Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности и права следователя — что может делать следователь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Добиться справедливости будет достаточно сложно. Как мы уже и сказали выше, ритуальщики пытаются действовать наперёд. И стараются перехватить тело. Чтобы как раз взимать плату за транспортировку. И раскручивать клиента на другие услуги.
Комментарий к ст. 38 УПК РФ
1. Говоря о субъектах производства предварительного следствия, российский законодатель использует два разных термина: органы предварительного следствия (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 37 и др. УПК) и следователь. Но если понятие органа предварительного следствия в законе только упоминается, но прямо не раскрывается, то следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 41 ст. 5, ч. 1 ст. 38 УПК). В отличие от ранее действовавшего процессуального закона (ст. 125 УПК РСФСР) УПК РФ не именует следователя органом предварительного расследования, называя его просто должностным лицом. Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного следствия (следственного органа или следственного подразделения), представляемого его руководителем.
2. Основные права и обязанности, образующие процессуальный статус следователя, таковы:
1) принимать и проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144);
2) возбуждать уголовное дело и (или) передавать его руководителю СО для направления по подследственности (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146);
3) отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148);
4) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи). В ст. 149 УПК, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако по смыслу ч. 1 ст. 156 в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству;
5) заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст. 62);
6) самостоятельно направлять ход расследования. Закон не дает прямого ответа на вопрос, что понимать под направлением хода расследования или направлением расследования. См. об этом коммент. к ст. 39;
7) принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя СО (п. 3 ч. 2 ст. 38);
8) возбуждать перед судом с согласия руководителя СО ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165);
9) задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91);
10) в пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру пресечения (ст. 97);
11) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. ст. 160, 161);
12) составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания (ст. 118);
13) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, 210).
Так как добиться справедливости с моргом?
Бороться с ними трудно. Начать следует с того, как все начинается. Если речь о вашем родственнике в больнице, то его не должны передавать без вашего ведома.
Если это сделано, то пишем жалобы. На имя главного врача, региональный МинЗдрав и в прокуратуру.
Для составления жалобы лучше привлечь юриста. Который подскажет, как правильно все сделать. Отбить тело у ритуальщиков или сотрудников морга будет проще. Если вы не будете ничего подписывать.
Порядок действия ритуальных бригад, определяется местными властями. Но никто не даёт им право воровать тела умерших и навязывать свои услуги.
Поэтому, если в морге труп был подвергнут каким-либо реконструкциям, а вы об этом не просили. И даже ничего об этом не знали. То можете и деньги не отдавать.
Разумеется, они попытаются удержать у себя тело. Но права на это, у них скорее всего нет. Поэтому, дальнейший регламент действий очень простой.
Он начинается с того, что вы решили отравиться. Но мозг не спешит отключаться, а тело начинает активное сопротивление. В этом случае, смерть будет или очень долгой и мучительной. Или вас успеют спасти.
Или же прыжок с высоты. Повезло, и вы приземлились не так, как планировали. Были случаи, когда люди выживали даже после полёта с 9 этажа. А рекорд по падению с выживанием, принадлежит одной стюардессе. Которая выпала из разваливающегося самолёта, но выжила.
Самый неприятный исход это та ситуация, когда вы лежите на асфальте, вроде бы дышите и даже начинаете кое-что видеть. Шок спадёт, и спустя 30 минут, вы начнёте понимать, что это была не лучшая идея. Но многочисленные повреждения органов и переломы костей, много времени на раздумья не дадут.
Комментарий к Статье 38 Уголовно-процессуального кодекса
1. Положения комментируемой статьи регламентируют процессуальные полномочия и процессуальный статус следователя при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности по уголовным делам. Следователь, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, реализует функцию уголовного преследования по уголовному делу. При реализации функции уголовного преследования следователь наделяется соответствующими полномочиями. Все полномочия следователя определены в УПК РФ. При осуществлении уголовно-процессуальной деятельности по уголовным делам следователь наделяется рядом властно-распорядительных полномочий, реализация которых обеспечивает достижение назначения уголовного судопроизводства.
2. По своей правовой природе все полномочия следователя носят обвинительный уклон. Дело в том, что, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, он должен осуществлять деятельность только в рамках изобличения лиц (лица), виновного в совершении преступления, являясь, тем самым, двигателем состязательного процесса. Но в силу того что следователь, устанавливая в обязательном порядке все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, вправе, в соответствии с ч. 2 ст. 6 УПК РФ, и отказаться от уголовного преследования при производстве по уголовному делу, данное полномочие в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, осуществляемого следователем, как само уголовное преследование. При этом УПК РФ предусматривает процедуру прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования в соответствии со ст. ст. 24 — 281 УПК РФ. Кроме того, отказ от уголовного преследования следователя, при наличии определенных обстоятельств, представляет собой процессуальную экономию уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовному делу. Сам по себе отказ следователя от уголовного преследования связан с дискреционными характеристиками данного положения.
Виды функций, выполняемых следователем
Согласно статье 15 УПК РФ, следователь выполняет функции защиты, обвинения и разрешения уголовного дела. Теоретически их исполняют разные участники процесса. В ходе доказывания положение следователя в уголовном процессе обязывает его также определить обстоятельства, указывающие на смягчение наказания, исключающие наказуемость и преступность деяния обвиняемого. Основываясь на своем личном опыте и внутренних убеждениях, следователь должен руководствоваться не только совестью, но и действующим законом.
Вышеописанные функции призваны обеспечить правовое движение и рассмотрение уголовного дела. В процессе защиты устанавливается факт невиновности или возможность смягчения вины обвиняемого. Это необходимо, чтобы к ответственности были привлечены только виновные лица. Функция обвинения заключается в предъявлении обоснованных и доказанных фактов, которые прямо указывают на причастность обвиняемого к совершенному преступлению. Если говорить о разрешении уголовного дела, то тут речь идет не о правосудии, а лишь о возможности прекратить следственные действия.
Генпрокурор РФ Юрий Чайка является известным критиком следствия, так, в 2018 году он, высказав свою солидарность с Путиным в критике «следственных органов» в целом, сказал следующее и о следователях в частности:
«К сожалению, для многих наших следователей уголовно-процессуальное законодательство, нормы материального права — это космос. Если еще 20-25 лет назад следователь и преступник — это борьба интеллектов и кто кого переиграет, то сейчас все очень просто — СИЗО и особый порядок рассмотрения. Сегодня до 70 % дел рассматривается в особом порядке. И наступает деградация следователя, он считает, что может таким же образом реагировать на законные требования прокуроров, к сожалению», — сказал Чайка».
— Генпрокурор РФ Юрий Чайка, ТАСС от 21 февраля 2018 года.
Ранее, на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры, президент России Путин, обратив внимание на низкий профессиональный уровень российских следователей, сказал, что «следователи и дознаватели по делам, рассматриваемым в особом порядке, как известно, упрощают свою работу до предела».
Комментарий к статье 38 УПК РФ
1. Говоря о субъектах производства предварительного следствия, российский законодатель использует два разных термина: органы предварительного следствия (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 37 и др. УПК) и следователь. Но если понятие органа предварительного следствия в законе только упоминается, но прямо не раскрывается, то следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 41 ст. 5, ч. 1 ст. 38 УПК). В отличие от ранее действовавшего процессуального закона (ст. 125 УПК РСФСР), УПК РФ не именует следователя органом предварительного расследования, называя его просто должностным лицом. Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного следствия (следственного органа, или следственного подразделения), представляемого его руководителем.
2. Основные права и обязанности, образующие процессуальный статус следователя, таковы:
1) принимать и проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144);
2) возбуждать уголовное дело и (или) передавать его руководителю СО для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146);
3) отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148);
4) принимать уголовное дело к своему производству (п. 2 ч. 2 ком. статьи). В ст. 149 УПК, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако, по смыслу ч. 1 ст. 156, в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству;
5) заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст. 62);
6) самостоятельно направлять ход расследования. Закон не дает прямого ответа на вопрос, что понимать под направлением хода расследования или направлением расследования. Смотрите об этом ком. к ст. 39;
7) принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя СО (п. 3 ч. 2 ст. 38);
8) возбуждать перед судом с согласия руководителя СО ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165);
9) задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91);
10) в пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру пресечения (ст. 97);
11) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. ст. 160, 161);
12) составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания (ст. 118).
13) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, ст. 210).
Полномочия следователя в отношении поручений органу дознания являются более широкими, чем аналогичные полномочия прокурора. Так, согласно п. 4 ч. 2 ст. 37 прокурор вправе давать дознавателю (но не органу дознания в целом) письменные указания лишь о направлении расследования и производстве процессуальных действий. В то же время следователь может поручать органу дознания производство не только процессуальных действий, но и оперативно-розыскных мероприятий;
14) самостоятельно принимать решения о выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела (ст. 154), а также материалов, содержащих сведения о новом преступлении, не связанном с расследуемым (ст. 155);
15) рассматривать ходатайства участников предварительного следствия с вынесением постановления в случае отказа (ст. 159);
16) привлекать лицо в качестве обвиняемого и предъявлять ему обвинение в порядке, предусмотренном главой 23 УПК;
17) приостанавливать и возобновлять предварительное следствие (глава 28);
18) прекращать уголовное дело по основаниям ст. ст. 24 — 28 и др.;
19) представить свои письменные возражения руководителю СО при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 ст. 38);
20) обжаловать с согласия руководителя СО в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
21) обжаловать указания руководителя СО, за исключением предусмотренных ч. 4 ст. 39, руководителю вышестоящего СО. При этом следователь вправе до принятия решения руководителем вышестоящего СО приостанавливать исполнение указаний, если они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39). Смотрите ком. к ст. 39;
22) оканчивать предварительное следствие и направлять уголовное дело с обвинительным заключением прокурору в порядке, предусмотренном главой 30 УПК;
23) вносить запрос о производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства процессуальных действий на территории иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453).
3. В отношении следователя применяется особый порядок возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого (ст. 448).
Когда и как возбуждается уголовное дело?
Уголовное дело возбуждается следователем, руководителем следственного органа, органом дознания или дознавателем, а по уголовным делам частного обвинения – судом путем направления соответствующего заявления заявителем непосредственно в суд. Для возбуждения уголовного дела следователь или дознаватель выносит постановление о возбуждении уголовного дела, в котором указываются:
- дата, время и место вынесения;
- сведения о сотруднике, принявшем решение;
- наличие согласия начальника следственного отдела или надзирающего прокурора;
- основание и повод для возбуждения уголовного дела;
- часть статьи и статья УК РФ, по которой возбуждается уголовное дело;
- лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело;
- сведения о направлении копии постановления прокурору.
Функции следователя как участника уголовного судопроизводства
Замечание 1
Следователь – это один из наиболее значимых участников досудебного производства, осуществляющий предварительное следствие. Его действия и решения управляют ходом предварительного следствия, дальнейшим движением дела (пункт 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Следователь занимается собиранием и исследованием всех необходимых доказательств (обвинительных и оправдательных) и проверкой всех версий (обвинения и защиты).
Следователь — непредвзятый, незаинтересованный участник судопроизводства, объективно и беспристрастно исследующий все обстоятельства дела, собирающий доказательства, чтобы разобраться в деле, во всех его обстоятельствах, дать им правильную оценку. Результатом расследования становится вывод, который дает основание или направить дело прокурору, а затем в суд, или прекратить его, или приостановить.
Уровень заработной платы следователя зависит от организации, в которой он работает. В Следственном комитете зарплаты выше, чем в прокуратуре и в органах МВД. В СКР платят от 45 до 85 тысяч рублей, в прокуратуре от 40 до 70 тысяч рублей, в ФСБ и полиции – от 30 до 45 тысяч рублей. Молодые специалисты обычно зарабатывают 25-30 тысяч рублей.
Впрочем, эти цифры во многом условные, поскольку на уровень оплаты труда конкретного работника, кроме места работы, влияют также доплаты:
- за выслугу лет (от 20 до 70%);
- за специальное звание (от 15 до 30%);
- за особые условия труда;
- за работу с секретными документами;
- региональные надбавки (в Москве и крупных городах платят больше);
- премии.
Также следователи имеют право на ряд установленных законодательно льгот:
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (до 15 дней);
- ранний выход на пенсию с выплатой выходного пособия;
- бесплатный проезд до места отдыха и в обратном направлении;
- возможность за счет государства поправить здоровье в ведомственных санаториях;
- компенсация средств, затраченных на аренду жилья;
- устройство детей в детский сад вне очереди.
Сыщики, работающие в частных детективных агентствах, могут зарабатывать больше, чем в государственных структурах (до 70-100 тысяч рублей ежемесячно).
§ 2. Организация следственного аппарата в системе МВД России
Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно- процессуального права деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений , привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности , обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершенного преступления. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем , дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения обвинительного акта и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд. Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения. Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания. ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Следователь — это не просто профессия
Это важно знать: Должностные обязанности горничной в гостинице
Обязанности при расследовании уголовных дел
Согласно гл.6 УПК РФ следователь обязан сохранять объективность при расследовании и выяснить все обстоятельства совершенного преступления в ходе процессуальных действий.
Более подробные задачи:
- выявить и преследовать правонарушителя;
- гарантировать права, закрепленные в Конституции РФ, всем участвующим в уголовном процессе (как подозреваемому, так и потерпевшему);
- выявить обстоятельства и мотивы преступления;
- составить характеристику личности злоумышленника;
- определить степень причиненного им вреда;
- доказать вину обвиняемого в преступлении, собрав все имеющиеся факты;
- собрать обвинения и оправдательные доказательства в результате обращения обвинения и при его отсутствии;
- опровергнуть защитников, направленных на оправдание обвиняемого;
- снять с него ответственность за злодеяние, если нет доказательств его вины;
- если в ходе расследования обнаруживаются доказательства, относящиеся к юрисдикции ст.1 ч.24 и ст.1 ч.27 УПК РФ, то закончить его и закрыть.
Конечно, это далеко неполный список, но основные функции следователя здесь перечислены.
Если говорить об обязанностях общественного помощника следователя следственного комитета, то главная из них — качественное исполнение всех требований и указаний со стороны его непосредственного руководителя.
Второстепенные задачи:
- проверять материалы по делу;
- проводить расследование “мелких” правонарушений;
- выполнять комплекс мероприятий при проверке поступающих заявлений;
- изучать личность преступника;
- проводить опрос свидетелей и т.д.
Кто может выступать свидетелем
Свидетелем может быть, дееспособное лицо, которое:
- является очевидцем преступления;
- владеет информацией о преступлении (достаточно такого предположения).
Физическое лицо получает права свидетеля по уголовному делу и обязанности с момента его вызова в суд, к следователю или дознавателю в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом.
При этом ст. 56 УК РФ предусматривает перечень лиц, которые не могут давать свидетельствовать. К ним относятся:
- Судья и присяжные. Они не могут свидетельствовать о деле, если информация о нем стала известна в процессе его рассмотрения.
- Представители защиты подозреваемого. Они не могут давать показания, если информация стала известна в процессе работы с подзащитным. Исключением является ситуации, когда вызов в суд в качестве свидетеля был инициирован самой защитой.
- Священнослужитель. Он не может сообщать в ходе уголовного процессе сведения, о которых узнал на исповеди любого человека.
- Член Совета Федерации и депутат Государственной думы. Они могут не давать показания, если информация стала известна в ходе исполнения должностных обязанностей.
- Сотрудник налоговой службы. Он не может сообщать информацию, если она стала известна из налоговой декларации.
- Арбитр. Он не может разглашать информация, которая были ним получены в ходе третейского разбирательства.
Комментарий к статье 38 УПК РФ
1. Следователь как должностное лицо органа предварительного следствия приобретает уголовно-процессуальный статус (и, следовательно, полномочия) при наличии условий и в порядке, предусмотренных ст. ст. 144, 151, 152, 156, 163, 415, 457, 459 УПК, т.е. тогда, когда возникают соответствующие уголовно-процессуальные отношения, связанные с: 1) возбуждением и расследованием уголовного дела (принятого им к производству или в котором он участвует как член следственной группы); 2) выполнением поручений следователей, расследующих уголовные дела в другом месте (т.е. в другом районе, области, крае, республике); 3) расследованием новых обстоятельств с целью проверки вступившего в законную силу судебного решения; 4) исполнением запросов компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве процессуальных действий.