Ребенок инвалид — определение, категории и группы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ребенок инвалид — определение, категории и группы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Понятие «Ребенок-инвалид»

К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.

Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

  • Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
  • Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
  • При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими школьного образования.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Читайте также:  Банкротство физического лица в 2023 году: пошаговая инструкция

Источники:

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ

В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Куда обратиться чтобы получить льготу ребенку инвалиду

Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания. Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней. Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.

  • Соц. защита. Принимает документы и отправляет запрос в бухгалтерию на получение скидки на оплату ЖКХ. Перед обращением в соц. защиту нужно погасить задолженность по оплате коммунальных услуг. Специалисты центра оказывают помощь в составлении заявления. Скидка назначается в течении месяца. Примите во внимание, что оплата коммуналки должна проходить не позднее 26 числа текущего месяца.
  • Налоговая инспекция. Принимает декларацию 3-НДФЛ на получение налогового вычета. Кроме того, налоговый вычет можно вернуть через работодателя. Отличие в том, что в налоговую инспекцию можно подать декларацию лишь за прошедший год, а работодателю за текущий.
  • Администрация района. Занимается распределением земли на строительство. Для этого необходимо подать заявление, которое рассматривается в тридцатидневный срок. Земля предоставляется первоочередно без торга в аренду или собственность за плату. За разработкой Индивидуального плана реабилитации следует обращаться также в администрацию.
  • ФСС. Распределяет путевки в лагеря и санатории. Для этого подается заявление. Также нужно иметь направление от врача, если лечение не входит в ИПР. В десятидневный срок происходит регистрация по заявке. Путевка предоставляется не позднее 18 дней до даты заезда. Длительность лечения в санатории от 21 до 42 дней с оплатой дороги до места лечения.

Какие выплаты положены ребенку инвалиду

Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).

Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.

Читайте также:  Как влияет количество прописанных человек на квартплату?

Дают ли инвалидность ребёнку?

Серьёзные заболевания, необратимо деформирующие привычный образ жизни, бывают у детей как приобретёнными, так и врождёнными. Травматизация дома, на улице, в учреждениях дошкольного и школьного образования, осложнения после перенесённых инфекций и многие другие факторы нередко приводят к значительным нарушениям в работе различных систем организма, существенно ограничивая жизнедеятельность.

Аналогичные последствия могут вызвать и врождённые аномалии, обусловленные наследственными патологиями, неблагоприятное течение беременности, родовые травмы и т.п. Во всех этих случаях ребёнок неизбежно становится инвалидом, что в свою очередь регламентируется российским законодательством.

Основаниями для предоставления несовершеннолетнему гражданину данного юридического статуса являются обнаруженные у него значительные нарушения в работе дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и других систем организма. Это же касается и выявленных у малыша дисфункций органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Главным критерием здесь, как и в случае со взрослыми инвалидами, является устойчивая резистентность к лечению и развитие острой зависимости от помощи посторонних лиц. Далее запускается сама схема оформления инвалидности, практически полностью идентичная алгоритму, действующему в отношении совершеннолетних граждан.

Ребёнок проходит медкомиссию, и после того, как целы ряд специалистов документально зафиксирует результаты своих консультаций, лечащий врач (в данном случае педиатр) выдаст собственное заключение и эпикриз,. Также в ЛПУ нужно получить справку о предполагаемой индивидуальной программе реабилитации маленького пациента. Эти бумаги в свою очередь должны быть заверены заведующим поликлиникой.

Затем законным представителям малыша (родителям или опекунам) можно уже будет обращаться непосредственно в бюро медико-социальной экспертизы. Делать это придётся вместе с целым пакетом документов, включающим в себя свидетельство о рождении или паспорт, если он уже выдан, соответствующее заявление, амбулаторную карту, форму из поликлиники и школьную характеристику, которая понадобится лишь тогда, когда проблемы со здоровьем у несовершеннолетнего гражданина обнаружились во время обучения в школе.
Ознакомившись с предоставленными сведениями, комиссия МСЭ вынесет решение о присвоении ребёнку статуса «инвалида», а также определении группы и степени ограничений. Когда функции тех или иных органов утрачены частично и вероятность их восстановления высока, справка о наличии ОВЗ может быть выдана на строго определённый срок, после которого придётся пройти повторное переосвидетельствование, где инвалидность будет продлена или, напротив, снята. Если же нарушения носят устойчивый характер, возможности утрачены полностью и лечение неэффективно, малышу может быть оформлена инвалидность сразу до 18 лет.

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Процедура оформления инвалидности, а также размер и порядок назначения выплат, льгот и других возможностей выглядит одинаково для всех регионов страны. Порядок определяется нормами федерального законодательства, например:

  • Приказом Минтруда России № 1024н от 2015 г., который устанавливает основные критерии для проведения экспертизы, решающей вопрос о присвоении инвалидности;
  • Постановлением Правительства №95 от 2006 г., определяющим процедуру признания инвалидом;
  • Приказом Минздравсоцразвития №57н от 2011г., который устанавливает порядок и размер компенсации, предоставляющийся для приобретения средств реабилитации пациента;
  • ФЗ №351 от 2013 г., вносящий отдельные поправки в законы о соцзащите пациентов-инвалидов.

Исходя из анализа этих документов и реальной медицинской практики можно понять, как оформить инвалидность для ребенка. Порядок прохождения комиссии описан ниже.

Группы и категории инвалидности у ребенка

Несовершеннолетний пациент получает категорию инвалидности при наличии заболеваний:

  • психоэмоциональные патологии;
  • заболевания органов чувств, приводящее к снижению или отсутствию функции;
  • физические уродства;
  • нарушение речи;
  • сниженная или полностью отсутствующая функция передвижения;
  • серьезные заболевания внутренних органов;
  • патологии кожных покровов.

Для пациента определяют группу инвалидности.

  1. Первая группа. У ребенка серьезные нарушения формирования и развития внутренних органов. Пациент не может существовать без ежедневной помощи. К первой группе также относятся лежачие и серьезно больные дети-инвалиды.
  2. Вторая группа – ребенок способен выполнить минимальные действия по самообслуживанию без присутствия опекуна при наличии медицинской техники.
  3. Третья группа. Дети имеют ограничения из-за наличия заболевания. Они могут восстановить трудоспособность.
Читайте также:  Способы эмиграции в США в 2022 году

Подтверждает наличие заболевания и степень прогрессирования лечащий врач.

Порядок прохождения комиссии МСЭ для получения инвалидности ребенку

Предварительная запись на прохождение медико-социальной экспертизы осуществляется лично в бюро МСЭ, расположенном по месту жительства ребенка. Если Вы оформляете детскую инвалидность повторно, запись на медико-социальную экспертизу можно произвести, не дожидаясь окончания срока ранее установленной инвалидности.

Отметим, что допускается прохождение повторного переосвидетельствования за 2 месяца до окончания действия предыдущего срока установления инвалидности.

В случаях необходимости переноса ранее назначенной даты освидетельствования МСЭ представитель ребенка должен обратиться заранее в бюро. В случаях невозможности предоставления ребенка по состоянию его здоровья на освидетельствование непосредственно в бюро, МСЭ должна быть проведена в стационаре или на дому со специальной отметкой в соответствующем заключении. Также при согласии законного представителя ребенка, медико-социальная экспертиза может быть проведена заочно.

Важно! Порядок получения инвалидности ребенку допускает привлечение любого специалиста с правом совещательного голоса, за счет средств законного представителя освидетельствуемого.

Установление и продление инвалидности ребенку в 2020 году

С 2018 года был расширен список заболеваний, по которым выдается категория инвалидности для детей. На 2020 год сюда входят 58 заболеваний, включая ДЦП, синдром Дауна. С принятием нового постановления был упрощен способ продления инвалидности. Появилась возможность заочно освидетельствовать состояние здоровья пациента, а также принимать решения о бессрочной инвалидности при тяжелых травмах или заболеваниях.

Бессрочная инвалидность может быть установлена в том случае, если в ходе социальной и медицинской помощи, ребенку нельзя облегчить степень тяжести его жизнедеятельности или в случае, если болезнь приобретает более тяжелую форму, не смотря на все старания врачей. Такая группа инвалидности может быть установлена после 2 лет в статусе инвалида.

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Оформление инвалидности ребенку: особенности

Оформление инвалидности ребенку – это процедура, которая включает в себя несколько этапов и позволяет слабозащищенному несовершеннолетнему лицу получить государственные гарантии ввиду особого состояния здоровья.

Процедура признания инвалидом несовершеннолетнего ребенка полностью аналогична процедуре получения инвалидности взрослым человеком (за исключением того, что с ним должен присутствовать еще и законный представитель).

Многие родители преднамеренно оттягивают возможность оформления указанного статуса для своего ребенка, поскольку считают, что это может повлиять на его последующее пребывание в социуме. Однако такое бездействие лишает и законных представителей, и самого воспитанника множества льгот и государственных гарантий.

Необходимые документы

Перед тем, как ребенок будет проходить МСЭ, для специально созданной комиссии потребуется подготовить определенный перечень документов, в том числе:

  1. Паспорт или иной приравненный к нему документ (если ребенок достиг возраста 14 лет);
  2. Свидетельство о рождении;
  3. Справки, указывающие о результатах анализов;
  4. Акты, составленные узкими специалистами;
  5. Выписные эпикризы, подтверждающие отклонение состояния здоровья ребенка от нормы;
  6. Справка, указывающая на предварительный диагноз больного;
  7. Направление на МСЭ;
  8. Медицинская карта пациента;
  9. Характеристика на ребенка из детского сада или общеобразовательного учреждения, заверенная:
  • Воспитателем или классным руководителем;
  • Директором учреждения;
  • Двумя специальными печатями;
  1. Паспорт законного представителя ребенка;
  2. Заявление от родителей, выражающее согласие на проведение МСЭ в отношении воспитанника;
  3. Разовая справка по итогам МСЭ (при последующем прохождении переосвидетельствования).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *