Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать о прослушке в России 2017». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прослушивание телефонных переговоров — мероприятие, которое заключается в тайном контроле и фиксации телефонных разговоров людей. Проводится с использованием специальной техники и имеет цель обнаружить информацию о незаконной деятельности лица, связях с преступниками или иных компрометирующих действий.
Проблема в том, что подобные оперативно-розыскные мероприятия напрямую нарушают право каждого гражданина. Оно прописано в Конституции (о тайне телефонных разговоров). По этой причине для прослушивания телефонных переговоров необходимо судебное решение или основание на постановление руководства органа, который совершает оперативно-розыскные действия. Важно и то, что судебное решение должно быть принято в течение сорока восьми часов.
Порядок судебного разрешения на прослушивание телефонных переговоров
Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров при проведении оперативно-розыскных мероприятий предусмотрены в ст. 9 Закона № 144-ФЗ.
Материалы об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий рассматриваются судом, как правило, по месту осуществления таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.
Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой ст. 9 Закона № 144-ФЗ, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Это постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. В случае необходимости продлить срок действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.
Если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает упомянутые конституционные права граждан, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность орган вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд. Руководители судебных органов (председатели судов и их заместители) создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.
Граждане вправе обжаловать вынесенные против них решения о прослушивании телефонных переговоров в суд. При этом выбор вида судопроизводства — уголовный или гражданский — зависит от того, в каком порядке прослушивались телефонные переговоры: в рамках производства по делу об административном правонарушении или расследования уголовного дела либо вне рамок таких процедур.
Решения и действия (бездействие) должностных лиц, в том числе относительно прослушивания телефонных переговоров, в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ только тогда, когда они были совершены в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.
Если не имеется сведений о том, что оспариваемые действия сотрудников правоохранительных органов были произведены в рамках производства по уголовному или административному делу, либо явились поводом к возбуждению уголовного или административного дела или были совершены в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания, то оспаривание происходит в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (Определение Московского городского суда от 12.04.13 г. № 11–11947).
Объекты прослушивания
Если прослушивание телефонных переговоров необходимо в каких-либо организациях, учреждениях или предприятиях, то подключают на прослушку стационарную аппаратуру. Используются средства и оперативно-технические силы органов государственной безопасности, внутренних дел и тех, что контролируют оборот наркотических и психотропных веществ.
Телефон могут прослушивать только у подозреваемых или обвиняемых, а также тех, кто, по мнению органов, имеет сведения о каких-либо преступлениях.
Нет конкретных правил, что можно прослушивать. В зависимости от потребностей представители закона могут слушать двустороннюю, одностороннюю, многостороннюю связь. Объектом прослушки может оказаться как личное средство связи (смартфон, стационарный телефон), так и аппарат, установленный в общественном месте (телефон в кафе, автомат на улице).
Также надо отметить, что прослушиванием можно назвать только разговор нескольких людей. Если прослушивается только речь одного человека, то это называется наблюдением, во время которого используются специальные технические средства.
Кто и с помощью чего может прослушать разговоры по телефону
Сразу отметим, что целенаправленной прослушки просто так не бывает. Нужны причины. Так, если вы предприниматель, бизнесмен или обладатель ценной информации, то вами вполне могут заинтересоваться конкуренты, злоумышленники и даже спецслужбы.
Сотрудники МВД и ФСБ в рамках системы оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) могут прибегать к избирательному прослушиванию трафика отдельного человека. Но только по решению суда.
Также подключиться к разговорам они могут через телефонных операторов телефонной связи с помощью аппаратно-программного комплекса. Компании связи не только могут получать доступ к разговорам и перепискам абонентов, но и хранить генерируемую информацию до шести месяцев, а метаданные – еще дольше («Пакет Яровой»).
Не редкость, когда сотрудники служб безопасности фирм и компаний с помощью корпоративных систем слежки за сотрудниками контролируют их работу с целью предотвращения утечек информации. Поэтому не забывайте улыбаться в офисе: вас вполне может снимать скрытая камера, а телефонные разговоры – записываться.
Так как технологии связи не обходятся без уязвимостей, а также «дыр» в алгоритмах защиты, то хакеры постоянно ищут лазейки для перехвата сигналов с помощью аппаратных средств.
Поколения мобильной связи сменяют друг друга – от 3G мы пришли к 5G (6G ожидается в 2028–2030 годах) – и совершенствуются, закрывая «огрехи» предыдущего.
Что грозит за незаконную прослушку?
Доказательства, полученные с нарушением установленной процедуры, считаются недопустимыми (ст. 75 УПК РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года №8). Также это может быть основанием для привлечения к дисциплинарной и уголовной ответственности по ст. 137, 138, 285 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны телефонных переговоров и иных сообщений, превышение должностных полномочий). Для граждан, нарушающих неприкосновенность частной жизни, также предусмотрена уголовная ответственность по ст.ст. 137, 138 УК РФ, а также по ст. 138.1 УК РФ за незаконные приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Вызывает споры осуществление действий работодателем, направленных на ограничение прав работника на тайну переговоров. С одной стороны, считается, что во время отправления служебных обязанностей работник должен целесообразно использовать оплачиваемое работодателем время и не может использовать его по своему усмотрению. С другой стороны, сбор информации о работнике не может быть оправдан таким образом, так как, во-первых, для этого требуется его согласие, а во-вторых, судебная практика ЕСПЧ показывает, что даже в публичной сфере существуют аспекты, которые могут относиться к сфере частной жизни (см. постановление Европейского суда от 28.01.2003 г. по делу «Пек против Соединенного Королевства» (Peck v. United Kingdom); постановление Европейского суда по правам человека от 24.06.2004 г. «Дело «Фон Ганновер (Принцесса Ганноверская) (Von Hannover) против Германии»). Даже если работодатель разработал локальный нормативно-правовой, согласно которому производится ограничение прав работников, и ознакомил их с ним, его действия не будут считаться правомерными, поскольку ограничение права на тайну телефонных и иных переговоров допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст. 63 Закона «О связи»).
Объекты прослушивания
Если прослушивание телефонных переговоров необходимо в каких-либо организациях, учреждениях или предприятиях, то подключают на прослушку стационарную аппаратуру. Используются средства и оперативно-технические силы органов государственной безопасности, внутренних дел и тех, что контролируют оборот наркотических и психотропных веществ.
Телефон могут прослушивать только у подозреваемых или обвиняемых, а также тех, кто, по мнению органов, имеет сведения о каких-либо преступлениях.
Нет конкретных правил, что можно прослушивать. В зависимости от потребностей представители закона могут слушать двустороннюю, одностороннюю, многостороннюю связь. Объектом прослушки может оказаться как личное средство связи (смартфон, стационарный телефон), так и аппарат, установленный в общественном месте (телефон в кафе, автомат на улице).
Также надо отметить, что прослушиванием можно назвать только разговор нескольких людей. Если прослушивается только речь одного человека, то это называется наблюдением, во время которого используются специальные технические средства.
Как не оказаться подсудимым
Кроме того, что есть статьи, которые защищают право человека на личную жизнь, каждый должен знать и о предметах, за чью покупку можно поплатиться.
На сегодняшний день известно довольно много случаев, когда безобидная покупка оборачивалась большими проблемами. И никто не станет слушать объяснения из разряда «Над другом пошутить хотел». Итак, что из гаджетов может привести на скамью подсудимых?
В статье 138 в пункте первом дано определение таким устройствам. Технические устройства, предназначенные для использования в бытовых целях, но имеющие вид, который неочевиден для их функций, считаются шпионскими. Вроде бы все и понятно, но вместе с тем и не очень. То есть осудить могут и за камеру, которая сделана в виде шариковой ручки, и за смартфон. Но если с камерой все понятно и в судейской практике много таких дел, то как быть со смартфоном? Исход дела будет зависеть от судьи. Как она растолкует умысел, или как донесут эту информацию следственные органы, от того и зависит решение.
Как пример можно привести умный дом. В обычном рабочем состоянии датчики, которые в нем установлены, не могут передавать какую-либо информацию, кроме своей функциональной. Но если хозяин дома решит их модернизировать и добавит функцию слежения, то он нарушит закон.
Вернемся к ручкам и другим шпионским игрушкам. Не нужно забывать, что копеечная шариковая ручка «с секретом», купленная на китайском сайте, может очень дорого обойтись такому шутнику. Хоть в нашей стране прецедентов с неправильным наказанием и не было, стоит заметить, что меры пресечения достаточно суровы. Это значит, что, потратив несколько сотен рублей на ручку, впоследствии можно лишиться не только круглой суммы, но и свободы.
ВНИМАНИЕ! Наши программы предназначены в первую очередь для контроля за вашим несовершеннолетним ребенком, для поиска украденного или потерянного телефона, для архивации СВОИХ контактов, записей СВОИХ телефонных разговоров и прочей информации для просмотра ее на своем компьютере! Установка на телефоны третьих лиц – строго запрещена! Мы не несём никакой ответственности за ваши действия направленные в сторону третьих лиц, вся ответственность лежит только на вас!
1. Это преступление может быть совершено путем незаконного прослушивания телефонных переговоров, ознакомления с перепиской, почтовыми, телеграфными или иными сообщениями, совершаемыми без согласия лица, заинтересованного в соблюдении личной тайны. Незаконными являются такие из перечисленных действий, которые совершаются лицами (в том числе должностными), не уполномоченными на эти действия законодательством Российской Федерации.
Нарушением тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений является также разглашение или распространение сведений о частной жизни лица без его согласия лицом, которое получило эту информацию на законных основаниях. Указанные действия также охватываются комментируемой статьей.
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации —
Незаконное вторжение в личнуюжизнь какой статьей карается? (прослушка телефона, например)
1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации —
Рекомендуем прочесть: Сколько платят ветерану труда в орловской области
8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица) , если иное не предусмотрено федеральными законами.
Прослушивание телефонных переговоров
Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров при проведении оперативно-розыскных мероприятий предусмотрены в ст. 9 Закона № 144-ФЗ.
Материалы об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий рассматриваются судом, как правило, по месту осуществления таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.
Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой ст. 9 Закона № 144-ФЗ, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Это постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. В случае необходимости продлить срок действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.
Если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает упомянутые конституционные права граждан, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность орган вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд. Руководители судебных органов (председатели судов и их заместители) создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.
Граждане вправе обжаловать вынесенные против них решения о прослушивании телефонных переговоров в суд. При этом выбор вида судопроизводства — уголовный или гражданский — зависит от того, в каком порядке прослушивались телефонные переговоры: в рамках производства по делу об административном правонарушении или расследования уголовного дела либо вне рамок таких процедур.
Решения и действия (бездействие) должностных лиц, в том числе относительно прослушивания телефонных переговоров, в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ только тогда, когда они были совершены в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.
Если не имеется сведений о том, что оспариваемые действия сотрудников правоохранительных органов были произведены в рамках производства по уголовному или административному делу, либо явились поводом к возбуждению уголовного или административного дела или были совершены в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания, то оспаривание происходит в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (Определение Московского городского суда от 12.04.13 г. № 11–11947).
Конституционное ограничение права граждан на тайну телефонных переговоров также проявляется в возможности записывать их переговоры с сотрудниками государственных и муниципальных органов, осуществляющих публично значимые функции (МВД России и его территориальные органы, ФНС России, ее управления и территориальные инспекции, управы, департаменты, другие органы) с целью контроля качества предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечения публичных интересов и соблюдения действующего законодательства РФ.
В большинстве случаев граждан информируют о том, что будет проводиться аудиозапись их разговора, но даже если этого не происходит, права граждан не считаются нарушенными, поскольку сами по себе обращения в государственные и муниципальные органы по вопросам, отнесенным законом и иными нормативными правовыми актами РФ к их компетенции, не предполагают какой-либо тайны.
Так, Пермский краевой суд (определение от 4.12.13 г. № 33–11932) отказал гражданину в выдаче аудиозаписи его разговоров с сотрудниками ОВД района, так как аудиозаписи программно-технических средств регистрации информации поступивших в дежурную часть территориального органа по телефону сообщений о происшествиях, в том числе полученных с помощью многофункционального цифрового регистратора сигналов, не выдаются, поскольку используются для служебного пользования. Непредставление гражданину аудиозаписи не нарушает каких-либо его прав и законных интересов, при этом действующим законодательством РФ обязанность сотрудников МВД России представлять аудиозаписи не предусмотрена.
В другом деле суд, отказывая прокурору в удовлетворении его требования о признании незаконными некоторых пунктов Положения о контакт-центре налоговых органов, в которых предусматривалась запись телефонных переговоров, исходил из следующего.
В оспариваемом положении было обусловлено ведение записи всех телефонных переговоров, срок хранения которых составлял 3 месяца с момента записи. Кроме того, отдел работы с налогоплательщиками и СМИ проводил выборочное прослушивание записей телефонных переговоров операторов контакт-центра в целях контроля за качеством их работы. Спорные пункты указанного положения, по мнению прокурора, противоречили базовым конституционным нормам и требованиям иного федерального законодательства.
Однако суд с предъявленным иском не согласился, не усмотрев нарушений прав граждан в оспариваемом положении. Из его текста следовало, что перед соединением с оператором налогоплательщик в обязательном порядке предупреждался о ведении записи телефонного разговора и имел право выбора, продолжать разговор или отказаться от него, т. е. фактически запись телефонных разговоров осуществлялась только с ведома и волеизъявления налогоплательщика (гражданина).
Все работники налоговой службы были уведомлены в установленном порядке о производстве записи таких телефонных разговоров и их выборочном прослушивании для оптимизации работы как сотрудников, так и деятельности самой службы, и это не являлось для них тайной.
В связи с этим целями принятого Положения о контакт-центре налоговых органов были запись и прослушивание телефонных переговоров для обеспечения контроля за служебной деятельностью сотрудников, качеством и компетентностью предоставляемых гражданам консультаций и оптимизация работы самой службы.
Суд также отклонил ссылку прокурора на ст. 23 Конституции РФ о тайне телефонных переговоров, указав, что она не имеет отношения к информации служебного характера, адресованной гражданином другому гражданину как должностному или иному официальному лицу, поскольку в этом случае действуют ведомственные правила (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 12.04.12 г. № 33–3656/2012).
Конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров не будет считаться нарушенным, если их согласие на запись разговоров было предварительно получено путем подписания анкет, заявлений, каких-либо иных документов, содержащих указание на согласие произвести аудиозапись разговора (апелляционное определение Московского городского суда от 8.04.14 г. № 33–10935/2014), либо граждане в начале самого разговора были предупреждены о возможности записи и продолжили такой разговор.
В последнем варианте своим поведением граждане фактически выражают свое согласие на запись телефонных переговоров с их участием, поскольку в противном случае, не желая ее осуществления, они могли просто прекратить разговор, повесив телефонную трубку. Поэтому, продолжив телефонный разговор после полученного уведомления о возможности его фиксации, гражданин в дальнейшем теряет право ссылаться на отсутствие своего согласия на такую фиксацию.
Сами граждане в своей повседневной жизни должны учитывать, что право на тайну телефонных переговоров есть не только у них самих, но также и у иных граждан, которые вправе рассчитывать на его уважение и надлежащее соблюдение этого права. Полученную без согласия других граждан аудиозапись их телефонных разговоров и в отсутствие судебного решения, которым установлено ограничение права на тайну телефонных переговоров, нельзя использовать в качестве доказательства в суде, поскольку полученные с нарушением закона доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда на основании части 2 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Полученные без санкции суда записи телефонных переговоров граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, исключаются из состава доказательств по соответствующему уголовному делу как полученные с нарушением закона (постановление Президиума Оренбургского областного суда от 21.03.11 г. № 44у-89).
Если прослушивание телефонных переговоров необходимо в каких-либо организациях, учреждениях или предприятиях, то подключают на прослушку стационарную аппаратуру. Используются средства и оперативно-технические силы органов государственной безопасности, внутренних дел и тех, что контролируют оборот наркотических и психотропных веществ.
Телефон могут прослушивать только у подозреваемых или обвиняемых, а также тех, кто, по мнению органов, имеет сведения о каких-либо преступлениях.
Нет конкретных правил, что можно прослушивать. В зависимости от потребностей представители закона могут слушать двустороннюю, одностороннюю, многостороннюю связь. Объектом прослушки может оказаться как личное средство связи (смартфон, стационарный телефон), так и аппарат, установленный в общественном месте (телефон в кафе, автомат на улице).
Также надо отметить, что прослушиванием можно назвать только разговор нескольких людей. Если прослушивается только речь одного человека, то это называется наблюдением, во время которого используются специальные технические средства.
Первым делом определяются задачи, которые поможет решить прослушивание телефонных переговоров ОРМ. Способы проведения операции и место для подключения к телефонам или телефонным линиям также планируются.
Затем составляются списки средств, с помощью которых абонент связывается с людьми, а также номеров, которыми абонент пользуется.
Во избежание проблем уточняются сроки прослушивания телефонных переговоров, оснований и условий.
Определяется исполнитель. После того, как он выбран, оформляют необходимые документы. Это такие бумаги как:
- постановление от руководства органа, который осуществляет оперативно-розыскное действие, оно должно содержать ходатайство на проведение этого мероприятия;
- постановление судьи, разрешающее прослушивание;
- задание для проведения оперативно-розыскного мероприятия;
- справка, которая уточняет сведения, содержащиеся в задании;
- звуковая запись, которая сохранена на машинном носителе данных, последний должен быть поставлен на учет.
Прослушивание телефонных разговоров — что нужно знать?
3.1. В случае приобретения технических средств обязательным для квалификации деяния как преступления является установление цели — сбыта указанных средств. Под сбытом понимается совершенное любым способом отчуждение технических средств как на возмездной, так и безвозмездной основе (продажа, мена и т.д.).
2.1. Под нарушением тайны понимаются любые незаконные действия, в результате которых информация, содержащаяся в письмах, телефонных переговорах, почтовых, телеграфных или иных сообщениях, становится известной виновному. Действия, влекущие нарушение тайны, являются незаконными, если они совершаются помимо воли лица и в нарушение действующего российского законодательства (см. ст. 6 — 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Нелегальная прослушка
Кроме легальной прослушки, которую спецслужбам разрешил суд, можно также стать жертвой нелегальной прослушки. В этом случае речь идет, как правило, не об интересах госбезопасности, а о более приземленных вещах.
Например, конкуренты по бизнесу могут заказать прослушку человека, который обладает какими-то коммерческими секретами. При этом во всех более-менее крупных компаниях работают собственные службы безопасности, которые, в том числе и защищают высокопоставленных сотрудников от прослушки.
Однако, в частной жизни все сильно отличается. Простое подслушивание из-за угла не наказывается законом, также как и перехват информации законодательно не запрещёнными инструментами (в нашем случае, не попадающими под категорию специализированных технических средств).
Теоретически, вы не имеете права установить прослушку на чужой телефон, ровно как и не имеете права ничего на чужой телефон устанавливать без ведома его владельца (можно вменить порчу имущества или сбор персональной информации). Вы точно не можете передавать контроль над телефоном либо полученную вами запись разговоров и прочей конфиденциальной информации посторонним лицам (сразу попадёте под распространение персональных данных). И это понятно, ведь вы нарушите неприкосновенность частной жизни. Но если каким-либо образом вы уже получили контроль над чужим телефоном (например, над служебным телефоном сотрудника компании, уведомив его об этом), то получается, что в личных целях слушать чужие разговоры вы можете. И опять таки, грань между можно нельзя очень тонкая, и тут нужно обращаться за разъяснением к юристам.
чуть позже здесь будет форма для связи с юристами.
Объекты прослушивания
Если прослушивание телефонных переговоров необходимо в каких-либо организациях, учреждениях или предприятиях, то подключают на прослушку стационарную аппаратуру. Используются средства и оперативно-технические силы органов государственной безопасности, внутренних дел и тех, что контролируют оборот наркотических и психотропных веществ.
Телефон могут прослушивать только у подозреваемых или обвиняемых, а также тех, кто, по мнению органов, имеет сведения о каких-либо преступлениях.
Нет конкретных правил, что можно прослушивать. В зависимости от потребностей представители закона могут слушать двустороннюю, одностороннюю, многостороннюю связь. Объектом прослушки может оказаться как личное средство связи (смартфон, стационарный телефон), так и аппарат, установленный в общественном месте (телефон в кафе, автомат на улице).
Также надо отметить, что прослушиванием можно назвать только разговор нескольких людей. Если прослушивается только речь одного человека, то это называется наблюдением, во время которого используются специальные технические средства.
Как не оказаться подсудимым
Кроме того, что есть статьи, которые защищают право человека на личную жизнь, каждый должен знать и о предметах, за чью покупку можно поплатиться.
На сегодняшний день известно довольно много случаев, когда безобидная покупка оборачивалась большими проблемами. И никто не станет слушать объяснения из разряда «Над другом пошутить хотел». Итак, что из гаджетов может привести на скамью подсудимых?
В статье 138 в пункте первом дано определение таким устройствам. Технические устройства, предназначенные для использования в бытовых целях, но имеющие вид, который неочевиден для их функций, считаются шпионскими. Вроде бы все и понятно, но вместе с тем и не очень. То есть осудить могут и за камеру, которая сделана в виде шариковой ручки, и за смартфон. Но если с камерой все понятно и в судейской практике много таких дел, то как быть со смартфоном? Исход дела будет зависеть от судьи. Как она растолкует умысел, или как донесут эту информацию следственные органы, от того и зависит решение.
Как пример можно привести умный дом. В обычном рабочем состоянии датчики, которые в нем установлены, не могут передавать какую-либо информацию, кроме своей функциональной. Но если хозяин дома решит их модернизировать и добавит функцию слежения, то он нарушит закон.
Вернемся к ручкам и другим шпионским игрушкам. Не нужно забывать, что копеечная шариковая ручка «с секретом», купленная на китайском сайте, может очень дорого обойтись такому шутнику. Хоть в нашей стране прецедентов с неправильным наказанием и не было, стоит заметить, что меры пресечения достаточно суровы. Это значит, что, потратив несколько сотен рублей на ручку, впоследствии можно лишиться не только круглой суммы, но и свободы.
Могут ли оперативники прослушивать телефоны людей
Да, в современном мире существуют специальные технологии, которые позволяют слушать любые разговоры. Сотрудники оперативных служб используют в своей профессиональной работе эти технологии, чтобы получать доступ к секретной информации, которая необходима для раскрытия сложных преступлений, а также для обеспечения государственной защиты. Но телефонные разговоры обычных людей и мелких преступников, незаконные деяния которых не имеют федерального или международного масштаба, не интересуют оперативных сотрудников.
Прослушка телефонных разговоров органами ФСБ
Федеральная служба безопасности имеет законные полномочия на прослушивание телефонных линий всех операторов мобильной связи. Это необходимо для обеспечения государственной безопасности как внутри страны, так и за её пределами. Данная система контроля телефонных разговоров позволяет преждевременно предотвращать многие теракты ещё до их свершения, а также находить опасных преступников.
Обычным людям нечего бояться. Так как физическое прослушивание разговоров происходит только в том случае, если на линии были замечены специальные слова и периодичность их упоминания. А вот какие именно слова нельзя произносить — это для нас загадка. Так как федеральная служба безопасности не разглашает эту информацию по очевидным причинам.
Стоит отметить, что избежать прослушки невозможно. Покупать новые телефоны и сим карты на чужие имена бесполезно. Так как оперативники вычисляют, прежде всего, место звонка, а не то, на кого оформлен телефонный номер. Но, опять таки, людям, которые не связаны ни с организацией терактов, ни с преступной деятельностью, прослушивание телефонной линии абсолютно не страшно.
Так как лично их разговоры никто не будет слушать. У специальных служб есть специальные компьютерные программы, которые вычисляют подозрительные разговоры. И только в случае реальной опасности оперативники получают физический доступ к прослушиванию телефонной записи.
Законна ли запись звука (прослушка) в офисе?
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки и телефонных переговоров. Отметим, что рабочее место, как и рабочий телефон сотрудника, находятся под охраной службы безопасности компании-работодателя. Именно по этой причине прослушивание и запись звука в кабинетах возможна.
Сразу поясним, что именно персонал называет «прослушкой». Под этим понятием в офисах имеют в виду контроль телефонных переговоров, камеры видеонаблюдения и микрофоны для записи разговоров в помещении. Все перечисленные методы контроля безопасности легальны, при соблюдении определенных правил. Вот несколько фактов, которые нужно учесть перед установкой «прослушки» в офисе:
• Работник имеет право получать от работодателя достоверную информацию об условиях и охране труда на рабочем месте. Если вы записываете разговоры, в целях безопасности, персонал должен быть уведомлен об этом заранее. Простой таблички «ведется аудиозапись» недостаточно.
• Запись звука в офисе должна быть предусмотрена локальными нормативными актами и прописываться в трудовом договоре.
• Использовать и распространять личную информацию сотрудника, полученную во время записи звука в офисе, противозаконно и грозит административным или уголовным наказанием.