Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ахроматопсия и водительские права – в чем разница с дальтонизмом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Насколько реально получить при нарушении цветоощущения водительские права в 2023 году, решает офтальмолог. До 2012 года водители с такими нарушениями могли получить допуск к управлению транспортными средствами только категории А и В. При этом в документе содержалась запись, которая гласила, что работать по найму такой водитель не может, то есть пользоваться автомобилем или мотоциклом он может только в личных целях.
Дальтонизм у водителей
Отношение разных стран к этому вопросу принципиально отличается. Так, к примеру, в Европе таких ограничений не ставили никогда. Считается, что основная причина запрета зиждется на невозможности отличить цвета светофора, но водители уже научились запоминать их по месту расположения.
В 2015 году в нашей стране был принят закон, который запретил всем водителям с подобным нарушением зрения управлять транспортными средствами. Что касается водителей, которые получили права до принятия закона, в случае переоформления документа они все же смогут получить медицинскую справку на дальнейшее вождение.
Мнения по этому вопросу среди общественности очень сильно разделились. Некоторые считают такую санкцию дискриминацией, поскольку, как известно, в некоторых случаях управлять автомобилем при близорукости значительно сложнее, но, тем не менее водители с таким недугом права все же получают.
Диагностика состояния пациента складывается в несколько этапов.
- Сбор анамнеза. Это жалобы, полученные со слов пациента или его близких родственников. Врач может предположить диагноз, назначить дополнительные методы диагностики.
- Применение цветовых рисунков. На них изображено множество точек разного цвета, в центре они сливаются в картинку. Их должен отличить пациент. Если на рисунке расположены точки красного цвета, выложенные в форму цифры или буквы, человек не сможет их увидеть.
- Применение аппаратов, которые подают в глаза пациента лучи разного цвета. Их должен идентифицировать человек.
- Если пациентом является маленький ребенок, перед ним ставят два предмета одинаковой формы, но разного цвета. При протанопии ребенок не сможет отличить, где находится красный предмет. Так как не все дети могут воспринимать цвета в раннем возрасте, рекомендуется повторная диагностика через 1-2 года.
- Осмотр глазного дна. Предварительно пациенту закапывают в глаза раствор, нарушающий на время аккомодацию зрачка. Врач оценивает состояние стекловидного тела, камер глаза, хрусталика, сетчатки. Если патология приобретенная, врач увидит нарушение строения какого-либо отдела.
- МРТ, КТ головного мозга. Если паталогия приобретенная, на снимках будут видны новообразования, кровоизлияния, воспаление нервов, нарушение проницаемости сосудов. Исследование является наиболее достоверным, так как рассматривает органы послойно, врач может обнаружить даже малейшие изменения.
Только на основании полной диагностики врач может поставить диагноз. Далее производится лечение, если оно возможно.
ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ
Независимо от категорий управлять автомобилем с расстройством в восприятии цветов запрещено.
Не разрешается водить машину, если обследуемый гражданин страдает глаукомой, отслоением сетчатки глаза, тяжелой формой катаракты, атрофией зрительного нерва. Невозможно управлять машиной, если после операции по корректировке зрения прошло меньше 3 месяцев.
Запрет действует при существенном снижении остроты зрения. Для получения прав категории «А»-BE можно получить права, если острота зрения составляет не ниже 0.6 и 0.2 для разных глаз.
Можно водить машину при наличии одного глаза, но если острота зрения второго составляет не меньше 0.8%.
Полный запрет на вождения машины действует при сужении угла зрения (мира) более чем на 20%. Нельзя садиться за руль при диоптрии очков или линз меньше 8 единиц.
Можно ли водить автомобиль дальтоникам в специальных линзах?
Многие интересуются, почему нельзя водить авто с патологией восприятия цвета. Это связано с тем, что человек может потерять контроль над ситуацией в процессе езды и создать аварийную ситуацию для других участников дорожного движения. Например, если своевременно не отличит сигнал светофора и не отреагирует на него.
Прежде чем садиться за руль, человек, страдающий дальтонизмом, должен оценить свои возможности и все вероятные риски. Если патология имеет невыраженный характер, желательно все же побеспокоиться о повышении безопасности и комфорта езды. Для этого созданы специальные контактные линзы, которые корректируют цветовосприятие. Данные оптические изделия снабжены специальными фильтрами, которые убирают «невидимые» цвета, что позволяет повысить качество зрения — сделать картинку более красочной и четкой. Многие пациенты утверждают, что использование таких средств контактной коррекции действительно способствует улучшению цветовосприятия и позволяет повысить безопасность управления транспортным средством.
Однако следует помнить, что, по закону, нельзя дальтоникам управлять транспортным средством. Поэтому при выраженной патологии запрещено садиться за руль, чтобы исключить риск создания аварийной ситуации на дороге.
Иметь водительские права дальтонику: возможно ли?
Обнаруживается данное заболевание, как правило, в раннем возрасте, хотя не исключены случаи его возникновения и в более зрелом возрасте. Как же быть гражданам сданным диагнозом, которые хотят иметь возможность управлять автомобилем?
Стоит понимать, что заболевание это является неизлечимым, хотя заграницей существуют специальные очки, помогающие людям в световосприятии. В нашей стране же, людям, страдающим цветовой слепотой приходится гораздо сложнее.
Закон, вступивший в силу с февраля 2016 года, информирует граждан о том, что люди, страдающие дальтонизмом, не имеют возможности управлять автотранспортом.
Но это относится лишь к тем категориям граждан, которые права хотят получить впервые. Если же у водителя имеется небольшое отклонение в восприятии оттенков, но права им были получены ранее, то данный закон не будет являться основанием для прекращения его водительского стажа.
Ранее же, водители с дальтонизмом допускались к управлению автотранспортом только категории А и В. Но в их документе имеется особая отметка, которая информирует о том, что такие граждане не имеют права работать водителями по найму, а лишь использовать ТС в личных целях.
Особенности протанопии и дейтеранопии
Дальтонизм можно разделить на протанопию и дейтеранопию. Первое – это патология, которая характеризуется невозможностью отличать некоторые цвета и оттенки желтого, зеленого, голубого и пурпурного. Наблюдается недостаток красного пигмента в глазном рецепторе.
Пациент может воспринимать салатовый также как и оранжевый, а пурпурный он не отличает от голубого. При этом пациент может отличить синий от зеленого и зеленый от темно красного.
Эта разновидность дальтонизма довольно опасна для водителя, так как он будет неадекватно воспринимать основные сигналы светофора – запрещающий и разрешающий.
Дейтеранопия характеризуется отсутствием возможности различать зеленый цвет. Вместо него человек видит розовый и оранжевый. В результате водитель может легко перепутать сигналы светофора.
Старые водительские продолжат действовать
Обладателям водительский удостоверений с окончанием срока действия с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года документ можно не менять. В Госавтоинспекции после согласования с Минюстом добились продления возможности использования старых прав ещё три года.
Чтобы посчитать, сколько права ещё могут действовать, нужно прибавить ещё три года в дате истечения срока действия документа. В качестве примера: если десятилетний срок использования права закончился 1 июля 2022 года, то документы на новые права нужно получить до 1 июля 2025 года. Если права действуют до 31 декабря 2023 года, их можно не менять до 31 декабря 2026 г.
На обладателей таких прав не будут накладывать штраф, потому что все изменения будут отражены в электронной базе ГИБДД.
Ответственность за скрытие нарушения цветовосприятия
Отдельной ответственности за скрытие патологии сетчатки не предусмотрено.
Требования окулистов лучше соблюдать, так как на практике дальтонизм может стать причиной ДТП, в котором могут пострадать не только водитель, но и другие лица, включая пешеходов.
Если водитель приобрел поддельную медицинскую справку, то он отвечает по ст. 327 УК РФ. За изготовление и распространение поддельных документов можно получить до 2-х лет лишения свободы. При использовании поддельных документов можно получить штраф 80 тыс. рублей и отправится отбывать срок в исправительное учреждение на полгода.
Что такое нарушение цветового восприятия?
Дальтонизм (цветовая слепота) — это неизлечимая зрительная патология. При ней больной не может отличать некоторые цвета.
С ней связаны медицинские ограничения и запреты, касающиеся допуска к вождению автотранспорта гражданина, который болеет дальтонизмом. Он становится гипотетическим источником аварийной ситуации, так как неспособен правильно различить цветовые маркеры светофора.
В сетчатке глазного дна человека расположено множество рецепторов (колбочек), они специализируются на восприятии трех основных цветов:
Все остальные цвета, тона и оттенки являются итогом смешивания этих красок. Функционируют колбочки вследствие выработки ими соответствующего пигмента. Когда веществ генерируется мало либо их вовсе нет, у человека появляются нарушения в цветовом восприятии.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №302-Н от 12 апреля 2011 года гласит, что больным дальтонизмом запрещено управлять автотранспортом и получать водительские права всех категорий (A, B, C, D). Этот правовой акт закреплен Постановлением №801-Н в декабре 2014 года и возымел законную силу 16 февраля 2017 года.
Новый закон затрагивает лишь тех граждан, которые хотят в первый раз получить права водителя. Если больной с несильной цветовой слепотой (трихроматия) уже получил удостоверение ранее, то оно не аннулируется.
Сигналы светофора можно различать не только по их цветовым маркерам, но и по местоположению (красный вверху, желтый посередине, зеленый внизу). Но сторонники запрета для дальтоников говорят о том, что на транспортных магистралях случаются различные ситуации. Например, при плохом свете либо стрессе автолюбителя оценить местоположение сигнала бывает трудно. Поэтому важнейшей становится именно окраска светофора.
Неспособность отличать цветовые сигналы грозит трагическим исходом не только самому больному, но и всем остальным участникам дорожного движения.
После всего написанного выше становится очевидным, что дальтонизм и водительские права — это понятия несовместимые. В 2017 году государство через Министерство здравоохранения России четко выразило эту позицию.
Цветоощущение для водителей в 2021 году
Ввиду того, что пациентам с цветоаномалиями водительские права в 2018 году выдавать запрещено, многие решаются на незаконные действия. Медицинские справки с положительными результатами офтальмологического обследования получают нелегальными методами.
За подобные правонарушения предусмотрена уголовная ответственность. Незаконное получение документов для оформления прав рассматривается как мошенничество. За использование поддельного удостоверения налагается штраф до 80 тыс. рублей. Если у владельца автомобиля выявлены дейтеранопия и водительские права, возможно ограничение свободы до 24 месяцев.
Можно ли получить права при наличии аномалий цветовосприятия – данный вопрос актуален для многих будущих водителей. При любых формах дальтонизма управление транспортными средствами запрещено. Незаконное получение медицинских справок и удостоверения грозит суровым уголовным наказанием.
Право управления транспортным средством (ТС) предоставляется лицам, если их показатели зрения не выходят за пределы нормы:
- Для водителей категории А1, В2 или А острота зрения не ниже 0,2 на одном глазе и 0,6 – на другом.
- У водителей категории В острота зрения должна быть равна или выше 0,2 на слабом глазе и 0,6 – на сильном.
- Получить ВУ в 2021 году могут водители категории С со зрением не ниже 0,4 единицы на одном глазе и 0,8 – на втором.
- Если оба глаза человека видят одинаково, тогда к управлению машиной он будет допущен при остроте зрения обоих глаз не ниже 0,7 единицы.
- При слепоте на один глаз острота зрения второго должна быть равной или превышать 0,8 единицы.
Чтобы получить максимально точные результаты тестов, придерживайтесь нескольких правил:
- Проводите тест при хорошем дневном освещении.
- Расположитесь на расстоянии не менее метра от монитора компьютера.
- Расслабьтесь: не надо напряженно всматриваться в картинку.
- Спешить не стоит: уделите каждой картинке порядка 5 – 7 секунд.
- Запомните свой результат, чтобы сравнить его с правильным ответом.
Перед вами диагностический тест на дальтонизм по полихроматическим таблицам Рабкина. Он используется для выявления дальтонизма, а также его проявлений. Этот тест знаком каждому россиянину мужского пола – его проходят на медкомиссии в военкомате все призывники.
Мы расскажем, что означает каждая из приведенных 27 картинок и какое именно отклонение выявляет. В тесте есть и “проверочные” карточки – для вычисления симулянтов.
Можно ли иметь водительские права дальтоникам: ограничения в 2022 году
Медицинская справка на водительское удостоверение с такой болезнью, как дальтонизм, может навсегда зачислить человека в разряд пешеходов. С точки зрения медицины, нормальным восприятием считается трихроматическое видение мира, когда в достаточном количестве имеются у человека все три пигмента. При нарушении такого баланса может возникнуть одна из форм данной болезни:
- протанопия – дефицит красного вещества. В этом случае человек может путать этот цвет с темно-зеленым и коричневым;
- дейтеранопия – человек не различает зеленый цвет, он путает его с розовым и оранжевым;
- тританопия – не выделяется сине-фиолетовый спектр, вместо них человек видит красный и зеленый.
Насколько реально получить при нарушении цветоощущения водительские права в 2020 году, решает офтальмолог. До 2012 года водители с такими нарушениями могли получить допуск к управлению транспортными средствами только категории А и В. При этом в документе содержалась запись, которая гласила, что работать по найму такой водитель не может, то есть пользоваться автомобилем или мотоциклом он может только в личных целях.
Отношение разных стран к этому вопросу принципиально отличается. Так, к примеру, в Европе таких ограничений не ставили никогда. Считается, что основная причина запрета зиждется на невозможности отличить цвета светофора, но водители уже научились запоминать их по месту расположения.
В 2015 году в нашей стране был принят закон, который запретил всем водителям с подобным нарушением зрения управлять транспортными средствами. Что касается водителей, которые получили права до принятия закона, в случае переоформления документа они все же смогут получить медицинскую справку на дальнейшее вождение.