Вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специализированные школы для детей с ОВЗ, разделены по группам заболеваний и изначально рассчитаны под особые потребности детей с данным отклонением. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательных функций – отсутствие порогов во всех классах, широкая расстановка парт, меньшее количество одноклассников, пандусы по всему зданию и т.д. Поэтому если у ребенка серьезные отклонения в здоровье следует не бояться специализированных учреждений, а ориентироваться именно на них, так как учителя и персонал смогут оказать ему помощь лучше, чем в обычной школе.

Право инвалидов на второе высшее образование

Сегодня каждый гражданин РФ, в том числе и инвалид, имеет право на получение первого высшего образования. Инвалиды зачисляются в ВУЗы вне конкурса и без экзаменов.

В Государственную Думу внесли законопроект, который допускал бы возможность получения инвалидами второго образования при соблюдении нескольких условий:

  • инвалид получил первое высшее образование до присвоения группы;
  • инвалидность присвоена во время обучения в ВУЗе;
  • гражданин получал первое образование за собственные деньги;
  • ограничения здоровья гражданина препятствуют работе по специальности.

Таким образом, предлагается повысить качество жизни инвалидов. Ведь, имея достойное образование, гражданин с ОВЗ может найти хорошую, высокооплачиваемую работу.

Как записаться на обучение по профстандарту в НТУ и наши отличительные особенности

Для поступления в Национальный технологический университет по дополнительным профессиональным программам свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на обучение прямо на этом сайте. Кроме того, Вы можете посетить НТУ лично и убедиться в уровне профессионализма преподавателей, а также лично пообщаться со своим персональным менеджером.
Выбирая нас, Вы приобретаете:

  • профессиональные компетенции в соответствии с квалификационными требованиями сопровождающего;
  • доступные цены за качественный материал;
  • отлаженный механизм работы, значительно сокращающий продолжительность обучения;
  • профессорско-преподавательский состав высокого уровня;
  • индивидуальный подход и гибкий график обучения;
  • персонального менеджера и безупречное качество обслуживания.

Коррекционная школа: плюсы и минусы

Некоторые родители впадают в отчаянье, получив направление ПМПК в коррекционную школу. Так ли это страшно, рассмотрим ниже.

Ребенку необходима полноценная социализация в коллективе сверстников, он не должен чувствовать себя «белой вороной», плакать от бессилия, выполняя задание, которое у остальных учеников не вызывает никаких затруднений. Составим перечень плюсов и минусов таких учреждений.

Достоинства:

  • благоприятные условия обучения;
  • адаптированная образовательная программа;
  • малая наполняемость классов;
  • посильные требования;
  • наставники со специальным образованием;
  • подход к каждому воспитаннику;
  • всесторонняя коррекция недуга;
  • методическая и консультационная помощь родителям;
  • медицинское и психологическое сопровождение;
  • акцент на профориентационной помощи;
  • нет лишних учебных предметов и знаний;
  • овладение рабочей профессией.

Недостатки:

  • негативное общественное мнение;
  • нет примера для подражания в лице успешных учеников.

Поступающим Приемная кампания 2019 FAQ Прием лиц с ОВЗ

В университете созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу.

Также предусмотрены организация промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, установлен особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровья, сбережения и адаптивной физической культуры, разработаны особые требования по написанию курсовых работ и другие положения по инклюзивному образованию.

Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов и др., то необходимо обратиться с письменным заявлением (в свободной форме) в деканат своего факультета, а также уведомить об этом преподавателя, куратора, помощника ректора по инклюзивному образованию.

Для проведения занятий по физической культуре университет использует спортивные залы и бассейн, тренажерный зал, открытые спортивные площадки. Более подробную информацию можно получить здесь.

Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:

Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:

Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения

Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Три аспекта развития инклюзии:

расположенных по месту жительства.

Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.

Вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ

Статус ребёнка Наименование программы Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ АОП или АООП «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Ребёнок-инвалид ООП Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.

Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.»

Ребёнок-инвалид и ОВЗ АОП или АООП «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов(ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Управление дополнительного профессионального образования

В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.

Читайте также:  Поддельные права: наказание и штрафы за подделку водительских прав

1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:

  • основного общего;
  • среднего (полного) общего
  • начального профессионального;
  • среднего профессионального;
  • высшего профессионального.

3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:

Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

  • приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
  • адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:

В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

5. Обеспечение:

  • инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
  • инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.

6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:

  • на уровне Российской Федерации;
  • в отдельных субъектах РФ.

7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»:

«Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Сегодня каждый гражданин РФ, в том числе и инвалид, имеет право на получение первого высшего образования. Инвалиды зачисляются в ВУЗы вне конкурса и без экзаменов.

В Государственную Думу внесли законопроект, который допускал бы возможность получения инвалидами второго образования при соблюдении нескольких условий:

  • инвалид получил первое высшее образование до присвоения группы;
  • инвалидность присвоена во время обучения в ВУЗе;
  • гражданин получал первое образование за собственные деньги;
  • ограничения здоровья гражданина препятствуют работе по специальности.

Таким образом, предлагается повысить качество жизни инвалидов. Ведь, имея достойное образование, гражданин с ОВЗ может найти хорошую, высокооплачиваемую работу.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:

Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.

К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:

  • глухие;
  • слабослышащие;
  • слепые;
  • слабовидящие;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

«Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья» (пп. 21-21.1).

«Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях» (п. 29).

Для поступления в Национальный технологический университет по дополнительным профессиональным программам свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на обучение прямо на этом сайте. Кроме того, Вы можете посетить НТУ лично и убедиться в уровне профессионализма преподавателей, а также лично пообщаться со своим персональным менеджером.
Выбирая нас, Вы приобретаете:

  • профессиональные компетенции в соответствии с квалификационными требованиями сопровождающего;
  • доступные цены за качественный материал;
  • отлаженный механизм работы, значительно сокращающий продолжительность обучения;
  • профессорско-преподавательский состав высокого уровня;
  • индивидуальный подход и гибкий график обучения;
  • персонального менеджера и безупречное качество обслуживания.

28 октября 2021 года состоялся вебинар на тему «Инклюзивное образование: вопросы нормативно-методического обеспечения образовательного процесса».

Вебинар был организован с целью консалтинга образовательных вузов-партнеров по вопросам реализации высшего инклюзивного образования….

Пн, 2 Ноя 2021 Подробнее

Чт, 15 Окт 2021 Подробнее

Общероссийский народный фронт (ОНФ) проводит мониторинг проблем, с которыми столкнулись люди с инвалидностью в период пандемии и вынужденной самоизоляции.

Доклад с результатами мониторинга будет представлен Президенту РФ….

Вс, 31 мая 2021 Подробнее

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Одно из направлений, реализуемых государством, заключается в обучении детей-инвалидов. Им предоставляется возможность получить знания в общеобразовательной школе, причём с начальных классов особенные дети могут рассчитывать также на поддержку. Важная роль отводится формированию учащихся с инвалидностью как полноценных личностей несмотря на ограничения по здоровью.

Читайте также:  Детская карта Спб 2022 года: назначение, условия получения, как применять

Благодаря школьной базе ребёнок-инвалид способен реализовывать свой потенциал и дальше — в колледже и ВУЗе, в профессии. Отметим, что в случае абитуриентов с ОВЗ в силу вступают некоторые преференции и льготы. Воспользовавшись ими, инвалид сможет получить диплом как все без ощущения собственной неполноценности.

После того, как гражданин изъявил желание получить среднее профессиональное образование, он должен обратиться в учебное заведение для того, чтобы узнать порядок поступления. Как правило, ежегодно, не позже 01 марта колледжи обновляют правила приема и вывешивают их на всеобщее обозрение (на сайте, в холе организации). Отдельным пунктом должны идти правила приема в колледж инвалидов.

Перечень документов, необходимых для подачи:

  • паспорт;
  • аттестат о получении основного общего образования;
  • фотографии;
  • справку об инвалидности;
  • программу реабилитации/абилитации, если в ней содержатся специальные условия организации учебного процесса.

Вместе с документами абитуриент пишет заявление с указанием:

  • ФИО;
  • даты рождения;
  • паспортных данных;
  • нуждаемости в предоставлении общежития;
  • выбранной специальности;
  • необходимости специальных условий для обучения в связи с наличие инвалидности.

Как правило, образец заявления имеется в учебной части.

Вступительные испытания инвалиды сдают в той мере, насколько это позволяет их состояние здоровья. При необходимости, им может быть обеспечена отдельная от других абитуриентов аудитория.

С 2015 года законодатель довольно подробно расписывает процедуру вступительных экзаменов для лиц с ограниченными возможностями в приказе № 36 (раздел VI).

Нормативный акт Для слепых Для слабовидящих Для глухих и слабослышащих
1. Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 задания выполняются с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля или в виде электронного документа с использование специальных технических средств/программного обеспечения;
письменные задания могут быть надиктованы ассистенту;

предоставление всех необходимых технических принадлежностей учебным заведением для выполнения задания

равномерное освещение не менее 300 люкс;
предоставление увеличивающего устройства;

задания для выполнения печатаются увеличенным шрифтом

предоставляется звукоусиливающая аппаратура коллективного или индивидуального пользования

Для лиц с ОВЗ по программам профессионального обучения

Для лиц с ОВЗ по программам профессионального обучения ГБПОУ ТК № 21 предлагает:

Нозология лиц с ограниченными возможностями

Профессиональное обучение

— для обучающихся с расстройством аутистического спектра – выпускников общеобразовательных школ по профессии:

1. Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» на базе основного общего образования

— для обучающихся с расстройством аутистического спектра с выраженными интеллектуальными нарушениями (в том числе без образования) по профессиям

1. Изготовитель художественных изделий из керамики

7. Исполнитель художественно-оформительских работ

8. Обувщик по ремонту обуви

Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с выраженными ментальными нарушениями

— для обучающихся с расстройством аутистического спектра с выраженными интеллектуальными нарушениями (в том числе без образования) по профессиям:

Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с выраженными ментальными нарушениями

ул. Реутовская, д. 22Б

— для выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждении по профессии:

1. Слесарь по ремонту автомобилей

ул. Вербная, д. 4 стр. 1

ПРАВИЛА ПРИЕМА

На обучение в ЦСА и ПП по адаптированным основным программам профессионального обучения могут быть приняты молодые люди с расстройствами аутистического спектра (РАС), с ментальными нарушениями разной степени выраженности, в том числе с сохранным интеллектом, имеющие инвалидность. При поступлении на обучение абитуриентом должны быть предоставлены копии паспорта с регистрацией, копия полиса медицинского страхования, копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, копия справки об инвалидности, копия Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА). На обучение принимаются лица, не имеющие основного общего и среднего общего образования.

Условия реализации образовательного процесса обучающихся ЦСА и ПП:

— специально оборудованные мастерские: керамическая, столярная, художественно-полиграфическая, швейно-ткацкая; компьютерные классы;

— обеспечение квалифицированного психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;

— уделение большого внимания социальной адаптации обучающихся: учебный план состоит из двух блоков – профессионального цикла и адаптивного цикла, включающего социальную адаптацию, этику и психологию общения, эстетическое воспитание и адаптивную физическую культуру

— возможность обучения по индивидуальному плану в зависимости от особенностей психофизического развития обучающегося;

— психологическая поддержка родителей обучающихся;

— наличие лифта и других приспособлений для лиц с опорно-двигательными нарушениями в помещении ЦСА и ПП;

— активная внеурочная деятельность для обучающихся (посещение музеев и выставок, прогулки на природе, походы в театр, экскурсии по достопримечательностям Москвы и Московской области).

Разработаны адаптированные образовательные программы профессионального обучения по профессиям «Швея», «Ткач», «Столяр», «Брошюровщик», «Изготовитель художественных изделий из керамики», «Садовник» в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) с выраженными ментальными нарушениями с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа профессионального обучения по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» разработана для лиц с РАС без выраженных интеллектуальных нарушений.

Виды специализированных школ для детей с ОВЗ

Существует разделение на несколько типов таких учебных заведений, большая часть из них это специальные, коррекционные образовательные учреждения – СКОУ. Их классификация включает в себя 8 видов:

  • СКОУ для неслышащих детей (I вид);
  • СКОУ для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид);
  • СКОУ для незрячих детей (III вид);
  • СКОУ для слабовидящих детей (IV вид);
  • СКОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид);
  • СКОУ для детей с задержкой психического развития (VII вид);
  • Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
  • Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями.

Все они рассчитаны на детей с определенными отклонениями в здоровья. Поэтому весь персонал знает их особые потребности, умеют им помогать, составляют группы из детей содействующих друг с другом и похожих по уровню развития. Очень важно, что они не превышают количество детей в классах. Для сравнения класс в обычной школе ограничивается обычно тридцатью учениками, в СКОУ для слабослышащих и позднооглохших детей, количество учеников в классе не превышает двенадцать человек.

Ребенок может обучаться в таком заведении, как на условиях интерната, так и экстерната, даже если заведение позиционирует как интернат с полным пансионом, родители могут приводить в него ребенка каждый день.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Прием инвалидов в вузы

Государство не только обеспечивает право инвалидов на образование, но и выделяет им льготы. За счёт федерального бюджета в вузах проводится набор лиц с ОВЗ по специальной квоте. Человек с инвалидностью имеет право один раз в жизни поступить в вуз по этой квоте. Если квота будет превышена, зачислены будут лица, получившие лучшую оценку за вступительные испытания.

Читайте также:  Как закрыть ООО с 1 учредителем [2022]

До 2018 года можно было подать документы только в один вуз и только по одной специальности. Теперь правила идентичны для всех. Инвалиды могут подавать документы в пять вузов одновременно.

Абитуриент может специально отказаться от использования особого права. В таком случае он может поступить на одну специальность по особой квоте, а на другие в рамках обычного конкурса абитуриентов.

В случае использования права на поступление по квоте нужно предоставить справку о наличии инвалидности или индивидуальных особенностей здоровья.

Абитуриенты-инвалиды имеют право поступить в вуз, сдав внутренние экзамены. Для этого нужно подать в интересующее учебное заведение заявление. Вступительные испытания адаптируются вузами в соответствии с возможностями абитуриентов. Например, для слепых задания зачитываются вслух, либо отпечатываются на шрифте Брайля.

Дистанционное обучение

В РФ процесс получения образования доступен каждому, и на сегодняшний день не существует каких-либо серьезных преград или исключений. В первую очередь, это касается детей-инвалидов. Некоторые из них не в состоянии посещать учебные заведения, и в подобных ситуациях предусмотрено дистанционное обучение.

Образовательное учреждение Возможность обучаться детям-инвалидам 1 группы
ДОУ В садах и яслях обучение для детей-инвалидов не предусмотрено
Общеобразовательные школы Образование осуществляется при помощи выездных педагогов на дому
Колледжи и ВУЗы Обучение производится онлайн с последующей сдачей через интернет всех заданий, работ и экзаменов.

Благодаря современным технологиям каждый желающий может получить не только средне специальное, но и высшее образование. При этом инвалиды имеют льготы пройти всю программу обучения на дому.

Не секрет, что специальные (коррекционные) школы для детей с нарушениями умственного и психического развития вызывают особое недоверие у родителей, даже если их сыновьям и дочерям рекомендуют там учиться…

Это нелепые предрассудки! Некоторые дети из-за состояния здоровья не способны освоить в полном объеме стандартный школьный курс математики или физики, но они обладают другими талантами. Многие из них достигают успехов в художественном творчестве, в адаптивной физической культуре…

Проблемы в умственном и психическом развитии не означают, что дети не способны к обучению. Они активно развиваются. Просто их путь к знаниям несколько отличается от образовательного пути основной массы школьников.

Целевые ориентиры оценки предпосылок профессиональной самореализации на основных уровнях образования

Целевым ориентиром в оценке достижений дошкольного возраста является овладение на доступном ребенку уровне (определяемом в соответствии с вариантом его развития):1 навыками коммуникации, навыками самообслуживания, навыками игрового взаимодействия со сверстниками, умением следовать несложным правилам и инструкциям.

Целевым ориентиром в оценке достижений младшего школьного возраста, который также должен рассматриваться в качестве пропедевтического этапа предпрофессиональной подготовки, является овладение на доступном ребенку уровне: устойчивыми и уверенными навыками самообслуживания и бытового поведения; навыками усложненной коммуникации, отраженными во ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в разделе описания жизненных компетенций; правилами и алгоритмами учебного поведения, включающими и правила взаимодействия с учителем и сверстниками в ходе учебных занятий; умениями следовать нормам и правилам поведения во внеучебной деятельности; умением планировать свою деятельность, прогнозировать и контролировать ее возможные результаты 2.

Перечисленные навыки и умения не имеют специфической связи с будущим профессиональным образованием, но составляют важную общую основу его успешности на уровне личностных, поведенческих и деятельностных приобретений ребенка.

Относительно специфичные целевые ориентиры могут быть представлены в следующих достижениях: овладение общетрудовыми навыками и доступными ручными умениями; достаточная степень адаптации к ограничениям жизнедеятельности, связанным со спецификой нарушения развития, освоение доступных способов и средств их компенсации, включая специальные технологии и ассистивные устройства 3; приобретение общей осведомленности о профессиях и, прежде всего, о потенциально доступных профессиях с учетом ограничений, связанных с конкретными особенностями имеющегося у ребенка нарушения развития 4.

Целевым ориентиром в оценке качества предпрофессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ среднего школьного возраста является готовность к принятию рекомендаций педагогов по выбору дальнейшего образовательного маршрута (СПО, переход в старшие классы, отказ от продолжения образования), согласованного с родителями или лицами, их заменяющими. Объективной предпосылкой для таких рекомендаций является степень приближения общих образовательных результатов (в сферах академических достижений и жизненных компетенций) обучающихся к результатам, планируемым на этом уровне образования. Наличие общетрудовых умений и навыков является актуальным, прежде всего, для продолжения образования в СПО. Наличие трудовой мотивации объективно раскрывается лишь в процессе выполнения трудовой деятельности, поэтому рассматривать его в качестве одного из целевых ориентиров нецелесообразно.

Целевым ориентиром в оценке готовности к профессиональной деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ старшего школьного возраста является готовность к осознанному либо рекомендуемому 5 выбору между трудоустройством по доступной профессии, продолжением образования в организациях СПО или в высшей школе. Основу осознанного выбора сферы профессиональной деятельности или конкретной специальности должны составлять личные предпочтения старшеклассника, сложившиеся как результат профориентационной работы (при участии его родителей) и собственных адекватных представлений о возможностях и ограничениях в сфере профессиональной самореализации.

Объективными предпосылками для профориентационных рекомендаций, ориентирующих на обучение в ВУЗе, в первую очередь, является степень приближения общих образовательных результатов (в сферах академических достижений и жизненных компетенций) обучающихся к результатам, планируемым на этом уровне образования, а также устойчивый интерес и способности к определенным видам профессиональной деятельности.

Целевым ориентиром в оценке готовности к профессиональному образованию в высшей школе является сформированная установка на продолжительное и ответственное включение в трудоемкий образовательный процесс, объективно подкрепляемая должным качеством сформированности предпосылок к освоению этого уровня профессионального образования, отмеченных выше.

Использование квот на бюджетные формы высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ является оправданным для тех из них, кто обладает такими характеристиками готовности к обучению. В противном случае типичными становятся ситуации с отказом от продолжения образования в связи с утратой интереса к учебе, трудностями усвоения образовательных программ, или нежеланием (неспособностью) работать по специальности после получения диплома. В этой связи следует упомянуть, что ВУЗ общего назначения, в котором обучаются инвалиды, должен представлять собой двойственную – реабилитационно-образовательную – систему, качество функционирования которой определяется не только мерой овладения студентами-инвалидами теми или иными знаниями, умениями и навыками, отвечающими требованиям профессиональной компетентности, но и социально-реабилитационной эффективностью их обучения. В данном контексте значимыми факторами успешного образования инвалидов в ВУЗе, по мнению ряда авторов, являются дополнительная подготовленность профессорско-преподавательского состава к работе с инвалидами разных нозологических групп, а также наличие компетентного медико-психологического и тьюторского сопровождения. Любые направления образовательной деятельности должны выстраиваться с учетом особых образовательных потребностей студентов-инвалидов. К типичным трудностям, порождающим особые потребности, можно отнести:

  • трудности в восприятии и фиксации учебной информации на лекционных и семинарских занятиях;
  • трудности в установлении продуктивного взаимодействия с преподавателями;
  • трудности в доступе к учебной и учебно-методической литературе;
  • трудности в оформлении и представлении результатов самостоятельных работ;
  • трудности в налаживании неформального общения в студенческой среде;
  • трудности в проведении досуга;
  • трудности ориентировки в предметно-пространственной среде и социально-бытовой инфраструктуре ВУЗа;
  • трудности в использовании современных технических средств реабилитационно-образовательного назначения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *