Что такое императивный характер

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое императивный характер». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Метод регулирования общественных отношений, примененный в конкретной правовой норме, позволяет разграничить нормы на императивные и диспозитивные. В системе права применяются и императивный, и диспозитивный метод, однако в одних отраслях преобладают императивные нормы, в других – диспозитивные.

Диспозитивная и императивная норма гражданского права

Методы регулирований гражданских прав проявляются в вариантах направления поведения субъекта правоотношения. Такое наставление выполняется с помощью норм права. Их разделяют на две отдельные составляющие:

1. императивная;

2. диспозитивная.

Разница в них проведена через линию желания участниками гражданского правоотношения. Императивным нормам присущи черты принудительного характера. Они производят действие к участникам правоотношений вне зависимости от их желания. Диспозитивными нормами пользуются только при случае, который не урегулирован сторонами правоотношений.

В частном праве чаще применяется диспозитивная норма, а императивная больше подходит для разбирательств публичных правоотношений. Но далеко не любая гражданско-правовая норма является диспозитивной. В некоторых категориях общественного отношения, что относятся к области гражданско-правовых регулирований, диспозитивная норма не может быть применена. К примеру, непосредственно императивная норма регламентирую отношения в правовом статусе с субъектами права граждан.

Императивными из своей природы можно назвать множество норм в вещном и праве на наследственность. Право на договорность ориентируется в большей мере на диспозитивные нормы, за исключением отдельного ряда обязательств по договорам тоже подчиняются действиям императивной нормы.

Особенности императивных норм права

Императивная норма права – правовое предписание, которое во всех случаях обязательно для адресатов и не может быть изменено их соглашением.

Императивные нормы права характеризуются следующими особенностями:

  • категорическим характером, невозможностью отступления субъектов правоотношений от нормативно-правового веления;
  • преобладанием обязанностей и запретов;
  • формулируют единственно возможный вариант поведения субъектов правоотношений.

Императивные правовые нормы характерны для публичных отраслей права – уголовного, административного, процессуального. В качестве примера можно привести следующие правовые предписания:

  • ст. 81 Трудового кодекса РФ указывает на недопустимость увольнения работника по инициативе работодателя в период пребывания в отпуске или во время болезни;
  • ч. 3 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ указывает на то, что уголовные дела частно-публичного обвинения не подлежат прекращению за примирением сторон.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Виды императивных норм

Ряд исследователей выделяют понятие сверхимперативных норм. Они используются государством для защиты особого интереса. Например, защита прав потребителей или международных интересов страны при поставках за рубеж.

Также их классифицируют по степени определенности. Различают императивно-безальтернативные и императивно-альтернативные каноны. Первые закрепляют жесткие правила поведения, отступить от них невозможно ни при каких условиях. Альтернативные нормы тоже предписывают четкие правила, но при этом субъекты могут изменить условия при возникновении названных в нормативном акте случаев.

В зависимости от объема регулируемых отношений разделяют общие и специальные нормы. Общие регулируют род общественных отношений, а специальные только вид, существующий в рамках родовых отношений.

По предмету регулирования выделяют конституционные, гражданские, уголовные, трудовые, семейные, административные законы. Каждая категория находится в соответствующем разделе законодательства. Конституционные можно найти в Конституции РФ, семейные и трудовые, соответственно, в Семейном и Трудовом кодексах и так далее.

По характеру правил нормы бывают обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Обязывающие содержат описание обязанностей для лиц. Например, в Налоговом кодексе регламентирована обязанность налогового инспектора принять налоговую декларацию от граждан. Запрещающие устанавливают запрет на определенные действия – больше всего их в Уголовном кодексе. Управомочивающие наделяют правами для исполнения своих должностных обязанностей.

По времени действия существуют постоянные и временные. Постоянные действуют неограниченный период времени, это федеральное законодательство и Конституция РФ. Временные вводят на определенный период, который указан в самом акте или до принятия нового основного акта.

По юридической силе – федеральные и региональные. Федеральные установления принимаются президентом, правительством, законодательными органами власти. Региональные издаются органами власти субъектов и местным самоуправлением.

1. соотн. с сущ. императив I, связанный с ним

2. Свойственный императиву [императив I], характерный для него.

1. Не допускающий выбора; повелительный (в юриспруденции).

Не допускающий возражения; требовательный.

ИМПЕРАТИ́ВНЫЙ, императивная, императивное; императивен, императивна, императивно (книжн.).

1. Требующий безусловного подчинения, исполнения.

2. прил. и императив во 2 знач. (грам.).

1. Книжн. Требующий безусловного подчинения, исполнения. И-ое указание. И. тон (требовательный и категорический). Руководить в императивной форме.

2. к Императи́в (2 зн.). И-ое предложение (побудительное предложение).

Императи́вно, нареч. И. требовать ответа. Действовать и.

Требующий безусловного подчинения, исполнения.

Императивное указание. Императивный тон.

императи́вный, императи́вная, императи́вное, императи́вные, императи́вного, императи́вной, императи́вных, императи́вному, императи́вным, императи́вную, императи́вною, императи́вными, императи́вном, императи́вен, императи́вна, императи́вно, императи́вны, императи́внее, поимперати́внее, императи́вней, поимперати́вней

прил., кол-во синонимов: 14

властный, повелительный, начальственный, начальнический, диктаторский, командирский; не допускающий возражений, решительный, настоятельный, не терпящий возражений, побудительный, безапелляционный, категорический, требовательный, категоричный

Syn: властный, повелительный, начальственный, начальнический (разг.), диктаторский, командирский (разг.)

ИМПЕРАТИВНЫЙ ая, ое. impératif,-ve adj.

Императивная норма права

Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.

Императивные нормы права можно сразу определить по прописанному закону: он будет включать в себя такие выражения, как «недопустимо», «не могут» или «недействительно», а также другие элементы запрета.

Этот тип предписаний предполагает четкое юридическое ограничение для взаимоотношений, т.е. их субъекты жестко ограничены в возможностях выбора и действиях.

Их цель – защитить экономические свободы сторон и обеспечить защиту важных интересов общества и государства.

Императивные законы категоричны, они не допускают отклонения от требований или изменений. У данных законов имеются свои характерные черты, которые делают их отличными от прочих. Они отличаются:

Читайте также:  Эмиграция и иммиграция: в чем разница?

Императивность предписаний позволяет гарантировать соблюдение гражданских прав, выделяя наиболее важные, а также обеспечивает следование установленным законодательным предписаниям.

Правила применения для стран СНГ

Они во многом схожи с положениями статьи 7 Римской конвенции. Тем не менее, в разделе VII ГК для стран СНГ в ст. 1201 правила не ограничивают сферу применения императивных норм исключительно договорными отношениями. Это видно в следующих положениях:

  • Правила данного раздела не касаются действия императивных правовых норм, посредством которых осуществляется регулирование соответствующих отношений вне зависимости от предписания, подлежащего применению.
  • При использовании юридической системы какого-либо государства суд может применить ограничительный порядок иной страны, если он имеет тесную связь с конкретным отношением и если в соответствии с режимом этой страны он должен регулировать это взаимодействие. Вместе с этим уполномоченный орган должен принять во внимание характер и назначение норм такого рода и последствия, которые могут наступить при их использовании.

Императивные и диспозитивные нормы

Императивные нормы — жестко формулируют правила поведения сторон, не позволяя субъектам правоотношений самим устанавливать правила, менять или корректировать то, что предусмотрено в нормативном акте.

Например, они не содержат никаких оговорок и звучат примерно так:

«В случае совершения… нарушитель уплачивает штраф в размере…» Это административно-правовая норма. Или же: «Срок исковой давности по данным сделкам составляет три года». Это гражданско-правовая норма. Практически всем нормам Конституции присущ императивный характер. Достаточно привести самую первую: «Российская Федерация — Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Диспозитивные нормы — дают участникам правоотношений возможность самим скорректировать свои установки.

Такие нормы всегда оканчиваются фразой «…если иное не предусмотрено законом (или договором)». Таким образом, субъекты могут и отступить от требований закона, но только в том случае, если закон сам это им позволяет. Данные нормы могут восполнять то, что не оговорили участники правоотношений. Если же они это сделали, то будут действовать их собственные правила. Приоритетными выступят нормы, содержащиеся в договоре самих участников правоотношений, а не в данном законе.

Императивные и диспозитивные нормы права

О диспозитивном характере правовых норм свидетельствуют содержащиеся в них оговорки типа ʼʼесли иное не предусмотрено договоромʼʼ. Примерами диспозитивных норм, ᴛ.ᴇ.

норм, которые, устанавливая правило, дозволяют сторонам гражданского правоотношения по своему усмотрению в договоре изменять его, в частности, являются: ст.211, ст.212, п.1,2 ст.221, п.1 ст.224, п.1 ст.238, ст.251, п.1 ст.254, п.2 ст.257, ст.455, п.2 ст.713 и т.д.

Он, по юридической своей природе, считается эффективным приемом регламентации отношений, которые складываются в условиях свободного товарообмена и производства. В первую очередь следует отметить, что диспозитивные нормы права на сегодня изучены мало.

Не существует в настоящее время ни одного общетеоретического монографического исследования, которое было бы посвящено данной теме.

Также не вполне ясной является и природа диспозитивных норм.

Императивные и диспозитивные нормы права — что это такое

Все вопросы, связанные с гражданскими правоотношениями, регулируются соответствующими юридическими нормами. Конфликты, возникающие на почве отказа одной из сторон выполнять свои контрактные обязательства, решаются посредством привлечения судебных органов.

Судебные органы, занимающиеся решением хозяйственных споров, используют различные сценарии, построенные с учетом стандартных вариантов развития событий. Главной задачей суда является соблюдение интересов пострадавшей стороны.

Диспозитивность является одной из важных составляющих гражданского права и выражается порядком регулирования правоотношений между субъектами предпринимательства. В данной статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, что такое императивная норма и диспозитивная норма права.

Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право (10 класс)

Правовой обычай – исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включенное в систему правовых норм.

Правовой обычай – это первая форма права в истории. Правовой обычай широко использовался в эпоху феодализма, а возник он в глубокой древности. Его можно считать обычаем, санкционированным государством.

Судебный прецедент – судебное решение по конкретному юридическому делу.

Судебный прецедент еще принято называть юридическим прецедентом. Иными словами – это право судей или судебное право. В данном случае прецедент является судебным решением по определенному юридическому делу. В таких странах как Англия, США, Канада и Австралия судебный прецедент является одним из важных источников права.

Нормативно-правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Любая форма закона отличается разнообразностью, и поэтому ее можно по-разному охарактеризовать.

Императивную форму можно классифицировать в первую очередь по характеру предписания:

  • обязывающие – такие законы указывают субъектам на необходимость выполнения какого-либо действия. Например, третья часть 91 статьи ТК РФ говорит, что работодатель обязан учитывать время работы каждого сотрудника,
  • управомочивающие – эта категория законов дает свободу выбора относительно характера действий, т.е. субъект может самостоятельно выбрать выполнять те или иные действия или нет. Например, вторая часть статьи 295 ТК РФ говорит, что каждый сотрудник может воспользоваться правом на получение выгоды от имущества, которое находится в хозяйственном использовании фирмы,
  • запрещающие – в таких законах четко прописаны запреты на определенные поступки. Например, вторая часть статьи 91 ТК РФ запрещает трудовую деятельность рабочих свыше 40 часов в неделю.

Кроме этого, их также различают по:

  1. Степени определенности – относительно определенные (предлагают выбор из нескольких вариантов) и абсолютно определенные (предполагают лишь один вариант).
  2. Положению в системе – различают специальные, которые можно применить только к определенному случаю, и общие, применяемые ко всем ситуациям.
  3. Методу регулирования – могут быть в виде запретов, принципов или рекомендуемых предписаний.
  4. Времени действия – разделяются на постоянные и временные.
  5. Порядку поведения – статические, которые утверждают положение сторон и их возможности, и динамические, предписания к положению и возможностям сторон изменяется на протяжении времени.

Исходя из данных, которые приведены выше, можно сделать вывод, что императивные и диспозитивные уставы имеют существенные различия и противоположны друг другу. Главное отличие императивной нормы в том, что она не позволяет субъекту делать самостоятельный выбор или принимать независимые решения. Все, что она может предоставить субъекту, – это выбор из нескольких предложенных вариантов. А диспозитивные применяются лишь в том случае, когда стороны не предусмотрели иного исхода событий, предоставляя им решать и определять свои обязанности самостоятельно.

Что такое административно-правовые нормы

Нормы административного права — это строго установленное и государством в лице уполномоченных органов, общеобязательные правила должного и возможного поведение, распространяющиеся на нечёткий круг субъектов, направленные на длительное применение, защищённые от посягательств принудительной силой государства.

Читайте также:  Как платить аванс по зарплате в 2023 году из‑за новых правил расчета НДФЛ

Значение административно-правовой нормы заключается в следующем:

  • Регулируют процесс функционирования исполнительной ветви власти, устанавливая её правовой статус и компетенцию, процесс создания и ликвидации.
  • Нормы права определяют правовое положение предприятий, учреждений, организовывают взаимодействие с исполнительными органами. Закрепляют порядок регистрации юридических лиц, предоставления ими бухгалтерской отчётности государственным органам.
  • Определяют субъективные права и юридические обязанности граждан, устанавливают определённые гарантии их соблюдения.
  • Регулируют порядок подбора кадров, прохождения аттестации, разработки положений, должностных инструкций органами внутренних дел, госорганами.
  • Нормы административного права регулируют правоотношения в области защиты прав граждан, внешней среды и природопользования, предпринимательской деятельности, воинской службы.
  • Определяет, какие деяния подпадают под правонарушение, назначает меры правовой ответственности, регламентирует порядок рассмотрения по таким делам.

Учредительные, регулятивные и охранительные нормы

Определение 1

В учредительных нормах отражены исходные начала правового регламентирования общественных взаимоотношений, правового положения людей, пределов действия государственной власти, закреплены устои социального, экономического, общественного, политического строя, прав, свобод и обязанностей граждан; основополагающих идей и параметров строительства общественно-правовой системы.

Это своего рода эталоны, устанавливающие необходимое соответствие целей и средств определённых правовых предписаний объективным закономерностям развития общества. Также сюда относятся конституционные нормы и правила, закреплённые в законодательных основах и кодексах.

Пример 1

В соответствии с нормой, закреплённой в статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы – это высшая ценность. Признание, соблюдение и защита человеческих прав и свобод является обязанностью государства.

Определение 2

Регулятивные нормы осуществляют непосредственное регулирование фактических отношений, которые возникают между разными субъектами, путём предоставления им определённого права и возложения на них соответствующих обязанностей.

По характеру субъективных прав и обязанностей регулятивные нормы бывают трех основных видов:

  • управомочивающие (предоставляют своим адресатам право совершать положительные действия);
  • обязывающие (подразумевают обязанность выполнения определённых положительных действий);
  • запрещающие (устанавливают запрет на совершение действий и поступков, определённых законодательством в качестве правонарушения).

Регулятивные нормы носят ярко выраженный представительно обязывающий характер.

Коллизионные, оперативные и другие виды норм

Определение 8

Коллизионные нормы направлены на устранение возникающих противоречий между правовыми предписаниями.

Пример 7

В статье 3 ГК РФ сказано, что при противоречии указа Президента России либо постановлении Правительства России настоящему Кодексу или же другому закону используется настоящий Кодекс либо соответствующий закон».

Определение 9

В соответствии с оперативными нормами определяются даты вступления нормативного акта в действие, прекращения его силы и т.д.

Нормы могут быть конституционными, гражданскими, уголовными, административными, трудовыми и иными по предмету правового регулирования.

Определение 10

Отраслевые нормы бывают материальными и процессуальными. Первые определяют правила поведения субъектов, во вторых содержатся предписания, которые устанавливают процедуру применения данных правил.

В соответствии с формой выражения предписаний нормы могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Согласно методу правового регулирования юридические нормы бывают императивными, диспозитивными и рекомендательными.

Определение 11

Императивные нормы характеризуются сугубо строгим, властно-категоричным характером, не допускающим отклонений в регулируемом поведении. Чаще всего это нормы административного права.

Определение 12

Диспозитивные нормы обладают автономным характером, который позволяет сторонам (участникам) правоотношений самостоятельно договориться по вопросам объёма, процесса осуществления субъективных прав и обязанностей либо использовать в определённых ситуациях резервное правило (на случай, если это не прописано в договоре). Обычно они регулируют гражданско-правовые взаимоотношения.

Рекомендательные нормы, как правило, касаются негосударственных предприятий, поскольку устанавливают вариации желательного для правительства поведения.

В этой же категории выделяются позитивные, поощрительные и наказательные нормы.

В соответствии со сферой действия разграничивают нормы общего действия, ограниченного действия, а также локальные нормы.

Определение 13

Нормы общего действия распространены абсолютно на все население и функционируют во всем государстве.

Определение 14

Локальные нормы выполняются в пределах конкретных государственных, общественных либо частных структур.

Определение 15

У норм ограниченного действия существуют пределы, которые обуславливаются территориальными, временными, а также субъектными факторами. Это нормы издают высшие органы власти республик, которые входят в состав России. Также нормы ограниченного действия включают предписания представительных или исполнительных органами краёв, областей и т.д.

Кроме того, юридические нормы классифицируются по времени (постоянные, временные), а также по кругу лиц (распространены на всех или на конкретную группу субъектов – военных, железнодорожников и т.д.).

Понятие диспозитивности в общей теории права

Понятие диспозитивности имеет очень широкое толкование в общей теории права, равно как и в отраслевых юридических науках.

В настоящее время основным направлением процесса реформирования в государственно-правовой сфере российского общества является курс на формирование правового государства, способного обеспечить верховенство закона во всех сферах общественной жизни, упрочить гарантии личных, политических, экономических и других прав и свобод российских граждан. Одним из шагов на пути формирования такого государства и становления гражданского общества должна стать научная разработка теории диспозитивности вообще, и диспозитивных норм в частности. В связи с этим хотелось бы отметить, что на 14 конгрессе Международной академии сравнительного права, который состоялся 31 июля — 6 августа 1994 года в Афинах, при анализе стиля законодательной деятельности специально рассматривался вопрос о диспозитивных нормах права.

Рассматривая диспозитивность в целом, можно сказать, что она представляет собой интегрированную категорию философско-правового порядка и не может раскрыться только через какую-то, пусть и весьма важную сторону рассматриваемого явления.

Природа диспозитивных норм права не может быть выявлена без чёткого освещения категории «диспозитивность». Попутно хотелось бы отметить, что само право по своей природе диспозитивно, поскольку в современном демократическом обществе право чаще всего понимают как нормативно закреплённую свободу. Воля в праве — свободная воля, которая соответствует всем сущностным характеристикам права, и тем .самым она отлична от произвольной воли и противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право — это форма свободы людей, т.е. свобода их воли. А свобода возможна лишь там, где люди не только её адресаты, но и её творцы и защитники, где они одновременно и субъекты права, и субъекты государства.

Итак, диспозитивность (от лат. dispono — располагаю, устраиваю; или dispositivus — распоряжающийся, усматривающий) — буквально означает «допускающий выбор».

В Большой советской энциклопедии диспозитивность определена как возможность распоряжаться своими материальными и процессуальными о правами. А в Большом юридическом словаре говорится, что «Диспозитивность — это возможность распоряжаться процессуальными средствами защиты. Стороны и другие участвующие в деле лица могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Суд содействует им в реализации прав и осуществляет контроль за законностью их распорядительных действий»9.

Тем самым, авторы словаря, к сожалению, ограничивают сферу диспозитивности только рамками гражданского процесса. Так, в разделе того же юридического словаря, посвященном нормам права, говорится: «Нормы права диспозитивные — предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объёме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договорённости вступает в действие второе предписание, содержащееся в них.

Читайте также:  Штрафы по страховым взносам в 2023 году

Обращает на себя внимание и тот факт, что авторы-составители юридического словаря при характеристике диспозитивнои нормы используют термин «предписание». В связи с этим возникает закономерный вопрос, а что же представляет собой диспозитивность и в каких формах она получает своё выражение?

В литературе по общей теории права до настоящего времени нет единства мнений о природе диспозитивности и формах её выражения. Так, одни считают, что термин «диспозитивность» употребляется применительно к особому правовому институту, который составляет основу для развития мировой системы права.10 Другие говорят о диспозитивности как «об особом свойстве» или даже «качестве» права. Таким образом, одни авторы сужают это понятие, другие же наоборот, расширяют его.

Но чаще всего под диспозитивностью понимают способность самостоятельно решать вопросы о пользовании теми или иными правомочиями в конкретной сфере правового регулирования. Тем не менее, нередко диспозитивность определяется как один из демократических принципов судопроизводства, означающий возможность участвующим в деле лицам свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Суд содействует им в реализации прав и осуществляет контроль за законностью их распорядительных действий. С одной стороны, в целях оказания всемерной помощи сторонам и другим лицам, участвующим в деле, поскольку юридическая осведомлённость и другие обязательства могут затруднить должную защиту ими своих прав и интересов; с другой стороны — чтобы предотвратить злоупотребления участниками дела их правами.

Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования

Право, являясь одним из социальных регуляторов, регулирует общественные отношения путем установления в нормативном порядке общеобязательных правил поведения, которые адресуются участникам общественных отношений. Содержащиеся в них права и обязанности могут устанавливаться разными способами.

Метод правового регулирования в науке определяется как «способ воздействия юридических норм на общественные отношения». Он отвечает на вопрос «как право регулирует определенную область общественных отношений» в отличие от предмета правового регулирования, который отвечает на вопрос «что регулируется правом».

Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

Именно метод правового регулирования М.И.Брагинский считал единственным критерием разграничения частного (гражданского, в которое он включал семейное, трудовое право) и публичного права, т.к. предмет в виде, например, имущественных отношений может быть одним и тем же и у частного, и у публичного права.

Однако категория метода представляет ценность не только при изучении системы права – отмечает В.Ф.Яковлев. Метод выступает обобщающей категорией, «в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права».

Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.

Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия. Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает «совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения». В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это «устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида». Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как «комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет». Это можно обосновать словами С.С.Алексеева: «метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права».

В гражданском праве эти признаки метода гражданско-правового регулирования Е.А.Суханов представляет как 1) юридическое равенство; 2) договор как наиболее распространенная форма возникновения прав и обязанностей; 3) судебный порядок защиты гражданских прав; 4) имущественный характер ответственности, который носит компенсационный характер.

Любая форма закона отличается разнообразностью, и поэтому ее можно по-разному охарактеризовать.

Императивную форму можно классифицировать в первую очередь по характеру предписания:

обязывающие – такие законы указывают субъектам на необходимость выполнения какого-либо действия. Например, третья часть 91 статьи ТК РФ говорит, что работодатель обязан учитывать время работы каждого сотрудника,
управомочивающие – эта категория законов дает свободу выбора относительно характера действий, т.е. субъект может самостоятельно выбрать выполнять те или иные действия или нет. Например, вторая часть статьи 295 ТК РФ говорит, что каждый сотрудник может воспользоваться правом на получение выгоды от имущества, которое находится в хозяйственном использовании фирмы,
запрещающие – в таких законах четко прописаны запреты на определенные поступки. Например, вторая часть статьи 91 ТК РФ запрещает трудовую деятельность рабочих свыше 40 часов в неделю.
Кроме этого, их также различают по:

Степени определенности – относительно определенные (предлагают выбор из нескольких вариантов) и абсолютно определенные (предполагают лишь один вариант).
Положению в системе – различают специальные, которые можно применить только к определенному случаю, и общие, применяемые ко всем ситуациям.
Методу регулирования – могут быть в виде запретов, принципов или рекомендуемых предписаний.
Времени действия – разделяются на постоянные и временные.
Порядку поведения – статические, которые утверждают положение сторон и их возможности, и динамические, предписания к положению и возможностям сторон изменяется на протяжении времени.
Исходя из данных, которые приведены выше, можно сделать вывод, что императивные и диспозитивные уставы имеют существенные различия и противоположны друг другу. Главное отличие императивной нормы в том, что она не позволяет субъекту делать самостоятельный выбор или принимать независимые решения. Все, что она может предоставить субъекту, – это выбор из нескольких предложенных вариантов. А диспозитивные применяются лишь в том случае, когда стороны не предусмотрели иного исхода событий, предоставляя им решать и определять свои обязанности самостоятельно.

Важно! Классификационные различия позволяют применять императивные статьи относительно различных ситуаций и регулировать отношения субъектов на различных уровнях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *