Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««лесная амнистия»: что это такое, как ей воспользоваться, закон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однако, и в сведениях Росреестра встречаются неточности. Они возникли не по вине собственников или пользователей спорных участков. Раньше дачные поселки, пионерлагеря или дома отдыха с прилегающими территориями создавались в лесном фонде без изменения категории земель. Есть также множество технических ошибок по той причине, что десятками лет к учёту лесных земель относились безответственно. Статистика приводит результаты — спорные участки занимают площадь до 4 миллионов гектаров. Причём они расположены не в непроходимой тайге, а возле больших городов.
Ответ: До принятия закона многие правообладатели земельных участков, чьи земельные участки находились в непосредственной близости с землями лесного фонда, не могли провести межевание, оформить свои постройки из-за наложения с землями лесного фонда. Однако с момента вступления в силу Закона о лесной амнистии, факт пересечения с землями лесного фонда не является препятствием для проведения межевания земельного участка. Таким образом, гражданин имеет право провести межевание своего участка несмотря на пересечение с землями лесного фонда.
Вопрос: Возможно ли при проведении межевания увеличение площади земельного участка за счет земель лесного фонда?
Ответ: В целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества (часть 9 статьи 10 Закона о лесной амнистии). Это правило действует ограниченный срок — до 1 января 2023 года.
При выполнении кадастровых работ в отношении указанных земельных участков кадастровые инженеры в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в обоснование отсутствия согласования местоположения границы приводят ссылку на соответствующие положения Закона о лесной амнистии.
Вместе с тем указанное правило не дает оснований для несоразмерного увеличения площади уточняемого земельного участка, предоставленного для указанных нужд, в связи с чем, как и в других случаях уточнения местоположения границ земельных участков, площадь земельного участка после уточнения местоположения его границ должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 32 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Вопрос: Необходима ли подготовка проектной документации лесного участка при образовании лесного участка из земель лесного фонда, на котором расположен находящийся в собственности объект недвижимости?
Ответ: Согласно статье 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется.
Какие разновидности пользования земель лесного фонда бывают?
Использовать лесные участки можно платно и бесплатно:
- Бесплатное использование земли возможно только после принятия положительного решения органом местного и субъектного самоуправления в пользу вас. Максимальный период заключения договора безвозмездного пользования составляет 10 лет.
Право на бесплатной основе получить в пользование лесные земли имеют:
- Частные лица, которые осуществляют определенный вид деятельности, например, для пчеловодства государство предоставляет земли на бесплатное пользование на период до пяти лет.
- Северные народы.
- Люди, представляющие официальные религии.
- Лица, трудящиеся в гособоронеи охране лесополос.
Земли леса, согласно предоставленному заявлению, могут получить заинтересованные люди на время, указанное в законодательстве. При отсутствии такого пункта в договоре, документ, после предварительного уведомления, может быть расторгнут одной из сторон.
Бумаги на получение земельного участка лесополосы необходимо оформить соответствующим образом. В них следует указать целевое назначение использования, разрешенное со стороны законодательства. Оно должно совпадать с планами развития лесополосы в конкретном регионе страны. Решение принимается в течение одного месяца.
Важно учитывать, что лесополосы не могут быть переданы в безвозмездное пользование некоммерческим учреждениям, созданным частными лицами для развития и строительства дач, домов.
- Бессрочное использование земель лесного хозяйства возможно в случае выделения их местными органами самоуправления для бюджетных учреждений или частным лицам.
Другие новеллы закона
Появление возможности межевания
Все владельцы территорий, подпавших под «амнистию», получили реальную возможность провести межевание, уточнить периметры своих наделов и внести сведения в ЕГРН. До введения данных норм этого сделать было нельзя.
Облегчение перевода земель в иную категорию
Данный процесс осуществляется теперь с учетом информации из ЕГРН и правоустанавливающих бумаг. Если лесной реестр относит надел к лесной территории, а в ЕГРН содержится иной вид землепользования, то верными считаются сведения из ЕГРН. А если в ЕГРН нет указания на тип земли, то на первый план выходят разрешения и правоустанавливающие бумаги.
Предоставив официально полученные правоустанавливающие документы, владелец сможет вывести участок из лесного фонда. Исключения составляют земли особо охраняемых природных и культурных территорий, специального назначения (промышленных, энергетических и других предприятий, сельхознаделы). Речь в данном случае идёт опять же о владениях, права на которые оформлены до 1 января 2016 года.
Включение «окруженных» участков в земли городов и поселений
Ускоренная застройка городов привела к тому, что в их черте, окруженные землями иных категорий, оказались многочисленные лесные площади. Например, в Новой Москве, в Самаре, Новосибирске и других крупных городах России появились целые территории лесных земель, которые со всех сторон граничат с наделами иного вида землепользования. Понятно, что сначала надо было решать вопросы перевода земель, а только потом возводить дома. Но, что сделано, то сделано. Поэтому власть разрешила включить данные территории в городскую черту, уточнив, что их эксплуатация должна осуществляться с ограничениями, предусмотренными для городских лесов.
Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию
Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию. Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений. Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.
«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру. Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание. Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».
- Ознакомиться со статьями ЛК РФ и ЗК РФ. Также можно со статьями ГК РФ. Составить примерный план действий и нужной документации. Написать обоснование – нужно обязательно или можно обойтись без них.
- Обратиться за бесплатной консультацией к сотрудникам местного органа самоуправления. Сверить список и добавить новые позиции, изменить или удалить их.
- Составить заявление со ссылками на нормативные правовые источники Российской Федерации. Обозначить цель обращения, в качестве приложений указать необходимые бумаги (прикладывать нужно оригиналы и копии – их заверяет сам работник уполномоченного органа).
- При необходимости заплатить государственную пошлину посредством безналичного перевода (точная денежная сумма зависит от регионального законодательства).
- Собрать весь полный пакет документов по списку, при необходимости заверить через нотариуса справки или выписки, копии.
- В указанные органом местного самоуправления сроки принести документацию на регистрацию и визирование.
- Заключить с органом местного самоуправления договор в письменной форме (в собственность землю лесного фонда получить весьма проблематично – обычно дело заканчивается арендой или бессрочным пользованием). При наличии же положительного решения нужно нести бумаги в Росреестр для регистрации в собственность.
- Взять экземпляры договора и иных бумаг (на них обязательно должны стоят соответствующие реквизиты – хотя бы подпись и печать государственного органа).
Максимальный срок предоставления услуги:
Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не регулирует процедуру и сроки принятия решений о корректировке государственного лесного реестра по таким заявлениям.
Он лишь устанавливает предельный срок, в течение которого государственный лесной реестр должен быть приведен в соответствие с ЕГРН (1 января 2023 года). В связи с этим субъекты РФ, исходя из местных условий, самостоятельно определяют порядок ведения соответствующей работы, в том числе с учетом поступающих заявлений правообладателей.
Что такое дачная амнистия
По своему законодательному окружению дачная амнистия не является отдельным законом. Она представляет собой свод изменений в отдельные законодательные акты для упрощенной регистрации собственности.
Дачная амнистия позволяет гражданам зарегистрировать отдельные виды недвижимости в упрощенном порядке, то есть без получения уведомлений о начале/окончании строительства, разрешения на ввод в эксплуатацию и других процедур.
Необходимость принятия такого закона была обусловлена тем, что раньше юридический статус деревенских домов и земельных участков зачастую не определялся. В советское время частная собственность на землю отсутствовала, а участки предоставлялись на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Дома, построенные на них, соответственно, также не регистрировались.
Как результат — такая недвижимость оказалась «подвешена в воздухе», то есть физически она существует, но с правовой точки зрения никому не принадлежит. Это значит, что её нельзя продать, подарить, завещать или использовать в качестве залога.
Программа дачной амнистии не только упрощает жизнь россиянам, но и за счет вовлечения в гражданский оборот новой жилой недвижимости позволяет государству увеличивать собираемость налогов.
«Лесная амнистия» в Подмосковье: как изменить статус земли
Ранее в регионах Российской Федерации наблюдалось множество проблем, связанных с близостью участков к лесной кромке. Стали достоянием общественности проблемы с регистрацией прав и изъятием собственности в Иркутской, Псковской, Челябинской областях, Тюмени и многих других местах. Попытки людей обращаться в суд далеко не всегда приносили положительные результаты: сложившаяся судебная практика, как правило, выносила решения об отказе в регистрации и других обоснованных требований собственников.
Теперь ограничения в праве регистрации на землю и недвижимость, реализации других возможностей собственников участков, расположенных у кромки лесов, имевшие место вследствие противоречий отдельных положений старого законодательства, сняты. Люди могут не опасаться изъятия принадлежащих им участков и другой недвижимости по причине их расположения в границах лесного массива.
С принятием закона, начала действовать «лесная амнистия»: собственники, имеющие законные права на участки, получили гарантии их реализации без ограничений. Участок должен быть поставлен на кадастровый учет даже тогда, когда его граница пересекается с границей лесного участка. В кадастр в таком случае вносятся соответствующие изменения о местоположении и границах площади участка леса. Это также касается граждан, имеющих участки для огородничества и садоводства.
Однако следует знать, что действие положений ФЗ №280-ФЗ касается только участков, оформленных в собственность до начала 2016 года.
Закон готовился в условиях жарких дебатов, так как высказывались опасения об уничтожении лесных массивов вследствие массового присвоения участков, расположенных в пределах их границ. Однако статистические данные не зарегистрировали значительного роста и фактов неправомерного узаконивания лесов. Зато сейчас люди стали свободны от опасений, что огороды и прочие земельные участки с постройками, находящимися на площадях лесного фонда, могут быть изъяты.
С таким положением дел согласился и Конституционный суд, зафиксировавший 21 сентября 2017 года в своих определениях верховенство права для правообладателей участков. Центр кадастра и регистрации «Стар-Сервис» готов оказать квалифицированную юридическую помощь в оформлении документов о собственности, оценке, регистрации, узаконивании самостроев и других вопросах, гарантирующих защиту прав собственности на расположенную в границах лесного фонда недвижимость.
В Российской Федерации есть так называемый двойной учет. Одни и те же земельные территории могут обладать разным типом предназначения. Например, земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов. Наиболее остро проблема с землями лесного фонда стоит в Новосибирской, Ленинградской, Красноярской, Иркутской области. Люди в данных территориях получившие землю много лет назад, даже еще при существовании Советского союза пытаются доказать свое право на пользование и распоряжение участками. Большинство граждан не могут оформить собственность либо сталкиваются с проблемами, связанными с регистрацией.
Причина проблем часто кроется в том, что не совпадают официальные сведения из Государственного реестра недвижимости и сделок с ним и данных из Лесного реестра Российской Федерации. Дело в том, что из-за этого органы лесхоза стали ставить участки земли на государственный учет. Именно по этой причине начали появляться расхождения в официальных документах. Гражданин мог попросту купить участок земли отнесенный под строительство своего дома, а потом обнаружить что он относится непосредственно к земельному фонду. В отдельных случаях люди столкнулись с требованием даже освободить участок и снести выстроенные постройки.
Отсутствие нормального регулирования земельных правоотношений привело к тому, что появился такой законопроект, как лесная амнистия. Он призван узаконить спорные границы земельных участков. Добросовестные собственники участков земли, расположенных в лесном фонде на основании лесной амнистии выведут свои земельные участки из лесных земель. Это поможет передвинуть границы и пользоваться в дальнейшем землей по закону без каких-либо проблем.
С прошлого года за лесной амнистией граждане могут обращаться как за государственной услугой. До 2019 года собственники участников земли могли обратиться с заявлением о применении лесной амнистии в территориальные органы лесного хозяйства Российской Федерации. Срок рассмотрения заявления от собственника составлял порядка полугода и это было крайне много. В законодательство РФ были внесены определенные изменения, и они стали так называемой государственной услугой «Приведение сведений государственного реестра недвижимости». На основании данного фактора собственник может обратиться с заявлением о лесной амнистии на специализированный интернет ресурс. В заявлении надо обозначить то, что собственник земельного участка обращается для того, чтобы устранить явные противоречия в сведения государственного реестра и установлением принадлежности земли к той или иной категории землепользования.
На практике если в собственности у землевладельца находится надел, который:
- Прилегает к территории, относящейся к лесному фонду;
- Либо несколько вклинивается в нее.
Так, подобный участок мог в течение десятилетий находиться в фактическом распоряжении данного собственника. Но при этом в случае подачи запроса о постановке земли на кадастровый учет заявителю в этом отказывали. Это обосновывалось тем, что земля заходит за границы лесного фонда. При этом суд до принятия закона о лесной амнистии становился на сторону учреждения, отказавшего гражданину.
Если собственники таких участок намеревались произвести межевание, то в соответствии с принятым порядком действий они обращались к кадастровому инженеру. Этот специалист обнаруживал, что надел располагается рядом с лесом и обращался с запросом в Министерство лесного хозяйства. Если оттуда ему поступал ответ, что либо вся земля, либо же ее часть располагается на землях лесного фонда. То в таком случае кадастровый инженер просто отказывался осуществлять размежевания.
Были возможны и более серьезные последствия. В некоторых случаях участки, которыми люди владели в течение десятилетий, просто отбирались у них на том основании, что они заходят за границу лесного фонда.
Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.
Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.
Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.
При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса. Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку. Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.
В законе оговаривается:
- Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
- Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.
Владельцу участка требуется просто обратиться в тот же орган, который предоставил земельный участок. К примеру территориальной управление Росимущества по региону. Предоставлять документы в случае лесной амнистии не требуется, их собирают сами государственные ведомства.
Гд рекомендовала вс рф проанализировать применение «лесной амнистии»
Принятые решения о выводе из-под действия закона о «лесной амнистии» особо охраняемых природных территорий, объектов культурного наследия, а также наложенные дополнительные ограничения на действие этого закона «абсолютно оправдали себя», заявил на пленарном заседании председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. «Сегодня мы можем сказать, что своими решениями мы не допустили разворовывания лесов», — подчеркнул он.
Депутат обратил внимание, что по состоянию на 1 ноября 2017 года зафиксировано 342 случая применения данного закона, в результате чего были устранены соответствующие противоречия на площади 365 гектар, из которых 260 гектар – «это противоречия между лесными участками внутри лесного фонда».
Госдума также приняла решение продолжить деятельность рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией закона о «лесной амнистии».
«Во время работы нашей группы появляются очень интересные факты, которые требуют внимания. Например, по информации Республики Карелия, площадь республики составляет примерно 17,2 миллиона гектаров.
В то же время, по данным Единого государственного реестра недвижимости, площадь лесного фонда в республике составляет 20 миллионов гектаров. И это не единственный случай.
И нам понятно, что нам необходимо, конечно, продолжать эту работу по мониторингу исполнения этого закона», — сказал Николаев.
При этом, говоря о деятельности рабочей группы, он заметил, что каких-либо злоупотреблений на сегодняшний день не наблюдается. «Между тем, мы отмечаем два фактора основных, которые требуют нашего внимания и которые являются такими зонами риска. Прежде всего, это крайне низкие темпы постановки на учет особо охраняемых природных территорий», — сказал депутат.
Проведенный рабочей группой анализ показывает, что на сегодняшний день только половина особо охраняемых природных территорий состоит на кадастровом учете. «Это означает, что органы регистрации на местах просто не будут иметь необходимой информации для корректного использования закона», — пояснил Николаев.
«Следующий момент – это низкие темпы постановки на кадастровый учет лесов, лесопарков и лесничеств. План соответствующий Рослесхозом установлен, но мы видим, что он крайне медленно реализуется», — продолжил глава думского комитета.
В этой связи, по его словам, были подготовлены и приняты Госдумой во втором чтении поправки к проекту федерального бюджета на трехлетний период, которые «дополнительно на эту деятельность» выделяют 1,9 миллиарда рублей на 2018 год, 2 миллиарда рублей — на 2019 год, 3 миллиарда рублей – на 2020 год.
«Лесная амнистия» в Подмосковье: как изменить статус земли
Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» упраздняет такие понятия, как «дача», «дачный дом» и «дачное хозяйство». Теперь дачи на садовых земельных участках приравняют к жилым домам, и в них можно будет оформить постоянную регистрацию. Помимо этого, вводится такое понятие, как «садовый дом», на строительство которого не потребуется разрешения.
Закон о «лесной амнистии» устраняет противоречия между Государственным лесным реестром (ГЛР) и Единым Государственным Реестром Недвижимости (ЕГРН). Владельцы лесных участков, оформившие документы на право собственности до 1 января 2016 года, смогут перевести их в жилое пользование. При регистрации приоритет будут отдавать данным, указанным в ЕГРН, поэтому в спорах, когда на карте – лес, а в документах – дом, наконец будет поставлена точка.
Лесным поселкам и военным городкам с плотностью застройки не менее 30% может быть присвоен статус населенных пунктов. Решение по каждому поселку будет принимать специальная комиссия, в состав которой войдут региональные чиновники и представители общественной палаты.
Кроме того, по специальному разрешению главы Россельхоза по представлению главы субъекта Федерации возможны исключения, когда статус населенного пункта получат даже поселки с меньшей плотностью застройки.
После оформления прописки на любимой даче, можно будет беспрепятственно пользоваться медицинскими и административными услугами, а также получать социальные выплаты и пенсии в том же районе. Это должно стать своего рода толчком к активному развитию областной инфраструктуры.
Увеличится количество официально зарегистрированных на дачах, на картах появятся новые населенные пункты, и государственным органам необходимо будет выделять бюджеты на развитие в этих районах дорог, строительство медицинских пунктов, аптек, школ, детских садов…
В разы упрощена процедура бурения скважин на участках: землевладельцам больше не будет нужно собирать целую кипу разрешающих документов. Члены садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества получат право пользоваться водными скважинами для осуществления любых нужд, не связанных с коммерческой деятельностью. Бурение скважины для товарищества будет разрешено без геологического изучения недр и проведения государственных экспертиз.
Как оформить лесной участок в упрощённом порядке по закону о «лесной амнистии»
Половина земельных участков были образованы еще в советское время. С тех пор их площадь и границы значительно изменились. Владельцы земли перенесли заборы, захватили лишние сотки, но никак их не узаконили.
Итак, если вы решили воспользоваться правом оформить землю по новому закону (№150-ФЗ от 17.06.2019 г.), то вам необходимо иметь ввиду следующее:
1. Бесплатно увеличить участок на 10% возможно только в ходе проведения комплексных кадастровых работ и никак иначе! Комплексные кадастровые работы выполняют кадастровые инженеры по заданию органов государственной власти – местной администрации. Это крупные, полномасштабные работы на основании госконтракта и за счет государственного бюджета. Трудность состоит в том, что заказать такие работы только для своего участка собственник не может. Следовательно, чтобы прирезать часть земли, необходимо ждать, когда местные власти будут проводить комплексные кадастровые работы на вашей территории. Об этих работах граждан оповещают заранее.
Важно! Все нововведения коснулись порядка проведения комплексных кадастровых работ и не затрагивают работы по уточнению границ на единичных, отдельно взятых участках.
* Есть другой способ увеличить площадь своего земельного участка за счет так называемой прирезки. Об этом мы подробно писали в другой нашей статье «Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность».
Строительство на землях лесного фонда согласно современному законодательству возможно, только с целью возведения отдельных строений с учетом всех экологических норм. Строительство домов, коттеджей на территориях лесополос строго запрещено законом.
Территория земельного фонда представляет собой, прежде всего, земли, находящиеся под охраной ЗК РФ и ЛК РФ, а также под защитой других нормативно-правовых актов, которые регулируют управление ими. Бизнесмены вполне могут получить разрешение на строительство зданий на этой территории, но только в случае, если докажут необходимость их возведения. Кроме того, придется подготовить множество различных бумаг, которые подробно представят план строения.
Современным законодательством запрещено производить капитальные застройки зданий в лесополосе, относящейся к лесному фонду. Законом не воспрещается лишь возведение отдельных построек, не противоречащих экологическим регламентам. Среди них:
- временные лесничие сторожки и иные тому подобные постройки;
- лагерь, создаваемый специально для туристов в восстановительных целях без уничтожениялесополосы;
- физкультурные комплексы, используемые для занятий спортом;
- оздоровительные санатории;
- восстановительные строения для отдыха и оздоровления.
Частное возведение зданий в зонах, относящихся к лесополосе, категорически запрещено законом. Однако имеется возможность осуществить постройку сооружения в поселении, если его пограничная линия совпадает с лесополосой. Этот вариант вполне реален и для постройки крупных госучреждений, которые не связаны с эксплуатацией восстановительных лесонасаждений.
Помимо фундаментальной застройки согласно закону разрешена постройка временных зданий, применяемых для конкретного вида деятельности, к примеру, для исследования земляных недр и водохранилища, поиска или добывания полезных ископаемых, прокладки дорог, создания линий электрических передач, заготовления лесных ресурсов.
Дачные сотки героини имеют спорный статус из-за общих границ с лесом.
В 90-х и 2000-х годах учет земли проводился в упрощенном порядке без точного межевания. Для согласования достаточно было иметь данные с лесоустроительной документации. Такая ситуация привела к тому, что реальные территории лесхозов преувеличены в три раза! В искусственную площадь лесов входили дачи садоводов, военные части, поселения. Собственники пытались отвоевать право на обжитые наделы в суде, но решения принимались в пользу лесного фонда.
Во-первых, установить приоритет данных ЕГРН перед информацией лесного реестра (ГЛР). Например, если в ГЛР указано, что конкретный участок принадлежит к лесному фонду, но в ЕГРН либо в правоустанавливающем документе обозначено, что этот же участок — частная собственность, относящаяся к иной разновидности земель, то верными в такой ситуации нужно признать данные ЕГРН либо правоустанавливающего документа. Это положение распространяется на те участки, которые были сформированы до 1.01.2016.
Во-вторых, изъять из лесного фонда территории, которые фактически лесами не являются. Это касается участков, которые были образованы до 8.08.2008. В первую очередь это те владения, которые были отданы СНТ, дачникам, огородникам и другим гражданам для ведения индивидуальных подсобных хозяйств и возведения частных зданий жилого предназначения. В данном случае отношение участка к составу лесного фонда по ЛГР роли не играет. С даты принятия «лесной амнистии» их можно оформить как земли, входящие в состав населённого пункта, или сельскохозяйственных угодий, что исключает применение данных участков в качестве лесопользования. Воспользоваться процедурой могут как первообладатели, так и лица купившие, либо унаследовавшие участок.
«Лесная амнистия» касается любого участка, на котором построены какие-либо недвижимые объекты, при условии, что право на строительство всех имеющихся объектов было зарегистрировано до 1.01.2016. Согласно закону, собственник постройки вправе поставить землю, на которой расположена постройка, на кадастровый учет, с занесением данных в ЕГРН на основании чертежа (показывающего расположение участка земли) и описания этого участка, содержащееся в кадастровом плане. Пересечение границ такого участка с границами лесного или лесопаркового надела не будет препятствием для межевания и занесения в ЕГРН.
Если участок был сформирован до 01.01.2016 года и согласно информации, в лесном реестре принадлежат к числу лесных территорий, а по данным ЕГРН (либо правоустанавливающего документа) — к другим категориям, такой участок из состава лесных площадей изымается, а лесопользование прекращается.
К подобным участкам относятся земли следующих предназначений:
- частное жилищное строительство;
- индивидуальное подсобное хозяйство;
- земли, входящие в состав населённых пунктов.
Обратите внимание, что земли, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. Переводить такие площади из одной категории в другую не нужно.
Речь идёт о тех территориях, которые ранее судами были признаны относящимися к территории леса.
Закон № 280-ФЗ придал нормам обратную силу и позволил собственникам территорий, которые попали под «лесную амнистию», обрести право вовлечения своих земель в оборот, провести процедуры межевания, уточнения границ, внесения данных в ЕГРН.
Лесная амнистия. Особенности. Проблемы. Основные понятия.
Гарантия «лесной амнистии» в оформлении собственности на участки и земли под возведёнными на них объектами обеспечивается только при одновременном выполнении следующих условий:
- объекты не предназначены для нужд лесопользования
- права собственности на построенные объекты недвижимости зарегистрированы до 01.01.2016 г.
Если собственность:
- на здание
- на дом
- на иную постройку
зарегистрирована до 1 января 2016 года, владелец недвижимости имеет право поставить на учёт и земельный участок под объектом. Регистрация проводится вне зависимости от того, что границы ЗУ пересекаются с лесным или лесопарковым наделом (пункт 2 статьи 60 закона 280-ФЗ).
Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен:
- обратиться с заявлением в орган, который предоставил ЗУ
- провести межевание
- внести в ЕГРН сведения:
- об участке
- о границах ЗУ (материалы межевого плана):
- чертёж
- описание участка на кадастровом плане территории)
При подготовке межевого плана кадастровый инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».
Далее Росреестр произведёт:
- исключение ЗУ из состава лесных площадей:
- если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН – как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.)
- поставит ЗУ на кадастровый учёт
- произведёт владельца постройки в полноценного собственника земельного надела
- зарегистрирует право собственности в ЕГРН
Проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН не будет в случае, когда при уточнении местоположения границ ЗУ было выявлено пересечение границ ЗУ с границами:
- лесного участка
- лесничества
- лесопарка
Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут:
- право на участок было оформлено до 1 января 2016 года
- право на участок было возникло до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка
Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.
Законом рассматривается случай, когда в результате межевания или уточнения их границ получается, что на плане участок «съехал» – полностью иди частично оказался в лесопарковой зоне.
До «лесной амнистии», подобные ситуации превращались в неразрешимые проблемы.
После вступления закона 280-ФЗ в силу способ их разрешения играет в пользу владельца участка:
земельный надел исключается из состава земель лесного фонда, если ВРИ участка противоречит лесопарковому режиму.
Так установлено пунктом 7 статьи 604 закона 280-ФЗ.
По ФЗ 280, устанавливался судебный порядок признания прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по причине относения участков к лесной территории.
До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.
Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен — в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.
Во всяком случае, такая возможность была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.
Нормативные акты, которые обеспечивают взаимодействие граждан и администрации:
- Лесной Кодекс;
- Земельный Кодекс;
- Гражданский Кодекс;
- федеральные и региональные документы.
К землям этого назначения относят участки, в границах которых произрастают леса природного происхождения.
Их использование в любом виде возможно только после согласования с муниципалитетом, в ведении которого находится территория.
Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства). Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.
Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду. Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.
Процедура оформления права собственности происходит по определённому алгоритму, основная часть которого ориентирована на получение разрешения правительственного распоряжения о переводе участка в другую категорию. Для этого требуется:
- Выбрать подходящий участок лесного массива, который не может использоваться в качестве леса. Им может быть редина после вырубки, место пожарища с погибшими деревьями, болотистые земли или иные не заросшие деревьями участки.
- Назначить экспертизу выбранного участка, получить заключения экспертов. Целесообразно иметь не менее трёх различных актов экспертиз, в которых будет указано на то, что установленная зона не отвечает требованиям, предъявляемым к лесному массиву.
- Установить сумму ущерба при переводе земель в другую категорию. Эту сумму потребуется уплатить заявителю.
- Подать запрос в Министерство, указать подробные причины перевода земель в другую категорию (указать – какую) с опорой на акты экспертизы. Обязательно внести кадастровый адрес и иные параметры лесного участка.
- Приложить аналогичную заявку, адресованную Правительственным органам РФ, а также акты экспертизы, нотариально удостоверенную копию паспорта, выписку из ЕГРЮЛ и копию пакета учредительной документации (юр.лицам). Частное лицо должно предоставить лицензию и иные документы, разрешающие соответствующую деятельность.
- Поданная заявка рассматривается Министром, который прилагает свою резолюцию.
- По его усмотрению, запрос возвращается заявителю на основании мотивированной выписки, со ссылкой на источники законодательства, или передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение.
Предлагаем ознакомиться Типовой договор безвозмездной аренды земли у тсж
В заявку нужно включить специальные формулировки, придающие ей характер официального документа. Обязательна опора на факты, подтверждённые заключениями экспертов. В просительной части указывается просьба о разрешении перевода земель в другую категорию и на последующий выкуп в собственность. В целом документ составляется в свободной форме, так как для него не предусмотрено специального регламента.
Обязательно нужно включить в заявку нижеследующее:
- Причины невозможности использования участка по назначению: выгоревшие или иным образом испорченные деревья, подвергшаяся порче (заболоченная) почва, на которой не может произрастать древесная порода, размыв почв руслом рек и т.п.
- Приблизительные расчёты стоимости восстановления участка путём лесопосадки, или подтверждение невозможности его восстановления.
- Проект использования земель или восстановления лесопосадки заявителем, с опорой на нормы ЛК № 200-ФЗ.
- Перечислить все факты и основания, подтверждающие эффективность перевода участка в обозначенную категорию, с переходом в собственность.
На основании поданной заявки должен выйти законопроект о переводе земель в другую категорию.
Перед началом строительных работ нужно пройти подготовительный этап – поставить в известность о своих планах муниципалитет.
Освоением лесополосы заведует Земельный Комитет того региона, в границах которого располагается лес.
Эта процедура нужна при планировании строительства:
- санаторно-курортных строений;
- посёлка при необходимости расширить границы прилегающей территории земель поселения;
- объектов природного наследия и развития туризма: прогулочной зоны национального парка, экологической тропы;
- сооружений для восстановления и сохранения лесного фонда.
- учредительные документы организации или паспорт физического лица;
- решение муниципалитета о выделе территории под эти нужды, заключение о межевании надела с указанием границ и иной спецификацией;
- заключение от регионального архитектурно-градостроительного отдела;
- кадастровый паспорт нужного участка;
- заключение об отсутствии полезных ископаемых на выбранной территории. Его предоставляет Роснедра;
- заключение от управления лесничествами и лесными ресурсами региона.
В каждое из ведомств нужно направить заявление о предоставлении земли под стройку, в котором указать:
- цель строительства;
- проектная документация объекта: план освоения местности, чертежи будущего здания, смета и источник средств на постройку;
- обоснование необходимости возведения;
- подтверждение экологической безопасности планируемых работ: как будет осуществляться стройка, подъездные пути, электроснабжение и т.д.
Чем подробнее заявление будет описывать план работ, тем больше вероятности, что Земельный Комитет выдаст разрешение на строительство.
Говоря о том, что можно строить рассматриваемой категории земель, нужно отметить, что запрещено действующими правовыми нормами создавать на подобных наделах строений капитального типа. Это касается всей территории, на которой находится лесополоса. В законодательных актах не установлено ограничение только в отношении строительных работ тех помещений, которые не противоречат установленным регламентам экологического значения. К примеру, это могут быть, сторожки, предназначенные для лесников или подобные строения, лагеря для туристов.
ВАЖНО !!! В данном случае предусматривается, что строительство должно осуществляться таким образом, что лесополоса не была уничтожена. Кроме того, возвести можно комплексы физкультурного типа. Они нужны для того, чтобы население могло заниматься спортом. На указанной разновидности наделов помимо прочего создаются строения восстановительно типа. Такие здания необходимы для того, чтобы люди отдыхали или проходили профилактические курсы от разного рода заболеваний.
В собственность граждан такие наделы переходить не могут. Устанавливается и то, что строительство жилого фонда в этой местности, находится под строгим запретом законодателя. Однако, могут предусматриваться и некоторые исключения из данного правила. Это касается того, что человек может построить сооружение на территории поселения. В данном случае предусматривается, что граница населенной местности совпадает с лесополосой.
Карта может свидетельствовать о том, что выбранный тип наделов может использоваться и для постройки зданий, в которых будут размещаться государственные органы. Размеры помещений в данном случае крупные. Это не связывается с использованием лесонасаждений восстановительного типа. Также законодательство говорит о том, что допускается возведение временных зданий, которые используются для ведения конкретной разновидности деятельности. К примеру, в безвозмездное срочное пользование участок может быть передан, если необходимо исследовать недра земли или хранилища воды. Аналогичные правила касаются поиска и добычи ископаемых и возведения дорог.
Возвести посёлок или построить частный дом с использованием земель лесного фонда возможно только при соблюдении условий:
- желаемая территория леса примыкает к уже существующему и функционирующему наделу земель поселений;
- лесополоса не имеет культурной, экологической или промышленной ценности: деревья, кустарники, животные, птицы в границах участка не являются реликтовыми или охраняемыми, древесина не пригодна для заготовления, территория не относится к охраняемым, заповедным или туристическим.
В этом случае перед строительством сменяется категория земли или Вид Разрешенного Использования без смены категории.
Процедура оформления земель лесного фонда в собственность
Изменения в законе должны привести к развитию рынка загородной недвижимости: активизировать строительство ИЖС. Ожидается, что число заинтересованных в строительстве загородных домов вырастет на 5–7 %. Прогнозируют и небольшое увеличение спроса на готовые загородные дома – не более 3%.
Принятый Федеральный законодательный акт разрешил возникшее противоречие между сведениями, содержащимися в двух государственных реестрах.
С момента вступления закона в силу, сведения из ЕГРН по спорным вопросам имеют большую силу, и они заменяют сведения из ГЛР. Применение федерального закона на практике означает, что органы государственной власти должны самостоятельно выявить все противоречия и устранить их, но, если этого не случилось, заинтересованному лицу необходимо обратиться с заявлением в отделение Росреестра.
Перевести участок в желаемую категорию земель можно при наличии следующих условий:
- изначальная категория земель относится к одной из следующих: ИЖС, ЛПС, для дачного строительства, садоводства и огородничества;
- первоначальное право собственности возникло до августа 2008 года. При этом не имеет значения, сколько раз отчуждался участок после этого. Однако право на земельный участок у последнего пользователя должно возникнуть не позднее января 2016;
- участок не относится к особо охраняемой территории. Это означает, что приобрести в собственность заповедник или заказник не получится;
- если участок относится к категории промышленных, либо сельскохозяйственных земель, не должно быть сведений о его использовании с нарушениями правил.
После изменения сведений в реестре, участок переходит в категорию населенного пункта (если входит в его границы), либо в земли сельскохозяйственного назначения. Далее Росреестр самостоятельно направляет уведомление в орган контроля и надзора за лесными правоотношениями.
С этого момента можно считать, что перевод земли в необходимую категорию завершен, и пользователь может зарегистрировать право собственности.
Практика применения закона и разрешения подобных дел еще не сформирована, поэтому могут возникать различные сложности.
Зачастую принятый закон не способен урегулировать все вопросы, в связи с высокой сложностью рассматриваемых правоотношений и невозможностью дать однозначное толкование. Отдельные положения закона все еще содержат в себе существенные и неразрешимые в административном порядке противоречия.
Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.
Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.
Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.
При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса. Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку. Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.
В законе оговаривается:
- Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
- Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.
Согласно закону, существует возможность перевести эти земли в категорию не лесных (оформить в собственность), а также арендовать для производственного пользования.
Сделать собственностью лесные земли можно только через перевод их в категорию не лесных. Сразу нужно сказать о том, что оформить землю очень сложно и положительный результат далеко не гарантирован.
Федеральный закон № 150-ФЗ от 17.06.2019 года «О внесении изменений в ФЗ «О кадастровой деятельности» и ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уточнил порядок проведения комплексных кадастровых работ (далее – ККР). А именно:
- Дополнил правила уточнения границ участков при проведении комплексных кадастровых работ (ч.1 ст.42.8 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности»).
- Установил порядок определения границ участка для случаев, когда фактическая площадь земли больше площади, заявленной в документах на предельный минимальный размер участка или на 10% ( ч.4 ст.42.8 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности»).
Половина земельных участков были образованы еще в советское время. С тех пор их площадь и границы значительно изменились. Владельцы земли перенесли заборы, захватили лишние сотки, но никак их не узаконили.
Итак, если вы решили воспользоваться правом оформить землю по новому закону (№150-ФЗ от 17.06.2019 г.), то вам необходимо иметь ввиду следующее:
1. Бесплатно увеличить участок на 10% возможно только в ходе проведения комплексных кадастровых работ и никак иначе! Комплексные кадастровые работы выполняют кадастровые инженеры по заданию органов государственной власти – местной администрации. Это крупные, полномасштабные работы на основании госконтракта и за счет государственного бюджета. Трудность состоит в том, что заказать такие работы только для своего участка собственник не может. Следовательно, чтобы прирезать часть земли, необходимо ждать, когда местные власти будут проводить комплексные кадастровые работы на вашей территории. Об этих работах граждан оповещают заранее.
Важно! Все нововведения коснулись порядка проведения комплексных кадастровых работ и не затрагивают работы по уточнению границ на единичных, отдельно взятых участках.
* Есть другой способ увеличить площадь своего земельного участка за счет так называемой прирезки. Об этом мы подробно писали в другой нашей статье «Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность».
Строительство на землях лесного фонда согласно современному законодательству возможно, только с целью возведения отдельных строений с учетом всех экологических норм. Строительство домов, коттеджей на территориях лесополос строго запрещено законом.
Территория земельного фонда представляет собой, прежде всего, земли, находящиеся под охраной ЗК РФ и ЛК РФ, а также под защитой других нормативно-правовых актов, которые регулируют управление ими. Бизнесмены вполне могут получить разрешение на строительство зданий на этой территории, но только в случае, если докажут необходимость их возведения. Кроме того, придется подготовить множество различных бумаг, которые подробно представят план строения.
Современным законодательством запрещено производить капитальные застройки зданий в лесополосе, относящейся к лесному фонду. Законом не воспрещается лишь возведение отдельных построек, не противоречащих экологическим регламентам. Среди них:
- временные лесничие сторожки и иные тому подобные постройки;
- лагерь, создаваемый специально для туристов в восстановительных целях без уничтожениялесополосы;
- физкультурные комплексы, используемые для занятий спортом;
- оздоровительные санатории;
- восстановительные строения для отдыха и оздоровления.
Частное возведение зданий в зонах, относящихся к лесополосе, категорически запрещено законом. Однако имеется возможность осуществить постройку сооружения в поселении, если его пограничная линия совпадает с лесополосой. Этот вариант вполне реален и для постройки крупных госучреждений, которые не связаны с эксплуатацией восстановительных лесонасаждений.
Помимо фундаментальной застройки согласно закону разрешена постройка временных зданий, применяемых для конкретного вида деятельности, к примеру, для исследования земляных недр и водохранилища, поиска или добывания полезных ископаемых, прокладки дорог, создания линий электрических передач, заготовления лесных ресурсов.
Дачные сотки героини имеют спорный статус из-за общих границ с лесом.
Лесная амнистия: ожидания и реальность
На практике часто оказывается, что принадлежащий землепользователю земельный участок в соответствии со сведениями государственного лесного реестра или лесного плана субъекта РФ относится к землям лесного фонда, а по данным ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов принадлежит к другой категории земель. В связи с этим возникали многочисленные споры о порядке пользования таким участком.
Лесная амнистия призвана разрешить эту коллизию. Она предусматривает следующее общее правило: если ваши права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016, при установлении его принадлежности к определенной категории земель приоритет имеют сведения ЕГРН, а при их отсутствии — сведения правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ; п. 1 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 №26268-ВА/Д 23 и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ»).
Также к иной категории земель подлежит отнесению земельный участок, который по данным государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ, ЕГРН и документам относится к землям лесного фонда, но до 08.08.2008 был предоставлен гражданину для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, для строительства или эксплуатации жилого дома, для личного подсобного хозяйства либо образован из таких участков. Такой участок принадлежит к землям населенных пунктов, если он расположен в границах населенного пункта, а в иных случаях — к землям сельскохозяйственного назначения (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
Отметим, что сведения государственного лесного реестра должны быть приведены в соответствие со сведениями ЕГРН до 01.01.2023 (ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ).
Общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на следующие земельные участки (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ):
• расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
• относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
• относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется специальным федеральным законом, при наличии у уполномоченного органа сведений о фактах неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.
Однако указанное изъятие не применяется, если в течение трех месяцев со дня выявления расхождений в сведениях о земельном участке в ЕГРН и государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ в органы Росреестра не поступит уведомление уполномоченного органа власти об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок (ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Как оформить земельный участок по лесной амнистии
В свою очередь глава комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев («Единая Россия») отметил, что без системного наведения порядка в этой сфере в суды будет подано более 1,5 млн исков.
«На самом деле, мы никого не собираемся «прощать». Речь идет о том, чтобы в конце концов решить те накопленные за более чем 20 лет проблемы, которые привели к тому, что у нас площадь страны в результате по бумагам в полтора раза больше, чем она есть на самом деле. Одни и те же участки земли у нас на сегодняшний день относятся как к землям населенных пунктов, к сельхозземлям, так и одновременно к землям леса. И получается, что у нас поселки, города в результате не могут утвердить свои градостроительные планы», — отметил Николаев.
По его мнению, в результате работы над законопроектом удастся отстоять «интересы и добросовестных приобретателей, и государства как владельца лесов».
Во-первых, установить приоритет данных ЕГРН перед информацией лесного реестра (ГЛР). Например, если в ГЛР указано, что конкретный участок принадлежит к лесному фонду, но в ЕГРН либо в правоустанавливающем документе обозначено, что этот же участок — частная собственность, относящаяся к иной разновидности земель, то верными в такой ситуации нужно признать данные ЕГРН либо правоустанавливающего документа. Это положение распространяется на те участки, которые были сформированы до 1.01.2016.
Во-вторых, изъять из лесного фонда территории, которые фактически лесами не являются. Это касается участков, которые были образованы до 8.08.2008. В первую очередь это те владения, которые были отданы СНТ, дачникам, огородникам и другим гражданам для ведения индивидуальных подсобных хозяйств и возведения частных зданий жилого предназначения. В данном случае отношение участка к составу лесного фонда по ЛГР роли не играет. С даты принятия «лесной амнистии» их можно оформить как земли, входящие в состав населённого пункта, или сельскохозяйственных угодий, что исключает применение данных участков в качестве лесопользования. Воспользоваться процедурой могут как первообладатели, так и лица купившие, либо унаследовавшие участок.
«Лесная амнистия» касается любого участка, на котором построены какие-либо недвижимые объекты, при условии, что право на строительство всех имеющихся объектов было зарегистрировано до 1.01.2016. Согласно закону, собственник постройки вправе поставить землю, на которой расположена постройка, на кадастровый учет, с занесением данных в ЕГРН на основании чертежа (показывающего расположение участка земли) и описания этого участка, содержащееся в кадастровом плане. Пересечение границ такого участка с границами лесного или лесопаркового надела не будет препятствием для межевания и занесения в ЕГРН.
Если участок был сформирован до 01.01.2016 года и согласно информации, в лесном реестре принадлежат к числу лесных территорий, а по данным ЕГРН (либо правоустанавливающего документа) — к другим категориям, такой участок из состава лесных площадей изымается, а лесопользование прекращается.
К подобным участкам относятся земли следующих предназначений:
- частное жилищное строительство;
- индивидуальное подсобное хозяйство;
- земли, входящие в состав населённых пунктов.
Обратите внимание, что земли, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. Переводить такие площади из одной категории в другую не нужно.
Речь идёт о тех территориях, которые ранее судами были признаны относящимися к территории леса.
Закон № 280-ФЗ придал нормам обратную силу и позволил собственникам территорий, которые попали под «лесную амнистию», обрести право вовлечения своих земель в оборот, провести процедуры межевания, уточнения границ, внесения данных в ЕГРН.
Вначале разберемся, что такое лесная амнистия, и почему закон назвали именно так.
Амнистия запланирована:
- чтобы определиться с двойным статусом некоторых лесных участков (ЛУ) и оставить только один;
- защитить права правообладателей наделов, которые появились у них до принятия закона о лесной амнистии;
- предотвратить незаконные действия с ЛУ, которые способны нанести вред природе и окружающей среде.
Амнистия будет проводиться вплоть до 01.01.2023. До этого времени будут приниматься заявления от граждан и некоммерческих товариществ на оформление лесного участка с целью присвоения земли его расположения новой категории, определения новых границ и размеров.
Лесная амнистия предоставляет возможность перевести землю в другую категорию и тем самым узаконить существующее фактическое использование надела. Важно понимать, что это не разрешение всем покупать лесные участки с целью использования их для строительства, ведения ЛПХ, КФХ, либо выращивания для личного потребления плодов сельскохозяйственной деятельности. Напротив, с 2017 г. это невозможно. Амнистия делает исключения для граждан и некоммерческих товариществ, которые получили участки до 2016 г., закрепляя их права.
Граждане, которые успели до 2016 г. получить право на земельный участок, вправе требовать от ЕГРН присвоения земле той категории, которая указана в следующих документах:
- договоре купли-продажи, дарения, найма и др. видов сделок;
- свидетельстве о наследстве, ПНВ, праве бессрочного пользования;
- акте о наложении сервитута;
- решении ОМСУ о предоставлении земельного участка;
- свидетельстве собственника;
- выписки из ЕГРП или ЕГРН.
Например, если в правоустанавливающих/правоподтверждающих документах на участок из лесных угодий, оформленных до 2016 г., написаны категории земель “под поселение”, “сельхозназначения”, то он будет переведен из лесфонда в земли этих категорий:
- при отсутствии иных сведений в кадастре недвижимости;
- при обращении правообладателя в Росреестр с заявлением о переводе земли в категорию, соответствующую указанной в ПУД или ППД.
Однако последнее возможно только в том случае, если на момент обращения лица в ЕГРН надел не был переведен ранее из одной категории в другую.
Вступивший в силу федеральный закон №280 о лесной амнистии расставил приоритеты для земельных участков с двойной регистрацией:
- Если участок числится в лесном реестре, а в базе ЕГРН, либо в правоустанавливающих (ПУД), правоподтверждающих документах (ППД) равообладателей ему присвоены другие категория, то действительной (приоритетной) считается категория, указанная в ЕГРН.
- При отсутствии данных в ЕГРН во внимание принимается категория, указанная в ПУД или ППД, но при условии возникновении права на землю до 01.01.2016 г.
Подать заявление об изменении статуса земли в ЕГРН можно:
- в МФЦ;
- на территориальном портале госуслуги, в том случае если эта услуга оказывается в регионе (она обычно называется приведением в соответствие сведений из лесного реестра и ЕГРН):
- нужно зайти в раздел Земля и строительство;
- перейти в подраздел, связанный с оформлением земельных участков;
- выбрать необходимую услугу.
К заявлению необходимо приложить документы (ПУД или ППД). По результатам обращения лица в Росреестр в течение 10 дней будут внесены изменения, касающиеся площади и границ лесного участка.
Если наделы были выделены гражданам, СНТ и ДНТ до 08.08.2008 г. для строительства жилых домов, ведения дачного либо подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, то они будут автоматически переведены регистрирующим органом в категорию земель с/х назначения или населенных пунктов.
При этом даже нет надобности в согласовании границ лесного надела с прилегающими к нему землями. Это правило распространяется и на наделы, образованные из подобных участков.
Что такое «Лесная амнистия» и как ей воспользоваться
11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, который в обиходе получил название «Закон о лесной амнистии». В чем заключается «лесная амнистия» и как ей воспользоваться, согласно принятому Закону? Об этом поясняет Начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий №1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Балезина Елена Ивановна.
Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.
В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории. Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.
Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре. На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.
Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия «Закона о лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, «Закон о лесной амнистии» до 1 января 2023 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками. Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей. Указанное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.
Помимо этого « лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.
Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов.
В заключение хотелось бы отметить, что «лесная амнистия» находится на особом контроле, в том числе в Государственной Думе РФ. Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН – к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы. В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества. В особых случаях на заседаниях межведомственных групп приглашаются представители прокуратуры и МВД России.
В конце июня 2021 года был принят и вступил в силу закон, который известен под названием «О лесной амнистии». Принятие данного закона вызвало большой резонанс среди населения.
Тем не менее, нельзя сказать, что он составлялся «на скорую руку», ведь написан данный закон достаточно подробно. Ознакомившись с ним, можно разобраться с тем, каким образом в настоящий момент осуществляется определение принадлежности земель к той или иной категории.
Ранее многие земли могли одновременно относиться к разным категориям, что часто приводило к различным конфликтным ситуациям и даже судебным разбирательствам. Особенно остро стоял вопрос относительно земель лесного фонда, ведь в разных документах могла быть указана разная информация.
Если кратко говорить о сути нового закона, то он устанавливает приоритет сведений ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) о категории земель перед всеми другими документами.
Таким образом, теперь нельзя опираться на данные лесного реестра или планы субъекта федерации, ведь в них может быть указана другая информация.
Давайте попробуем разобраться более детально, что собой представляет данный закон, как он действует и будет действовать, а также попробуем разобраться со случаями, когда определенный земельный участок по разным данным принадлежит к разным категориям земель.
Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно ваших проблем. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты! Напишите свой вопрос через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.
В последнее время было принято много новых законов, а также внесено много изменений в существующие документы относительно земельных участков и их категорий. Все эти изменения привели к тому, что многие участки в настоящий момент могут относиться к другим категориям.
Для примера рассмотрим перечень участков, которые в настоящий момент исключили из земель лесного фонда и лесопаркового зеленого фонда:
- Участки, права на которые возникли до 01.01.2019 г. и которые в соответствии с информацией лесного реестра относятся к категории лесного фонда, но в соответствии с информацией ЕГРН относятся к другой категории. Следует заметить, что речь идет только об участках, права на которые возникли до 2021 года. В данной ситуации, полный приоритет имеет информация из ЕГРН, вне зависимости от всех других документов;
- Участок, который находится на землях лесного фонда, но до 01.01.2019 г. перешел в частную собственность. Таким образом, если человек на территории лесного фонда или лесопарка имел частную собственность, то его земли больше не будут относиться к данной категории. Исходя из этого, можно сделать вывод, что всевозможные ограничения с подобного участка также будут сняты, хотя по факту он находится все там же. При этом переводить земли из лесного фонда владельцу не требуется, ведь до конца непонятно, к какой категории можно отнести участок, расположившийся в заповедной зоне. Большинство специалистов утверждают, что эта проблема должна решиться рядом новых законов, когда категорию определяют, исходя из построек на участке;
- Земельный участок, который полностью или частично расположен на территории лесопаркового зеленого пояса. По факту, такие участки не должны располагаться в этой зоне, но такие ситуации возникают при ошибках в технических документах или пересмотре границ. Одним словом, в данном случае граница лесопарка переносится за пределы участка, а участок, соответственно, переходит в другую категорию земель;
- Участок земли, который в соответствии с любыми документами относится к землям лесного фонда, но был передан частному лицу для ведения хозяйства (садоводство, под строительство, огородничество и прочее), до 08.08.2008 г. Таким образом, если до указанной даты гражданин получил землю лесного фонда, то теперь категория земель поменяется. Главной особенностью является то, что даже если в ЕГРН указано, что данный участок относится к категории лесного фонда, он будет переведен в другую категорию. Это первое, но не последнее исключение, из-за которого наверняка возникнет много путаницы. Подобные участки будут переведены в категорию земель населенного пункта, если они находятся рядом с ним. Если земля находится на удалении, её переведут в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Самое странное здесь то, что человек может использовать участок как ферму, но при этом земля будет относиться к категории населенных пунктов, что не совсем понятно.
Подводя итог описанного выше, можно сказать, что хоть положения в законе и описаны предельно точно, представления о том, как это будет работать у простых граждан, еще нет.
Стоит отдельно внимание уделить и усложнению процедуры оформления лесных участков, которая теперь требует дополнительной проверки. Данная проверка включает в себя утверждение схем земельных участков.
Сделано это с целью недопущения ситуации, когда участок лесного фонда по ошибке оформляется в другую категорию земли. Подобный процесс позволяет на месте исправлять все неверно указанные данные в различных документах и менять их на те, которые указаны в ЕГРН.
Проверяться документы будут в органах местного самоуправления. Чаще всего, это Главное управление лесами для каждой из областей. Отправляться в данную службу необходимо только тем, кто хочет получить участок, который в настоящий момент принадлежит государству и при этом не относится к землям в населенном пункте.
Одним словом, если участок покупается у государства вдали от любого населенного пункта, необходимо утверждение схемы в государственном органе.
Давайте попробуем разобраться и с тем, что такое земельный участок, который принадлежит государству. По факту, это все земля, которая не находится во владении физических и юридических лиц, а также не находится в муниципальной собственности.
Официально эта земля называется неразграниченной государственной собственностью. Неразграниченной ее называют, потому что она не числится в земельном кадастре и не разделена на отдельные участки.
Таким образом, приобретение земельного участка в собственность за пределами населенного пункта частично усложняется. Срок подобной проверки не маленький, и после подачи заявки, государственному органу дается 45 дней на ответ.
При этом если последние дни срока выпадают на выходные, конечной датой будет первый рабочий день после выходных или праздников.
Все это означает, что процесс приобретения и приватизации земли теперь будет занимать еще больше времени. С другой стороны, владельцу не придется переделывать документы и сталкиваться с проблемами неправильно определенной категории.
Рассмотрим перечень схем участков, которые не нуждаются в согласовании:
- Расположены в местности, где нет лесничеств и лесопарков;
- Расположены в местности, где вся информация о границах лесничеств и лесопарков уже занесена и согласована в ЕГРН. К сожалению, чтобы узнать эти регионы, необходимо обратиться за консультацией;
- Участок расположен в границах любого населенного пункта.
Отказ в поданной заявке может прийти в случаях, когда намеченный участок полностью или частично находится на территории лесопарка или лесничества.
При этом отказ придет даже в случае, если пересечение минимальное и составляет несколько сантиметров. Проверяется информация согласно данным ЕГРН, а вот в регионах схемы чаще всего делаются на основе других документов, поэтому подобные ситуации периодически случаются.
Вместе с отказом должен прийти развернутый ответ, где описывается причина отказа, также должен быть приложен графический материал, где указаны места пересечения.
Какие сложности возникали у обладателей земли, находящейся рядом с лесом
В большом количестве случаев собственник земельного участка узнает о принадлежности своего участка к территории лесного фонда, когда ему необходимо установить либо изменить использование объекта, соответственно он получает отказное решение. Имея во владении земельный участок, собственник мог распоряжаться им по собственному желанию хоть какой период времени.
Если собственник обращался с запросом постановки земельного участка на кадастровый учет, то получал отказ. Обоснование отказа содержалось в том, что земельный участок или надел пересекает границу лесного фонда, либо соприкасается с ней.
В случае, если обладатели участков обращались к кадастровому инженеру для проведения межевания и данный инженер выявлял расположение участка рядом с лесным фондом, то он делал запрос в Министерство лесного хозяйства Российской Федерации (далее Министерство). Если ответ Министерства имел информацию о том, что весь земельный участок, либо его часть расположены на территории лесного фонда, то в таком случае кадастровый инженер давал отказ в осуществлении размежевания.
До принятия закона о лесной амнистии судебный орган принимал сторону учреждения, которое выдало отказ в постановке этого участка на кадастровый учёт. В судебной практике встречались случаи, когда собственник пользовался земельным участком много лет, а его имели возможность отобрать со ссылкой на то, что площади данного участка соприкасаются или пересекают границы лесного фонда.