инвалидами.
Эти изменения вводятся с сентября 2023 года (Федеральный закон от 05.12.2022 № 491-ФЗ). По письменному заявлению работодатель обязан будет предоставить четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Подать такое заявление может один из родителей (опекунов, попечителей), осуществляющий уход за детьми-инвалидами.
3. Корректировка порядка расследования и учета профзаболеваний.
Изменения вступают в силу в марте и касаются порядка действий в этой сфере (Постановление Правительства РФ от 05.07.2022 № 1206). В частности, расширен состав комиссии для расследования профзаболевания и уточнены, какие факторы считаются объективными для замены членов комиссии. Ввели словосочетание «процент вклада» работодателей в возникновение ПЗ. Теперь комиссия будет исследовать всю историю работы заболевшего сотрудника, чтобы иметь возможность оценить, какой работодатель ранее внес вклад в возникновение заболевания и, соответственно, призвать к ответственности тех, кто нарушает условия труда. Также введен новый порядок направления сведений в центр эпиднадзора. В целом можно говорить о том, что были уточнены некоторые понятия, а также введено более тщательное исследование профессионального прошлого работника, так как не только текущий работодатель может нести ответственность за условия труда и их влияние на людей.
4. Новый порядок формирования путевого листа.
Изменения отражены в приказе Минтранса России от 28.09.2022 № 390 (вступят в силу с 1 марта 2023 года). Путевой лист – основной документ для контроля пробега транспортного средства, списания топлива, оплаты труда водителей и исчисления налогов. Приказ вводит слегка измененный (по сравнению с тем, что было раньше) состав сведений путевого листа. Исключены наименование и номер путевого листа, а добавлены сведения о том, кто составлял путевой лист. Кроме того, уточнены данные, которые надо указывать для транспортного средства, — марка и модель ТС в соответствии с паспортом.
5. Изменения в правилах трудоустройства временно пребывающих в России иностранцев.
Теперь большинству иностранцев и лиц без гражданства не требуется получать полис ДМС, соответствующие изменения вводятся с января 2023 года (Федеральные законы от 14.07.2022 № 237-ФЗ и № 240-ФЗ). Кроме того, работодатель теперь не обязан заключать с медицинской организацией договор о предоставлении платных услуг.
Повышение штрафа: миф или реальность
Действующий закон остается весьма лояльным к автолюбителям, которые предпочитают тонировать свой транспорт, превышая при этом предусмотренные законодательными актами нормы — штраф в 500 рублей нельзя назвать слишком суровым. Не увеличена сумма штрафа за тонировку и в случае повторного нарушения ч. 3.1 ст. 12.5 КОАП РФ тем же водителем.
В то же время, в Государственной Думе уже длительное время обсуждается законопроект, предусматривающий ужесточение наказания для водителей машин с темными стеклами. Инициативная группа этого законопроекта намерена доработать его в 2018 году, принять замечания коллег и внести следующие изменения в ст. 12.5 КОАП РФ:
- увеличить штраф за несоблюдение правил тонировки до 1500 рублей;
- ввести штраф в размере 5000 рублей за повторное нарушение аналогичного характера в течение года.
Кроме того, отдельным пунктом рассматривается вопрос о повышении минимального процента видимости переднего стекла – возможно, его увеличат до 75%, в отношении других стекол автомобиля правила останутся теми же, с разрешением тонировки не менее 70% светопропускания.
На первоначальном этапе обсуждения (в 2016 году) в законопроекте предлагалось также ввести лишение прав до 6 месяцев при трехкратном и более нарушении правил о тонировке. В настоящий момент оно исключено из проекта.
Правила разрешенной тонировки стекол
Если вам нужна актуальная информация о том, какие правила действуют в плане разрешенной тонировки стекол автомобиля, обратитесь на п. 7.3 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации. Именно там указано, какая тонировкаразрешена на данный момент с перечислением полного списка требований. Причем касаемо не только тонировки окон, но и других требований к эксплуатации ТС. Если же есть хотя бы одна неточность, использовать такой автомобиль может быть проблематичным.
Тонировки касается пункта, согласно содержимому которого, передняя часть окон авто не должна иметь ничего, что может ухудшить обзор водителя. Министерство транспорта периодически совершенствует рассматриваемое положение. Например, в 2016 стандарты тонировки были выведены на более современный уровень по ГОСТу, поскольку раньше использовали правила, которые ввели ещё в 1988 году. Они успели морально устареть.
Разрешённая тонировка стёкол
Большинство владельцев транспортных средств выступают за использование тонировки, она снижает интенсивность ультрафиолетового излучения, температуру в салоне. Однако у сотрудников ГИБДД позиция другая, так как искусственное затемнение снижает реакцию водителя, приводя к риску аварии. Для законодательства на первом месте стоит безопасность участников дорожного движения.
Правила применения тонировки изложены в ГОСТ 32565-2013:
- светопропускаемость ветрового стекла – не менее 75%;
- светопропускаемость передних боковых стёкол – не менее 70%;
- ограничений для задней полусферы не существует;
- разрешена светозащитная полоса шириной до 150мм, она должна прилегать к крыше на лобовом стекле;
- под запретом зеркальное покрытие, способное ослепить водителя встречного авто;
- плёнка не должна искажать восприятие красного, жёлтого, зелёного, голубого и белого цветов.
Нормативные акты, позволяющие избежать проверки светопропускания сотрудниками ГИБДД
Если вы опасаетесь, что вас оштрафуют за превышение допустимых норм тонировки, можете оперировать следующими фактами в свое оправдание:
- Правильность тонировки можно проверить только тауметром («Блик» или аналоги). Без его наличия проверка запрещена;
- Прибор обязан пройти сертификацию. Также обязательны пломба на корпусе и сертификат успешного завершения тестирования тауметра на демонстрацию правдивых показаний. Повреждение (либо копия) пломбы и отсутствие сертификации на руках сотрудника ГИБДД освобождают вас от проверки;
- Проверка тонировки в дождь или при влажности воздуха от 45 до 80% — непоказательна. Сотрудники должны предоставить чистое сухое помещение;
- Температура воздуха во время проверки не может быть ниже +10 градусов;
- Инспектор должен обладать приборами для предварительной проверки уровня влажности, давления и температуры. При отсутствии таковых проверка тонировки невозможна;
- Проверка без понятых недопустима;
- Замер тонировки осуществляется только на стационарных постах. ГИБДД «из кустов» автоматически отсекается.
Какой производитель тонировки самый лучший
Явным и безоговорочным лидером в производстве плёнок для тонировки является США. Как показывает практика, качественные плёнки нужно выбирать среди американских брендов: Llumar, Ultra Vision, SunTek, ASWF, Armolan, Johnson, 3M. Этот список могут разбавить индийская компания Sun Control и корейская Nexfil, у которых качество продукции также на высоте. Перечисленные фирмы имеют отлаженный процесс производства и дорожат своим именем. Поэтому при покупке проверяйте наличие сертификатов, чтобы не нарваться на подделку.
В противовес всем стоит китайская тонировочная плёнка. Её главное преимущество — цена. Главный недостаток — всё остальное. Слабая прочность, плохая защита от солнца и проблемы при установке (не самый лёгкий процесс наклеивания, заломы и плохой клей) частые спутники плёнок из Китая. Рекомендуется к использованию только как временный вариант по причине ограниченного бюджета на автомобильный тюнинг.
Кто стал инициатором изменений в вопросах тонировки
Еще неделю назад в средствах массовой информации сообщалось о том, что российским правительством разрабатывается новый закон, предусматривающий изменения в правилах тонировки транспортных средств. Самое интересное, что среди возможных инициаторов не была представлена Государственная инспекция по безопасности дорожного движения. Первыми о нововведениях заговорили в Министерстве транспорта.
Позже стало известно, что изменения, подготовленные Минтранспортом, были переданы на рассмотрение сотрудникам аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Поправки касаются многих пунктов Правил дорожного движения, и одним из них является тонировка.
Какие еще поправки в ПДД ожидаются в 2021 году
Тонировка — это не единственный момент, который будет изменен в Правилах дорожного движения уже со следующего года. Водителей также ждут изменения в:
- правилах хранения автомобиля. С января следующего года будет запрещена стоянка и остановка на «островках безопасности»;
- скоростном режиме. Теперь пассажирские автобусы не имеют права ездить со скоростью, превышающей отметку в 70 километров в час. Скорость в 90 километров час разрешена только в том случае, если каждое пассажирское сидение имеет отдельный ремень безопасности;
- правилах использования средств индивидуальной мобильности (самокатов, сегвеев, скейтбордов и т.д.).
Ранее вопрос назначения штрафа за тонировку регулировал ГОСТ 5727 88. В пункте 2.2.4 говорилось, что светопропускание ветровых стёкол автотранспорта должно составлять не менее 75%. В отношении всех прочих стёкол применялся показатель минимум 70%.
1 января 2015 года нормативно-правовой акт утратил силу. На смену ему пришел ГОСТ 32565-2013. В нём был установлен единый порог светопропускаемости, который составил 70%.
Дополнительно был принят Технический регламент Таможенного союза. Он также вступил в силу 1 января 2015 года. Вопрос светопропускаемости стекол транспортных средств отражен ст. 4 вышеуказанного нормативно-правового акта. Технический регламент зафиксировал, что вменение штрафа за тонировку допустимо, если светопропускаемость лобового и передних стёкол меньше 70%. При этом заднее стекло может быть затемнено, если присутствует зеркало заднего вида.
Эксперты рекомендуют ознакомиться с положениями статьи 12.5 КоАП РФ. Она регламентирует наказания, которые могут вменить за несоблюдение норм светопропускаемости стекол в 2021 году.