Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специализированные школы для детей с ОВЗ, разделены по группам заболеваний и изначально рассчитаны под особые потребности детей с данным отклонением. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательных функций – отсутствие порогов во всех классах, широкая расстановка парт, меньшее количество одноклассников, пандусы по всему зданию и т.д. Поэтому если у ребенка серьезные отклонения в здоровье следует не бояться специализированных учреждений, а ориентироваться именно на них, так как учителя и персонал смогут оказать ему помощь лучше, чем в обычной школе.
Право инвалидов на второе высшее образование
Сегодня каждый гражданин РФ, в том числе и инвалид, имеет право на получение первого высшего образования. Инвалиды зачисляются в ВУЗы вне конкурса и без экзаменов.
В Государственную Думу внесли законопроект, который допускал бы возможность получения инвалидами второго образования при соблюдении нескольких условий:
- инвалид получил первое высшее образование до присвоения группы;
- инвалидность присвоена во время обучения в ВУЗе;
- гражданин получал первое образование за собственные деньги;
- ограничения здоровья гражданина препятствуют работе по специальности.
Таким образом, предлагается повысить качество жизни инвалидов. Ведь, имея достойное образование, гражданин с ОВЗ может найти хорошую, высокооплачиваемую работу.
Как записаться на обучение по профстандарту в НТУ и наши отличительные особенности
Для поступления в Национальный технологический университет по дополнительным профессиональным программам свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на обучение прямо на этом сайте. Кроме того, Вы можете посетить НТУ лично и убедиться в уровне профессионализма преподавателей, а также лично пообщаться со своим персональным менеджером.
Выбирая нас, Вы приобретаете:
- профессиональные компетенции в соответствии с квалификационными требованиями сопровождающего;
- доступные цены за качественный материал;
- отлаженный механизм работы, значительно сокращающий продолжительность обучения;
- профессорско-преподавательский состав высокого уровня;
- индивидуальный подход и гибкий график обучения;
- персонального менеджера и безупречное качество обслуживания.
Коррекционная школа: плюсы и минусы
Некоторые родители впадают в отчаянье, получив направление ПМПК в коррекционную школу. Так ли это страшно, рассмотрим ниже.
Ребенку необходима полноценная социализация в коллективе сверстников, он не должен чувствовать себя «белой вороной», плакать от бессилия, выполняя задание, которое у остальных учеников не вызывает никаких затруднений. Составим перечень плюсов и минусов таких учреждений.
Достоинства:
- благоприятные условия обучения;
- адаптированная образовательная программа;
- малая наполняемость классов;
- посильные требования;
- наставники со специальным образованием;
- подход к каждому воспитаннику;
- всесторонняя коррекция недуга;
- методическая и консультационная помощь родителям;
- медицинское и психологическое сопровождение;
- акцент на профориентационной помощи;
- нет лишних учебных предметов и знаний;
- овладение рабочей профессией.
Недостатки:
- негативное общественное мнение;
- нет примера для подражания в лице успешных учеников.
Поступающим Приемная кампания 2019 FAQ Прием лиц с ОВЗ
В университете созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу.
Также предусмотрены организация промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, установлен особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровья, сбережения и адаптивной физической культуры, разработаны особые требования по написанию курсовых работ и другие положения по инклюзивному образованию.
Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов и др., то необходимо обратиться с письменным заявлением (в свободной форме) в деканат своего факультета, а также уведомить об этом преподавателя, куратора, помощника ректора по инклюзивному образованию.
Для проведения занятий по физической культуре университет использует спортивные залы и бассейн, тренажерный зал, открытые спортивные площадки. Более подробную информацию можно получить здесь.
Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.
В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:
Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:
Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения
Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.
Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Три аспекта развития инклюзии:
расположенных по месту жительства.
Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.
В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.
Вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ
Статус ребёнка | Наименование программы | Выдержка из нормативно-правового документа |
---|---|---|
ОВЗ | АОП или АООП | «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) |
Ребёнок-инвалид | ООП | Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.
Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.» |
Ребёнок-инвалид и ОВЗ | АОП или АООП | «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.» (ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) |
Управление дополнительного профессионального образования
В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.
1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.
2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:
- основного общего;
- среднего (полного) общего
- начального профессионального;
- среднего профессионального;
- высшего профессионального.
3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:
Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
- приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
- адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:
В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
5. Обеспечение:
- инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
- инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.
6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:
- на уровне Российской Федерации;
- в отдельных субъектах РФ.
7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»:
«Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Сегодня каждый гражданин РФ, в том числе и инвалид, имеет право на получение первого высшего образования. Инвалиды зачисляются в ВУЗы вне конкурса и без экзаменов.
В Государственную Думу внесли законопроект, который допускал бы возможность получения инвалидами второго образования при соблюдении нескольких условий:
- инвалид получил первое высшее образование до присвоения группы;
- инвалидность присвоена во время обучения в ВУЗе;
- гражданин получал первое образование за собственные деньги;
- ограничения здоровья гражданина препятствуют работе по специальности.
Таким образом, предлагается повысить качество жизни инвалидов. Ведь, имея достойное образование, гражданин с ОВЗ может найти хорошую, высокооплачиваемую работу.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:
Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.
К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:
- глухие;
- слабослышащие;
- слепые;
- слабовидящие;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.
«Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья» (пп. 21-21.1).
«Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях» (п. 29).
Для поступления в Национальный технологический университет по дополнительным профессиональным программам свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на обучение прямо на этом сайте. Кроме того, Вы можете посетить НТУ лично и убедиться в уровне профессионализма преподавателей, а также лично пообщаться со своим персональным менеджером.
Выбирая нас, Вы приобретаете:
- профессиональные компетенции в соответствии с квалификационными требованиями сопровождающего;
- доступные цены за качественный материал;
- отлаженный механизм работы, значительно сокращающий продолжительность обучения;
- профессорско-преподавательский состав высокого уровня;
- индивидуальный подход и гибкий график обучения;
- персонального менеджера и безупречное качество обслуживания.
28 октября 2021 года состоялся вебинар на тему «Инклюзивное образование: вопросы нормативно-методического обеспечения образовательного процесса».
Вебинар был организован с целью консалтинга образовательных вузов-партнеров по вопросам реализации высшего инклюзивного образования….
Пн, 2 Ноя 2021 Подробнее
Чт, 15 Окт 2021 Подробнее
Общероссийский народный фронт (ОНФ) проводит мониторинг проблем, с которыми столкнулись люди с инвалидностью в период пандемии и вынужденной самоизоляции.
Доклад с результатами мониторинга будет представлен Президенту РФ….
Вс, 31 мая 2021 Подробнее
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Одно из направлений, реализуемых государством, заключается в обучении детей-инвалидов. Им предоставляется возможность получить знания в общеобразовательной школе, причём с начальных классов особенные дети могут рассчитывать также на поддержку. Важная роль отводится формированию учащихся с инвалидностью как полноценных личностей несмотря на ограничения по здоровью.
Благодаря школьной базе ребёнок-инвалид способен реализовывать свой потенциал и дальше — в колледже и ВУЗе, в профессии. Отметим, что в случае абитуриентов с ОВЗ в силу вступают некоторые преференции и льготы. Воспользовавшись ими, инвалид сможет получить диплом как все без ощущения собственной неполноценности.
После того, как гражданин изъявил желание получить среднее профессиональное образование, он должен обратиться в учебное заведение для того, чтобы узнать порядок поступления. Как правило, ежегодно, не позже 01 марта колледжи обновляют правила приема и вывешивают их на всеобщее обозрение (на сайте, в холе организации). Отдельным пунктом должны идти правила приема в колледж инвалидов.
Перечень документов, необходимых для подачи:
- паспорт;
- аттестат о получении основного общего образования;
- фотографии;
- справку об инвалидности;
- программу реабилитации/абилитации, если в ней содержатся специальные условия организации учебного процесса.
Вместе с документами абитуриент пишет заявление с указанием:
- ФИО;
- даты рождения;
- паспортных данных;
- нуждаемости в предоставлении общежития;
- выбранной специальности;
- необходимости специальных условий для обучения в связи с наличие инвалидности.
Как правило, образец заявления имеется в учебной части.
Вступительные испытания инвалиды сдают в той мере, насколько это позволяет их состояние здоровья. При необходимости, им может быть обеспечена отдельная от других абитуриентов аудитория.
С 2015 года законодатель довольно подробно расписывает процедуру вступительных экзаменов для лиц с ограниченными возможностями в приказе № 36 (раздел VI).
№ | Нормативный акт | Для слепых | Для слабовидящих | Для глухих и слабослышащих |
1. | Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 | задания выполняются с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля или в виде электронного документа с использование специальных технических средств/программного обеспечения; письменные задания могут быть надиктованы ассистенту; предоставление всех необходимых технических принадлежностей учебным заведением для выполнения задания |
равномерное освещение не менее 300 люкс; предоставление увеличивающего устройства; задания для выполнения печатаются увеличенным шрифтом |
предоставляется звукоусиливающая аппаратура коллективного или индивидуального пользования |
Для лиц с ОВЗ по программам профессионального обучения
Для лиц с ОВЗ по программам профессионального обучения ГБПОУ ТК № 21 предлагает:
Нозология лиц с ограниченными возможностями
Профессиональное обучение
— для обучающихся с расстройством аутистического спектра – выпускников общеобразовательных школ по профессии:
1. Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» на базе основного общего образования
— для обучающихся с расстройством аутистического спектра с выраженными интеллектуальными нарушениями (в том числе без образования) по профессиям
1. Изготовитель художественных изделий из керамики
7. Исполнитель художественно-оформительских работ
8. Обувщик по ремонту обуви
Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с выраженными ментальными нарушениями
— для обучающихся с расстройством аутистического спектра с выраженными интеллектуальными нарушениями (в том числе без образования) по профессиям:
Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с выраженными ментальными нарушениями
ул. Реутовская, д. 22Б
— для выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждении по профессии:
1. Слесарь по ремонту автомобилей
ул. Вербная, д. 4 стр. 1
ПРАВИЛА ПРИЕМА
На обучение в ЦСА и ПП по адаптированным основным программам профессионального обучения могут быть приняты молодые люди с расстройствами аутистического спектра (РАС), с ментальными нарушениями разной степени выраженности, в том числе с сохранным интеллектом, имеющие инвалидность. При поступлении на обучение абитуриентом должны быть предоставлены копии паспорта с регистрацией, копия полиса медицинского страхования, копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, копия справки об инвалидности, копия Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА). На обучение принимаются лица, не имеющие основного общего и среднего общего образования.
Условия реализации образовательного процесса обучающихся ЦСА и ПП:
— специально оборудованные мастерские: керамическая, столярная, художественно-полиграфическая, швейно-ткацкая; компьютерные классы;
— обеспечение квалифицированного психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
— уделение большого внимания социальной адаптации обучающихся: учебный план состоит из двух блоков – профессионального цикла и адаптивного цикла, включающего социальную адаптацию, этику и психологию общения, эстетическое воспитание и адаптивную физическую культуру
— возможность обучения по индивидуальному плану в зависимости от особенностей психофизического развития обучающегося;
— психологическая поддержка родителей обучающихся;
— наличие лифта и других приспособлений для лиц с опорно-двигательными нарушениями в помещении ЦСА и ПП;
— активная внеурочная деятельность для обучающихся (посещение музеев и выставок, прогулки на природе, походы в театр, экскурсии по достопримечательностям Москвы и Московской области).
Разработаны адаптированные образовательные программы профессионального обучения по профессиям «Швея», «Ткач», «Столяр», «Брошюровщик», «Изготовитель художественных изделий из керамики», «Садовник» в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) с выраженными ментальными нарушениями с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» разработана для лиц с РАС без выраженных интеллектуальных нарушений.
Виды специализированных школ для детей с ОВЗ
Существует разделение на несколько типов таких учебных заведений, большая часть из них это специальные, коррекционные образовательные учреждения – СКОУ. Их классификация включает в себя 8 видов:
- СКОУ для неслышащих детей (I вид);
- СКОУ для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид);
- СКОУ для незрячих детей (III вид);
- СКОУ для слабовидящих детей (IV вид);
- СКОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид);
- СКОУ для детей с задержкой психического развития (VII вид);
- Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями.
Все они рассчитаны на детей с определенными отклонениями в здоровья. Поэтому весь персонал знает их особые потребности, умеют им помогать, составляют группы из детей содействующих друг с другом и похожих по уровню развития. Очень важно, что они не превышают количество детей в классах. Для сравнения класс в обычной школе ограничивается обычно тридцатью учениками, в СКОУ для слабослышащих и позднооглохших детей, количество учеников в классе не превышает двенадцать человек.
Ребенок может обучаться в таком заведении, как на условиях интерната, так и экстерната, даже если заведение позиционирует как интернат с полным пансионом, родители могут приводить в него ребенка каждый день.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Прием инвалидов в вузы
Государство не только обеспечивает право инвалидов на образование, но и выделяет им льготы. За счёт федерального бюджета в вузах проводится набор лиц с ОВЗ по специальной квоте. Человек с инвалидностью имеет право один раз в жизни поступить в вуз по этой квоте. Если квота будет превышена, зачислены будут лица, получившие лучшую оценку за вступительные испытания.
До 2018 года можно было подать документы только в один вуз и только по одной специальности. Теперь правила идентичны для всех. Инвалиды могут подавать документы в пять вузов одновременно.
Абитуриент может специально отказаться от использования особого права. В таком случае он может поступить на одну специальность по особой квоте, а на другие в рамках обычного конкурса абитуриентов.
В случае использования права на поступление по квоте нужно предоставить справку о наличии инвалидности или индивидуальных особенностей здоровья.
Абитуриенты-инвалиды имеют право поступить в вуз, сдав внутренние экзамены. Для этого нужно подать в интересующее учебное заведение заявление. Вступительные испытания адаптируются вузами в соответствии с возможностями абитуриентов. Например, для слепых задания зачитываются вслух, либо отпечатываются на шрифте Брайля.
Дистанционное обучение
В РФ процесс получения образования доступен каждому, и на сегодняшний день не существует каких-либо серьезных преград или исключений. В первую очередь, это касается детей-инвалидов. Некоторые из них не в состоянии посещать учебные заведения, и в подобных ситуациях предусмотрено дистанционное обучение.
Образовательное учреждение | Возможность обучаться детям-инвалидам 1 группы |
ДОУ | В садах и яслях обучение для детей-инвалидов не предусмотрено |
Общеобразовательные школы | Образование осуществляется при помощи выездных педагогов на дому |
Колледжи и ВУЗы | Обучение производится онлайн с последующей сдачей через интернет всех заданий, работ и экзаменов. |
Благодаря современным технологиям каждый желающий может получить не только средне специальное, но и высшее образование. При этом инвалиды имеют льготы пройти всю программу обучения на дому.
Не секрет, что специальные (коррекционные) школы для детей с нарушениями умственного и психического развития вызывают особое недоверие у родителей, даже если их сыновьям и дочерям рекомендуют там учиться…
Это нелепые предрассудки! Некоторые дети из-за состояния здоровья не способны освоить в полном объеме стандартный школьный курс математики или физики, но они обладают другими талантами. Многие из них достигают успехов в художественном творчестве, в адаптивной физической культуре…
Проблемы в умственном и психическом развитии не означают, что дети не способны к обучению. Они активно развиваются. Просто их путь к знаниям несколько отличается от образовательного пути основной массы школьников.
Целевые ориентиры оценки предпосылок профессиональной самореализации на основных уровнях образования
Целевым ориентиром в оценке достижений дошкольного возраста является овладение на доступном ребенку уровне (определяемом в соответствии с вариантом его развития):1 навыками коммуникации, навыками самообслуживания, навыками игрового взаимодействия со сверстниками, умением следовать несложным правилам и инструкциям.
Целевым ориентиром в оценке достижений младшего школьного возраста, который также должен рассматриваться в качестве пропедевтического этапа предпрофессиональной подготовки, является овладение на доступном ребенку уровне: устойчивыми и уверенными навыками самообслуживания и бытового поведения; навыками усложненной коммуникации, отраженными во ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в разделе описания жизненных компетенций; правилами и алгоритмами учебного поведения, включающими и правила взаимодействия с учителем и сверстниками в ходе учебных занятий; умениями следовать нормам и правилам поведения во внеучебной деятельности; умением планировать свою деятельность, прогнозировать и контролировать ее возможные результаты 2.
Перечисленные навыки и умения не имеют специфической связи с будущим профессиональным образованием, но составляют важную общую основу его успешности на уровне личностных, поведенческих и деятельностных приобретений ребенка.
Относительно специфичные целевые ориентиры могут быть представлены в следующих достижениях: овладение общетрудовыми навыками и доступными ручными умениями; достаточная степень адаптации к ограничениям жизнедеятельности, связанным со спецификой нарушения развития, освоение доступных способов и средств их компенсации, включая специальные технологии и ассистивные устройства 3; приобретение общей осведомленности о профессиях и, прежде всего, о потенциально доступных профессиях с учетом ограничений, связанных с конкретными особенностями имеющегося у ребенка нарушения развития 4.
Целевым ориентиром в оценке качества предпрофессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ среднего школьного возраста является готовность к принятию рекомендаций педагогов по выбору дальнейшего образовательного маршрута (СПО, переход в старшие классы, отказ от продолжения образования), согласованного с родителями или лицами, их заменяющими. Объективной предпосылкой для таких рекомендаций является степень приближения общих образовательных результатов (в сферах академических достижений и жизненных компетенций) обучающихся к результатам, планируемым на этом уровне образования. Наличие общетрудовых умений и навыков является актуальным, прежде всего, для продолжения образования в СПО. Наличие трудовой мотивации объективно раскрывается лишь в процессе выполнения трудовой деятельности, поэтому рассматривать его в качестве одного из целевых ориентиров нецелесообразно.
Целевым ориентиром в оценке готовности к профессиональной деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ старшего школьного возраста является готовность к осознанному либо рекомендуемому 5 выбору между трудоустройством по доступной профессии, продолжением образования в организациях СПО или в высшей школе. Основу осознанного выбора сферы профессиональной деятельности или конкретной специальности должны составлять личные предпочтения старшеклассника, сложившиеся как результат профориентационной работы (при участии его родителей) и собственных адекватных представлений о возможностях и ограничениях в сфере профессиональной самореализации.
Объективными предпосылками для профориентационных рекомендаций, ориентирующих на обучение в ВУЗе, в первую очередь, является степень приближения общих образовательных результатов (в сферах академических достижений и жизненных компетенций) обучающихся к результатам, планируемым на этом уровне образования, а также устойчивый интерес и способности к определенным видам профессиональной деятельности.
Целевым ориентиром в оценке готовности к профессиональному образованию в высшей школе является сформированная установка на продолжительное и ответственное включение в трудоемкий образовательный процесс, объективно подкрепляемая должным качеством сформированности предпосылок к освоению этого уровня профессионального образования, отмеченных выше.
Использование квот на бюджетные формы высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ является оправданным для тех из них, кто обладает такими характеристиками готовности к обучению. В противном случае типичными становятся ситуации с отказом от продолжения образования в связи с утратой интереса к учебе, трудностями усвоения образовательных программ, или нежеланием (неспособностью) работать по специальности после получения диплома. В этой связи следует упомянуть, что ВУЗ общего назначения, в котором обучаются инвалиды, должен представлять собой двойственную – реабилитационно-образовательную – систему, качество функционирования которой определяется не только мерой овладения студентами-инвалидами теми или иными знаниями, умениями и навыками, отвечающими требованиям профессиональной компетентности, но и социально-реабилитационной эффективностью их обучения. В данном контексте значимыми факторами успешного образования инвалидов в ВУЗе, по мнению ряда авторов, являются дополнительная подготовленность профессорско-преподавательского состава к работе с инвалидами разных нозологических групп, а также наличие компетентного медико-психологического и тьюторского сопровождения. Любые направления образовательной деятельности должны выстраиваться с учетом особых образовательных потребностей студентов-инвалидов. К типичным трудностям, порождающим особые потребности, можно отнести:
- трудности в восприятии и фиксации учебной информации на лекционных и семинарских занятиях;
- трудности в установлении продуктивного взаимодействия с преподавателями;
- трудности в доступе к учебной и учебно-методической литературе;
- трудности в оформлении и представлении результатов самостоятельных работ;
- трудности в налаживании неформального общения в студенческой среде;
- трудности в проведении досуга;
- трудности ориентировки в предметно-пространственной среде и социально-бытовой инфраструктуре ВУЗа;
- трудности в использовании современных технических средств реабилитационно-образовательного назначения.