Лицензирование фармацевтической деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование фармацевтической деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Оформив лицензию, компания или ИП получают право приступить к осуществлению фармацевтической деятельности, при этом важно помнить о возможных плановых и внеплановых проверках на соблюдение требований лицензионного законодательства. В случае выявления нарушений, лицензия может быть приостановлена или аннулирована.

НОМЕРА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА

N п/п

Наименование территориального органа

Федеральный код

1

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области

51

2

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

29

3

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми

11

4

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия

10

5

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области

53

6

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Псковской области

60

7

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области

78

8

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области

39

9

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области

69

10

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Смоленской области

67

11

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской области

32

12

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области

31

13

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской области

57

14

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курской области

46

15

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве и Московской области

77

16

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области

33

17

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской области

62

18

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калужской области

40

19

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской области

71

20

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области

76

21

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области

35

22

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской области

44

23

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области

37

24

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан

16

25

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике

18

26

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области

52

27

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Марий Эл

12

28

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия

13

29

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике

21

30

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области

63

31

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области

73

32

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пензенской области

58

33

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области

64

34

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу

59

35

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области

66

36

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области

43

37

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области

74

38

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области

56

39

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан

2

40

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области

36

41

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области

48

42

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тамбовской области

68

43

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области

30

44

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области

34

45

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Калмыкия

8

46

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Дагестан

5

47

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чеченской Республике

20

48

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Ингушетия

6

49

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю

26

50

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Карачаево-Черкесской Республике

9

51

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Северная Осетия — Алания

15

52

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кабардино-Балкарской Республике

7

53

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея

23

54

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области

61

55

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области

54

56

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области

55

57

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области

70

58

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области

42

59

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай

22

60

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты- Мансийскому автономным округам

72

61

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области

45

62

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам

24

63

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия

19

64

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Тыва

17

65

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия

3

66

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу

38

67

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу

75

68

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия)

14

69

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области

27

70

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области

28

71

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю

25

72

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области

49

73

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатской области и Корякскому автономному округу

41

74

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чукотскому автономному округу

87

75

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Сахалинской области

65

Читайте также:  Калькулятор транспортного налога

После получения лицензии

Если, в процессе деятельности происходит внесение изменений ООО или ИП некоторые такие изменения могут повлечь за собой необходимость переоформления лицензии. Госпошлина за переоформление составляет 3500 рублей.

Проверка соблюдения лицензионных требований

Согласно проекту, существенные изменения претерпит пункт 13 «Положения о лицензировании фармдеятельности». Кроме того, появится совершенно новый пункт, который связан с пунктом 13 общей темой и будет размещён вслед за ним. В данном случае действующие и новые нормы лучше сравнить, сопоставив их в таблице:

Постановление № 1081 Проект нового постановления
13. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». 13. Оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

14. Проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств.

Если ранее реестр никому невозможно было проверить, то теперь эта процедура стала рутинной. Любой желающий легко может обратиться к интернету, отыскать в реестре интересующую информацию.

Пока еще встречаются недобросовестные люди, работающие на авось. За считанные минуты проверка выведет нечестных бизнесменов на чистую воду. Честным руководителям нечего скрывать от покупателей. Копии официальных документов находятся на открытых стендах, в которых:

  • информация о владельце, о сотрудниках;
  • календарные сроки открытия компании;
  • разрешение на оборот наркотических и психотропных средств;
  • сертификация лекарственных препаратов.

Требования к помещению

Ко всем типам аптек предъявляются единые требования:

  • Помещение должно быть оснащено специальной мебелью и холодильниками
  • Должна быть предусмотрена влажная уборка, инвентарь для который необходимо
  • Сухая уборка запрещена
  • Использование полых перегородок из гипсокартона запрещено
  • Все материалы для строительства должны иметь сертификаты
  • Перед входом должен быть коврик
  • Окна и витрины должны быть оснащены защищены от солнца
  • Температурный режим в помещение должен быть от 16 градусов
  • Необходимо оборудовать уход для инвалидов

Лицензионные требования для фармацевтической деятельности

Чтобы оформить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, заявитель обязан соблюсти ряд законодательных условий:

  • иметь помещение и оборудование, соответствующие санитарным нормам;
  • если соискатель — медицинская организация, то иметь разрешение на предоставление врачебных услуг;
  • если кандидат — юридическое лицо, от руководителя требуется наличие высшего медицинского или ветеринарного образования, определенный стаж работы по специальности, свидетельство об аккредитации или сертификат;
  • если заявитель – ИП, необходимо наличие высшего или среднего образования, опыт работы по специальности, сертификат (свидетельство об аккредитации);
  • работники соискателя должны иметь высшее или среднее фармацевтическое или ветеринарное образование, сертификаты.

Отказ в лицензировании фармацевтической деятельности

В некоторых случаях вам могут отказать в получении лицензии. Причины — в документах указаны ложные сведения или соискатель не соответствует законодательным требованиям.

Уведомление об отказе направляется в письменной форме с обязательным перечислением всех нарушений. Если вы считаете решение госоргана незаконным, его можно обжаловать в суде. Для этого необходимо составить иск и заявить требование о проведении независимой экспертизы ваших бумаг.

Внимательно заполняйте заявление и предоставьте все необходимые бумаги, иначе откажут в выдаче лицензии.

Работа без лицензии влечет за собой привлечение руководителя организации или ИП к административной или уголовной ответственности, поэтому не стоит искушать судьбу. Лучше оформить необходимые бумаги и работать спокойно.

На кого распространяются нормы Положения N 1081?

В соответствии с п. 1 Положения N 1081 Порядок лицензирования, изложенный в данном документе, распространяется на:

  • организации оптовой торговли лекарственными средствами;
  • аптечные организации, ветеринарные аптечные организации;
  • медицинские организации и их обособленные подразделения , расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации;
  • ветеринарные организации;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармацевтическую деятельность.

От автора: центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты.

При этом следует отметить, что в отличие от ранее существовавшего Положения N 416 в Приложении к Положению N 1081 приведен Перечень работ и услуг, относящихся к фармацевтической деятельности.

 N 
п/п
 В сфере обращения лекарственных 
средств для медицинского
применения
 В сфере обращения лекарственных 
средств для ветеринарного
применения
 1 
Оптовая торговля лекарственными 
средствами для медицинского
применения
Оптовая торговля лекарственными 
средствами для ветеринарного
применения
 2 
Хранение лекарственных средств и 
препаратов для медицинского
применения
Хранение лекарственных средств и 
препаратов для ветеринарного
применения
 3 
Перевозка лекарственных средств и
препаратов для медицинского
применения
Перевозка лекарственных средств и 
препаратов для ветеринарного
применения
 4 
Розничная торговля лекарственными
препаратами для медицинского
применения
Розничная торговля лекарственными 
препаратами для ветеринарного
применения
 5 
Отпуск лекарственных препаратов 
для медицинского применения
Отпуск лекарственных препаратов 
для ветеринарного применения
 6 
Изготовление лекарственных 
препаратов для медицинского
применения
Изготовление лекарственных 
препаратов для ветеринарного
применения

Какие еще требования должен соблюдать лицензиат?

В соответствии с нормами, изложенными в п. 5 Положения N 1081, лицензиат, получивший лицензию, обязан соблюдать:

  1. в части оптовой торговли лекарственными средствами:
  • для медицинского применения — требования ст. ст. 53 и 54 Закона об обращении лекарственных средств , Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и установленные предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
  • для ветеринарного применения — требования ст. ст. 53 и 54 Закона об обращении лекарственных средств и правил оптовой торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения;
  1. в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения:
  • аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями:

а) Порядок отпуска лекарственных средств для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;

б) Правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ , зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;

в) требования ч. 6 ст. 55 Закона об обращении лекарственных средств и установленные предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП ;

  • медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций — Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций ;
  1. в части розничной торговли лекарственными препаратами для ветеринарного применения:
  • правила отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
  • Правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;
  1. в части изготовления лекарственных препаратов:
  • для медицинского применения — правила изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • для ветеринарного применения — правила изготовления и отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
  1. требования, установленные ст. 57 Закона об обращении лекарственных средств, запрещающие продажу фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств;
  2. в части фармацевтической деятельности по хранению лекарственных средств:
  • для медицинского применения — Правила хранения лекарственных средств для медицинского применения ;
  • для ветеринарного применения — правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения;
  1. требование о повышении квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже одного раза в пять лет.

Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 N 1222н.
Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785.
Правила распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 558.
Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 N 2199-р «Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год».
Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 735н.
Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н.

Обратите внимание! Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением и влечет ответственность, установленную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, — наложение административного штрафа в размере:

  • на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Грубое нарушение лицензионных требований

При анализе норм нового Положения о лицензировании также следует остановиться на таком понятии как «грубое нарушение лицензионных требований». В предшествующем Положении, под грубым нарушением лицензионных требований понималось невыполнение хотя бы одного из лицензионных требований. За такое нарушение наступала соответствующая ответственность. Нормы нового Положения о лицензировании несколько меняют понятие грубого нарушения лицензионных требований, определяя его как невыполнение одного из лицензионных требований, которые повлекли за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона о лицензировании. Т.е. с вступлением в силу нового Положения о лицензировании лицензирующий орган при привлечении фармацевтической организации за грубое нарушение лицензионных требований должен учитывать возможные последствия в виде возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, влекущих человеческие жертвы. Ранее эти последствия не учитывались.

Напомним, в действующем Положении о лицензировании согласно п. 13(1) оценка соблюдения лицензиатами лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения ЛС (данный пункт был введен недавно Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 № 328 и действует на отношения, возникшее после 01.03.2022 г.). В новом Положении о лицензировании аналогичная норма включена в пункт 25.

Как мы знаем, за нарушение лицензионных требований установлена административная ответственность, вплоть до лишения лицензии. Помимо этого, лицензиат может быть привлечен к такой мере административной ответственности как приостановление деятельности до 90 суток. Стоит полагать что изменения, внесенные новым Положением о лицензировании в части формулирования критериев грубого нарушения лицензионных требований, позволит в рамках осуществления лицензионного контроля приостанавливать деятельность лицензиата при наличии по мнению лицензирующего органа угрозы здоровью или жизни людей. Критерии определения такой угрозы законодателем, к сожалению, не определены.

Сроки выдачи лицензии

К сожалению, лицензия на аптеку не выдается за один день, но есть ограничения по максимальному сроку оформления и в зависимости от того какие- действия необходимо совершить сроки отличаются:

  • при оформлении новой лицензии — 45 рабочих дней;
  • при изменении адреса деятельности — 30 рабочих дней;
  • при переоформлении лицензии в связи изменением наименования юридического лица или изменениях в паспорте индивидуального предпринимателя — 10 рабочих дней;
  • прекращение действия лицензии — 5 рабочих дней;
  • предоставление дубликата лицензии — 3 рабочих дня;
  • предоставление сведений из реестра лицензий — 5 рабочих дней.

Срок действия и переоформление лицензии

Еще недавно лицензия на аптечную деятельность имела четко установленный срок действия, который составлял 5 лет. Однако сегодня данный документ оформляется единожды и действует бессрочно.

Впрочем, в некоторых случаях переоформление лицензии все же является необходимым. Как правило, это связано с серьезными изменениями в конкретной компании, а именно:

  • Ее реорганизацией (вследствие слияния или же преобразования);
  • Изменением названия или юридического адреса;
  • Изменением ФИО ИП;
  • Изменением реквизитов паспорта ИП;
  • Изменением места жительства ИП;
  • Изменением видов деятельности.

Документы для получения лицензии

Для оформления лицензии аптеки или аптечного киоска, владельцу торговой точки необходимо представить в лицензирующий орган следующие документы:

Единые документы для всех вне зависимости от вида государственной регистрации бизнеса:

  1. Заявление установленного образца;
  2. Приказы о назначении главбуха и управляющего аптечной организацией;
  3. Договор аренды или документ, подтверждающий право собственности на помещение, в котором будет реализовываться фармацевтическая продукция;
  4. Чек, свидетельствующий об оплате государственного сбора на лицензию (сумма сбора составляет 7 500 рублей);
  5. Сертификат руководителя;
  6. Документы о соответствующем образовании всех работников аптечной организации;
  7. Трудовые книжки сотрудников;
  8. Документы, на оборудование;
  9. Заключение пожарной и санитарно-эпидемиологической служб;
  10. План и характеристику объекта.

Документы в зависимости от вида государственной регистрации:

  • Юридические лица
    • Устав предприятия и учредительный договор;
    • Свидетельство о госрегистрации юридического лица;
    • Выписку из ЕГРЮЛ;
    • Свидетельство о постановке на учет в налоговой и присвоении ИНН;
  • Индивидуальные предприниматели
    • Свидетельство о госрегистрации индивидуального предпринимателя;
    • Выписку из ЕГРИП;
    • Свидетельство о постановке на учет в налоговой и присвоении ИНН;

В большинстве случаев владельцы аптек подают не оригиналы, а копии вышеперечисленных документов. Все они должны быть заверены у нотариуса.

Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности

Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них:

  • услуги в сфере образования;
  • тушение пожаров;
  • частная охранная деятельность;
  • услуги связи;
  • реализация и проектирование авиационной техники;
  • утилизация химического оружия;
  • производство и установка медицинской техники;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
  • перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *