Учетная политика для целей налогового учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика для целей налогового учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

Что будет, если такой документ как учетная политика у налогоплательщика отсутствует?

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет.

Если у налогоплательщика отсутствуют регистры налогового учета, которые статьей 314 НК РФ предписано устанавливать приложениями к учетной политике, то наступает ответственность по статье 120 НК РФ (штраф от 10 тысяч рублей).

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, просто не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации и т.д.

Например, Налоговый кодекс предусматривает, что налогоплательщик вправе определять норму амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Эти положения целесообразно в учетной политике зафиксировать утвердительно: «общество определяет норму амортизации», «общество определяет срок полезного использования данных основных средств как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником» и т.д.

Рекомендуется в учетной политике подтверждать учет налогоплательщиком убытков: «Налоговая база текущего отчетного (налогового) периода уменьшается на всю сумму полученного Обществом в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка (убытков) или на часть этой суммы».

Можно попытаться закрепить в учетной политике какую-нибудь универсальную формулировку о принятии расходов в максимальных пределах, установленных Налоговым кодексом, если речь идет, например, о нормируемых расходах.

Положения об общем порядке ведения учета и НДС могут быть небольшими, тем самым учетная политика разместится на 2-3 листах?

Значительное место в учетной политике должен занять налог на прибыль. По сравнению с другими главами глава 25 НК РФ содержит наибольшее количество вариантов выбора показателей налогообложения.

Начать соответствующий раздел можно с определения даты получения дохода (осуществления расхода). При соблюдении установленных Налоговым кодексом условий общество может определять даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу. Но наиболее распространенным является закрепление метода начисления: доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Нужно понимать, что учетная политика для целей налогообложения является внутренним распорядительным документом налогоплательщика. Это не налоговая отчетность и не приложение к ней. Добавим, что проверяющие не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено законодательством (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Однако налоговая политика для целей налогообложения – это документ, предусмотренный налоговым законодательством, в частности гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Названный документ относится к сведениям (документам), необходимым для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). А потому налоговая политика может быть затребована в ходе проведения проверки налогоплательщика (п. 1, 3 ст. 93 НК РФ).

К сведению:

За непредставление (несообщение) налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, учреждение (организация) может быть привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ.

Итак, в статье обращено внимание на наиболее важные вопросы о налоговой политике автономного учреждения, применяющего традиционную систему налогообложения и являющегося плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество. Если учреждение пользуется преимуществами спецрежима, в частности «упрощенки», то взамен перечисленных налогов оно уплачивает единый налог на УСНО. Его расчет строго регламентирован нормами гл. 26.2 НК РФ, и налогоплательщику мало из чего можно выбрать. Разве что объект налогообложения: «доходы» либо «доходы минус расходы», – о чем «упрощенец» уведомляет налоговый орган специальным документом[3]. Для отражения сделанного выбора лишь по этому вопросу, по нашему мнению, нет нужды в составлении налоговой политики, которая даже не упоминается в «упрощенной» главе НК РФ. Но не исключено, что в нестандартных ситуациях налоговая политика может понадобиться.

Читайте также:  Получение гражданства Российской Федерации — разбираем основные этапы



[1] Утвержден Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

[2] Раздел II приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

[3] Приказы ФНС РФ от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@, от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

И. Дубовик, эксперт журнала

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5, май, 2017 год.

  • Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
  • Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
  • Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
  • Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
  • В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
  • Налог можно платить помесячно или поквартально.
  • Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.

Итоги 2019 – 2020 годов

Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Дата признания расходов по оказываемым услугам (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ)

По общему правилу расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки. Но определить период, к которому относятся отдельные виды расходов, достаточно сложно. Даты признания расходов для целей определения налоговой базы указаны в ст. 272 НК РФ дифференцированно по группам расходов. В частности, в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ указаны три возможные даты признания расходов по оказываемым услугам.

Пункт 7 ст. 272 НК РФ:

«Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается… дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода…»

Так как приведены три даты, выбор одной из них должен быть закреплен в учетной политике. Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183. В нем, в частности, говорится, что один из трех способов признания расходов в виде оплаты сторонним организациям за предоставленные ими услуги, относимые к внереализационным и прочим расходам, налогоплательщик должен закрепить в учетной политике. Подчеркиваем, что это касается услуг, которые относятся к внереализационным и прочим расходам, то есть поименованным в ст. ст. 264, 265 НК РФ. Например, не относятся к таким услугам коммунальные услуги, так как они поименованы в ст. 254 НК РФ.

Большинство организаций в учетной политике прописывают дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов.

Но здесь возникает вопрос. Что такое дата предъявления документов?

Часто организации считают, что дата предъявления документа — это дата его получения. Это неправильно. Под датой предъявления документа следует считать дату его составления. Такая позиция изложена в Письме ФНС России от 13.07.2005 N 02-3-08/530.

Кроме того, уже в Письме Минфина России от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183 указывалось, что если согласно учетной политике налогоплательщиком датой возникновения расходов по оплате услуг, оказанных сторонней организацией, признается дата подписания акта приемки-передачи услуг, то такие расходы в целях налогообложения прибыли признаются на дату подписания акта вне зависимости от того, когда данный акт фактически представлен налогоплательщику.

Читайте также:  Возвращается ли задаток по Закону о защите прав потребителей

Элементом учетной политики являются даты признания расходов в виде услуг:

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода.

Методы признания доходов

Фирма может получать доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы (ст. 249, 250 НК РФ). Все их можно учитывать кассовым методом или методом начисления.

Заметим, что в Налоговом кодексе РФ о кассовом методе учета сказано довольно немного. Ему посвящена статья 273. При этом методе все доходы (и от реализации, и внереализационные) отражают в налоговом учете только после того, как получат оплату от партнера (покупателя, заказчика и т. п.) Использовать кассовый метод могут только те, у кого сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) за предыдущие четыре квартала не превысила в среднем 1 000 000 рублей за каждый квартал. Этот предельный показатель выручки – величина «плавающая». Ее нужно отслеживать за любые четыре последовательных квартала.

Когда и как нужно изменить налоговую политику в течение года?

Чтобы понять, в каких случаях можно и нужно внести изменения в принятую на год учетную политику по налогам, рассмотрим таблицу ниже.

ситуация что внести в налоговую учетную политику
компания стала вести принципиально новые виды деятельности дополнение
изменилось в рамках текущего года законодательство, влекущее за собой обязанность компаний прописать в НУП метод учета активов или обязательств, для которых ранее в законодательстве был прописан единый вариант учета или его не было совсем дополнение
среди года был введен новый налог и/или сбор, по которому предусмотрены варианты выбора учета для налогоплательщиков дополнение

Как видно из данной таблицы, в середине года возможно только внести дополнение в НУП предприятия по веским основаниям. А изменения в нее любая компания вправе предусмотреть при разработке способа налогового учета со следующего года путем издания нового приказа.

Объект налогообложения и налоговая база по налогу на прибыль организаций. Классификация доходов и расходов

Как и в случае многих других налогов, название «налог на прибыль» содержит указание на объект налогообложения. Объектом обложения по рассматриваемому налогу является прибыль, полученная организацией. Важно знать, что прибыль для целей налогообложения определяется иначе, чем бухгалтерская прибыль организации. Вследствие этого в организациях существует две системы учета прибыли: бухгалтерский учет прибыли и налоговый учет прибыли, правила которого содержатся в ст. 313-333 НК РФ.

Порядок определения налогооблагаемой прибыли различается у разных организаций и завит от их налоговой юрисдикции. Так, для российских организаций прибыль — это доходы за вычетом произведенных расходов. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль определяется как разница между полученными через постоянные представительства доходами и произведенными постоянными представительствами расходами. Объектом налогообложения для иных иностранных организаций, у которых нет постоянных представительств в России, выступают доходы, полученные от источников в РФ. А для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков объектом налогообложения выступает часть совокупной прибыли участников консолидированной группы, приходящаяся на данного участника. При определении объекта налогообложения следует учитывать положения ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Если в процессе хозяйственной деятельности организация получила доходы в натуральной форме, то их стоимость определяется исходя из цены сделки. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБР.

Для целей формирования информации по налоговому учёту, организация раскрывает, в рамках указанного раздела, сведения, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так по каждому из налогов, плательщиком которых является организация.

Данные о том, является ли организация вновь созданной или нет, необходимы для того, чтобы установить — является ли учётная политика организации совершенно новой, представляет собой модификацию старой, либо принята совершенно новая учётная политика. Отмечаем, что учётная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения организации и применяется последовательно из года в год.

Далее организации необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несёт в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация будет формировать особенности своей учётной налоговой политики (в первую очередь, в части налога на прибыль).

Читайте также:  Что такое пенсионные баллы и как это работает

Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности организаций, учитываемых при формировании данных по налоговому учёту налога на прибыль — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несёт ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.

Для целей формирования информации о порядке ведения учёта по налогу на имущество, организация должна указать, имеется ли у неё на балансе имущество, подлежащее налогообложению.

Для структурной характеристики организации, а также в качестве сведений, которые в дальнейшем будут учитываться при формировании информации о необходимости распределения налоговых платежей, организации необходимо указать в учётной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта федерации.

Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учёта. Организация может вести учёт данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учётной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учёт ведётся собственными силами, то необходимо указать, кто именно этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой организации.

Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учёта (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведётся налоговый учёт.

Оценка незавершенного производства

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Таким образом, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.

Под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства.

В ст. 319 НК РФ не прописаны правила оценки незавершенного производства. В настоящее время налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги; прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять в течение не менее двух налоговых периодов. Таким образом, организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете. Так, в п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организациям предоставлено право выбора способа оценки незавершенного производства в зависимости от их производственных или технологических особенностей:

  • — по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  • — по прямым статьям затрат;
  • — по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство вполне можно учитывать по фактически произведенным расходам.

Каждый налогоплательщик кроме первичных документов обязан использовать в налоговом учете еще и аналитические регистры. Это специальные формы документов, разрабатываемые налогоплательщиками самостоятельно для отображения в них информации, которая участвует в формировании налогооблагаемой базы. Кроме того, для заполнения строк налоговой декларации используются данные, взятые из специальных регистров-расчетов.

Налоговые регистры ведет ответственное лицо, которое должно соблюдать основную форму документа, указанную в ст. 313 НК РФ, а также нести ответственность за правильность отображаемых в регистрах сведений и верность расчетов.

Информация из регистров является налоговой тайной, сохранение которой должно обеспечиваться. Да и сами регистры должны ответственно храниться с целью недопущения искажения занесенной в них информации сторонними лицами.

Налоговые регистры могут быть дополнены любыми необходимыми для налогоплательщика реквизитами с целью отображения всей информации, которая используется в налоговом учете при определении налогооблагаемой базы. Налоговые органы не вправе навязывать налогоплательщикам обязательные формы регистров, но за их отсутствие могут наложить штраф в соответствии со ст. 120 НК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *